ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1000
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вушки, сформированные прошлым негативным опытом, таким образом, что они больше не вызывали в ней боли.
После этого я перевел ее в самое продуктивное состояние и связал его с новыми, измененными внутренними представлениями так, чтобы одна мысль о брате или его образ немедленно приводили ее в продуктивное состояние, в котором она была бы способна дать отпор.
Доведя ее рефлексы до автоматизма, я посоветовал прямо из своей комнаты позвонить брату. Она решительно на- брала номер, и, когда на другом конце подняли трубку, назвала брата по имени: «Слушай, братец! — сказала она тоном, которого, наверное, он от нее никогда прежде не слышал. — Я хочу, чтобы ты знал, что я возвращаюсь домой. Однако помни, что, если ты еще хотя бы раз взду- маешь притронуться ко мне, ты до конца дней своих будешь каяться в тюремной камере. Это я тебе обе- щаю. Ты мой брат, и я люблю тебя как брата. Но я больше не потерплю такого со мной обращения. Заруби себе это на носу. Пока».
Девочка положила трубку. Она чувствовала себя уве- ренной и сильной как никогда прежде. Мальчик, что привел ее ко мне, не мог найти слов, чтобы выразить свою благодарность. В глазах его стояли слезы. Я ему сказал, что лучшая награда учителю — новое поведение его учеников. «Нет, я должен хоть как-то вас отбла- годарить», — возразил он. Мальчик снял с себя ме- даль, которой я сам несколько часов назад наградил его, и повесил мне на шею. Когда я рассказал об этом своей жене Бекки, она растрогалась до слез. Она сказала:
«Невероятно! Жизнь этой девочки уже никогда не будет такой, как раньше». «Спасибо, дорогая, — сказал я. — Но все это — дело техники. Всякий владеющий данной методикой мог помочь ей». На это она возразила:
«Да, Тони, любой мог бы. Но помог-то ты».
После этого я перевел ее в самое продуктивное состояние и связал его с новыми, измененными внутренними представлениями так, чтобы одна мысль о брате или его образ немедленно приводили ее в продуктивное состояние, в котором она была бы способна дать отпор.
Доведя ее рефлексы до автоматизма, я посоветовал прямо из своей комнаты позвонить брату. Она решительно на- брала номер, и, когда на другом конце подняли трубку, назвала брата по имени: «Слушай, братец! — сказала она тоном, которого, наверное, он от нее никогда прежде не слышал. — Я хочу, чтобы ты знал, что я возвращаюсь домой. Однако помни, что, если ты еще хотя бы раз взду- маешь притронуться ко мне, ты до конца дней своих будешь каяться в тюремной камере. Это я тебе обе- щаю. Ты мой брат, и я люблю тебя как брата. Но я больше не потерплю такого со мной обращения. Заруби себе это на носу. Пока».
Девочка положила трубку. Она чувствовала себя уве- ренной и сильной как никогда прежде. Мальчик, что привел ее ко мне, не мог найти слов, чтобы выразить свою благодарность. В глазах его стояли слезы. Я ему сказал, что лучшая награда учителю — новое поведение его учеников. «Нет, я должен хоть как-то вас отбла- годарить», — возразил он. Мальчик снял с себя ме- даль, которой я сам несколько часов назад наградил его, и повесил мне на шею. Когда я рассказал об этом своей жене Бекки, она растрогалась до слез. Она сказала:
«Невероятно! Жизнь этой девочки уже никогда не будет такой, как раньше». «Спасибо, дорогая, — сказал я. — Но все это — дело техники. Всякий владеющий данной методикой мог помочь ей». На это она возразила:
«Да, Тони, любой мог бы. Но помог-то ты».
Если бы ты только мог научиться любить,
не было бы на свете человека могущественнее
тебя.
Эмметт Фоке
В этом и заключается главная идея книги. Станьте деятельным. Берите на себя ответственность. Предпри- нимайте решительные действия. Используйте все, чему научила вас эта книга, и прямо сейчас. И, главное, не только ради самого себя, но и ради других. Польза от таких действий больше, чем вы даже можете вообра- зить. Слишком много развелось любителей поговорить о том, как стать сильным, но большинство из них почему-то не добиваются желаемых результатов. Мало только говорить. Надо обязательно воплощать слово в дело.
Вот для чего нужно человеку его безграничное мо- гущество. Оно нужно ему для того, чтобы совершать необходимые действия и совершенствовать себя. Джу- лиус Ирвинг выразил свою жизненную философию так:
«Я требую от себя большего, чем от меня ожидают». По- моему, такое отношение к себе достойно восхищения и моделирования.
В античные времена было два великих оратора: Ци- церон и Демосфен. Хотя жили они в разное время и в разных государствах, но им обоим приходилось при- зывать сограждан к оружию. Когда Цицерон закан- чивал свою речь, люди устраивали ему овацию стоя и долго хвалили за блестящую речь. А вот Демосфена никто не хвалил и не восхищался его красноречием.
Когда он заканчивал свою речь, люди говорили: «Пора в поход», и отправлялись на битву. Вот в чем разница между искусством выражать свои мысли и искусством убеждать. Надеюсь, что в моей книге больше второго.
Если вы только прочтете ее и воскликнете: «Да, прекрасная книга, в ней столько полезных вещей»,
но при этом ничего не измените в своей жизни, значит, мы с вами зря потратили время. Но если она хоть на какое-то время станет вашей настольной книгой, если вы будете пользоваться ею как руководством к дейст- вию, изменяя в себе с помощью методик то, что вы счи- таете нужным изменить, — тогда время не потрачено даром.
Я призываю вас сделать из своей жизни подлинный шедевр. Я призываю вас вступить в ряды тех, кто живет в согласии с принципами, ими проповедуемыми. Чьи дела красноречивее их слов. Такие люди — модели со- вершенства, о подражании которым грезит весь остальной мир. Присоединяйтесь к уникальной команде людей, объединяющей тех, кто действует, добиваясь результатов, которые делают их жизнь именно такой, какой они хотят ее видеть, а не тех, кто только хочет лучшей жизни, но не может ее добиться ни для себя, ни для других. Меня всегда вдохновлял пример людей первого типа, и я с детства люблю слушать рассказы о них. Однажды, возможно, я расскажу другим и о вас.
Если моя книга поможет вам продвинуться в этом на- правлении, я буду считать себя счастливым человеком.
А пока я благодарю вас, мой читатель, за интерес к проблемам развития личности, за то, что позволили по- делиться с вами принципами, следуя которым я смог изменить свою жизнь. Пусть ваши неустанные поиски моделей человеческого совершенства будут плодотвор- ными! Пусть ваши цели по совершенствованию собст- венной жизни реализуются и побудят вас идти к новым целям, чтобы вы не только оставались верны своим мечтам, но не переставали мечтать и впредь! Чтобы вы не только радовались, что живете на этой благодатной земле и наслаждаетесь ее плодами, но и стремились сде- лать ее еще более пригодной для счастливой жизни!
Чтобы вы не только брали от жизни все, что она может
Я призываю вас сделать из своей жизни подлинный шедевр. Я призываю вас вступить в ряды тех, кто живет в согласии с принципами, ими проповедуемыми. Чьи дела красноречивее их слов. Такие люди — модели со- вершенства, о подражании которым грезит весь остальной мир. Присоединяйтесь к уникальной команде людей, объединяющей тех, кто действует, добиваясь результатов, которые делают их жизнь именно такой, какой они хотят ее видеть, а не тех, кто только хочет лучшей жизни, но не может ее добиться ни для себя, ни для других. Меня всегда вдохновлял пример людей первого типа, и я с детства люблю слушать рассказы о них. Однажды, возможно, я расскажу другим и о вас.
Если моя книга поможет вам продвинуться в этом на- правлении, я буду считать себя счастливым человеком.
А пока я благодарю вас, мой читатель, за интерес к проблемам развития личности, за то, что позволили по- делиться с вами принципами, следуя которым я смог изменить свою жизнь. Пусть ваши неустанные поиски моделей человеческого совершенства будут плодотвор- ными! Пусть ваши цели по совершенствованию собст- венной жизни реализуются и побудят вас идти к новым целям, чтобы вы не только оставались верны своим мечтам, но не переставали мечтать и впредь! Чтобы вы не только радовались, что живете на этой благодатной земле и наслаждаетесь ее плодами, но и стремились сде- лать ее еще более пригодной для счастливой жизни!
Чтобы вы не только брали от жизни все, что она может
вам дать, но чтобы и вы всегда были готовы поделиться с другими, были щедры на любовь и нежность!
