Файл: Курсовая работа по дисциплине Правоохранительные и судебные органы Наименование темы работы Место прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации и ее взаимодействие с другими органами власти..pdf
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРАВОСУДИЯ»
(филиал)
г. Москва
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ
СИСТЕМЫ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Правоохранительные и судебные органы»
Наименование темы работы
«Место прокуратуры в государственном механизме Российской
Федерации и ее взаимодействие с другими органами власти.»
Выполнила:
Обучающаяся 1 курса очной формы обучения специальность «Судебная и прокурорская деятельность»
Акимова Екатерина Сергеевна.
Научный руководитель:
Свинцов Дмитрий Владимирович
Дата представления работы Работа защищена
______________ 2023 г. _____________
2023 г.
Оценка
____________
Москва 2023
2
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Место прокуратуры в государственном механизме Российской
Федерации. Основы правового положения российской прокуратуры……….
1.1 Возникновение, становление и развитие органов прокуратуры с 1722 года……………………………………………………………………………
1.2 Место прокуратуры в государственном механизме РФ: понятие, функции, полномочия……………………………………………………….
1.3 Правовая основа регулирования деятельности российской прокуратуры………………………………………………………………….
1.4 Прокуратура, как четвертая ветвь органов государственной власти…….
Глава 2. Взаимодействие прокуратуры с другими органами государственной власти.
2.1 Взаимодействие прокуратуры с органами законодательной власти……..
2.2 Взаимодействие прокуратуры с органами исполнительной власти……...
2.3.Взаимодействие прокуратуры с органами судебной власти……………...
2.4.Прокуратура и органы местного самоуправления………………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
3
Введение
Актуальность выбранной темы. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Место и роль прокуратуры в государстве определяются целями, задачами деятельности, а также компетенцией.
Вопрос о положении прокуратуры в системе органов государственной власти является дискуссионным. Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации определены в 129 статье
Конституции РФ. Статья относится к 7 главе, которая называется «Судебная власть и прокуратура», однако положение данной статьи не дает право ученым отнести прокуратуру Российской Федерации к судебной ветви власти, именно поэтому возникает огромное количество споров и дискуссий на эту тему.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской
Федерации» никак не поясняет место прокуратуры в государственном механизме России.
Объектом - курсовой работы является прокуратура Российской Федерации
Предметом - курсовой работы является государственный механизм
Российской Федерации во взаимоотношениях с прокуратурой
Целью курсовой работы является выявления места прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены следующие задачи:
4
- изучить историю становления органов прокуратуры в России
- раскрыть понятие, функции и полномочия прокуратуры РФ
- раскрыть правовую основу регулирования деятельности органов прокуратуры
- проанализировать взаимодействие прокуратуры с другими ветвями государственной власти
Нормативной основой курсовой работы являются законодательные акты
Российской Федерации, которые регулируют отношения связанные с функционированием прокуратуры Российской Федерации.
Методологической основой курсовой работы является анализ.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
5
Глава 1. Место прокуратуры в государственном механизме Российской
Федерации. Основы правового положения российской прокуратуры.
1.1. Возникновение, становление и развитие органов прокуратуры с
1722 года
Органы прокуратуры в Российской Империи были учреждены на основании Указа Петра I от 12 января 1722 г. Указом Президента РФ от
29.12.1995 № 1329, эту дату провозгласили «Днем работника прокуратуры Российской Федерации», который отмечается каждый год, начиная с 1996. Прокуратура была учреждена для того, чтобы осуществлять гласный контроль (надзор) соблюдения законности центральными и местными органами государственной власти во время осуществления их деятельности, с чего и началась история прокуратуры в
России. Важна роль правового регулирования была у Указу Петра I от 27 апреля 1722 г. «О должности Генерал-прокурора». На его основании
Генерал-прокурором, которого также называли «оком государственным» и «стряпчим о делах государственных», осуществлялся непосредственный надзор за высшим государственным органом страны –
Сенатом для того, чтобы он выполнял свои действия исключительно на основании регламента и императорских указов. У Генерал-прокурора было право на то, чтобы предлагать Сенату варианты принятия решений относительно вопросов, которые не были урегулированы правом. После смерти Петра I прокуратура практически не осуществляла свою деятельность. На основании указа от 12.12.1711 в период правления
Елизаветы Петровны, прокуратура была наделена теми же полномочиями, что и при Петре I. Окончательное формирование прокуратуры, как надзорного органа, произошло при Екатерине Великой, был усилен прокурорский надзор. Большая роль в этом принадлежит
6
Учреждению о губерниях от 1775 года, закрепляющее задачи и полномочия губернских прокуроров. Задачи губернских прокуроров:
- сохранить «целостность власти установлений и интересов императорского величества»;
- наблюдать за тем, «чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал»;
- истреблять взяточничество;
- осуществлять надзор законности деятельности губернских и уездных органов, включая суды, а также проводить проверки того, соответствуют ли закону решения, которые ими принимаются.
В период царствования Павла Петровича происходит сокращение количества органов прокуратуры в губерниях и городах, но это не лишало прокуратуру статуса надзорного органа в государстве. Деятельность осуществлялась активно. В 1802 году был создан такой орган, как Министерство Юстиции, место генерал-прокурора занял министр юстиции, прокуроров в губерниях же внесли в штат органов юстиции. В 1862 году Государственный совет принимает важные правовые положения, которые становятся основными.
