Файл: Конкурсное испытание Защита реализуемой психологопедагогической практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Часть II. Сценарий демонстрируемого на видеозаписи группового занятия с приложениями (раздаточный, стимульный материал и т.п.)
На видеозаписи демонстрируются фрагменты комбинированного психолого-педагогического занятия «Характер человека: каково со мной другим?» из психолого – педагогической программы «Мы - семья!» с использованием дистанционных технологий, направленное на решение одной из задач программы - создавать предпосылки для формирования саморегуляции эмоциональных состояний обучающихся.
Технологическая карта занятия


Ф.И.О.

педагога - психолога

Авершина Наталья Анатольевна

Возрастная группа

11-15 лет

Тип занятия

Психологическая игра, эвристическая беседа

Форма проведения

Групповая

Тема

«Характер человека: каково со мной другим?»

Цель

Содействие развитию самоконтроля и рефлексии собственных поступков;

Задачи

- Развивать умение вести диалог, четко и грамотно излагать свои мысли;

- Развивать культуру общения;

- Формировать развитие толерантности и ответственности;

- Освоение способов самораскрытия;

Основные термины, понятия

Характер, познание, сплочённость, толерантность

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • Использовать полученную информацию для решения образовательных задач;

  • Уметь в ходе личной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях (ценностях разных групп);

  • Признавать общепринятые моральные нормы;

  • Получение опыта расширения и творческого применения в своей реальной жизни полученных ранее знаний, умений и навыков.

Регулятивные УУД:

  • Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД

  • Вести диалог, признавать возможности существования различных точек зрений и право каждого иметь свою;

  • Выражение своего мнения и аргументация точки зрения;

  • Уважительное восприятие других точек зрения.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов;

  • Самостоятельно отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации, устанавливать соответствие поступков жизненным правилам.

Средства ИКТ, ресурсы

Компьютер, бумага, фломастеры, карандаши, ручка

Методы работы

Наглядные, словесные, практические

Этапы занятия

  1. Организационный этап (мотивация)

Начало работы. Приветствие группы.

  1. Основной этап (проведение игр, упражнений)

Введение в тему занятия, развитие самоконтроля и рефлексии в процессе игр.

  1. Заключительный этап

Выводы, работа, выполненная обучающимися



ХОД ЗАНЯТИЯ


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Задачи:

  1. Организовать обучающихся.

  2. Настроить на предстоящую работу, включить в деловой ритм занятия.


Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько людей вокруг вас: родные, друзья, учителя, соседи и все окружающие. Все они чем – то похожи, в чем-то отличаются друг от друга. В первую очередь мы выделяем среди них мужчин и женщин, детей и взрослых, высоких и низких, то есть обращаем внимание на внешние признаки. Но ведь мы знаем, что среди них есть еще добрые и злые, храбрые и трусливые; это уже качества, которые снаружи не видны, скрыты от всех, находятся внутри человека. Они проявляют себя в поведении, в отношениях к окружающим, в характере.
Педагог – психолог:

Мне бы хотелось начать занятие с истории.

«В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них — множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля — такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями.                                                                                        

Встречались Характеры, сплошь — от корней до кроны — покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви — ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер.

Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...».

Педагог-психолог: Кто догадался, чему посвящено наше занятие? (ответы детей)

Педагог-психолог: Черты характера во многом определяют поведение человека. Вам наверняка приходилось слышать: «У него ужасный характер», «Этой девчонке Бог дал золотой характер!». Давайте разберемся в понятиях «плохие» и «хорошие» черты характера. Приведите пример плохих и хороших черт характера. (ответы детей)

Педагог-психолог: Черты характера не могут быть хорошими или плохими сами по себе. Их роль для человека может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от жизненной ситуации, от того, как они могут помочь или помешать человеку в жизни, в общении с другими людьми.



