Файл: Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
автономная некоммерческая образовательная организация
высшего образования Центросоюза Российской Федерации
«Сибирский университет потребительской кооперации»
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине:
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
для обучающихся направления подготовки
38.03.01 Экономика, направленность (профиль):
«Бухгалтерский учёт и финансы»
Новосибирск
2023
2
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине
«Финансы и кредит» для обучающихся направления подготовки 38.03.01 Эко-
номика, профиль «Бухгалтерский учёт и финансы» / [сост. Н.В. Колоскова, канд. экон. наук, доцент]; АНОО ВО Центросоюза СибУПК. – Новосибирск,
2023. – 33 с.
Рецензент: В.А. Першиков, канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтер- ского учёта, анализа и аудита
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине утверждены и рекомендованы к использованию в учебном процессе кафедрой бухгалтерского учёта, анализа и аудита, протокол от 25.05.2022 г. № 9.
3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие положения ………………………………………………..
4 2 Структура и содержание курсовой работы ……………………..
8 3 Основные этапы выполнения курсовой работы ……………….. 12 4 Примерная тематика курсовых работ ……………………...
18 5 Требованияк оформлениюкурсовой работы ………………..…
9 ключевых факторов успеха в написании курсовой работы ….
21 27 6 Список рекомендуемой литературы …………………………….. 28 7 Современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы ……………………….
8 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства ………………………………………………….
Приложения ………………………………………………………..
30 30 32
4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Согласно учебному плану направления подготовки 38.03.01 Экономика, направленность «Бухгалтерский учёт и финансы», студент выполняет курсовую работу по дисциплине «Финансы и кредит», которая имеет своей целью:
– систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практиче- ских знаний в области финансов и кредита, формирование умений применять по- лученные знания для решения конкретных экономических, научных и производ- ственных задач;
– развитие навыков ведения внеаудиторной работы, в том числе применения современных методик и информационно-коммуникационных технологий иссле- дования при решении разрабатываемых управленческих вопросов.
При выполнении курсовой работы магистрант обязан продемонстрировать способность и умение решать следующие задачи:
– правильно применять теоретические положения изученных ранее учебных дисциплин;
– знать и уметь применять современные методы анализа (включая эконо- мико-математическое моделирование);
– грамотно выполнять финансово-экономические расчёты, используя для этого современные компьютерные технологии;
– уметь обосновать целесообразность внедрения в практику экономических субъектов, предприятий, учреждений и организаций, включая финансово-кре- дитные, финансовых органов управления на разных уровнях государственной власти - передовых программных продуктов и достижений современной эконо- мико-управленческой науки;
– уметь чётко и логично формулировать предложения, рекомендации.
Курсовая работа – самостоятельная, творческая разработка конкретной темы по изучаемой дисциплине, с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать со специальной литературой в профессиональной области, анализиро- вать источники данных, делать обоснованные выводы.
Курсовая работа является одним из видов промежуточной аттестации и осу- ществляется по дисциплинам в соответствии с учебным планом соответствую- щего направления подготовки. Письменные работы по дисциплинам учебно-ме- тодического плана являются важным этапом обучения, способствующим как приобретению навыков самостоятельного научного и практического подхода к освоению учебного материала, так и формированию профессиональных компе- тенций обучающихся.
5
В отличие от других письменных работ (реферата, контрольной работы) в курсовой работе студент излагает собственное понимание рассматриваемых во- просов и проблем, и потому она относится к авторской работе. По форме иссле- дование, проводимое в курсовой работе, должно состоять из ряда взаимообу- словленных этапов:
−
обзор отечественной и зарубежной литературы, законодательства, науч- ных публикаций и электронных интернет-источников по исследуемой теме;
−
разработка плана курсовой работы;
−
составление библиографии;
−
изучение и подбор статистического материала;
−
подбор, обработка и систематизация фактического материала;
−
написание глав курсовой работы;
−
внесение корректировок в текст с учетом замечаний руководителя;
−
подготовка и написание введения и заключения;
−
оформление курсовой работы;
−
представление окончательного варианта курсовой работы преподава- телю на рецензию;
−
подготовка к защите курсовой работы.
Текст курсовой работы должен удовлетворять следующим основным требо- ваниям: студент должен продемонстрировать умение
работать с учебной, научной и периодической литературой,
выделять проблему и определять методы её решения,
последовательно и грамотно излагать существо рассматриваемых вопро- сов,
показывать владение соответствующим понятийным и терминологиче- ским аппаратом.
Курсовая работа должна представлять собой законченную самостоятельную разработку актуальной финансово-экономической проблемы и включать в себя теоретическую, практическую и рекомендательную части.
В теоретической части курсовой работы автор должен продемонстрировать знания основ экономической теории и финансового права по излагаемой про- блеме, навыки творческого обобщения материалов научной и учебно-методиче- ской литературы, статистических справочников.
В практической части курсовой работы студенту необходимо показать уме- ние собирать и обобщать данные, систематизировать их, применять специальные методы анализа и оценки по исследуемым проблемам для решения поставленных в работе задач.
6
Типичные недочёты курсовой работы, которых надо избегать:
−
содержание работы не раскрывает тему курсовой работы полностью;
−
формулировка глав и подглав не отражает реальную проблемную ситуа- цию, состояние объекта;
−
цель исследования не связана с актуальной проблемой финансовой тео- рии и практики, сформулирована абстрактно и не отражает специфику объекта и предмета исследования;
−
отсутствует всесторонний анализ современных официальных (программ- ных и нормативных) документов, новой специальной литературы по теме курсо- вой работы;
−
аналитический обзор отечественных и зарубежных публикаций по теме работы имеет форму аннотированного списка и не отражает уровня исследова- ния проблемы, список литературы беден и устарел;
−
отсутствует практическая и/или рекомендательная части работы;
−
конечный результат не отвечает указанной во введении цели исследова- ния, выводы – сформулированным задачам;
−
в работе нет ссылок на первоисточники или указаны не те, из которых заимствован материал;
−
библиографическое описание источников в списке литературы приведено произвольно, без соблюдения требований ГОСТ;
−
объем и оформление работы не отвечают установленным требованиям, курсовая работа выполнена неаккуратно, с ошибками;
−
не применяются специальные методы анализа и прогнозирования, соот- ветствующие объекту исследования, выводы не обоснованы.
Курсовая работа по дисциплине «Финансы и кредит» является обязатель- ным этапом, предшествующим написанию и защите выпускной квалификацион- ной работы.
Курсовая работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, определяемыми ГОСТами:
ГОСТ 7.1-2003. ССИБИД. «Библиографическая запись. Библиографи- ческое описание. Общие требования правила и составления».
ГОСТ 7.1-2003. ССИБИД. «Сокращение русских слов и словосочета- ний в библиографическом описании произведений печати».
ГОСТ 3.1105-84 ЕСТД. «Форма и правила оформления документов об- щего назначения».
Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита, который консультирует обучающегося, проверяет работу, рецензирует и выставляет предварительную оценку. Готовую
7 работу обучающийся сдаёт на кафедру для проверки в сроки, установленные учебным графиком. В определённый кафедрой срок проходит защита курсовых работ – перед комиссией в составе двух-трех человек. Результаты защиты не пе- ресматриваются.
Курсовая работа может быть допущена к защите, если она отвечает следу- ющим требованиям:
актуальность темы, соответствие ее современному состоянию опреде- ленной области науки и перспективам развития соответствующей сферы;
изучение и критический анализ монографических и периодических из- даний;
характеристика истории исследуемой проблемы и ее современного со- стояния, а также передового опыта работы в области управления финансами;
четкая характеристика предмета, цели и исследовательских приемов, описание и анализ проведенных автором исследований, экспериментов;
оформление работы в соответствии с установленными стандартами и правилами;
объем курсовой работы должен составлять 30-40 страниц;
обобщение результатов, их экономическое обоснование, выводы и практические рекомендации.
При защите курсовой работы обучающийся тезисно излагает основные по- ложения работы, особо выделяя проблемы и пути их решения, а также озвучи- вает предложения по решению изученных проблем, отвечает на вопросы руко- водителя, членов комиссии. Тема оцененной курсовой работы и оценка за неё заносится в Приложение к диплому бакалавра о высшем образовании и имеет определённый вес в формировании имиджа молодого специалиста по финансам и кредиту.
8
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа (КР) должна содержать следующие составные части, рас- положенные в указанном порядке:
титульный лист;
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список литературы;
приложения.
Титульный лист содержит стандартные сведения (реквизиты): о теме кур- совой работы, её авторе и руководителе.
Название темы КР на титульном листе должно точно соответствовать фор- мулировке тем учебной дисциплины «Финансы и кредит».
Содержание является вторым листом и представляет собой перечень наименований всех разделов КР с указанием страниц, с которых начинаются раз- делы. Содержание должно помещаться на одной странице. Для этого его можно печатать не через 1,5 – как весь текст, а через единичный интервал, названия раз- делов можно отделить отступом абзаца в 6 пунктов. Все пункты содержания вы- равниваются по левому краю текста, растянутые промежутки между словами не допускаются, слова не должны попадать под номера страниц. Для этого лучше оформлять содержание невидимой таблицей, чтобы столбец с номерами страниц был ровным и отделённым от названий пунктов.
Содержание по тексту оформляется следующим образом. Каждый раздел
КР, а также введение и заключение, начинаются с новой страницы. Названия подразделов (составных частей разделов) отделяются от названия раздела и от предыдущего подраздела двумя межстрочными интервалами.