А в завершение разрешите мне процитировать ста- ринное ирландское благословение: «До тех пор пока мы не встретимся снова, пусть дорога ласково изгибается, знакомясь с тобой, пусть ветер дует тебе только в спину, пусть солнце ласкает твое чело своим теплом, пусть дожди не дают твоим полям засохнуть, поливая их своей благодатной влагой, и пусть Бог бережно дер- жит тебя на своей доброй ладони!»* Будьте счастливы, и да благословит вас Бог.
* Ирландское благословение, авторское право принадлежит с
1967 г. компании «Боллинг инк.», г. Боулдер, штат Колорадо,
США.
А в завершение разрешите мне процитировать ста- ринное ирландское благословение: «До тех пор пока мы не встретимся снова, пусть дорога ласково изгибается, знакомясь с тобой, пусть ветер дует тебе только в спину, пусть солнце ласкает твое чело своим теплом, пусть дожди не дают твоим полям засохнуть, поливая их своей благодатной влагой, и пусть Бог бережно дер- жит тебя на своей доброй ладони!»* Будьте счастливы, и да благословит вас Бог.
* Ирландское благословение, авторское право принадлежит с
1967 г. компании «Боллинг инк.», г. Боулдер, штат Колорадо,
США.
Глоссарий
Введение зацепок — процесс, посредством которого любое представление (внутреннее или внешнее) «при- вязывается» и служит как бы спусковым крючком для соответствующей последовательности других представ- лений или реакций. Зацепки могут внедряться непро- извольно или вводиться намеренно. Примером зацепки, вызывающей определенный набор реакций, является ваше поведение, когда вы слышите свое имя, произнесенное близким вам человеком.
Взаимопонимание (согласие, контакт) —явление, когда люди разделяют конкретные модели поведения или обмениваются ими. Это обычно происходит естест- венным путем и бессознательно в процессе обучения.
Взаимопонимания можно достигать сознательно и на- меренно при помощи отражения и согласования, что облегчает и улучшает общение.
Внутреннее представление — конфигурация инфор- мации, которую мы создаем и накапливаем в своей па- мяти в виде образов, звуков, чувств, запахов и вкусовых ощущений. Чтобы вспомнить дом, в котором вы роди- лись и выросли, вы создаете в своем сознании внутреннее представление о нем.
Выявление — сбор информации либо путем наблю- дения за приемами доступа человека, его жестами и т. д., либо с помощью целенаправленных, конкретных вопросов с целью определения структуры его внутрен- него опыта.
Зеркальное копирование — повторение моделей пове- дения другого человека (их отражение), как если бы вы были зеркалом. Если вы видите, как кто-то поднес левую руку к щеке, вы делаете то же самое правой рукой.
Искажение — процесс неточного включения отдель- ных элементов во внутреннее представление человека, что определенным образом ограничивает его. Они могут быть непропорциональны, несколько искажены и т. д.
Это позволяет нам изменять наши чувственные данные.
Калибровка (идентификация) — способность заме- чать и измерять изменения относительно эталона. Умение выполнять калибровку базируется на отточенной остроте чувств. Хорошим примером этого понятия может служить ощущение либо неуверенности, либо радости, которое вы замечаете у любимого вами человека. Это означает, что вы сумели калибровать оттенки его философии.
Коммуникация (связь) — процесс передачи инфор- мации посредством языка, знаков, символов и поведе- ния. Она может быть направленной, то есть момент, ко- торым вы заканчиваете общение, отличается от того, с чего оно началось, как это имеет место при переговорах, лечении или торговых операциях.
Конгруэнтность/неконгруэнтность — ситуация, в которой сообщение, которое передает говорящий, одина- ково или подобно во всех своих выходных каналах, то есть слова, сообщения передают то же самое значение, что и интонация голоса, а жесты передают то же значе- ние, что и эти два канала. В этом случае выходные каналы синхронизированы (.совмещены). Неконгруэнт-
ность означает конфликт сообщений, передаваемых по различным каналам. Например, сказать «Да, я уверен в этом!» слабым, неуверенным голосом.
Модели движения зрачков глаз — конкретный на- бор приемов доступа, позволяющий по положению и движению зрачков глаз собеседника определять его внутренние представления. Знание того, какой внутренний процесс проявляется через конкретное выражение или движение глаз, помогает понять и выявить стратегию поведения.
Моделирование — процесс выявления совокупности внутренних представлений и моделей поведения, по- зволяющих достичь желаемого результата. После того как компоненты стратегии, языка, веры и поведения де- тализированы, ему можно легче обучить другого.