  1. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Задачи:

1. Содействовать осознанию своего характера, развивать умение вести диалог, четко и грамотно излагать свои мысли.

2. Развить способность к рассмотрению понятия «характер» с разных сторон.

Педагог-психолог: Давайте вспомним известные нам черты характера. Каждому обучающемуся по очереди предлагается назвать черту характера, начинающуюся на букву алфавита.

Например: А – аккуратность

Б - бескорыстие

В – великолепный и т.д.

(ответы обучающихся)

Педагог-психолог: Ребята, я вам предлагаю подойти к следующему упражнению творчески. Я вам предлагаю обвести свою ладонь на листке бумаги и написать свои самые – самые качества, которые отличают вас от всех остальных людей.

Упражнение «Волшебные ладошки»

У каждого участника на столе лист бумаги и карандаш. Ребятам предлагается обвести на листе свою ладонь. На каждом пальце написать качества характера, которые, по мнению обучающегося, отличают его от других, то есть составить свой характерологический мини-портрет. Затем педагог-психолог предлагает выступить нескольким участникам и назвать несколько своих характеристик.

(представление своих рисунков, ответы обучающихся)

Педагог – психолог: Ребята, как вы считаете, для чего нам необходимо знать качества нашего характера, иметь представления о слабых и сильных сторонах?

(промежуточные выводы, ответы обучающихся)


Педагог – психолог: Я хочу предложить следующее упражнение, которое покажет, как мы умеем делать комплименты не только себе, но и своим друзьям, знакомым, одноклассникам. Предлагаю по цепочке назвать положительную черту характера своего соседа. (ответы обучающихся)
Педагог-психолог: Ребята, перед вами на блюде выложены конфеты, посмотрите на них и выберите себе одну, которая по - вашему мнению, больше характеризует Вас, которая больше остальных нравится Вам.
Тест «Конфеты»

Цель: креативное представление себя в группе, психологическая «разминка».

Детям преподносится блюдо, на котором выложены конфеты: разной формы, размера, качества, цвета фантика…
Педагог – психолог: Ребята, расскажите, почему Вы взяли именно эту конфету. Чем именно она вам приглянулась?

(ответы обучающихся)



  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Задачи:

1. Оценить результат.

2. Получить обратную связь от участников.

3. Подвести итоги занятия.

Педагог – психолог: Сейчас я хочу предложить вам выполнить последнее задание в нашем занятии, оно называется «Эмблема толерантности».

Перед вами высказывания, которые я попрошу вас объяснить. Прежде, чем мы начнем работу с высказываниями, я попрошу вас объяснить как вы понимаете слово «толерантность».

(ответы обучающихся)
Упражнение «Эмблема толерантности».


  • Сотрудничество, партнерство.

  • Готовность мириться с мнением другого человека.

  • Уважение чувства человеческого достоинства.

  • Уважение прав других.

  • Принятие другого таким, какой он есть.

  • Способность поставить себя на место другого.

  • Уважение права быть другим.

  • Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д.

  • Признание равенства других.

  • Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

  • Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.


Педагог – психолог: Ребята, как характер человека может влиять на отношение к другому человеку, на его толерантность? (ответы обучающихся)

Педагог – психолог: Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все люди разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.


Педагог – психолог: Сегодня я хочу сформулировать жизненный принцип любого человека так: «Помни, что ты только человек», независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не должны применять насилие, быть жестокими по отношению друг к другу. Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять.

Будьте толерантными и человечными!

Приложение 1

Эскиз для упражнения «Волшебные ладошки»



Приложение 2

Перечень высказываний для упражнения «Эмблема толерантности».

  • Сотрудничество, партнерство.

  • Готовность мириться с мнением другого человека.

  • Уважение чувства человеческого достоинства.

  • Уважение прав других.

  • Принятие другого таким, какой он есть.

  • Способность поставить себя на место другого.

  • Уважение права быть другим.

  • Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д.

  • Признание равенства других.

  • Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

  • Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу