ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования
Ростовской области Профессиональное училище № 36
Подготовила
Романова Ирина Викторовна
преподаватель физики высшей категории
г. Шахты
План
проведения открытого урока по физике
Группа № 1, курс 2
Профессия: «сварщик»
Тема: Электромагнитные колебания
Урок № 10
Тема урока: «Современная электроэнергетика России ».
Цели урока:
образовательные:
-
организовать деятельность обучающихся по формированию знаний темы « современная энергетика России»- виды электростанций, их преимущества и недостатки, -
создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, -
актуализировать и углубить знания обучающихся о физических основах производства электроэнергии на различных видах электростанций, а также об их преимуществах и недостатках в экологическом отношении, -
формирование ключевых предметных компетенций на основе систематизации знаний по теме и реализации межпредметных связей.
развивающие:
-
направить деятельность обучающихся на самостоятельное приобретение недостающих знаний для решения познавательных и практических задач, -
продолжить формирование информационных компетенций: умения структурировать информацию, вычленяя главные составляющие, переводить информацию в различные знаковые формы - составление презентации, кластера, -
содействовать развитию умений самостоятельной работы с ресурсами Интернета и дополнительной литературой, -
содействовать развитию умения самостоятельно разрабатывать проект, оформлять результаты, -
работать в направлении приобретения обучающимися коммуникативных умений, социальных, работая в группах, ораторских способностей при защите проекта.
воспитательные:
-
продолжить воспитание личностных качеств: взаимопомощи, чувства коллективизма, ответственности, организованности, -
продолжить формирование коммуникативных умений: публично выступать по теме, вести диалог, участвовать в дискуссии, активно слушать.
Тип урока: комбинированный урок
Методическая характеристика урока:
-
.по решению основных дидактических задач: урок обобщения знаний, -
по характеру познавательной деятельности: информационный, репродуктивный, иллюстративный.
Методика ведения урока: элементы технологии развития критического мышления, проектной деятельности.
Логика урока:
-
от восприятия и осмысления - к пониманию и применению, -
реализация аккумулированных в ходе проектной деятельности знаний.
Оснащение урока:
учебно-методическое-
-
презентации по темам - АЭС, ТЭС, ГЭС, альтернативные электростанции; -
учебно-методическое пособие по теме - «электромагнитные колебания»; -
рабочие тетради по теме «современная электроэнергетика России»; -
карта «электроэнергетика России».
ТСО: компьютер.
Межпредметные связи:
-
оборудование, техника и технология сварки и резки металлов – тема: расчет и выбор режимов сварки (расчет необходимого количества электроэнергии при проведении сварочных работ заданной конструкции), -
основы информатики и ВТ – Интернет ресурсы, -
история России - тема « электрификация России», -
литература – поэтическое восприятие действительности, -
география – тема «мировые природные ресурсы».
Ход урока:
1.Организация урока……….– 3 мин.
-
готовность обучающихся к уроку, -
обоснование значимости темы и целей урока.
2. Вызов……………………... – 12 мин.
-
актуализация опорных знаний и умений, -
решение расчетной профессионально значимой задачи, -
реализация межпредметных связей,
-
составление кластера
3. Осмысление ……………..– 17 мин.
-
презентация проектов
4. Рефлексия ……………….– 10 мин.
-
выполнение практических заданий в рабочей тетради, -
обобщение учебного материала
5. Подведение итогов урока – 3 мин.
Структура и содержание урока
Структура урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Предполагаемый результат | ||
1. Организация урока
| - Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Называет тему урока, доказывает значимость учебного материала для развития общества и профессии. - Определяет виды деятельности обучающихся на уроке 1.Вступительное слово преподавателя. Будущее нашего общества зависит от развития многих факторов, среди них электроэнергетика – основа промышленности, сельского хозяйства, транспорта и комфорта бытовых условий человека. Таким образом, значимость и актуальность темы урока «Современная электроэнергетика России» –определена. Вполне закономерно, что этот урок завершает тему «электромагнитные колебания». На уроке вы должны показать знания по теме, умения работать с учебно- методическим пособием, рабочей тетрадью и демонстрировать исследовательские проекты. | Восприятие | Обозначена тема и цели урока. Включение в деятельность, осмысление целеполагания. | ||
2. Вызов
« Чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать» С.Лем | Задает вопрос: - Как профессия «сварщик» связана с электроэнергией? Ведет фронтальный опрос:
3. Что является источником питания сварочной дуги переменного тока? 4. Что является источником питания сварочной дуги постоянного тока? 5. Как Вы считаете: являются ли сварочные работы энергоемкой отраслью производства? - Преподаватель предлагает открыть рабочие тетради и решить задачу на вычисление затрат электроэнергии при сварке заданной конструкции. Давайте рассчитаем, сколько электроэнергии расходуется при определённых сварочных работах. Откройте рабочую тетрадь на первом листе. Разбираем первую задачу и решаем её, используя для этого техническую справку, приведенную на этом листе. - Вызывает обучающегося к доске, контролирует ход решения задачи. | -Раскрывают роль электроэнергии в профессии сварщик. - Электроэнергия для сварщика необходима. Весь рабочий процесс дуговой сварки, резка металла связаны с большим потреблением электроэнергии. - Участвуют во фронтальном опросе:
Открывают рабочую тетрадь. | Включение в деятельность, дан заряд позитивного отношения к профессии. Реализуется межпредметная связь. Закрепляют ранее полученные знания Развитие практических навыков решения задач. | ||
| Решение задачи Задача №1. Рассчитать расход электроэнергии на изготовление конструкции «Рама», используя при сварке трансформатор ТСБ-103, напряжение 24В, силу тока 80А. Общее время сварки 0,2ч. Коэффициент, учитывающий время горения дуги и КПД сварочной установки – табличные данные (k = 0,4; η = 0,7).
| Обучающийся работает у доски: читает текст задачи, информационное пояснение, записывает краткое условие задачи, формулу, подставляет необходимые значения и производит вычисление. Обучающиеся группы проводят аналогичные действия в рабочих тетрадях. | | ||
связь | Тема электроэнергии находит образное решение и в литературе. У поэта А.Мицкевича есть такие строки: (-Звучат строки из стихотворения) Как наша прожила б планета, Как люди жили бы на ней Без теплоты, магнита, света И электрических лучей? А, действительно, как бы жила планета? - Предлагает совершить небольшой экскурс в историю, познакомиться с интересными фактами, которые обучающиеся прочитали в учебно-методическом пособии. - Ведет фронтальную беседу
4. Когда были построены первые ЭС в России? 5.Где и когда была введена в эксплуатацию первая АЭС? 6. Что вы знаете о плане ГОЭЛРО, и какое отношение имеет наш город к реализации этого плана? 7.Назовите крупнейшие электростанции нашей страны. -Читает стихотворение: Когда земную жизнь создать решился, - Да будет свет! - изрек с небес Господь, Тогда праэнергетик и родился, Впитав в себя божественную плоть. Светила девятнадцатого века Постигли суть талантливых идей. Законы электрического тока Открыли Ом, Ампер и Фарадей. Прославлен век двадцатый адресами Великих строек плана ГОЭЛРО. Россия засверкала огоньками - Довольно тьмы, пусть царствует добро! На реках встали мощные плотины, Взметнулись в небо трубы ТЭЦ и ГРЭС, Связали ЛЭП нас в узелок единый. Светло. Тепло. Да здравствует прогресс! | Слушают преподавателя Участвуют в беседе 1. Электричеством человек стал пользоваться с 1800 года. 2. В1800 году Алессандро Вольта изобрел первую батарею. Его открытие постоянного течения электричества явилось большим шагом вперед в науке. На основе этого открытия были разработаны различные типы электрических машин, это был лишь очередной толчок в использовании электричества на службе человеку. 