Файл: Практическое задание 20 Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 5063

Скачиваний: 160

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 20

Задание 1.

Формирование мануала методик. Пользуясь литературой, Вам необходимо сформировать мануал методик, который будет состоять из:

1. Личностного опросника MMPI;

2. Проективных методик: Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест «Дерево»;

3. Тематического апперцептивного теста (ТАТ);

4. Фрустрационного теста Розенцвейга;

5. Гисенской анкеты жалоб;

6. Образного теста Бентона;

7. Гамбургского варианта теста Векслера.

Методики необходимо описать в соответствии с планом:

1. Название методики.

2. Цель методики (например: оценить особенности психоэмоционального состояния беременной женщины, особенности её социально-психологического статуса, выявить отношение к предстоящему появлению ребенка в семье).

3. Описание методики (количество вопросов и их особенности, особенности подготовки стимульного материала, особенности проведения).

4. Инструкция к методике.

5. Обработка результатов.

6. Текст методики (полностью).

Примечание: если в методике отсутствует стимульный материал – максимально описать в соответствии с планом и добавить информативную часть.


  1. Личностного опросника MMPI; 




Описание методики

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) - личностный опросник, созданный в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли. Данный тест является реализацией типологического подхода к изучению личности. 


Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать ответ: "верно", "неверно", "не могу сказать". Ответ, совпадающий с "ключом", оценивается в один балл. 

Возможны различные варианты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затраченное на раскладку карточек. Завершается обследование построением "профиля личности", который вычерчивается на специальных бланках (отдельно для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные, т. н. Т-оценки со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. 

Для ускорения интерпретации структуры показателей, экономного описания "профиля" используется система его числового кодирования. Для этого шкалы записываются по их цифровому обозначению (см. ниже) в таком порядке, чтобы на первом месте оказалась шкала с наиболее высокими показателями, а затем — остальные по мере снижения. С помощью специальных значков показывают, как высоко расположены шкалы "профиля", напр., расположенные на уровне 120 Т — "!!", 110—119 Т — "!", 100—109 Т — "**". Существует несколько способов кодирования "профиля". 

Ниже представлены основные клинические шкалы MMPI: 



  1. Шкала ипохондрии (HS) — определяет "близость" обследуемого к астено-невротическому типу личности; 



  2. Шкала депрессии (D) — предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности); 



  3. Шкала истерии (Hy) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций); 



  4. Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику социопатического типа личности; 



  5. Шкала маскулинности — феминности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом



  6. Шкала паранойи (Pa) — позволяет судить о наличии "сверхценных" идей, подозрительности (паранойяльный тип личности); 



  7. Шкала психастении (Pt) — устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности); 



  8. Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности; 



  9. Шкала гипомании (Ma) — определяется степень "близости" обследуемого гипертимному типу личности;



  10. Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки; 





Особенностью MMPI является использование в нем четырех оценочных шкал:



  1. Шкала "?" — шкалой может быть названа условно, т. к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к "верным", ни к "неверным"; 



  2. Шкала "лжи" (L) — предназначена для оценки искренности обследуемого; 



  3. Шкала достоверности (F) — создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции; 



  4. Шкала коррекции (K) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого. 




Соотношения между показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования. 
Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений MMPI создано множество дополнительных шкал (около 500). Напр., шкала академических способностей, алкоголизма, социальной ответственности, ригидности и т. д. Важную роль при интерпретации "профиля личности" играют те дополнительные шкалы, с помощью которых конкретизируются, уточняются результаты основных. Так, шкала депрессии имеет следующие дополнительные шкалы: D1 — субъективной депрессии; D2 — психомоторной заторможенности; D3 — физические слабости; D4 — психологической скованности; D5 — мрачной угрюмости. 

При интерпретации полученных результатов исходят из того, что любой показатель, равный 70 Т или выше (пик «профиля»), принимается в качестве нормативного для выявления патологических отклонений. В то же время необходимо учитывать, что значение одного и того же показателя как «патологического» может изменяться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал опросника; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал MMPI «измеряется» не, скажем, истерия, а симптомы, присущие лицам с данным психическим расстройством. На особенности «профиля личности» влияют возраст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования и некоторые другие переменные. Любая гипотеза, исходящая из интерпретации ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями других шкал (и прежде всего независимыми от результатов, полученных с помощью М. м. л. о.), данными о личности обследуемого.


Теоретические основы
Собственной теоретической основы MMPI не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована. 

Адаптации и модификации
В 1989 г. опросник был значительно переработан (рестандартизационный проект начался в 1982 г.) и опубликован под названием MMPI-2 (Дж. Бучер, В. Далстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер, 1989). Одновременно были изданы как обычная, так и компьютерная версии. Новая редакция опросника содержит 567 утверждений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь. MMPI-2, так же как MMPI, содержит три шкалы контрольные и 10 шкал клинических (утверждения 1-370). Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью оцениваются такие свойства, как: тревожность (1); подверженность страхам (2); обсессивность (3); депрессивность (4); забота о здоровье (5); причудливость странность мышления (6); гневливость (7); циничность (8); склонность к антисоциальным поступкам (9); близость типу А личности (10); низкая самооценка (11); семейные проблемы (12); социальный дискомфорт (13); помехи в работе (14); негативные индикаторы для лечения (15). 

MMPI-2 содержит и три новые контрольные шкалы (Fb, VRIN и TRIN). Первая шкала состоит из редко подтверждаемых утверждений. Вторая и третья – шкалы несовместимости ответов, с помощью которых оценивается степень выраженности у обследуемого тенденции отвечать в противоречивой манере. Новые нормативные данные базируются на выборке, состоящей из 1138 мужчин и 1462 женщин в возрасте от 18 до 84 лет. 

В последнее время обсуждается вопрос об имеющихся различиях в подъеме профиля по данным ММРI и MMPI-2. В общем отмечается, что профиль по клиническим шкалам MMPI-2 менее поднят, нежели в ММРI. В итоге снижается «демаркационная линия» подъема клинических шкал (от Т больше 70 в MMPI до Т больше 65 в MMPI-2). 


Разработан вариант для обследования лиц моложе 18 лет – MMPI-A. 

Неоднократно предлагались сокращенные варианты опросника. Один из наиболее известных – Mini-Mult, состоящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа. В зарубежных исследованиях валидности конструктной Mini-Mult указывается на его достаточную валидность при групповой диагностике, а при индивидуальной – только в случаях выраженных психических отклонений. На русском языке Mini-Mult адаптирован В.П. Зайцевым (1981), однако имеются данные об отсутствии валидности этой методики. 

Адаптация опросника в нашей стране началась еще в 60-е гг. Первым был предложен вариант ММИЛ состоящий из 384 утверждений . (Ф.Б. Березин и М.П. Мирошников, 1967). Ф. Б. Березиным с соавт. разработана оригинальная интерпретация шкал MMPI, осуществлена его тщательная стандартизация. 

Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, московскими психологами (тест СМИЛ Л.Н. Собчик, 1971).
2.      Проективных методик: Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест «Дерево»; 




Название методики




Проективная методика - Тест «Дерево»



Цель методики




Выявление индивидуально-типологических

особенностей человека.



Описание методики




Материал: лист бумаги размером 15х10. см; ручка или карандаш. С

Помощью теста "Дерево" можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.



Инструкция к методике




"Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок

дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным.

Рисунок выполняется ручкой или карандашом".



Обработка результатов




Интерпретация

Высота дерева на рисунке – реальный возраст тестируемого. Сколько лет
дереву – на каком возрасте ощущает себя человек. Противоречия здесь часто
проявляются в формах поведения, особенно в стрессовых ситуациях от
людей ждут поведения на один возраст, а они все время демонстрируют на
другой. В результате возникает неправильная и противоречивая оценка
личности человека.
1. Корни дерева – прошлое (семейные связи).
Связь с землей, с питанием, восстановлением, природой. Скрытый элемент
дерева, но одновременно его основа, материальная опора. Сильные корни –
проявляются в более пожилом возрасте, воспоминания о прошлом, семейных
корнях, зависимость от семьи, у невротиков – акцентированнный взгляд на
прошлое. Влияние семейных сценариев. Эмоциональная и духовная связь с
родственниками и предшественниками. Ощущает ли человек поддержку со
стороны родни, испытывает ли потребность в поиске своих “корней” и их
устойчивости.
Корни тонкие, не касаются земли или опираются на ее поверхность –
подвешенное состояние, контакт с реальностью ограничен.
Размеры корней больше дерева – неуравновешенные, бессознательное
превалирует над сознательным.
Нет корней – нет поддержки со стороны окружающих, ощущение
одиночества, несмотря на наличие родни. В глубине души ощущает, что не
может положиться на них в эмоциональных и практических вопросах, что
они могут подвести. Отсутствие доверия даже к самому себе – высшая
степень проявления символа – отсутствие корней и подчеркивание этого
линией, отделение от почвы чертой – чувствует себя изолированным и
несчастным.
2. Ствол – настоящее – тело
Ствол– личный потенциал. Стержневая основа личности, показывающая
существование основных идей личности. Только ствол и крона – стремление
к философствованию.
Ствол с заостренным верхом – наличие конкретной цели, которой посвящена
и сознательно и бессознательно жизнь человека.
Скрытый листвой верх ствола – туманность конечной цели, она не
просматривается или в этом нет необходимости. Направленность личности
не определена.
Ствол отсутствует или очень тонкий, зачерненный – проблемы со здоровьем.
Слабый ствол – ощущение бестелесности, отрыв от земли, такие не
выживают. Если при этом порода – дуб – то потребность в этом, идеал.
Штриховка ствола – невротические тенденции.
Ствол искривлен – склонность к регрессии и сверх компенсаторной
фиксации в будущем.
Пень или ствол с обрубленным верхом – надлом личности, связанный с
потерей ориентиров душевного развития.
Сломанное дерево – надлом, ощущение пустоты существования.
Дерево наклонилось, почти касается земли – давление внешнего мира.
Наклон – напряженное сомнение, может переходить от одного состояния к
другому, эмоционально изменчив, может не выполнять рекомендации.
Дерево как замочная скважина, с кроной в виде круга или овала, место
соединения со стволом может быть замкнутым или нет, ствол как две
вертикальные линии, соединенные или нет в основании – сильная
враждебность.
Продольные полосы на стволе – тревога. Общее напряжение, беспокойство,
эмоциональные проблемы с родителями, тоска от покинутости, иногда
злобность. Характерно для детей с эмоциональной депривацией в семье.
Длинная штриховка сослабым нажимом– невротик, недостаточная уверенность в себе. Дупло – развод, приход в семью отчима, чья-то смерть.
Сучья, обломанные ветви, дупло – разрывы, разводы, психотравмы.
3. Крона – будущее
Структура кроны – степень стремления к получению удовлетворения от
окружающего мира. Если крона не прорисована – это незаполненное
пространство.
Крона очерчена линией – попытка контроля эмоций, Если за линию
вырываются отдельные ветки – попытка неудачна.
Персеверации как очерк кроны – взвинчивание мыслей, порожденное
страхом, ненависть к принуждению, низкая самооценка, самокритика как
поглощающий процесс, страх.
Персеверация – стереотипное повторение у человека какого-либо
психического образа, действия, высказывания или состояния.
Много листьев, богатая крона как женские волосы – самоощущение: меня
много, уверенность в себе. Высокая самооценка.
Бесплотное дерево – очень тонкие линии, ствол сходит на “нет” – отрыв от
физического тела, от реальности, не стоит на земле, “такие не выживают”,
если дерево – дуб – то компенсация, потребность в сильном партнере.
Солнышко над деревом – потребность в авторитете, в опеке.
Облака в небе – генерализованная тревожность, связанная с взаимоотношениями в окружающей реальности.
Тень дерева на земле – тревожность на сознательном уровне, переживание
неудовлетворенных в прошлом отношений. Сознательный уровень, – так как
тень на земле. Дополнительно, рассеянность – если тень есть, а солнца нет.
Здесь солнце – это энергия (?).
Грибы, кусты, все, что под деревом – окружающая среда – семья, дети, то
что снимает тревогу, не чувствует себя голым. Обустройство территории –
желание окружить себя, защитить, снять тревогу. То чем себя окружает и
себя контролирует.
Деревья или кусты рядом с деревом – люди, обычно члены семьи,
расстояние до них – близость или отдаленность во взаимоотношениях.
4. Пейзаж вокруг дерева
Чувствительность к небольшим деталям, воображение и эмоциональность,
эти люди чувствуют и реагируют на эмоциональные оттенки воздействия, а
не на целостную картину. Глубокая неуверенность, умело маскируемая и
введенная в систему защиты, чтобы окружающим было трудно разгадать его
слабые точки. Боится раскрыть себя. Так как считает, что вызовет этим
негативное к себе отношение.
Минимум деталей – минимальная степень контактности с внешней средой,
или игнорирование традиций. Если вместе с минимумом деталей низкий
качественный уровень пропорциональных пространственных отношений, –
то низкая интеллектуальная работоспособность.
Потребность в количестве деталей – признак непреодолимой потребности в
структурировании ситуации, чрезмерное беспокойство, связанное с
окружающей средой– тревога, неуверенность в себе.
Одинокое дерево на вершине – одиночество и стремление к автономии,
чувство ненужности, даже если вокруг изображен пейзаж.
Цветы, гнезда, лестницы – наблюдательность, легкий характер, эстетизм,
тщеславие, любовь быть на виду, признанным окружающими, любовь к
фантазиям и отдыху.
5. Линия земли
Признак незащищенности, потребность в структурировании, данная линия
дает точку отсчета, обеспечивающую стабильность.
1) Поднимается вверх слева направо – предчувствие неизбежных трудностей в будущем.
2) Опускается вниз слева направо – будущее сомнительно, таит опасность.
Глубина чувства определяется степенью наклона.
3) Вниз от рисунка в любую сторону – чувство одиночества и неуверенности.
4) Прямо – отделение животной части (корни) от разумной части личности,
что отражает некоторую неуверенность и недоверие к эмоциональности,
творческой или спонтанной деятельности, защиту от спонтанности путем
проявления интеллектуальных способностей.
Прорисованная почва – потребность в опоре.
6. Верхушка дерева, ветви
Вилочка вместо макушки – неопределенные перспективы, может быть,
открытые конфликты.
Голая зачерненная верхушка – страх перед будущим, пессимистические
тенденции, личностный тупик.
Разветвленная макушка – выбор
Незаконченная макушка – неопределенность представлений о будущем -
пессимистическая перспектива, ощущение тупика
Обломанные ветки – мог пойти по этому пути, но не пошел.
Ветви – сфера контактов, уровень активности в поиске удовлетворения.
Степень гибкости ветвей, их количество и взаимосвязи – адаптивность,
ресурсы личности. Посмотреть количество крупных ветвей – это проблемы,
которые человек сейчас решает
Двумерные ветки, не скрывающие ствол – ригидность, бескомпромиссность,
возможно, что готовность прямо и твердо смотреть в лицо любым
обстоятельствам является реакцией, вызванной базовой незащищенностью
Ветви не соединяются со стволом – отклонение от нормы
Ветки выходят за контур - человек пытается контролировать свои эмоции
Червь точит дерево – соматическое заболевание (язва, гинекология) или
сомнение, переживаемое на эмоциональном уровне.
Дерево на болоте или у воды, гниет – тенденция к алкоголизму
7. Времена года
Лето – норма, ровный фон настроения
Осень – депрессивные тенденции
Зима – сильная депрессия, эмоциональные проблемы, одиночество,
недостаток контактов.

Весна – на выходе из болезни, из соматического заболевания, ощущения
новых сил при выходе из кризиса, надежд.
8. Породы
Сосна, ель, лиственница.
Высокая самооценка, потребность в высокой оценке. Желание чувствовать
себя выше других. Высокие притязания, тенденция к интеллектуальному
восприятию тела, пониженная чувствительность. Защитный характер.
Человек склонен к доминированию, у него выражены организаторские
способности и достаточно выражена активность действий.
Яблоня.
У мужчин – зависимость от матери, может быть, алкоголизация, если
крупная яблоня с большими яблоками. Сценарий матери и сильная
зависимость от нее, часто внутренняя. Внутренняя несвобода от матери. У
мужчины – несамостоятельность, незрелость, зависимость от матери.
Пальмыфикусы.
Демонстративность, экзотика условий существования, которые требует
человек создать для себя. Пальма – желание путешествовать.
Дубы.
Эпилептоидность.
Береза.
Тревога, астеничные тенденции. Ипохондрия. Заниженная самооценка.
Липа.
Эпилептоидность.Ригидность, тенденция залипать на чем-то
Плакучиеива.
Психастеник, если ветви направлены вниз – приглушенное состояние
эмоций. Недостаток смелости, отчаяние, мотивированное или
немотивированное жизнью.
Кипарис.
Шизоидность.
Клен.
Демонстративность
Топольясень.
Мужская идентичность
9. Размеры рисунка
Очень маленький – чувство неполноценности, стремление избегания
реальности, ограниченность взаимодействий с окружающей реальностью,
состояния напряжения.
Очень высокое дерево – зависимость от окружающей реальности. Проявляет
склонность к агрессии.
Огромная крона, маленький ствол – несамостоятельность, ощущение
базовой неполноценности в сочетании с интенсивным стремлением получать
удовольствие от окружающего мира. Крошечные молодые побеги,
пробивающиеся из большого голого ствола – оздоровление.
Срез макушки краем листа – желание найти удовлетворение в фантазии,
отказавшись от поисков его в реальности.
Дерево примыкает к краю страницы –проявление аргессивно-реактивных
тенденций, которые могут быть либо подавленными, либо нет.
10. Положение рисунка на листе
Центровка – ощущение незащищенности и ригидности
Верхний левый угол – тревожность, регрессия, избегание нового опыта,
стремление вернуться в прошлое
Срез левого края рисунка концом листа– фиксация на прошлом вместе со
страхом перед будущим
Срез правого края рисунка концом листа – желание оказаться в будущем,
чтобы уйти от прошлого.
Использование нижнего края листа как основания – генерализованная
незащищенность, депрессивно - окрашенное состояние.
Использование пространства слева от центра листа – доминирование
эмоциональной сферы.
Использование пространства справа от центра листа – доминирование
интеллекта.
Расположение на листе связано с уровнем притязаний – в верхней трети
листа – высокие притязания, а в нижней трети - заниженные притязания.
Адекватное – если большой рисунок находится в центре листа. Это
свидетельствует об уверенности в себе, но не о собственной идеализации – о
стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не
любой ценой.
Завышение над средней линией - стремление завысит собственную
значимость вопреки недостаточному признанию со стороны окружающих.
Нижний край листа – неуверенность в себе, низкая самооценка,
подавленность, нерешительность, не заинтересованность своим положением
в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
11. Тип линий
Жирные – напряженность, фиксация на отдельных деталях рисунка. Жирная
линия земли – тревожность, вызванная взаимоотношениями в реальной
жизни
Слабые – неполноценность, нерешительность, боязнь поражения, нежелание
рисовать некоторые детали. Отрывистые – аккуратность, скрупулезность,
если рисует очень медленно – патоформность
Жесткие прямые – внутренняя ригидность
Изогнутая – неприятие условностей и ограничений (В дереве должны быть
изогнутые и прямые линии)
Сильно обведен контур – «броня», напряженность, стремление все держать
под контролем.
Переворачивание листа– независимость ума, рассудительность, в терапии
акцент на логическое обоснование и рациональный компонент
эмоционального воздействия.
Много деревьев – детское поведение, не следование инструкции


Текст методики




Вопросы
1. Как оно называется?
2. Какое время года?
3. Где оно растет? (в парке, в лесу, на горе и т.д.)
4. Одно растет или среди других деревьев?
5. Возраст дерева?
6. Оно выше или ниже других деревьев?
7. Если дерево превратить в человека, каким оно будет? (мужчина, женщина,
старик, ребенок) – выход на актуальное для испытуемого состояние
8. Каков характер?
9. Что любит?
10. Чего боится?