Заголовки разделов пишут с выравниванием по центру строчными буквами жирным шрифтом, например:
Содержание
Введение
Названия подразделов печатают строчными буквами, полужирным шриф- том, выравнивание по ширине (так же, как текст).
Перенос слов в заголовках не допускается. Точку в конце заголовка не ста- вят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Рассто- яние между заголовком и текстом должно быть равно одному интервалу. Под- черкивание заголовков не допускается.
9
Разделы работы должны иметь порядковый номер и обозначаться араб- скими цифрами с точкой. Введение и заключение не нумеруются. Подразделы нумеруются внутри раздела, например: 1.2. или 2.3.
Иллюстрации (таблицы, рисунки), расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Рекомендуется большие таблицы и рисунки выносить в приложения к курсовой работе.
Текст курсовой работы должен соответствовать содержанию, названия всех разделов – точно совпадать с указанными в содержании. При этом нельзя допускать совпадения названий разделов с названием всей работы. Названия раз- делов и подразделов должны быть лаконичными и точно обозначать основные вопросы, рассматриваемые в соответствующей части текста.
Введение является важной составной частью любой внеаудиторной науч- ной или практической работы и нацелено на предоставление сжатой информа- ции о цели, методах и объекте исследования. Актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования формулируются студентом совместно с руково- дителем и представляют собой расширенное и уточненное задание на курсовую работу.
Во введении КР необходимо:
−
дать краткую оценку современного состояния изучаемой проблемы;
−
показать актуальность темы и её значимость для финансовой и хозяй- ственной практики;
−
сделать краткий обзор литературы по данной теме (назвать фамилии учёных и практиков, опубликовавших свои работы по выбранной тематике;
−
определить границы исследования (предмет, объект, хронологические и/или географические рамки);
−
определить основную цель работы и подчиненные ей частные задачи;
−
обозначить теоретические основы и базовые методы исследования;
−
показать практическую значимость выполненной работы для обследуе- мой организации (возможность использования работы для практического ис- пользования или внедрения в хозяйственную практику).
Введение может включать информацию об апробации результатов иссле- дования на научно-практических конференциях, методических семинарах и в практике работы организаций.
Цель КР состоит в решении поставленной проблемы. Как правило, цель курсовой работы заключается в анализе конкретных свойств объекта исследова- ния, выявлении закономерностей, выработке предложений (рекомендаций, про- грамм, методик и т.п.) по решению проблемы. Цель может быть сформулирована таким образом: изучение особенностей какого-либо процесса или явления,
10 определение его роли в деятельности, создание или апробация методик, технологий, анализ эффективности, оценка состояния и т.д.
Задачи КР конкретизируют указанную цель и отражают последователь- ность ее выполнения, обычно это делается в форме перечисления действий: про- анализировать..., выявить..., доказать..., разработать..., внедрить..., показать..., выработать..., найти..., определить.., описать..., установить..., дать рекоменда- ции... и т.п. Описание задач отражает содержание разделов курсовой работы.
Не допускается использование таблиц и рисунков во введении. Также сле- дует избегать цитат и ссылок на первоисточники – характер введения задаёт ав- торский подход к изучаемой проблеме. Объём введения рекомендуется ограни- чить двумя-тремя страницами текста.
Основная часть курсовой работы структурируется по разделам, их может быть два или три. Это зависит от объема материала, характера текста, направле- ния исследования. Важно добиваться соразмерности разделов по объему и сте- пени сложности содержания. Содержание основной части должно точно соот- ветствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
В первом разделе (теоретическом) излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы: базовые определения понятий, их взаимосвязь, классификация изучаемых явлений, задачи информационного и ме- тодологического обеспечения финансового контроля, способы и приемы эконо- мического анализа и финансового управления, необходимость в связи с этим ре- структуризации обследуемой организации или совершенствования методов ра- боты менеджеров.
Теоретическая часть не должна быть обзорной. Для усиления ее методоло- гической направленности рекомендуется систематизировать, обобщать и класси- фицировать материал по различным основаниям, а также представить методику анализа и оценки предмета изучения.
Во втором разделе (практическом) КР сначала дается общая организаци- онно-экономическая характеристика объекта наблюдения (полное наименование организации, юридический и фактический адрес, сфера и вид деятельности, доля на рынке товаров и услуг, тип организационной структуры, финансовые и соци- ально-экономические показатели деятельности, проблемы и перспективы разви- тия).
При выполнении практической части курсовой работы недопустимо огра- ничиваться констатацией фактов, необходимо раскрыть тенденции, вскрыть не- достатки и причины, их обусловившие, чтобы в дальнейшем определить возмож- ные варианты конструктивного изменения ситуации и разработать рекоменда- ции (предложения, организационные решения) по их реализации.