Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 417
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краны №19 и №21 носят название охранных и являются обязательными для любой КС. Их назначение – отключение всей КС в аварийных ситуациях на ней (в частности, при авариях в районе узла подключения) [1].
Технологическая схема функционирует следующим образом. Газ из магистрального газопровода через кран №7 по всасывающему шлейфу поступает во входной распределительный коллектор площадки пылеуловителей. Из распределительного коллектора газ направляется в пылеуловители, где происходит его очистка от механических примесей и влаги. Очищенный технологический газ из выходного коллектора блока пылеуловителей по трубопроводу через кран №1 поступает в ЦБН. В центробежном нагнетателе технологический газ сжимается до выходного давления КС. Затем он через кран №2 и участок трубопровода поступает в распределительный коллектор блока АВО газа. Из этого коллектора газ направляется в трубные пучки секций аппаратов воздушного охлаждения. В них газ охлаждается до расчетной (допустимой по режиму) температуры и через выходной сборный коллектор, выходной шлейф и кран №8 поступает в магистральный газопровод [1].
1.2.1 Сепарация и очистка газа перед компримированием
Природный газ, перекачиваемый по магистральному газопроводу, содержит в себе механические примеси – посторонние вещества в твёрдом, жидком и газообразном состояниях. При эксплуатации магистральных газопроводов механические примеси образуются за счёт продуктов коррозии стенок трубопровода; твёрдых частиц, попадающих в газопровод вместе с газом из пласта месторождения, а так же строительного мусора, попадающего в трубу при врезках, замене арматуры; жидких включений конденсата и воды.
Механические примеси, содержащиеся в газе, способствуют эрозии, износу трубопроводов и лопаточного аппарата центробежных нагнетателей, а так же засоряют контрольно-измерительные приборы и увеличивают вероятность аварийных ситуаций на компрессорной станции.
В соответствии с требованиями ГОСТа максимальное содержание твёрдой фазы в газе не должно превышать 100 мг/нм3, а жидкой 200 мг/нм3 (допустимый фракционный состав пыли приведён в технической характеристике пылеуловителя).
Для очистки природного газа от механических примесей применяются вертикальные циклонные пылеуловители, работающие по принципу "сухого" отделения пыли, (т.е. используются инерционные силы взвешенных частиц). В них газ одновременно очищается от механических примесей, грязи и конденсата. Эффективность очистки газа в циклонных пылеуловителях составляет от 85 до 98 %.
Пылеуловитель представляет собой аппарат цилиндрической формы диметром 1600 мм и высотой 4290 мм.
Для эффективного отделения из потока газа механических примесей или жидкости аппарат содержит две технологические секции:
- секцию грубой очистки газа и его распределения со сборником для уловленных примесей в нижней части корпуса аппарата;
- секцию тонкой очистки газа (батарея мультициклонных элементов) с конусным бункером для сбора уловленных примесей.
В секции грубой очистки газа находится штуцер входа газа и верхняя часть конусного бункера, наружная поверхность которого служит отбойником и распределителем потока газа по сечению аппарата.
Секция тонкой очистки газа представляет собой батарею циклонных элементов (187 штук), закрепленной между нижней и верхней решетками. Циклонный элемент состоит из корпуса-трубы, завихрителя улиточного типа и быстросъемной выходной трубки, крепящейся к верхней решетки с помощью треугольных планок, освобождающих трубку при повороте их на 60°, что позволяет производить осмотр и при необходимости чистку щелей завихрителя циклонного элемента в случае его закупоривания.
В нижней части аппарата, являющейся сборником примесей, выделившихся в зоне предварительной очистки, находится подогреватель змеевикового типа, необходимый для подогрева в зимнее время, дренажный штуцер – грязевик и штуцер выхода жидкости.
Конусный бункер, служащий сборником примесей, уловленных циклонными элементами, имеет свой дренажный штуцер Ду100. В конусном бункере имеется лючок для осмотра его внутренней поверхности и периодической очистки.
Для обеспечения контроля за нормальной работой пылеуловитель снабжен муфтами для манометра и дифманометра, штуцерами для сигнализатора уровня.
Для осмотра внутренней части аппарата и периодической его очистки имеются два люк-лаза.
Четыре штуцера Ду50, расположенные по периметру в средней части аппарата, предназначены для промывки циклонных элементов и нижней решетки в случае загрязнения циклонной батареи.
Пылеуловитель работает следующим образом: неочищенный газ через штуцер входа поступает в секцию грубой очистки, где за счет сил инерции и гравитации происходит предварительная его очистка от крупных мехпримесей и жидкости. Далее газ проходит через кольцевое пространство между корпусом аппарата и конусным бункером в батарею циклонных элементов, где в результате воздействия центробежных сил происходит окончательная очистка газа от примесей и через штуцер выхода газ выходит наружу. Выделившиеся в секции грубой очистки жидкость и твердые
мехпримеси собираются в нижней части корпуса, откуда жидкость удаляется автоматически с помощью автоматики, а твердые мехпримеси – периодически по мере накопления вручную продувкой [1].
