Файл: Семинарскопрактическое занятие 1 по темам Ощущение и восприятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ЧАСТЬ 2/4)
Группа _________
Студент
__________
МОСКВА 2022
Семинарско-практическое занятие № 1
по темам «Ощущение и восприятие»
-
Представьте краткую характеристику одного из видов ощущений (по модальностям): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные.
Слуховые ощущения
Слуховые ощущения вызываются действием на слуховой рецептор звуковой волны и различаются по высоте, силе (интенсивности) и тембру.
Высота звука в основном определяется количеством колебаний в секунду. Сила слуховых ощущений называется субъективной громкостью (от 0 до 140 дБ). Громкость связана с интенсивностью звука, зависит и от высоты.
Тембр звука (набор гармоник) – это его специфическое качество, которое отличает звуки друг от друга.
Человек способен воспринимать звуковые колебания с частотой от 20 до 2000 Гц. Колебания с частотой ниже 16-20 Гц называются инфразвуком, с частотой свыше 2000 – ультразвуком.
В пределах зоны ощущений частота колебаний определяет прежде всего высоту воспринимаемого звука: чем больше частота, тем более высоким кажется нам воспринимаемый звук. На высоту звука влияет также и интенсивность раздражения.
Некоторые авторы выделяют еще две характеристики звука: фазу (субъективная длительность) и пространственность (локализация звука в пространстве). Отмечаются и такие характеристики звука, как объемность, плотность и яркость, которые можно считать следствием определенного взаимодействия оценок уже названных его параметров.
Кратко раскройте суть законов (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
4. Закон Стивенса.
Густав Фехнер в XIX в. разработал психофизическую шкалу ощущений, основанную на дифференциальном пороге и константе Вебера. Спустя примерно сто лет в период 40—60 гг. XX в. американский психолог Стэнли С. Стивенс разработал другую психофизическую шкалу, основанную па иных допущениях. Стивенс не согласился с Фехнером, что человек не может непосредственно оценивать силу своих ощущений. Стивенс предполагал, что человек может определять свои ощущения либо присваивая им какое-то число либо на основании расстояний или отношений между ощущениями. В силу этого психофизику Фехнера называют объективной и косвенной, а психофизику Стивенса — субъективной и прямой.
Таким образом, Стивенс утверждал, что возможна непосредственная оценка ощущений, для этого нужно лишь использовать определенные методы, позволяющие наблюдателям «переводить» свои ощущения на язык чисел. Стивенс пересмотрел основу закона Фехнера и разработал четыре метода, при помощи которых можно напрямую оценивать ощущения:
-
1) метод оценки отношений, испытуемому предъявляются два стимула, его задача состоит в том, чтобы оценить, во сколько раз один стимул больше или меньше другого; -
2) метод установления отношений, испытуемому предъявляется стимул и предоставляется набор стандартных стимулов разной интенсивности (по какому-то одному сенсорному качеству, например, по весу), задача испытуемого состоит в том, чтобы из предоставленного набора выбрать такой стимул, чтобы он вызывал ощущение в несколько раз слабее или сильнее, чем то, которое вызвал первый стимул; -
3) метод оценки величины: испытуемому предъявляется стимул, его задача оцепить величину ощущения в единицах эталона; -
4) метод установления величины, испытуемому предлагается подобрать стимул, который бы вызывал ощущение определенной, указанной экспериментатором, силы.
Практические задания
Задание №1
Представьте в таблице сходные и отличительные характеристики ощущения и восприятия.
| Ощущение | Восприятие |
Сходство | 1. Ощущение и восприятие – познавательные психические процессы. 2. Ощущение и восприятие образуют чувственную ступень познания. 3. Общими являются условия возникновения ощущения и восприятия (непосредственное воздействие окружающих предметов на органы чувств). | |
Отличия | 1. В процессе ощущения отражаются отдельные свойства предметов. 2. В результате ощущений возникает более или менее смутное чувство (сладости, яркости, громкости и т.п.). 3. Ощущения привязаны к конкретному анализатору, к конкретной сенсорной системе. | 1. При восприятии предмет отражается целиком, во всем многообразии свойств. 2. В результате восприятия складывается целостный образ предмета. Восприятие включает в себя комплекс разнообразных ощущений, но восприятие не сводится к сумме ощущений, т.к. в образе восприятия достраиваются с участием воображения те качества предмета, которые в данный момент могут не ощущаться. 3. Восприятие связано с комплексной работой анализаторов. Может быть выделена лишь модальность преобладающего объема переработанной в процессе восприятия сенсорной системой информации. Построение образа происходит на основе синтеза ощущений от разных модальностей. |
Задание №2
Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
Ответ: Адаптация.
