Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение и рекомендации
В современных, динамично изменяющихся условиях персонал является ключевым активом организации, обеспечивающим ее конкурентоспособность и устойчивое развитие. Понимание и удовлетворение текущих и будущих ожиданий и потребностей работников является залогом долгосрочного успеха и процветания организации.
Качественная оценка удовлетворенности персонала трудом способствует принятию руководством взвешенных, обоснованных решений, для чего необходимо обладать достоверной, своевременной, полной информацией о состоянии трудовых ресурсов в организации.
В данном исследовании мы изучали особенности удовлетворенности различными аспектами и условиями труда сотрудников , а также особенности личностного типа сотрудника оптимально подходящего на должность оператора Контакт-центра. В качестве объекта исследования были обозначены личностные особенности сотрудников и их удовлетворенность трудом. Предметом исследования была взаимосвязь между личностными особенностями сотрудников и их удовлетворенностью различными аспектами и условиями труда.
В ходе исследования мы достигли поставленных перед нами задач, а именно
-
выявили степень удовлетворенности различными аспектами и условиями труда операторов ; -
выявили локус контроля, уровень стрессоустойчивости операторов, особенности темперамента операторов ; -
установили стиль руководства Старших смены и Старших операторов в каждой из рабочих смен; -
описали уровень удовлетворенности трудом в по каждому из составляющих ее параметров; -
сравнили сотрудников дневных и ночных смен по выявленным в результате исследования показателям; -
обнаружили и проанализировли взаимосвязи между степенью удовлетворенности различными аспектами и условиями труда, локусом контроля сотрудников, уровнем их стрессоустойчивости, стилем руководства ответственных за смены, а также личностными особенностями исследуемых; -
разработали рекомендации по повышению уровня удовлетворенности трудом у сотрудников; -
описали личностный тип сотрудника оптимально подходящего на должность оператора .
В ходе анализа результатов проделанной работы мы подтвердили наши гипотезы, проанализировали связи между отдельными изученными параметрами и удовлетворенностью трудом, описали личностный тип сотрудника, оптимально подходящего на должность оператора Контакт-центра. Результаты, полученные нами в проведенном исследовании позволили составить следующие рекомендации по работе с персоналом, находящемся в должности оператора Контакт-центра.
В условиях работы на должности оператора горячих линий, где нет карьерного роста, возможности самовыражения, а есть информирование клиента в соответствии со стандартами и требованиями заказчиков, довольно трудно мотивировать сотрудников и повышать их уровень удовлетворенность своим трудом. Однако исходя из проведенного исследования, можно предположить, что повысить удовлетворенность трудом возможно, внеся элемент сложности и карьерности в сам процесс выполняемой работы. Например, этого можно добиться, разделив все рабочие проекты по степени сложности и продвигая по ним сотрудников, повышая их статус и оплату труда, поскольку в настоящее время многие сотрудники возмущены тем, что работая на проектах разной сложности, они получают одинаковую зарплату. Система проектов разной сложности позволит создать возможность официального повышения профессионального уровня.
Кроме того, сотрудникам не хватает публичного одобрения, со стороны руководства. Многим кажется, что их труд никому незаметен: ни клиентам, ни компании. Сотрудникам стоит говорить об их ошибках и достижениях в ходе выполнения работы, поскольку это, во-первых, дает им возможность видеть свои минусы и работать над ними, и, во-вторых, знать свои плюсы и понимать, что компания о них тоже знает и ценит их.
Поскольку должность оператора Контакт-центра новая для г. … , отношение к ней еще не сформировано. Однако наблюдается тенденция воспринимать ее как временную работу или подработку. Для компании это не очень выгодно, поскольку в таком случае сотрудники будут довольно часто меняться. Поэтому в настоящее время необходимо формировать отношение сотрудников к данной должности их заинтересованность в ней. Профессии не хватает престижа в глазах сотрудников. Кроме того, многие даже не знают о компании, в которой работают. В связи с этим необходимо разработать презентацию для сотрудников, где было бы доступно, ярко и эмоционально рассказано о компании, о ее развитии и перспективах, о значимости должности оператора Контакт-центра в данной компании и о возможностях, открывающихся перед сотрудниками (не обязательно в профессиональной деятельности).