Выделившиеся в батарее циклонных элементов примеси собираются в коническом бункере, откуда удаляются периодически с помощью автоматики.
Пропускная способность – 5000000 м3/сут.
Максимальная пропускная способность – 8500000 м3/сут.
Объем пылеуловителей – 8,6 м3.
1.2.2 Охлаждение компримированного газа
Охлаждение газа после компримирования (сжатия его в нагнетателях компрессорной станции) с целью обеспечения надёжности и повышения эффективности работы газопровода осуществляется в аппаратах воздушного охлаждения (АВО). Температура природного газа на выходе из установки охлаждения газа не должна быть выше допустимой условиями устойчивости газопровода и сохранности его изоляции и не должна быть ниже величины допустимой по условиям холодостойкости металла труб. На КС «Медногорск» для охлаждения природного газа применяются аппараты воздушного охлаждения типа АВЗ-64-Б1-ВЗТ.
Аппарат предназначен для работы на открытом воздухе в микроклиматических условиях с умеренным климатом при средней температуре в течение пяти суток подряд в наиболее холодный период не ниже минус 40 0С.
Техническая характеристика аппаратов воздушного охлаждения газа (АВОГ) типа АВЗ-64-Б1-ВЗТ представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Технические характеристики АВОГ
Наименование показателей | Единицы измерения | Величина |
Условное давление | бар | 64 |
Поверхность теплообмена аппарата: | | |
внутренняя | м2 | 5300 |
наружная по оребрению | м2 | 440 |
Количество секций в аппарате | шт. | 6 |
Максимальная рабочая температура среды | грд. цельсия | 300 |
Количество рядов труб | шт | 8 |
Количество ходов по трубам | шт | 1 |
Площадь сечения одного хода | м2 | 0,0652 |
Поверхность теплообмена секции: | | |
наружная (по оребрению) | м2 | 884 |
внутренняя | м2 | 73 |
Привод: | | |
Количество приводов в аппарате | шт | 1 |
Шифр типа привода | | ВЗТ |
Тип электродвигателя | | ВАСО16-34-24 |
Номинальная мощность электродвигателя | кВт | 90 |
Скорость вращения электродвигателя | об/мин | 250 |
Количество вентиляторов в аппарате | | 1 |
Тип колеса вентилятора | | УК-2М |
Диаметр колеса вентилятора | мм | 5000 |
Количество лопастей | шт | 4 |
Скорость вращения вентилятора | об /мин | 250 |
Максимальный угол установки лопастей | | 240 |
Масса аппарата | кг | 37890 |
Трубные пучки укреплены на общей раме. Снизу к раме жестко крепятся диффузоры. Снизу под рамой на отдельном фундаменте крепится механизм привода вентиляторов. Привод вентиляторов осуществляется напрямую от электродвигателей.
Подвод и отвод охлаждаемого газа производится через распределительные коллекторы. По трубам теплообменной секции пропускают транспортируемый газ, а через межтрубное пространство теплообменной секции с помощью вентиляторов, проводимых во вращение от электродвигателей, прокачивают наружный воздух. За счет теплообмена между нагретым при компремировании газом, движущимся в трубах и наружным воздухом, движущимся по межтрубному пространству, и происходит охлаждение технологического газа на КС [1].
1.3 Газоперекачивающий агрегат ГПА-Ц-16
Газоперекачивающие агрегаты компрессорных цехов предназначены для бесперебойного обеспечения транспорта газа в соответствии с плановой производительностью газопровода при безаварийной работе ГПА с максимальной экономичностью.
Агрегат ГПА-Ц-16 предназначен для транспортирования природного газа по магистральным газопроводам при рабочем давлении от 5,2 до 7,5 МПа.
Газоперекачивающий агрегат полностью автоматизирован, устанавливается в индивидуальном контейнере и может эксплуатироваться при температуре окружающего воздуха от минус 55 до плюс 45 °С [15].
ГПА-Ц-16 состоит из двигателя НК-16СТ и нагнетателя НЦ-16-56-1,44.
В состав ГПА входят:
- турбоблок с газотурбинным двигателем НК-16СТ и центробежным нагнетателем НЦ-16;
- воздухоочистительное устройство (ВОУ);
- шумоглушитель всасывающего тракта;
- всасывающая камера;
- промежуточный блок;
- блок вентиляции;
- два блока маслоохладителей;
- выхлопной диффузор;
- выхлопная шахта;
- шумоглушители выхлопного тракта;
- блок автоматики;
- блок маслоагрегатов;
- блок фильтров топливного газа;
- система подогрева циклового воздуха;
- система пожаротушения;
- система обогрева контейнера.