Файл: Экономическая сфера общества. Экономика и ее роль в жизни общества. Экономика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экономическая сфера общества.
Экономика и ее роль в жизни общества.
Экономика – это искусство управления хозяйством. (от греческого: эйкос-хозяйство, номо - наука)
1. Экономика – это хозяйство
2. Экономика – это наука, которая изучает хозяйство.
Экономическая жизнь представляет собой производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.
Производство – это преобразование природных материалов, чтобы они могли удовлетворять потребности людей.
Распределение – прибыль, заработная плата, налоги, рента, процент.
Обмен деятельностью, товарами и услугами.
Потребление – использование результатов производства.
От уровня развития экономики зависит уровень жизни людей, социальная структура общества, доступность духовных достижений для широких слоев населения. Экономика тесно связана с политикой и другими сферами общества.
В сфере экономики создаются блага, нужные для удовлетворения разнообразных жизненных потребностей человека и общества в целом. Потребности растут, они практически безграничны.
Для их удовлетворения нужны ресурсы, необходимые для производства благ. Благо – это то, что полезно для человека. Блага люди получают от природы (свободные блага) или производят (экономические блага).
Свободные блага – морская вода, солнечный свет, воздух. Эти блага можно потреблять бесплатно.
Экономические блага – то, что нужно произвести, затратить ресурсы. Поэтому за них надо платить.
-
Предметы: мебель, бытовая техника - предметы потребления -
Услуги – труд врача, продавца -
Средства производства – сырье, транспорт, оборудование, производственные здания
Ресурсы или факторы производства – это
1. Земля - пахотные земли, леса, недра, вода, воздух
2. Труд- трудоспособное население. Большую роль играют образование и квалификация
3. Капитал- машины, помещения, станки, оборудование
4. Предпринимательские способности- умение организовать успешное производство
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов заставляют общество решать, как рационально использовать ресурсы. Экономическая наука пытается разрешить эту проблему: как при ограниченных ресурсах удовлетворять всё возрастающие потребности людей.
Экономический выбор и альтернативная стоимость.
Финансовые возможности семьи ограниченны. Поэтому мы всегда стоим перед выбором, какие потребности семьи удовлетворить в первую очередь. Выбирая одно, мы вынуждены отказываться от другого. Например, Максиму хотели купить велосипед, но у него порвались кроссовки и куртка. Пришлось их купить. За это решение пришлось заплатить альтернативной стоимостью, то есть упущенной выгодой или пользой (велосипедом)
Альтернативная стоимость – это плата за принятое решение. Делая экономически рациональный выбор, мы получаем то, что нам полезно и выгодно в данный момент.
И обществу, и государству, и семье, и конкретному человеку всегда приходится осуществлять рациональный выбор для удовлетворения своих потребностей при ограниченных ресурсах.
Проблему ограниченности ресурсов приходилось решать на всем протяжении развития человеческого общества, при всех экономических системах: традиционной, рыночной, командной, смешанной.
Главные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?
-
Что производить? Из-за ограниченности ресурсов экономика вынуждена решать, какие товары и услуги нужно производить, а от каких отказаться.
-
Как производить? Есть много вариантов, но нужно выбрать самый эффективный.
Экономическая эффективность – значит, с меньшими затратами ресурсов стараться получить лучший результат. Чтобы повысить эффективность производства, нужно
-
Внедрять новую технику и новые технологии; -
Экономно расходовать ресурсы; -
Повышать квалификацию работников;
-
Для кого производить продукт? Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами. И решает, для кого производить, для богатых, для массового потребителя или для бедных (дешевые товары).
Собственность.
В обществе существует несколько способов организации общественной жизни. Они зависят от
господствующей формы собственности.
1.Собственность – это принадлежность экономических благ определенным лицам;
отношения в обществе по поводу присвоения или отчуждения имущества.
2.Собственность – это признанное законом право лица владеть, пользоваться и распоряжаться вещью.
Формы собственности:
1.Частная (индивидуальная или коллективная) – имущество граждан и организаций; 2.Государственная – оборонные предприятия, гидроэлектростанции, вооружение и др. 3.Муниципальная – собственность города (жилые дома, многие школы, детские сады и др.)
Другие формы- собственность общественных организаций, совместных предприятий
От того, как решаются главные вопросы экономики – что, как и для кого производить, зависит форма организации хозяйственной жизни общества – экономическая система.
Экономическая система – это форма организации хозяйственной жизни общества.