Список литературы
-
Бессокирная Г.П. Темницкий А.Л. Удовлетворенность работой на предприятии и удовлетворенность жизнью. – СПб.: Питер, 2004. -
Бурякова Е.С. Об удовлетворенности трудом, как слагаемом эффективной деятельности рекрутера//Московский психологический журнал. №3, 2008. -
Бюссинг А. Мотивация и удовлетворенность//Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. -
Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: МГУ, 1997. -
Гневко В.А., Яковлев И.П. Менеджмент: социально-гуманистическое измерение. СПб. Ин-т управления и экономики, 1996. -
Головач В. Три источника и две части субъективной удовлетворенности// www.gumer.ru -
Занковский А.Н. Организационная психология. М.: ""Флинта"", 2000. -
Занюк С. С. Психология мотивации. – К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001. -
Захаров В. П. Удовлетворенность трудом (описание и измерение) // Личность и Деятельность / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1982 -
Интегральная удовлетворенность трудом / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. -
Камерон К. Диагностика и измерение организационной культуры /К. Камерон, Р. Куинн. СПб.: ПИТЕР, 2001. -
Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М.: Кгито-Ценр, 1997. -
Кревневич В.В. Автоматизация и удовлетворенность трудом. - М.: Мысль, 1987. -
Лысенко Ю. Н. Эффективность профессиональной деятельности / Монография / Ю. Н. Лысенко; М-во общ. и проф. образования РФ. Самар. гос. пед. ун-т 1998. -
Магура М., Курбатова М. Секреты мотивации, или мотивация без секретов//"Управление персоналом", 2007, № 13-14 -
Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологическое описание. Учебное пособие. Кострома, 2003. -
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. -
Мильман В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом. // Психологический журнал. – 1985, № 5. -
Ньюстром Д.В. Организационное поведение / Д.В. Ньюстром, К. Девис. СПб. ПИТЕР, 2000. -
Организационная психология / сост. и общ. ред. А.В. Винокурова. СПб.: ПИТЕР, 2001. -
Патрушев В.Д., Бессокирная Г.П., Темницкий А.Л. Рабочие на частном предприятии: мотивация, оплата труда и удовлетворенность работой // Социологические исследования. 1998. № 4. -
Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во "Речь", 2002. -
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2003. -
Пряжникова Е. Ю. Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультанта. Дис. д-ра психол. наук. Тверь.2001. -
Психология личности. Тесты, опросники, методики/Сост. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. – М., Геликон, 1995. -
Радугин А.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995. -
Радул Н.Н. Особенности профессиональной самореализации военного психолога. Автореф. диссертации на соискание степени кандидата псих.наук, М.2001. -
Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Изд. дом "БАХРАХ-М", 2005. -
Ревская Н.Е. Психология менеджмента. Конспект лекций.— СПб.: Альфа, 2001 -
Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. М.: Аудит: ЮНИТИ, 1998. -
Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала // Управление персоналом. – М., 2005. -
Справочник практического психолога. Психодиагностика/под общ. ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. -
Тарасова Н.А. Удовлетворенность персонала трудом: понятие и оценка -
Харский К. Благонадежность и лояльность персонала. – СПб.: Питер, 2003. -
Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: ПИТЕР, 2001. -
Хэкман Дж. Р., Олдхэм Г., Дженсон Р., Пэди К. Новая стратегия обогащения работы // Барри М. Стоу. Антология организационной психологии. – М.: Вершина, 2005. -
Человек и его работа / под ред. А.Г. Здравомыслова, В.П. Рогожина, В.А. Ядова. М., 1967. -
Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: ПИТЕР, 2002. -
Шекшня С.В. Управление персоналом в современной организации. М.: Интел-Синтез, 1997. -
Экспериментальная и прикладная психология. – Вып. II: Личность и деятельность. – Л. 1982 -
Ядов В.А., Киссель А.А. Удовлетворенность работой: Анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического истолкования // Социологические исследования. №1, 1974.
