Файл: Конкурсное испытание Защита реализуемой психологопедагогической практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

профессионального мастерства

«Педагог – психолог России – 2023»



Конкурсное испытание

«Защита реализуемой психолого-педагогической практики»

Описание реализуемой психолого-педагогической практики на примере психолого – педагогичекой программы «Мы - семья!»

Авершиной Натальи Анатольевны

педагога – психолога

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

Часть I. Общая информация
Наименование и направленность программы

Я, Авершина Наталья Анатольевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области». С 2022 года веду работу по программе «Мы семья», направленную на оказание психологической помощи беженцам из ЛНР, ДНР и Украины, в связи со специальной военной операцией на территории Украины. Обучающиеся, которые резко изменили среду проживания, языковую среду, а также дети, в семьях которых принято говорить на своём родном языке, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями, трудности в обучении, сложности в социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, отношениям в коллективе.

Программа ориентирована

В реализации программы «Мы семья» заложено взаимодействие администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, логопедов, педагогов, классных руководителей, обучающихся и их родителей.

Информация о разработчике, участниках и месте реализации программы

Программа реализуется среди обучающихся МОУ «Пушкарская СОШ», направлена на создание ситуации успеха, что позволяет каждому обучающемуся участвовать в достижении общей цели с помощью сотрудничества и взаимодействия, разработанная педагогом-психологом муниципального общеобразовательного учреждения «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

Программа реализуется: с февраля 2022 года

Место реализации: муниципальное общеобразовательное учреждение «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»


Организация:

Адрес: Белгородская область Белгородский район с. Пушкарное ул. Центральная д. 13

Телефон: 8 (4722) 29-80-80

Руководитель: Смольякова Валентина Ивановна

Цели и задачи программы

Цель программы: создание комплексной системы психологической помощи беженцам из Украины, ЛНР и ДНР.

В соответствии с целью, реализуются задачи:

  1. Создать условия для освоения детьми-беженцами образовательных программ;

  2. Формировать культурные компетентности обучающихся;

  3. Создать предпосылки для формирования саморегуляции эмоциональных состояний;

  4. Учить установлению связи между событием и эмоцией;

  5. Развивать самосознания (гармонизация осознания имени, притязания на признание и психологического времени личности);

  6. Осуществлять психопрофилактическую, просветительскую и консультативную работу с родителями обучающихся и педагогами;

  7. Коррекция последствий психологической травмы;

  8. Развитие системы эмоциональной регуляции, коррекция эмоциональных нарушений.


Целевая аудитория

Программа направлена на беженцев и вынужденных переселенцев из ЛНР, ДНР и Украины.

Психическое здоровье детей вынужденных переселенцев и беженцев, так же как и взрослых, подвергается негативному воздействию в результате травм и изменения привычной обстановки. Многие родители, пытаясь решить жизненно важные проблемы, связанные с переменой места жительства, не придают значения той психической травме, которую переживает ребенок. Травмирующие обстоятельства вынужденной миграции лишают ребенка стабильного, безопасного и поддерживающего окружения, необходимого для нормального развития. Многие дети становятся косвенными жертвами травм, полученных их родителями, а в случае потери родителей дети переживают также внезапное лишение привязанности, результатом чего становится сильный эмоциональный стресс. Такие обучающиеся нуждаются в особом контроле со стороны педагогического персонала, а также должны быть охвачены коррекционной и консультационной работой педагога – психолога.
Методическое обеспечение (научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение) программы.

При реализации программы педагогу-психологу нужно руководствоваться научными принципами:

  • Детерминизма;

  • Системности;

  • Развития;

  • Активности;

  • Непрерывности.


Теоретико-методологическая основа Программы


 общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская);

 основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович);

 современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).
Нормативно-правовая база разработки программы

  • Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»;

  • Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. №2106);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

  • Приказ Минобрнауки России об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897; от 6 октября 2009 г.; от17 мая 2012 г.;

  • Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (в редакции от 12.03.2014);

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003г. №28-51-513/16 (Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования);

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 06.02.2014 № 09-14 «О направлении материалов» («Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).

  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».


Методы, применяемые при реализации данной программы, включают:

- информирование;

- групповые дискуссии;

- игровые методы;

- арттерапевтические методы;

- организация групповых практических занятий.
Формы реализации программы включают:

- тестирование;

- анкетирование;

- наблюдение;

- самооценка;

- лекции;

- онлайн-беседы,

- дискуссии;

- тренинг;

- арт-терапевтические занятия;


- игры;

- притчи;

- групповые и индивидуальные консультации.
Описание требований к специалистам, задействованным в реализации программы, иных требований (технических, материальных и т.д.).