3. Майкл Фарадей открыл электромагнитную индукцию. Это и привело к появлению электрических динамо-машин и трансформаторов. 4. Первая электростанция постоянного тока была построена в Санкт-Петербурге в 1883 году, она дала свет 32 фонарям на Невском проспекте. В 1895 была пущена в строй Первая гидростанция в России в Санкт-Петербурге на реке Большая Охта. В 1897 запущена первая крупная электростанция в России в Москве. 5. В 1951 году руководство страны поручило известному ученому Игорю Васильевичу Курчатову создать в Обнинске первую в мире атомную электростанцию, которая стала бы примером мирного применения атомной энергии. Первая в мире атомная электростанция была построена в Обнинске недалеко от Москвы в 1954году. Она была введена в эксплуатацию на два года раньше чем в Англии и на три с половиной года раньше, чем в США. 6.Отвечает первый обучающийся. План ГОЭЛРО – это план государственной электрификации России. Этим планом предусмат-ривалось:
5. Постепенный переход промышлен-ности, сельского хозяйства, транс-порта на электроэнергию. Отвечает второй обучающийся В нашем городе первенцем этой политики была ГРЭС им. Артема (Государственная Районная Электростанция), работавшая на местном топливе – угле. На этой станции недавно проведена реконструкция, она переведена в разряд ТЭЦ (теплоэлектроцентраль)и продолжает работать в единой энергосистеме Ростовской области Обучающиеся называют ЭС и показывают их на карте. Воспринимают литературное произведение | Восприятие, реализация межпредметных связей Формирование информацион-ной компетент-ности, умения работать с литературой, выделять главное. Развитие речевой культу ры. Реализация межпредметных связей. Восприятие образного решения вопроса. | ||
| Значение электроэнергетики в экономике России трудно переоценить — это основа всей современной жизни. Чтобы обобщить и систематизировать материал нашего урока, составимкластер. - А кто из вас может дать определение понятию «кластер»? - Предлагает обучающимся составить графическую схему-кластер основных понятий по данной теме, используя рабочую тетрадь. - Преподаватель выполняет эту работу на доске (кластер заполняется при помощи заготовок) ключевое слово – электроэнергия. Заполнение первого круга кластера. 1.Какие виды энергии можно преобразовать в электрическую? Заполнение второго круга кластера. 2. Какими бывают электростанции в зависимости от вида преобразуемой энергии? | Дают определение понятию кластер Отвечают на вопросы Ответ: световую, механическую, внутреннюю энергию топлива, атомную, потенциальную и кинетическую энергию (воды, пара, ветра). Ответ: тепловые, гидравлические, атомные, приливные, ветровые, солнечные, геотермические. Обучающиеся вписывают слова в свои бланки | Структурирова-ние информа-ции, вычленение главного. | ||
3.Осмысление
4. Рефлексия
| Озвучивает задание по составлению мини проектов - презентаций об электростанциях: А сейчас мы переходим к следующему этапу нашего урока - защита творческих проектов. 4 группы обучающихся выполняли самостоятельно исследовательскую деятельность в соответствии с планом: - дать краткую характеристику основных принципов работы и особенностей станций; - осветить процесс преобразования других видов энергии в электрическую; - отметить положительные и отрицательные последствия эксплуатации электростанций. Практическое производство электроэнергии – это электроэнергетика. А она влияет на окружающую среду. Поэтому в процессе выступления творческих групп, слушающие должны заполнить таблицу в рабочих тетрадях на стр.№3 и 4, отметив (+) и (-) каждой станции. -Объявляет творческие группы выступающих с презентациями проектов. Первая группа под руководством ………………………. представит нам презентацию проекта атомных электростанций (АЭС). Вторая группа под руководством……………………… представит нам презентацию проекта тепловых электростанций (ТЭС). Третья группа под руководством ………………………. представит нам презентацию проекта гидроэлектростанций (ГЭС). Четвёртая группа под руководством …………………… представит нам презентацию проекта альтернативных электростанций. Даёт задание для самостоятельной работы. Чтобы проверить, на сколько вами правильно усвоена информация сегодняшнего урока, я предлагаю вам решить ряд тестовых заданий в рабочих тетрадях на листах №5 и №6. -Комментирует домашнее задание. Послушайте домашнее задание. У вас в тетрадях на первом листе есть ещё и вторая задача. Вы её дома решите по аналогии с первой. Далее, обратите внимание на кластер, у вас остался незаполненным третий круг, его надо заполнить. Здесь