Приложения
Приложение 1
Анализ ответов сотрудникам по отдельным составляющим удовлетворенности трудом.
А
Б
Приложение 2
Связи между исследуемыми показателями, выявленные с помощью электронной программы STATISTICA
Общая удовлетворенность трудом | Valid | Spearman | t(N-2) | p-level |
УТобщая & Иобщая | 73 | 0,525949 | 4,19411 | 0,000123 |
УТобщая & Идостижения | 73 | 0,331732 | 2,38497 | 0,021258 |
УТобщая & Инеудачи | 73 | 0,568747 | 4,68982 | 0,000025 |
УТобщая & Ипроизв.отн. | 73 | 0,622872 | 5,39997 | 0,000002 |
УТобщая & Имежл.отн. | 73 | 0,193557 | 1,33807 | 0,187450 |
УТобщая & Директивный СМ | 73 | -0,200051 | -1,38481 | 0,172792 |
УТобщая & ПопустительскийСМ | 73 | -0,569725 | -4,70175 | 0,000024 |
УТобщая & Коллегиальный СМ | 73 | 0,462536 | 3,53832 | 0,000933 |
УТобщая & Директивный СО | 73 | 0,021688 | 0,14713 | 0,883671 |
УТобщая & Попустительский СО | 73 | -0,262034 | -1,84155 | 0,071994 |
УТобщая & Коллегиальный СО | 73 | 0,312297 | 2,22962 | 0,030696 |
УТобщая & Эргичность | 73 | 0,602236 | 5,11646 | 0,000006 |
УТобщая & Соц.эргичность | 73 | 0,177462 | 1,22302 | 0,227552 |
УТобщая & Пластичность | 73 | 0,328276 | 2,35710 | 0,022730 |
УТобщая & Соц.пластичность | 73 | -0,302406 | -2,15177 | 0,036699 |
УТобщая & Темп | 73 | 0,128900 | 0,88160 | 0,382578 |
УТобщая & Соц.темп | 73 | 0,011039 | 0,07488 | 0,940638 |
УТобщая & эмоциональность | 73 | 0,319505 | 2,28686 | 0,026854 |
УТобщая & Соц.эмоциональность | 73 | -0,139899 | -0,95826 | 0,342939 |
УТобщая & Контроль | 73 | 0,411914 | 3,06592 | 0,003626 |
УТобщая & Стрессоустойчивость | 73 | -0,137003 | -0,93804 | 0,353122 |
Интерес к работе | Valid | Spearman | t(N-2) | p-level |
Интерес & Иобщая | 73 | 0,423445 | 3,17019 | 0,002710 |
Интерес & Идостижения | 73 | 0,120842 | 0,82564 | 0,413269 |
Интерес & Инеудачи | 73 | 0,518504 | 4,11269 | 0,000160 |
Интерес & Ипроизв.отн. | 73 | 0,553040 | 4,50205 | 0,000046 |
Интерес & Имежл.отн. | 73 | 0,066849 | 0,45441 | 0,651670 |
Интерес & Директивный СМ | 73 | -0,144380 | -0,98960 | 0,327546 |
Интерес & ПопустительскийСМ | 73 | -0,464992 | -3,56227 | 0,000869 |
Интерес & Коллегиальный СМ | 73 | 0,240644 | 1,68154 | 0,099436 |
Интерес & Директивный СО | 73 | -0,095651 | -0,65173 | 0,517821 |
Интерес & Попустительский СО | 73 | -0,229587 | -1,59987 | 0,116475 |
Интерес & Коллегиальный СО | 73 | 0,247587 | 1,73318 | 0,089764 |
Интерес & Эргичность | 73 | 0,704549 | 6,73353 | 0,000000 |
Интерес & Соц.эргичность | 73 | -0,071761 | -0,48796 | 0,627895 |
Интерес & Пластичность | 73 | 0,357296 | 2,59457 | 0,012664 |
Интерес & Соц.пластичность | 73 | -0,250999 | -1,75865 | 0,085288 |
Интерес & Темп | 73 | -0,030377 | -0,20612 | 0,837605 |
