Файл: Курсовая работа по дисциплине Правоохранительные и судебные органы Наименование темы работы Место прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации и ее взаимодействие с другими органами власти..pdf
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 216
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
1.4. Прокуратура, как четвертая ветвь органов государственной
власти
В настоящий период времени юридическая наука полна споров, на тему того какую позицию занимает прокуратура в системе органов власти Российской
Федерации. Некоторые ученые, анализируя работу данного надзорного органа, используют подход по результатам, которого можно выявить, что прокуратура является самостоятельной ветвью власти. В настоящее время в
России существует много сторонников данного подхода к ним относиться
В.Н. Андриянов, И.В. Велиев, Ю.Ковязина, А.Ф. Козлов.
В первую очередь, стоит отметить, что ни в каком акте, прокуратура не закреплена ни за одной из трех ветвей государственной власти. Стоит так же отметить, что прокуратура попадет под критерии, предъявляемые к отдельной ветви власти. Согласно теоретическим подходам, каждая из ветвей власти в соответствии со своей природой, характером функций и назначением, занимает определенную позицию в системе государственной власти, а так же сама по себе представляет собой отдельную систему, с определенными методами деятельности.
Стоит отметить, что Конституции нет такого понятия, как «прокурорская ветвь власти», тем не менее сама прокуратура организационно не зависит от структура других ветвей власти. У нее есть исключительные полномочия, она не может быть подчинена какой-либо из существующих ветвей власти.
В.Е.Чиркин отмечает; «Идет «отпочкование» новой ветви власти, контрольной. Этот процесс еще не завершен: в некоторых странах тенденция обособления контрольной власти (то, есть власти прокуратуры) имеет лишь характер поиска. Да, и обширные полномочия, которыми наделены контрольные органы, в ряде стран в условиях авторитарных политических режимов весьма далеки от своего практического воплощения». Из этого можно сделать вывод, что так или иначе действующий принцип властей
14 показывает свою недостаточность, так как развивается процесс выделения четвертой, «контрольной» ветви власти.
А.Г. Звягинцев указывает, на недостаточность развитой нормативной базы. С чем нельзя, не согласится. Так же существует препятствие развитию независимого контроля, она прослеживается в действующей Конституции.
Суть заключается в том, что в статье 11, главе первой закреплено, что
«Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент
Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и
Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды
Российской Федерации». Таким образом можно сделать вывод, что проблема заключается в том, что для того, чтобы закрепить Прокуратуру Российской
Федерации, как четвертую ветвь государственной власти, необходимо будет внести изменения в 1 главу Конституции РФ. Согласно статье 135
Конституции РФ, глав номера 1, 2, 9 не могут быть просто так пересмотрены
Федеральным Собранием РФ. Соответственно придется поднимать вопрос о пересмотре 1, 2, 9 глав и созывать Конституционное собрание. Многие ученые считают, что на данном основании прокуратуру не стоит оформлять как четвертую ветвь государственной власти.
Стоит также уделить внимание, другому подходу к пониманию расположения прокуратуры в системе органов государственной власти. О.И.
Куленко отмечает, что прокуратуру необходимо рассматривать, как многофункциональный орган, который не должен относиться ни к одной из ветвей органов государственной власти. Одним из аргументов данного подхода является тот факт, что сама прокуратура выступает в качестве самостоятельного звена, который сдерживает и не дает ветвям власти вмешиваться в деятельность друг друга.
Таким образом, споры о месте прокуратуры в государственном механизме
Российской Федерации продолжаются и по сей день, многие ученые пришли
15 к выводу, что итог и окончательное решение в этом споре, будет вынесено тогда, когда в Конституции Российской Федерации появится отдельная глава, в которой будет четко зафиксировано место прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации.
16
Глава 2. Взаимодействие прокуратуры с другими органами
государственной власти.
2.1 Взаимодействие прокуратуры с органами законодательной власти
Органы прокуратуры очень тесно взаимодействуют с органами законодательной власти. Законодательная ветвь власти в Российской
Федерации представлена Федеральным Собранием, которое состоит из двух палат – Совет Федерации и Государственная Дума. Прокуратура участвует в законодательном процессе посредством различных форм. Такими формами являются:
1. Участие прокуратуры в заседаниях законодательных органов государственной власти.
2. Проверка соответствия законов Конституции Российской Федерации.
3. Антикоррупционная экспертиза.
4. Участие в рабочих группах для разработки проектов нормативных правовых и иных актов.
При взаимодействии Прокуратуры РФ с законодательной ветвью власти можно выделить несколько направлений их взаимодействия. Первым направлением будет являться осуществление прокурорского надзора за исполнением законов, исполнение законов в свою очередь напрямую связано с реализацией прав и свобод человека. Несмотря на то, что в Конституции есть целая глава – 2 Глава Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина», где закреплены все права свободы, этого недостаточно, для того чтобы грамотно реализовывать их.
Таким образом, Генеральный Прокурор Российской Федерации и его заместители имеют право присутствовать на заседаниях Федерального
17
Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, законодательных органов субъектов Российской Федерации.
Также Генеральный прокурор РФ ежегодно выступает в Совете Федерации
РФ с докладом о состоянии законности, правопорядка в Российской
Федерации и работе органов прокуратуры по пресечению правонарушений.
