Файл: Конкурсное испытание Защита реализуемой психологопедагогической практики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальный этап Всероссийского конкурса
профессионального мастерства
«Педагог – психолог России – 2023»
Конкурсное испытание
«Защита реализуемой психолого-педагогической практики»
Описание реализуемой психолого-педагогической практики на примере психолого – педагогичекой программы «Мы - семья!»
Авершиной Натальи Анатольевны
педагога – психолога
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
Часть I. Общая информация
Наименование и направленность программы
Я, Авершина Наталья Анатольевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области». С 2022 года веду работу по программе «Мы семья», направленную на оказание психологической помощи беженцам из ЛНР, ДНР и Украины, в связи со специальной военной операцией на территории Украины. Обучающиеся, которые резко изменили среду проживания, языковую среду, а также дети, в семьях которых принято говорить на своём родном языке, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями, трудности в обучении, сложности в социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, отношениям в коллективе.
Программа ориентирована
В реализации программы «Мы семья» заложено взаимодействие администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, логопедов, педагогов, классных руководителей, обучающихся и их родителей.
Информация о разработчике, участниках и месте реализации программы
Программа реализуется среди обучающихся МОУ «Пушкарская СОШ», направлена на создание ситуации успеха, что позволяет каждому обучающемуся участвовать в достижении общей цели с помощью сотрудничества и взаимодействия, разработанная педагогом-психологом муниципального общеобразовательного учреждения «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
Программа реализуется: с февраля 2022 года
Место реализации: муниципальное общеобразовательное учреждение «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
Организация:
Адрес: Белгородская область Белгородский район с. Пушкарное ул. Центральная д. 13
Телефон: 8 (4722) 29-80-80
Руководитель: Смольякова Валентина Ивановна
Цели и задачи программы
Цель программы: создание комплексной системы психологической помощи беженцам из Украины, ЛНР и ДНР.
В соответствии с целью, реализуются задачи:
-
Создать условия для освоения детьми-беженцами образовательных программ; -
Формировать культурные компетентности обучающихся; -
Создать предпосылки для формирования саморегуляции эмоциональных состояний; -
Учить установлению связи между событием и эмоцией; -
Развивать самосознания (гармонизация осознания имени, притязания на признание и психологического времени личности); -
Осуществлять психопрофилактическую, просветительскую и консультативную работу с родителями обучающихся и педагогами; -
Коррекция последствий психологической травмы; -
Развитие системы эмоциональной регуляции, коррекция эмоциональных нарушений.
Целевая аудитория
Программа направлена на беженцев и вынужденных переселенцев из ЛНР, ДНР и Украины.
Психическое здоровье детей вынужденных переселенцев и беженцев, так же как и взрослых, подвергается негативному воздействию в результате травм и изменения привычной обстановки. Многие родители, пытаясь решить жизненно важные проблемы, связанные с переменой места жительства, не придают значения той психической травме, которую переживает ребенок. Травмирующие обстоятельства вынужденной миграции лишают ребенка стабильного, безопасного и поддерживающего окружения, необходимого для нормального развития. Многие дети становятся косвенными жертвами травм, полученных их родителями, а в случае потери родителей дети переживают также внезапное лишение привязанности, результатом чего становится сильный эмоциональный стресс. Такие обучающиеся нуждаются в особом контроле со стороны педагогического персонала, а также должны быть охвачены коррекционной и консультационной работой педагога – психолога.
Методическое обеспечение (научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение) программы.
При реализации программы педагогу-психологу нужно руководствоваться научными принципами:
-
Детерминизма; -
Системности; -
Развития; -
Активности; -
Непрерывности.
Теоретико-методологическая основа Программы
общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская);
основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович);
современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).
Нормативно-правовая база разработки программы
-
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
-
Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. №2106); -
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; -
Приказ Минобрнауки России об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897; от 6 октября 2009 г.; от17 мая 2012 г.; -
Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (в редакции от 12.03.2014); -
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; -
Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003г. №28-51-513/16 (Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования); -
Письмо Министерства образования и науки РФ от 06.02.2014 № 09-14 «О направлении материалов» («Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). -
Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».
Методы, применяемые при реализации данной программы, включают:
- информирование;
- групповые дискуссии;
- игровые методы;
- арттерапевтические методы;
- организация групповых практических занятий.
Формы реализации программы включают:
- тестирование;
- анкетирование;
- наблюдение;
- самооценка;
- лекции;
- онлайн-беседы,
- дискуссии;
- тренинг;
- арт-терапевтические занятия;
- игры;
- притчи;
- групповые и индивидуальные консультации.
Описание требований к специалистам, задействованным в реализации программы, иных требований (технических, материальных и т.д.).
-
Программа реализуется педагогом-психологом общеобразовательной организации 1 раз в неделю; -
Знание требований к педагогу-психологу, которые определены Профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»; -
Знание возрастных особенностей; -
Владение методами групповой дискуссии; -
Владение методами психогимнастики, техниками дыхательной и мышечной релаксации; -
Наличие опыта проведения и участия в социально-психологических тренингах, арт-терапевтических занятиях, игропрактиках; -
Владение современными информационно-коммуникационными методами; -
Владением приемами дистанционной психологической работы.
Материально-технические требования включают:
-
Просторное помещение; -
Раздаточный материал (бланки диагностики, бланки для выполнения заданий); -
Компьютер или ноутбук, с выходом в интернет, веб-камера, наушники, микрофон; -
Проектор, экран; -
Принтер; -
Бумага, тетради для выполнения заданий; -
Мяч; -
Карандаши, ручки; -
Набор карточек настольных психологических игр.
Ожидаемые результаты реализации программы
В результате реализации программы ожидается:
-
повышение уровня психологического здоровья беженцев из Украины; -
повышение уровня развития навыков межличностного взаимодействия; -
эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса; -
позитивные установки в отношении базовых норм и правил принимающего сообщества; -
развитие поликультурного пространства школы; -
включение обучающихся беженцев в активную социально значимую деятельность школы путем участия в общественных делах класса и школы.
Факторы, влияющие на достижение результатов программы
Программа реализуется по трем основным направлениям:
- работа с родителями (законными представителями);
- работа с педагогическим коллективом;
- работа с обучающимися.
Достижение результата будет зависеть от:
-включенности в совместную деятельность родителей (законных представителей) и педагогов, т.к. они оказывают огромное влияние на развитие обучающихся;
- актуальности программы для самих обучающихся и наличия мотивации на работу в данном направлении;
- наличия необходимых материально-технических средств.
Принципы реализации программы
-
позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества); -
безусловного принятия ребенка педагогом-психологом для формирования у него чувства безопасности; -
индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка); -
развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию); -
поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности; -
обеспечения в процессе игровой деятельности условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
Сведения об апробации программы
Программа апробирована на базе МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» среди обучающихся- беженцев из ДНР, ЛНР, Украины в период с февраля 2022 по декабрь 2022 года.
В апробации приняли участие:
-
13 обучающихся -
19 родителей (законных представителей) -
11 педагогов МОУ «Пушкарская СОШ»
Были получены положительные отзывы со стороны родителей (законных представителей), классных руководителей и обучающихся. Анкетирование, проведенное в начале программы, показало, что 85% обучающихся имели сложности в адаптации к обучению в школе на территории Российской Федерации, а по итогам программы уже 75% обучающихся влились в школьный коллектив, определились со своими жизненными целями и стремлениями, появился позитивный настрой. Любая деятельность педагога-психолога начинается с диагностического обследования, на основе которого затем выстраивается сопровождение участников образовательного процесса. Из вышеуказанного можно сделать вывод, что программа достаточно эффективна. В продолжении данной работы было организовано дополнительное индивидуальное психолого –педагогическое сопровождение обучающихся для тех, кто не смог полноценно адаптироваться к условиям обучения и проживания на территории России.
Список источников, используемых при разработки программы
-
Гиппенрейтер Ю. Эмоции и поступки. Интеллектуальные психологические игры для детей и взрослых. – М.: АСТ, 2019. -
Дьякина, Е. Н. Обучение детей-мигрантов: проблемы и решения : из опыта работы ГОУ СКОШ VI вида № 47 / Е. Н. Дьякина, Т. Л. Логачева // Коррекционная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 35–39. -
Кожемякин, Е. А. Межкультурные коммуникации: от теории к практике: монография / Е. А. Кожемякин. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2003. – 119с. -
Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с. -
Садовникова Т.Ю. Нравственно-ценностные ориентации подростков с различным восприятием моральной атмосферы в школе: дис. … канд. психол. наук. – М., 2005. – 258 с. -
Разяпова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психологов и педагога. – М.: Генезис, 2003. – 138 с. -
Шапошникова, Т. Д. К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в современном социокультурном пространстве / Т. Д. Шапошникова // Начальная школа. – 2012. – № 5. – С. 87–92.