необходимо ответить на вопрос: «Какие этапы превращения проходит энергия на станциях до преобразования в электрическую». Сейчас я покажу, как это надлежит выполнить. Возьмём, к примеру, Гидроэлектростанцию (ГЭС). Мы только что слышали, как на ней преобразуется энергия. Согласно закону сохранения – энергия не возникает из ничего и не исчезает; она превращается из одного вида в другой или передаётся от одного тела к другому. (Прикрепляет к доске выражение преобразования энергии и поясняет, что означает данная абривиатура) Еп воды→Ек воды →Ек турбины→Wэл Потенциальная энергия воды верхнего уровня превращается в кинетическую энергию воды нижнего уровня, которая превращается в кинетическую энергию турбины, где окончательно превращается в электрическую энергию. -Предлагает обучающимся вынести резюме. А теперь, я предлагаю вам, на основании полученной информации вынести резюме. - Даёт слово одному из обучающихся. | Слушают преподавателя и готовятся к восприятию и осмыслению новой информации. -Защита презентаций творческими группами. -Осмысление, анализ полученной информации -Выполнение заданий в рабочей тетради. Выполняют самостоятельную работу. Слушают объяснение преподавателя. Обучающийся самостоятельно делает аналитический обзор по итогам воспринятой информации. Уровень производства и потреб-ления электроэнергии – один из важ-нейших показателей развития произ-водительных сил общества. Это диктуется её преимуществами перед другими видами энергии. Так, электроэнергию можно получать за счёт других разнообразных видов энергии (энергии воды, ветра, пара, Солнца, внутренней энергии различных видов топлива, атомной, ядерной и т.д.) Её легко превращать в другие виды энергии, достаточно просто преобразовывать, дробить на порции при этом, сохраняя высокий КПД, с минимальными потерями передавать на большие расстояния. Электроэнергия не наносит вреда окружающей среде. Без неё не было бы современной цивилизации. Уровень современного развития техники, науки, промышленности, транспорта таковы, что резко ощущается нехватка энергии, причём взгляд в будущее ещё более обостряет эту проблему. Современному человеку необходимо иметь в своём распоряжении разнообразные энергетические источники, помогающие ему не только жить, но и осуществлять свою профессиональную деятельность. | Работа в группах Созданы условия для анализа системы знаний Формируется умение сравнивать различные факты и параметры. Осуществляют рефлексию процесса усвоения знаний. Созданы условия для дальнейшей рефлексии полученных знаний. Формируется умение делать аналитический обзор воспринятой информации. | ||
5.Подведение итогов
| - Благодарит за предоставленные сообщения. - Отмечает работу наиболее активных участников. Спасибо, ребята, за активную работу на уроке. Особо хочу отметить тех, кто принял участие в подготовке творческих проектов. Вы проделали серьезную поисковую работу, продемонстрировали навыки информационных компетенций по отбору информации и составлению презентаций, подготовили интересные сообщения. Проделанная вами работа заслуживает хорошей оценки. Отлично же можно оценить………… …………………………………………………………….. Итак, мы закончили изучение темы «Электромагнитные колебания», а со следующего урока мы начнем изучение новой темы «Электромагнитные волны». - Предлагает завершить урок поэтической минутой. А закончить урок я предлагаю ребятам, получившим второе творческое задание и подготовившим поэтическую минуту: «Ода электричеству!». Остальные работы прошу сдать мне. Урок окончен. Все свободны. | Слушают преподавателя. Стихотворение читает обучающийся………………………….. Согласитесь с истиной простой, ни одним поэтом не воспетой, —энергетик нужен, как никто, ну куда мы без тепла и света? Без работы фабрик и Машин, институтов, здравниц и трамваев, без всего, что завтра совершим, если нет энергии — не знаем! А она — как ключик золотой к дверце, открывающей возможность управлять конструкцией любой и держать в руках ее надежность. Жизнь — движенье. А движенья суть навсегда в энергии сокрыта. | Созданы условия развитию умений самостоятельной работы с ресурсами Интернета и дополнительной литературой. |
Приложение №1
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Расход электроэнергии на сварочные работы при электродуговой сварке и питании сварочных аппаратов переменным током Wсв (кВт · ч) определяют по формуле:
,
где
U – напряжение сварочной дуги, В;
I – сила сварочного тока, А ;
τс – общее время сварки, ч;
k – коэффициент, учитывающий время горения дуги;
η – КПД сварочной установки.
