Файл: Конкурсное испытание Защита реализуемой психологопедагогической практики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часть II. Сценарий демонстрируемого на видеозаписи группового занятия с приложениями (раздаточный, стимульный материал и т.п.)
На видеозаписи демонстрируются фрагменты комбинированного психолого-педагогического занятия «Характер человека: каково со мной другим?» из психолого – педагогической программы «Мы - семья!» с использованием дистанционных технологий, направленное на решение одной из задач программы - создавать предпосылки для формирования саморегуляции эмоциональных состояний обучающихся.
Технологическая карта занятия
Ф.И.О. педагога - психолога | Авершина Наталья Анатольевна |
Возрастная группа | 11-15 лет |
Тип занятия | Психологическая игра, эвристическая беседа |
Форма проведения | Групповая |
Тема | «Характер человека: каково со мной другим?» |
Цель | Содействие развитию самоконтроля и рефлексии собственных поступков; |
Задачи | - Развивать умение вести диалог, четко и грамотно излагать свои мысли; - Развивать культуру общения; - Формировать развитие толерантности и ответственности; - Освоение способов самораскрытия; |
Основные термины, понятия | Характер, познание, сплочённость, толерантность |
Планируемые результаты | Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
|
Средства ИКТ, ресурсы | Компьютер, бумага, фломастеры, карандаши, ручка |
Методы работы | Наглядные, словесные, практические |
Этапы занятия | |
| Начало работы. Приветствие группы. |
| Введение в тему занятия, развитие самоконтроля и рефлексии в процессе игр. |
| Выводы, работа, выполненная обучающимися |
ХОД ЗАНЯТИЯ
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Задачи:
-
Организовать обучающихся. -
Настроить на предстоящую работу, включить в деловой ритм занятия.
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько людей вокруг вас: родные, друзья, учителя, соседи и все окружающие. Все они чем – то похожи, в чем-то отличаются друг от друга. В первую очередь мы выделяем среди них мужчин и женщин, детей и взрослых, высоких и низких, то есть обращаем внимание на внешние признаки. Но ведь мы знаем, что среди них есть еще добрые и злые, храбрые и трусливые; это уже качества, которые снаружи не видны, скрыты от всех, находятся внутри человека. Они проявляют себя в поведении, в отношениях к окружающим, в характере.
Педагог – психолог:
Мне бы хотелось начать занятие с истории.
«В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них — множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля — такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями.
Встречались Характеры, сплошь — от корней до кроны — покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви — ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер.
Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...».
Педагог-психолог: Кто догадался, чему посвящено наше занятие? (ответы детей)
Педагог-психолог: Черты характера во многом определяют поведение человека. Вам наверняка приходилось слышать: «У него ужасный характер», «Этой девчонке Бог дал золотой характер!». Давайте разберемся в понятиях «плохие» и «хорошие» черты характера. Приведите пример плохих и хороших черт характера. (ответы детей)
Педагог-психолог: Черты характера не могут быть хорошими или плохими сами по себе. Их роль для человека может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от жизненной ситуации, от того, как они могут помочь или помешать человеку в жизни, в общении с другими людьми.
-
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Задачи:
1. Содействовать осознанию своего характера, развивать умение вести диалог, четко и грамотно излагать свои мысли.
2. Развить способность к рассмотрению понятия «характер» с разных сторон.
Педагог-психолог: Давайте вспомним известные нам черты характера. Каждому обучающемуся по очереди предлагается назвать черту характера, начинающуюся на букву алфавита.
Например: А – аккуратность
Б - бескорыстие
В – великолепный и т.д.
(ответы обучающихся)
Педагог-психолог: Ребята, я вам предлагаю подойти к следующему упражнению творчески. Я вам предлагаю обвести свою ладонь на листке бумаги и написать свои самые – самые качества, которые отличают вас от всех остальных людей.
Упражнение «Волшебные ладошки»
У каждого участника на столе лист бумаги и карандаш. Ребятам предлагается обвести на листе свою ладонь. На каждом пальце написать качества характера, которые, по мнению обучающегося, отличают его от других, то есть составить свой характерологический мини-портрет. Затем педагог-психолог предлагает выступить нескольким участникам и назвать несколько своих характеристик.
(представление своих рисунков, ответы обучающихся)
Педагог – психолог: Ребята, как вы считаете, для чего нам необходимо знать качества нашего характера, иметь представления о слабых и сильных сторонах?
(промежуточные выводы, ответы обучающихся)
Педагог – психолог: Я хочу предложить следующее упражнение, которое покажет, как мы умеем делать комплименты не только себе, но и своим друзьям, знакомым, одноклассникам. Предлагаю по цепочке назвать положительную черту характера своего соседа. (ответы обучающихся)
Педагог-психолог: Ребята, перед вами на блюде выложены конфеты, посмотрите на них и выберите себе одну, которая по - вашему мнению, больше характеризует Вас, которая больше остальных нравится Вам.
Тест «Конфеты»
Цель: креативное представление себя в группе, психологическая «разминка».
Детям преподносится блюдо, на котором выложены конфеты: разной формы, размера, качества, цвета фантика…
Педагог – психолог: Ребята, расскажите, почему Вы взяли именно эту конфету. Чем именно она вам приглянулась?
(ответы обучающихся)
-
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Задачи:
1. Оценить результат.
2. Получить обратную связь от участников.
3. Подвести итоги занятия.
Педагог – психолог: Сейчас я хочу предложить вам выполнить последнее задание в нашем занятии, оно называется «Эмблема толерантности».
Перед вами высказывания, которые я попрошу вас объяснить. Прежде, чем мы начнем работу с высказываниями, я попрошу вас объяснить как вы понимаете слово «толерантность».
(ответы обучающихся)
Упражнение «Эмблема толерантности».
-
Сотрудничество, партнерство. -
Готовность мириться с мнением другого человека. -
Уважение чувства человеческого достоинства. -
Уважение прав других. -
Принятие другого таким, какой он есть. -
Способность поставить себя на место другого. -
Уважение права быть другим. -
Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д. -
Признание равенства других. -
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. -
Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.
Педагог – психолог: Ребята, как характер человека может влиять на отношение к другому человеку, на его толерантность? (ответы обучающихся)
Педагог – психолог: Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все люди разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
Педагог – психолог: Сегодня я хочу сформулировать жизненный принцип любого человека так: «Помни, что ты только человек», независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не должны применять насилие, быть жестокими по отношению друг к другу. Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять.
Будьте толерантными и человечными!
Приложение 1
Эскиз для упражнения «Волшебные ладошки»
Приложение 2
Перечень высказываний для упражнения «Эмблема толерантности».
-
Сотрудничество, партнерство. -
Готовность мириться с мнением другого человека. -
Уважение чувства человеческого достоинства. -
Уважение прав других. -
Принятие другого таким, какой он есть. -
Способность поставить себя на место другого. -
Уважение права быть другим. -
Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д. -
Признание равенства других. -
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. -
Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу