Файл: Экономическая сфера общества. Экономика и ее роль в жизни общества. Экономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономическая сфера общества.

Экономика и ее роль в жизни общества.

Экономика – это искусство управления хозяйством. (от греческого: эйкос-хозяйство, номо - наука)

1. Экономика – это хозяйство

2. Экономика – это наука, которая изучает хозяйство.
Экономическая жизнь представляет собой производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Производство – это преобразование природных материалов, чтобы они могли удовлетворять потребности людей.

Распределение – прибыль, заработная плата, налоги, рента, процент.

Обмен деятельностью, товарами и услугами.

Потребление – использование результатов производства.
От уровня развития экономики зависит уровень жизни людей, социальная структура общества, доступность духовных достижений для широких слоев населения. Экономика тесно связана с политикой и другими сферами общества.
В сфере экономики создаются блага, нужные для удовлетворения разнообразных жизненных потребностей человека и общества в целом. Потребности растут, они практически безграничны.

Для их удовлетворения нужны ресурсы, необходимые для производства благ. Благо – это то, что полезно для человека. Блага люди получают от природы (свободные блага) или производят (экономические блага).
Свободные блага – морская вода, солнечный свет, воздух. Эти блага можно потреблять бесплатно.

Экономические блага – то, что нужно произвести, затратить ресурсы. Поэтому за них надо платить.

  1. Предметы: мебель, бытовая техника - предметы потребления

  2. Услуги – труд врача, продавца

  3. Средства производства – сырье, транспорт, оборудование, производственные здания


Ресурсы или факторы производства – это

1. Земля - пахотные земли, леса, недра, вода, воздух

2. Труд- трудоспособное население. Большую роль играют образование и квалификация

3. Капитал- машины, помещения, станки, оборудование

4. Предпринимательские способности- умение организовать успешное производство
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов заставляют общество решать, как рационально использовать ресурсы. Экономическая наука пытается разрешить эту проблему: как при ограниченных ресурсах удовлетворять всё возрастающие потребности людей.
Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Финансовые возможности семьи ограниченны. Поэтому мы всегда стоим перед выбором, какие потребности семьи удовлетворить в первую очередь. Выбирая одно, мы вынуждены отказываться от другого. Например, Максиму хотели купить велосипед, но у него порвались кроссовки и куртка. Пришлось их купить. За это решение пришлось заплатить альтернативной стоимостью, то есть упущенной выгодой или пользой (велосипедом)


Альтернативная стоимость – это плата за принятое решение. Делая экономически рациональный выбор, мы получаем то, что нам полезно и выгодно в данный момент.

И обществу, и государству, и семье, и конкретному человеку всегда приходится осуществлять рациональный выбор для удовлетворения своих потребностей при ограниченных ресурсах.
Проблему ограниченности ресурсов приходилось решать на всем протяжении развития человеческого общества, при всех экономических системах: традиционной, рыночной, командной, смешанной.
Главные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?


  • Что производить? Из-за ограниченности ресурсов экономика вынуждена решать, какие товары и услуги нужно производить, а от каких отказаться.




  • Как производить? Есть много вариантов, но нужно выбрать самый эффективный.

Экономическая эффективность – значит, с меньшими затратами ресурсов стараться получить лучший результат. Чтобы повысить эффективность производства, нужно

  1. Внедрять новую технику и новые технологии;

  2. Экономно расходовать ресурсы;

  3. Повышать квалификацию работников;




  • Для кого производить продукт? Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами. И решает, для кого производить, для богатых, для массового потребителя или для бедных (дешевые товары).


Собственность.

В обществе существует несколько способов организации общественной жизни. Они зависят от

господствующей формы собственности.

1.Собственность – это принадлежность экономических благ определенным лицам;

отношения в обществе по поводу присвоения или отчуждения имущества.

2.Собственность – это признанное законом право лица владеть, пользоваться и распоряжаться вещью.
Формы собственности:

1.Частная (индивидуальная или коллективная) – имущество граждан и организаций; 2.Государственная – оборонные предприятия, гидроэлектростанции, вооружение и др. 3.Муниципальная – собственность города (жилые дома, многие школы, детские сады и др.)

Другие формы- собственность общественных организаций, совместных предприятий
От того, как решаются главные вопросы экономики – что, как и для кого производить, зависит форма организации хозяйственной жизни общества – экономическая система.


Экономическая система – это форма организации хозяйственной жизни общества.

Традиционная

экономика

Рыночная

экономика

Командная (плановая)

экономика

Что, сколько и для кого производить?

– решали традиции.

Что, сколько и для кого производить? решает рынок

(игра спроса и предложения)

Что, как, для кого производить, по какой цене продавать? – решает государство путем приказов и команд

Возникла с переходом первобытных людей к производящему хозяйству.

Естественным образом возникла с развитием буржуазных отношений, утверждением частной собственности.

Её создали большевики, когда в 1917 году пришли к власти в России.

- Общинная собственность

- Натуральное хозяйство

- Неразвитость торговли

- Ручной труд

- Частная собственность

- Свобода производителя

- Конкуренция

- предпринимательство

- учёт спроса и предложения

- свободное ценообразование


- Государственная собственность

- Централизованное планирование

- Централизованное распределение ресурсов

- Государственное ценообразование










В развитых странах существует смешанная экономика, в которой одновременно действуют невидимый рыночный механизм и государственное регулирование. Регулирование существует на уровне компаний. Получила развитие деятельность, направленная на продвижение товаров и услуг к покупателю, ориентированная на требования рынка, реальные запросы и потребности покупателей – маркетинг.

Что такое рыночная экономическая система.

Черты рыночной экономики:

  1. Свобода хозяйственной деятельности.

  2. Самостоятельность производителя и потребителя.

  3. Частная собственность на экономические ресурсы.

  4. Свободное ценообразование.

  5. Конкуренция.

  6. Предпринимательство.

  7. Учёт спроса и предложения.


Конкуренция – это соперничество производителей и продавцов за карман потребителей. Чтобы привлечь как можно больше покупателей, они стремятся снижать цены, улучшить качество товаров, использовать рекламу.


Поэтому конкуренция – это главный двигатель рыночной экономики, она позволяет создавать новые и более дешевые товары и способы их производства, более совершенные технологии.
Спрос, предложение, цена.

Цены в рыночной экономике устанавливаются благодаря действию законов спроса и предложения.

Спрос

Предложение

Цена

Это товары и услуги,

которые нужны покупателю,

и за которые он готов платить

Это те товары и услуги,

которые произведены

и могут быть проданы

Количество денег,

за которое может быть

продан товар

Спрос находится в обратной зависимости от цены.

Закон спроса:

При увеличении цены товара спрос на него падает, а при уменьшении цены – спрос возрастает.


Закон предложения:

При увеличении цены товара – предложение возрастает, а при уменьшении цены на товар – предложение сокращается.


Ц Цены свободно формируются в процессе купли-продажи.

Наблюдая движение цен, пр производители принимают решение по основным экономическим

вопросам: что, как и для кого

производить?

Эти два закона составляют механизм саморегулирования рыночной экономики.
Спрос заставляет производителей увеличивать производство товаров и услуг, нужных людям. При этом, чтобы получать прибыль, нужно наиболее рационально затрачивать ресурсы.

Покупатель тоже хочет обеспечить свое благосостояние и купить качественный и недорогой товар.
Невидимая рука рынка –это положение, когда каждый участник экономики хочет получить выгоду, а в итоге служит интересам всего общества и увеличивает богатство страны.

Рыночное равновесие.

Это значит, что продавец может

и хочет продать ровно столько

товара, сколько покупатель

захочет и сможет купить.

Цена, по которой заключается

реальная сделка купли-продажи,

называется равновесной ценой

Главный принцип рынка – сделка должна быть выгодной и продавцу, и покупателю. Если цена буде выше равновесной, то излишек невозможно будет продать, все равно придется снижать цену.


Виды рынков.

По объектам продажи

По масштабу продаж

По территории

По уровню конкуренции

По степени законности

Рынок товаров и услуг;

Рынок труда,

Рынок капитала,

Оптовый рынок,

Розничный рынок

Рынок местный,

Региональный, общенациональный,

мировой

Рынок совершенной конкуренции,

монополизированный

Легальный, нелегальный,

теневой



Производство – основа развития экономики.
Производство – процесс создания экономических благ и услуг для удовлетворения потребностей людей.

Основной производственной ячейкой при этом является предприятие (ферма, завод, кооператив и др.)

Предприятия группируются в отрасли, производящие однородные товары и услуги (пищевая, текстильная отрасли, машиностроение и др.)

Российская экономика разделяется на две группы:

Материальное производство

Социально-культурная сфера

Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, услуги

Образование, медицинское обслуживание, научная деятельность, искусство и др.


Целью и результатом производства является продукт (товары и услуги)

Продукт, произведенный для продажи – товар.

Свойствами товара являются:

Потребительская стоимость - Меновая стоимость-

Полезность, нужность способность обмениваться на другие товары

Все товары делятся на:

Средства производства - Предметы потребления –

Станки, рабочие здания, оборудование продукты питания, одежда
Услуга – это особый вид продукта, деятельность для удовлетворения потребностей людей (поездка в автобусе, стрижка волос и др.)

Факторы производства:

Земля

Природные ресурсы:

Труд

Капитал

Предпринимательские способности

Полезные ископаемые, пахотные земли, леса, вода, воздух, растительный и животный мир

Работники с их способностями, умениями, квалификацией

Здания, сооружения, оборудование, машины

Финансы


Человек, способный организовать предприятие, внедрять новые идеи и технологии, способный идти на риск



Информация – знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений, в управлении и др. Имеет право быть отдельным фактором производства.
Производительность труда.

Одним из важных показателей эффективности использования ресурсов является величина производительности труда. Производительность труда – это количество товаров и услуг, произведенных на единицу времени (час, рабочий день), затрачиваемого для производства продукции.