ЗАДАЧА №1
Рассчитать расход электроэнергии на изготовление конструкции «Рама», используя при сварке трансформатор ТСБ-103, напряжение 24В, сила тока 80А. Общее время сварки 0,2ч. Коэффициент, учитывающий время горения дуги и КПД сварочной установки – табличные данные (k = 0,4; η = 0,7).
Дано: ……………… Решение
………………………
………………………
………………………
………………………
……………………… Ответ:………………………………………………
Задача №2
Рассчитать расход электроэнергии на сварочные работы при электродуговой сварке постоянным током с использованием выпрямителя ВД-306Э, сварочный ток 300А, напряжение 22В, время сварки 0,3ч, k = 0,5, η = 0,7.
Дано: ……………… Решение
………………………
………………………
………………………
………………………
………………………
Ответ:………………………………………………
Приложение №2
Таблица-отчёт по результатам исследовательской работы
Электростанция | Характеристика качеств ЭС | Достоинства | Недостатки |
ГЭС (гидра- ) | а) ВИЭ (возобновляемые источники энергии); | | |
б) не загрязняет воздух ядовитыми отходами; | | | |
в) крупные водохранилища и плотины приводят к затоплению огромных площадей земли, нарушению условий жизни ценных видов рыб; изменению природы рек; обрушение и отступление берегов приводит к “цветению” застойного мелководья; | | | |
г) способствует развитию судоходства, водоснабжения городов, орошению пахотных земель; | | | |
д) изменение уровня грунтовых вод; | | | |
е) изменяются условия плавания судов (шлюзование, возникновение волн). | | | |
ТЭС (тепловая) | а) огромные запасы топлива; | | |
б) неравномерность распределения запасов топлива; | | | |
в) отчуждение благородных земель под добычу топлива, водохранилища, сеть ж/д., угольные карьеры, терриконики из отходов; | | | |
г) централизованное отопление жилых зданий (80%); | | | |
д) зависимость от крупных водных источников и нанесение им ущерба; | | | |
е) загрязнение атмосферы вредными выбросами и тепловыми отходами | | | |
АЭС (атомная) | а) зависимость от водных источников, сброс теплой воды, нагрев водоемов; | | |
б) изменение климата, увеличение влажности воздуха; | | | |
в) огромные запасы топлива; | | | |
г) независимость расположения от источников топлива; | | | |
д) компактность топлива и продолжительность его использования; | | | |
е) практически не загрязняет атмосферу. | | | |
ВЭС (ветряная) | Альтернативные ЭС | | |
а) ВИЭ (возобновляемые источники); | | | |
б) огромные запасы топлива, экологически чистая; | | | |
в) рассеянность энергии ветра и непостоянство его скорости; | | | |
г) избирательность местности для строительства | | | |
д) аккумулирование энергии в процессе электролиза воды. | | | |
СЭС (солнечная) | а) экологически чистая; | | |
б) большая рассеянность солнечной энергии, неравномерность поступления | | | |
в) огромные запасы энергии топлива; | | | |
г) отчуждение огромных площадей для гелиоустановок; | | | |
д) ВИЭ. | | | |
ПЭС (приливная) | а) экологически чистая, огромные запасы энергии; | | |
б) зависимость строительства от рельефа местности; | | | |
в) износ оборудования (воздействие ударов волн и морской воды). | | | |
г) ритмичность работы; | | | |
д) используется как для малой энергетики (освещение бакенов, морских причалов, волноломов), так и для большой; | | | |
ГТЭС (геотермальная) | а) ВИЭ, не нуждается в оргтопливе; | | |
б) строительство в районах современного вулканизма с благоприятным геологическим строением и наличием запасов воды; | | | |
в) труднодоступность районов строительства (высокогорье, отсутствие дорог, удаленность от населенных пунктов); | | | |
г) работа не подвержена сезонным колебаниям, ритмична; огромные запасы энергии | | | |
д) использование горячей воды гейзеров и горячих источников для отопления теплиц, жилых и других помещений; использование в медицинских целях. | | |
Приложение №3
Самостоятельная работа
«Производство, передача и использование электроэнергии»