  • Программа реализуется педагогом-психологом общеобразовательной организации 1 раз в неделю;

  • Знание требований к педагогу-психологу, которые определены Профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

  • Знание возрастных особенностей;

  • Владение методами групповой дискуссии;

  • Владение методами психогимнастики, техниками дыхательной и мышечной релаксации;

  • Наличие опыта проведения и участия в социально-психологических тренингах, арт-терапевтических занятиях, игропрактиках;

  • Владение современными информационно-коммуникационными методами;

  • Владением приемами дистанционной психологической работы.


Материально-технические требования включают:

  • Просторное помещение;

  • Раздаточный материал (бланки диагностики, бланки для выполнения заданий);

  • Компьютер или ноутбук, с выходом в интернет, веб-камера, наушники, микрофон;

  • Проектор, экран;

  • Принтер;

  • Бумага, тетради для выполнения заданий;

  • Мяч;

  • Карандаши, ручки;

  • Набор карточек настольных психологических игр.


Ожидаемые результаты реализации программы

В результате реализации программы ожидается:

  • повышение уровня психологического здоровья беженцев из Украины;

  • повышение уровня развития навыков межличностного взаимодействия;

  • эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса;

  • позитивные установки в отношении базовых норм и правил принимающего сообщества;

  • развитие поликультурного пространства школы;

  • включение обучающихся беженцев в активную социально значимую деятельность школы путем участия в общественных делах класса и школы.

Факторы, влияющие на достижение результатов программы
Программа реализуется по трем основным направлениям:

- работа с родителями (законными представителями);

- работа с педагогическим коллективом;

- работа с обучающимися.
Достижение результата будет зависеть от:

-включенности в совместную деятельность родителей (законных представителей) и педагогов, т.к. они оказывают огромное влияние на развитие обучающихся;


- актуальности программы для самих обучающихся и наличия мотивации на работу в данном направлении;

- наличия необходимых материально-технических средств.
Принципы реализации программы

  • позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

  • безусловного принятия ребенка педагогом-психологом для формирования у него чувства безопасности;

  • индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);

  • развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию);

  • поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;

  • обеспечения в процессе игровой деятельности условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.


Сведения об апробации программы

Программа апробирована на базе МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» среди обучающихся- беженцев из ДНР, ЛНР, Украины в период с февраля 2022 по декабрь 2022 года.

В апробации приняли участие:

  • 13 обучающихся

  • 19 родителей (законных представителей)

  • 11 педагогов МОУ «Пушкарская СОШ»

Были получены положительные отзывы со стороны родителей (законных представителей), классных руководителей и обучающихся. Анкетирование, проведенное в начале программы, показало, что 85% обучающихся имели сложности в адаптации к обучению в школе на территории Российской Федерации, а по итогам программы уже 75% обучающихся влились в школьный коллектив, определились со своими жизненными целями и стремлениями, появился позитивный настрой. Любая деятельность педагога-психолога начинается с диагностического обследования, на основе которого затем выстраивается сопровождение участников образовательного процесса. Из вышеуказанного можно сделать вывод, что программа достаточно эффективна. В продолжении данной работы было организовано дополнительное индивидуальное психолого –педагогическое сопровождение обучающихся для тех, кто не смог полноценно адаптироваться к условиям обучения и проживания на территории России.

Список источников, используемых при разработки программы

  1. Гиппенрейтер Ю. Эмоции и поступки. Интеллектуальные психологические игры для детей и взрослых. – М.: АСТ, 2019.

  2. Дьякина, Е. Н. Обучение детей-мигрантов: проблемы и решения : из опыта работы ГОУ СКОШ VI вида № 47 / Е. Н. Дьякина, Т. Л. Логачева // Коррекционная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 35–39.

  3. Кожемякин, Е. А. Межкультурные коммуникации: от теории к практике: монография / Е. А. Кожемякин. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2003. – 119с.

  4. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.

  5. Садовникова Т.Ю. Нравственно-ценностные ориентации подростков с различным восприятием моральной атмосферы в школе: дис. … канд. психол. наук. – М., 2005. – 258 с.

  6. Разяпова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психологов и педагога. – М.: Генезис, 2003. – 138 с.

  7. Шапошникова, Т. Д. К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в современном социокультурном пространстве / Т. Д. Шапошникова // Начальная школа. – 2012. – № 5. – С. 87–92.