На основании данного выступления принимаются постановления с конкретными решениями изложенных проблем. Стоит так же отметить, что парламентарий или их группа имеют право обратиться с вопросом, который был вынесен на заседании палаты, в письменной форме к Генеральному прокурору, таким образом просматривается обратная связь между взаимодействием органов прокуратуры и органов законодательной ветви власти.
Как отмечалось ранее, основной деятельностью прокуратуры является надзор за соответствием принятых законодательными органами нормативно-правовых актов Конституции, федеральному и субъектному законодательству. Для осуществления данной функции прокурор имеет провообязанность опротестовывать противоречащие закону правовые акты и обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
Так же прокурор вправе вносить в органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
18
2.2. Взаимодействие прокуратуры с органами исполнительной власти.
Взаимодействие прокуратуры и органов исполнительной ветви власти, многие считают одним из самых важных. «Прокуроры, осуществляя свои полномочия в сфере общего надзора, решают вместе с другими органами и организациями вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного строительства», согласно выдержке из федерального закона, можно сделать вывод, что взаимодействие прокуратуры и органов ветви исполнительной власти, является основополагающей деятельностью государства.
Эта деятельность регламентируется различными правовыми актами, в их число входят Закон о Прокуратуре Российской Федерации, приказы
Генеральной Прокуратуры, а также соглашением Генеральной Прокуратуры
Российской Федерации и Министерства Юстиции Российской Федерации.
Огромную роль во взаимодействии прокуратуры с исполнительной ветвью власти играет координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Всего существует несколько форм координации деятельности по борьбе с преступностью, осуществляемых прокуратурой:
1. Обеспечение необходимой безопасности в процессе борьбы с преступностью.
2. Проверки в правоохранительных органах субъектов, а также оказание им помощи в процессе борьбы с преступностью.
3. Анализ практики применения законов по борьбе с преступностью.
4. Подготовка предложений об изменении законов по борьбе с преступность, в целях улучшения результата, проводимой деятельности.
5. Проведение специализированных мероприятий, которые будут способствовать выявлению и быстрому пресечению преступлений.
19
2.3. Взаимодействие прокуратуры с органами судебной власти
Одну из важнейших функций, прокуратура выполняет при взаимодействии с судебной ветвью власти. Участие прокурора в судебном разбирательстве является одним важнейших конституционных принципов правосудия.
Прокуроры имеют различные формы присутствия в судебном разбирательстве, безусловно, самой очевидной формой будет являться – присутствие прокурора в рамках судебного заседания, как государственного обвинителя. Так же формами будут являться:
1. подача в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу, а также протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда.
2. обращение в суд с заявлением или вступление в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
3. отзыв протеста на решение, приговор, определение или постановление суда до начала его рассмотрения судом
4. принесение протеста на решение судьи по делу об административном правонарушении вышестоящим прокурором и их заместителями.
Процессуальное законодательство Российской Федерации устанавливает формы участия в судебном разбирательстве, однако, порядок его поведения не определяет. Тут можно сделать вывод, что данная деятельность будет зависеть исключительно от личностных качеств прокурора, а так же будет основываться на базе приемов и методов, которые вырабатываются в процессе многолетней и постоянно практики.
20
Выступлению в суде предшествует судебное следствие, в ходе которого прокурор исследует доказательства и в соответствии с ними дает юридическую квалификацию деяниям обвиняемого. Структурированное представление их в зале суда помогает судьям правильно воспринимать обстоятельства дела и формировать выводы. Участие прокурора завершается выступлением в судебных прениях: с обвинительной речью или обоснованием отказа от обвинения.
Важным моментом является тот факт, что суд и прокуратура, работая вместе обеспечивают защиту прав человека и гражданина, осуществляя таким образом защиту законности и правопорядка. Таким образом, можно сделать вывод, что прокуратура осуществляет надзор и отслеживает, выявляет и обосновывает нарушения законности и правопорядка в то время, как суды реагируют от лица государства на выявленные прокуратурой нарушения законности и правопорядка.
21
2.4. Взаимодействие прокуратуры с органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, вся их система выполняют определенные задачи, возложенные на них в соответствии с местными нормативными актами. Одним из направлений повседневной деятельности является их взаимодействие с различными государственными структурами, в том числе и органами прокуратуры.
Основные формы взаимодействия органов местного самоуправления с органами прокуратуры определены в Законе о прокуратуре, согласно которому прокуратура осуществляет надзор за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также за соответствием законам издаваемых указанными органами правовых актов.
Такое взаимодействие играет очень важную роль, так как способствует не только тесному сотрудничеству при разрешении многих вопросов компетенции органов местного самоуправления, но и способствует предупреждению и выявлению нарушений и противоправных действий со стороны указанных органов и должностных лиц.
Таким образом, прокуроры городов и районов занимаются обеспечением проверкой на соответствие федеральному законодательству проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, постоянно учувствуют в заседаниях представительных органов. Если анализировать ФЗ
«Об общих принципах местного самоуправления», то можно прийти к выводу, что основной точкой взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления является совместная правотворческая деятельность.
22
Приказ Генерального прокурора РФ от 17.09.2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» дает расширенную форму взаимодействия органов местного самоуправления и прокуратуры района при правотворческой деятельности.
23
Заключение.