Традиционная экономика | Рыночная экономика | Командная (плановая) экономика |
Что, сколько и для кого производить? – решали традиции. | Что, сколько и для кого производить? решает рынок (игра спроса и предложения) | Что, как, для кого производить, по какой цене продавать? – решает государство путем приказов и команд |
Возникла с переходом первобытных людей к производящему хозяйству. | Естественным образом возникла с развитием буржуазных отношений, утверждением частной собственности. | Её создали большевики, когда в 1917 году пришли к власти в России. |
- Общинная собственность - Натуральное хозяйство - Неразвитость торговли - Ручной труд | - Частная собственность - Свобода производителя - Конкуренция - предпринимательство - учёт спроса и предложения - свободное ценообразование | - Государственная собственность - Централизованное планирование - Централизованное распределение ресурсов - Государственное ценообразование |
| | |
В развитых странах существует смешанная экономика, в которой одновременно действуют невидимый рыночный механизм и государственное регулирование. Регулирование существует на уровне компаний. Получила развитие деятельность, направленная на продвижение товаров и услуг к покупателю, ориентированная на требования рынка, реальные запросы и потребности покупателей – маркетинг.
Что такое рыночная экономическая система.
Черты рыночной экономики:
-
Свобода хозяйственной деятельности. -
Самостоятельность производителя и потребителя. -
Частная собственность на экономические ресурсы. -
Свободное ценообразование. -
Конкуренция. -
Предпринимательство. -
Учёт спроса и предложения.
Конкуренция – это соперничество производителей и продавцов за карман потребителей. Чтобы привлечь как можно больше покупателей, они стремятся снижать цены, улучшить качество товаров, использовать рекламу.
Поэтому конкуренция – это главный двигатель рыночной экономики, она позволяет создавать новые и более дешевые товары и способы их производства, более совершенные технологии.
Спрос, предложение, цена.
Цены в рыночной экономике устанавливаются благодаря действию законов спроса и предложения.
Спрос | Предложение | Цена |
Это товары и услуги, которые нужны покупателю, и за которые он готов платить | Это те товары и услуги, которые произведены и могут быть проданы | Количество денег, за которое может быть продан товар |
Спрос находится в обратной зависимости от цены. Закон спроса: При увеличении цены товара спрос на него падает, а при уменьшении цены – спрос возрастает. | Закон предложения: При увеличении цены товара – предложение возрастает, а при уменьшении цены на товар – предложение сокращается. | Ц Цены свободно формируются в процессе купли-продажи. Наблюдая движение цен, пр производители принимают решение по основным экономическим вопросам: что, как и для кого производить? |
Эти два закона составляют механизм саморегулирования рыночной экономики. Спрос заставляет производителей увеличивать производство товаров и услуг, нужных людям. При этом, чтобы получать прибыль, нужно наиболее рационально затрачивать ресурсы. Покупатель тоже хочет обеспечить свое благосостояние и купить качественный и недорогой товар. Невидимая рука рынка –это положение, когда каждый участник экономики хочет получить выгоду, а в итоге служит интересам всего общества и увеличивает богатство страны. | Рыночное равновесие. Это значит, что продавец может и хочет продать ровно столько товара, сколько покупатель захочет и сможет купить. Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется равновесной ценой Главный принцип рынка – сделка должна быть выгодной и продавцу, и покупателю. Если цена буде выше равновесной, то излишек невозможно будет продать, все равно придется снижать цену. |
Виды рынков.
По объектам продажи | По масштабу продаж | По территории | По уровню конкуренции | По степени законности |
Рынок товаров и услуг; Рынок труда, Рынок капитала, | Оптовый рынок, Розничный рынок | Рынок местный, Региональный, общенациональный, мировой | Рынок совершенной конкуренции, монополизированный | Легальный, нелегальный, теневой |
Производство – основа развития экономики.
Производство – процесс создания экономических благ и услуг для удовлетворения потребностей людей.
Основной производственной ячейкой при этом является предприятие (ферма, завод, кооператив и др.)
Предприятия группируются в отрасли, производящие однородные товары и услуги (пищевая, текстильная отрасли, машиностроение и др.)
Российская экономика разделяется на две группы:
Материальное производство | Социально-культурная сфера |
Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, услуги | Образование, медицинское обслуживание, научная деятельность, искусство и др. |
Целью и результатом производства является продукт (товары и услуги)
Продукт, произведенный для продажи – товар.
Свойствами товара являются:
Потребительская стоимость - Меновая стоимость-
Полезность, нужность способность обмениваться на другие товары
Все товары делятся на:
Средства производства - Предметы потребления –
Станки, рабочие здания, оборудование продукты питания, одежда
Услуга – это особый вид продукта, деятельность для удовлетворения потребностей людей (поездка в автобусе, стрижка волос и др.)
Факторы производства:
Земля Природные ресурсы: | Труд | Капитал | Предпринимательские способности |
Полезные ископаемые, пахотные земли, леса, вода, воздух, растительный и животный мир | Работники с их способностями, умениями, квалификацией | Здания, сооружения, оборудование, машины Финансы | Человек, способный организовать предприятие, внедрять новые идеи и технологии, способный идти на риск |
Информация – знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений, в управлении и др. Имеет право быть отдельным фактором производства.
Производительность труда.
Одним из важных показателей эффективности использования ресурсов является величина производительности труда. Производительность труда – это количество товаров и услуг, произведенных на единицу времени (час, рабочий день), затрачиваемого для производства продукции.