Интерес & Соц.темп | 73 | -0,105772 | -0,72143 | 0,474297 |
Интерес & эмоциональность | 73 | 0,368896 | 2,69183 | 0,009876 |
Интерес & Соц.эмоциональность | 73 | -0,027606 | -0,18730 | 0,852247 |
Интерес & Контроль | 73 | 0,339594 | 2,44876 | 0,018206 |
Интерес & Стрессоустойчивость | 73 | -0,031013 | -0,21044 | 0,834255 |
Удовлетворенность достижениями в профессиональной деятельности | Valid | Spearman | t(N-2) | p-level |
УДостижениями & Иобщая | 73 | 0,299385 | 2,12814 | 0,038715 |
УДостижениями & Идостижения | 73 | 0,021945 | 0,14888 | 0,882303 |
УДостижениями & Инеудачи | 73 | 0,183503 | 1,26608 | 0,211860 |
УДостижениями & Ипроизв.отн. | 73 | 0,213266 | 1,48050 | 0,145557 |
УДостижениями & Имежл.отн. | 73 | 0,287927 | 2,03917 | 0,047203 |
УДостижениями & Директивный СМ | 73 | -0,073566 | -0,50031 | 0,619245 |
УДостижениями & ПопустительскийСМ | 73 | -0,495922 | -3,87337 | 0,000338 |
УДостижениями & Коллегиальный СМ | 73 | 0,457200 | 3,48663 | 0,001087 |
УДостижениями & Директивный СО | 73 | 0,150574 | 1,03302 | 0,306994 |
УДостижениями & Попустительский СО | 73 | -0,187041 | -1,29136 | 0,203029 |
УДостижениями & Коллегиальный СО | 73 | 0,192358 | 1,32947 | 0,190250 |
УДостижениями & Эргичность | 73 | 0,179577 | 1,23807 | 0,221970 |
УДостижениями & Соц.эргичность | 73 | 0,054861 | 0,37264 | 0,711125 |
УДостижениями & Пластичность | 73 | 0,347311 | 2,51195 | 0,015579 |
УДостижениями & Соц.пластичность | 73 | -0,132602 | -0,90736 | 0,368945 |
УДостижениями & Темп | 73 | -0,027920 | -0,18944 | 0,850582 |
УДостижениями & Соц.темп | 73 | 0,150616 | 1,03331 | 0,306860 |
УДостижениями & эмоциональность | 73 | 0,074304 | 0,50535 | 0,615724 |
УДостижениями & Соц.эмоциональность | 73 | -0,022698 | -0,15398 | 0,878297 |
УДостижениями & Контроль | 73 | 0,213356 | 1,48115 | 0,145383 |
УДостижениями & Стрессоустойчивость | 73 | -0,041132 | -0,27921 | 0,781335 |
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками | Valid | Spearman | t(N-2) | p-level |
УВз с сотруд & Иобщая | 73 | 0,637939 | 5,61847 | 0,000001 |
УВз с сотруд & Идостижения | 73 | 0,268992 | 1,89421 | 0,064495 |
УВз с сотруд & Инеудачи | 73 | 0,529304 | 4,23123 | 0,000110 |
УВз с сотруд & Ипроизв.отн. | 73 | 0,310457 | 2,21507 | 0,031746 |
УВз с сотруд & Имежл.отн. | 73 | 0,498402 | 3,89912 | 0,000312 |
УВз с сотруд & Директивный СМ | 73 | -0,116641 | -0,79653 | 0,429814 |
УВз с сотруд & ПопустительскийСМ | 73 | -0,245494 | -1,71759 | 0,092598 |
УВз с сотруд & Коллегиальный СМ | 73 | 0,174654 | 1,20305 | 0,235111 |
УВз с сотруд & Директивный СО | 73 | 0,054600 | 0,37087 | 0,712438 |
УВз с сотруд & Попустительский СО | 73 | -0,324723 | -2,32857 | 0,024331 |