Вариант 1
I. Решить тест.
-
Что является источником энергии на ТЭС?-
Нефть, уголь, газ -
Энергия ветра -
Энергия воды
-
-
В какой области народного хозяйства расходуется наибольшее количество производимой электроэнергии?-
В промышленности -
В транспорте -
В сельском хозяйстве
-
-
Как изменится выделяемое проводами количество теплоты, если увеличить площадь поперечного сечения провода S?-
Не изменится -
Уменьшится -
Увеличится
-
-
Какой трансформатор нужно поставить на линии при выходе из электростанции?-
Понижающий -
Повышающий -
Трансформатор не нужен
-
-
Энергосистема — это-
Электрическая система электростанции -
Электрическая система отдельного города -
Электрическая система районов страны, соединенная высоковольтными линиями электропередачи
-
-
Уточнить вид ЭС
1 . …................................
2....................................
3.................................... ..
Самостоятельная работа
«Производство, передача и использование электроэнергии»
Вариант 2
I. Решить тест
-
Что является источником энергии на ГЭС?
-
Нефть, уголь, газ -
Энергия ветра -
Энергия воды
-
Трансформатор предназначен
-
Для увеличения срока службы проводов -
Для преобразования энергии -
Для уменьшения выделяемого проводами количество теплоты
-
Энергосистема — это
-
Электрическая система электростанции -
Электрическая система отдельного города -
Электрическая система районов страны, соединенная высоковольтными линиями электропередачи
-
Как изменится выделяемое проводами количество теплоты, если уменьшить длину провода?
-
Не изменится -
Уменьшится -
Увеличится
-
Какой трансформатор нужно поставить на линии при входе город?
-
Понижающий -
Повышающий -
Трансформатор не нужен
II. Уточните вид ЭС
1.....................................
2 ………………………..
3………………………..
Самоанализ урока
-
Особенности обучающихся. Этагруппа 2 курса выбрана мною не случайно, ребята хорошо идут на контакт, научены работать самостоятельно, опережающие задания выполняют с интересом. Среди обучающихся есть базовая группа, на которую можно положиться в любой учебной ситуации. -
Место урока в теме. Этот урок завершает тему «Электромагнитные колебания», содержательная часть урока опирается на знания, полученные ранние, на предшествующих уроках, обобщает их. Несомненно последующая тема «Электромагнитные волны» будет логическим продолжением данной. -
Задачи урока.
Образовательные:
-
организовать деятельность обучающихся по формированию знаний темы «Современная электроэнергетика России» - виды электростанций, их преимущества и недостатки; -
создать условия для формирования культуры умственного и практического труда; -
актуализировать и углубить знания обучающихся о физических основах производства электроэнергии на различных видах электростанций, а также об их преимуществах и недостатках в экологическом отношении; -
формировать ключевые предметные компетенции на основе систематизации знаний по теме и реализации межпредметных связей.
Развивающие:
-
направить деятельность обучающихся на самостоятельное приобретение недостающих знаний для решения познавательных и практических задач; -
продолжить формирование информационных компетенций: умения структурировать информацию, вычленяя главные составляющие, переводить информацию в различные знаковые формы – составление презентации, кластера; -
содействовать развитию умений самостоятельной работы с ресурсами Интернета и дополнительной литературой; -
содействовать развитию умения самостоятельно разрабатывать проект, оформлять результаты; -
работать в направлении приобретения обучающимися коммуникативных умений, социальных, ораторских способностей.