б) Под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.
Ответ: Синестезия.
в) У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение чувствительности к различению тона.
Ответ: Сенсибилизация, обусловленная специфическими требованиями деятельности.
г) Слепоглухая Ольга Скороходова по запаху узнавала вошедшего в комнату человека; слушала музыку, положив руку на крышку рояля.
Ответ: Компенсаторная сенсибилизация.
Задание №3
Представьте в таблице.
Свойство восприятия | Краткая характеристика | В чем проявляется |
Предметность | Это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. | Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. По мнению Сеченова, предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (движения рук; движения глаз и др.). Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности. |
Целостность | Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. | Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. |
Структурность | Структурность восприятия представляет собой не просто совокупность ощущений. В нем отражается взаимосвязь различный свойств и частей, т.е. структура предмета. | Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Можно сказать, что структурность восприятия — это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Например, ноты поступают в сознание, и мы узнаем мелодию, мы узнаем в фигуре треугольник, т.к. знаем соотношение сторон данной фигуры, или определенная буква остается той же буквой при разной манере написания. Структурность связана с другим свойством восприятия — целостностью. |
Константность | Это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия (например, машина кажется нам большой на любом расстоянии от нее). В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. | Благодаря константности, проявляющейся в способности перцептивной системы (система восприятия, которая состоит из совокупности определенных анализаторов) компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. Человек многократно воспринимает определенный предмет, причем, этот предмет воспринимается при совершенно разных условиях. Это позволяет системе поддерживать относительное постоянство свойств объектов и явлений. Без константности восприятия люди не смогли бы ориентироваться в окружающем их мире. |
Апперцепция | Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт. В процессе восприятия, для того, чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один предмет может по-разному восприниматься разными людьми. | Содержание восприятия определяется поставленной задачей, мотивами деятельности, интересами. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые легко могут изменить содержание восприятия. |
Осмысленность | Это свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, оно представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных. | Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Вне зависимости от постоянно меняющегося содержания, мы узнаем один и тот же предмет. Восприятие человека, являясь своеобразным осознанием предметов и явлений, включает акт понимания, осмысления. |
Активность (избирательность) | Избирательность восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты окружающего мира являются фоном нашего восприятия (не отражаются в сознании). | Например, находясь в лекционном зале, вы слушаете лекцию, не замечая, что позади вас кто-то обсуждает планы на вечер. Ваше восприятие направленно на лекцию, пока вас самих не спросят насчет планов. В этом случае, вы уже будете общаться, а не слушать лекцию, т.е. восприятие будет направленно на собеседников. |
Семинарско-практическое занятие № 2
по теме «Память»
1. Представьте краткую характеристику одного из видов памяти (по характеру психической активности, преобладающей в деятельности и особенностям запоминания материала).
Словесно-логическая память.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст “своими словами”.
Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла, прежде всего, запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае, очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.
Словесно-логическая память – специфически человеческая память
, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.
Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.
2. Дайте краткую характеристику одного из видов памяти (по продолжительности закрепления и сохранения материала).
Долговременная память
Превращение краткосрочной памяти в долговременную (консолидация памяти) в общем виде обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результата повторного возбуждения нервных клеток. Консолидация памяти обусловлена химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях. По данным современной нейрофизиологии и нейрохимии, в основе долговременной (долгосрочной) памяти лежат сложные химические процессы синтеза белковых молекул в клетках головного мозга.
Определенное значение в механизмах долгосрочной памяти имеют и изменения, наблюдающиеся в медиаторных механизмах, обеспечивающих процесс химической передачи возбуждения с одной нервной клетки на другую. В основе пластических химических изменений в синаптических структурах лежит взаимодействие медиаторов, например ацетилхолина с рецепторными белками постсинаптической мембраны и ионами (Na+, K+, Са2+). Динамика трансмембранных токов этих ионов делает мембрану более чувствительной к действию медиаторов. Установлено, что процесс обучения сопровождается повышением активности фермента холинэстеразы, разрушающей ацетилхолин, а вещества, подавляющие действие холинэстеразы, вызывают существенные нарушения памяти.
Возможной основой долговременной памяти являются некоторые пептиды гормональной природы, простые белковые вещества