«Основные положения о прокуратуре» данный законодательный акт, закреплял и определял как прокуратура будет осуществлять, а также организовывать свою деятельности. Произошла организация принципов единства и централизация органов прокурорского надзора, было введено строгое разграничение между нижестоящими и вышестоящими прокурорами, а также произошло более четкое разграничение их компетенций. Генерал- прокурора и губернских прокуроров назначал и освобождал от должности император, а нижестоящих прокуроров – Генерал-прокурор Российской
Империи.
1864 год – прокуратура становится органом уголовного преследования. На основе Устава уголовного судопроизводства у прокуроров было право на то,
7 чтобы присутствовать во время осуществления всех следственных действий, на дачу показаний следователям, на требование проведения дополнительных расследований. После того, как предварительное следствие подходило к концу, прокурором представлялось заключение о том, должен ли предаваться обвиняемый суду, излагая его как обвинительный акт. Таким органом прокуратура являлась вплоть до 1917 года. Она была упразднена Декретом
СНК РСФСР от 24 ноября 1917 года «О Суде».
Свою деятельность прокуратура возобновит 28 мая 1992 году, когда на 3 сессии ВЦИКа будет утверждено «Положение о прокурорском надзоре», в котором были прописаны основные задачи данного органа:
1. осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
2. непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;
3. поддержание обвинения на суде;
4. наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
Важно отметить, что особенностью развития законодательной базы для прокурорского надзора являлось, то, что на протяжении длительного времени, все функции, полномочия, задачи регулировались на основе судебного законодательства.
8
1.2. Место прокуратуры в государственном механизме РФ: понятие,
функции, полномочия.
Полномочия, функции и понятие прокуратуры закреплены в первую очередь в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской
Федерации». Согласно статье 1:
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
В связи с тем, что прокуратура является специальном органом, важную роль играет также понимание функций и полномочий, которыми ведает данный орган. Так как прокуратура является в первую очередь надзорным органом ее главной и основной функцией является – надзор. Согласно Федеральному
Закону «О Прокуратуре Российской Федерации», полномочиями прокуратуры являются:
1. Надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской
Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами
9 управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
3. уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно- процессуальным законодательством Российской Федерации;
4. координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
Функция прокуратуры – это повседневный процесс реализации регламентируемых законами рамках, возложенных на прокуратуру полномочий, установленных указаниями вышестоящих прокуроров и федеральным законами. Прокуратура РФ представляет собой в первую очередь систему, которая признает прокурорский надзор, как главную цель своей деятельности.
Прокуратура это в первую очередь надзорный орган, соответственно прокурорский надзор, который направлен на исполнение законов в процессе расследования преступлений на сегодняшний день, является основной функцией прокуратуры в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, по той причине, что уголовное производство и другие функции, которыми обладает прокуратура, должны быть реализованы через надзорную функцию, и способствовать достижению цели уголовного производства только при соблюдении условия их законности.
Данную функцию могут осуществлять не только органы государственной власти, военные органы, органы местного самоуправления, но и
10 коммерческие и государственные учреждения, общественные организации, руководители, должностные лица.
Прокурорский надзор – специфический вид государственной деятельности, которая осуществляется от имени государства, специально уполномоченными должностными лицами – прокурорами в различных урегулированных законом сферах правовых отношений. Прокуроры, действуя в пределах предоставленных полномочий, осуществляют надзор за соблюдением различными органами и их должностными лицами
Конституции РФ, исполнением правоприменителями законов, действующих на территории Российской Федерации, а так же соответствием законам издаваемых ими нормативных правовых актов.
Цели прокурорского надзора, согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» части 2, статьи 1:
1. Обеспечение верховенства закона
2. Обеспечение единства и укрепление законности
3. Защита прав и свобод человека и гражданина
4. Защита охраняемых законом интересов общества и государства
Объекты прокурорского надзора – органы, правоприменители, которые вовлечены в сферу прокурорского-надзорных правовых отношений.
Субъекты прокурорского надзора – ими будут являться должностные лица, которые представляют указанные органы.
Для осуществления своих функций прокуроры владеют определенными полномочиями. Полномочия прокурора – законодательно предусмотренные специальные права и возложенные на прокурора обязанности, это и составляет правовую основу деятельности прокуроров. Полномочия делятся на универсальные и специальные. Так же существуют акты прокурорского
11 реагирования. Акты прокурорского реагирования -обязательные для исполнения письменные правовые документы, которые закреплены в ФЗ «О
Прокуратуре», адресованные прокурорами соответствующим лицам в целях устранения ими нарушений в собственной деятельности. Актами прокурорского реагирования являются:
1. Предупреждение
2. Представление
3. Постановление
4. Протест
Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:
1. Генеральная прокуратура
2. Прокуратура субъектов РФ
3. Военные и другие специализированные прокуратуры
4. Прокуратуры городов и районов
12
1.3. Правовая основа регулирования деятельности российской
прокуратуры.
Согласно статье 3 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»
Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются
Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Деятельность прокуратуры Российской Федерации осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской
Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской
Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.