Модель — описание того, как что-то работает (но не возможных причин того, почему это может или не мо- жет работать). Когда мы говорим «чья-то модель внеш- него мира», мы понимаем под этим весь комплекс веро- ваний человека, внутренних процессов и моделей поведения, который позволяет ему вести определенный образ жизни. Модель является способом организации опыта.
Обобщение — процесс познания, посредством кото- рого элементы внутреннего опыта человека отделяются от исходного опыта и становятся самостоятельным классом.
Это может быть полезно во многих случаях. Например, ребенок приобрел опыт, когда притронулся к горячей плите и получил небольшой ожог. Он может обобщить этот опыт следующим образом: «Плита горячая» или
«Нельзя касаться включенной плиты!» Но
Модели движения зрачков глаз — конкретный на- бор приемов доступа, позволяющий по положению и движению зрачков глаз собеседника определять его внутренние представления. Знание того, какой внутренний процесс проявляется через конкретное выражение или движение глаз, помогает понять и выявить стратегию поведения.
Моделирование — процесс выявления совокупности внутренних представлений и моделей поведения, по- зволяющих достичь желаемого результата. После того как компоненты стратегии, языка, веры и поведения де- тализированы, ему можно легче обучить другого.
Модель — описание того, как что-то работает (но не возможных причин того, почему это может или не мо- жет работать). Когда мы говорим «чья-то модель внеш- него мира», мы понимаем под этим весь комплекс веро- ваний человека, внутренних процессов и моделей поведения, который позволяет ему вести определенный образ жизни. Модель является способом организации опыта.
Обобщение — процесс познания, посредством кото- рого элементы внутреннего опыта человека отделяются от исходного опыта и становятся самостоятельным классом.
Это может быть полезно во многих случаях. Например, ребенок приобрел опыт, когда притронулся к горячей плите и получил небольшой ожог. Он может обобщить этот опыт следующим образом: «Плита горячая» или
«Нельзя касаться включенной плиты!» Но
в некоторых случаях обобщение может нежелательным образом ограничивать внутреннюю модель мира чело- века.
Описание, основанное на чувствах — использование слов, передающих информацию, которую можно не- посредственно наблюдать или проверить с помощью пяти органов чувств. Это разница между двумя выражениями:
«Губы ее напрягаются, показываются кончики зубов, уголки губ поднимаются выше уровня общей линии рта» и «Она — счастлива».
Опыт, основанный на чувствах — опыт, который об- рабатывается на уровне того, что можно увидеть, услы- шать, почувствовать, понюхать и(или) ощутить на вкус.
Оттенки чувств — дополнительная классификация элементов внешнего опыта: изображение имеет яркость, протяженность, глубину, резкость. Звуки имеют гром- кость, источник происхождения, тональность и т. д.
Поведение — вид деятельности человека. В это по- нятие входят более выраженные модели поведения, такие как жесты или бросание мяча, а также менее заметные, например мыслительная деятельность, движения зрачков глаз, ритм дыхания и т. д.
Подстраивание (подгонка) — подражание элементам поведения другого человека: жестам, выражениям лица, манере речи, интонации голоса и т. д. Умело вы- полненное, оно позволяет установить контакт с собесед- ником.
Приемы доступа — модели поведения, которые воз- действуют на работу нашей нервной системы таким об-
Описание, основанное на чувствах — использование слов, передающих информацию, которую можно не- посредственно наблюдать или проверить с помощью пяти органов чувств. Это разница между двумя выражениями:
«Губы ее напрягаются, показываются кончики зубов, уголки губ поднимаются выше уровня общей линии рта» и «Она — счастлива».
Опыт, основанный на чувствах — опыт, который об- рабатывается на уровне того, что можно увидеть, услы- шать, почувствовать, понюхать и(или) ощутить на вкус.
Оттенки чувств — дополнительная классификация элементов внешнего опыта: изображение имеет яркость, протяженность, глубину, резкость. Звуки имеют гром- кость, источник происхождения, тональность и т. д.
Поведение — вид деятельности человека. В это по- нятие входят более выраженные модели поведения, такие как жесты или бросание мяча, а также менее заметные, например мыслительная деятельность, движения зрачков глаз, ритм дыхания и т. д.
Подстраивание (подгонка) — подражание элементам поведения другого человека: жестам, выражениям лица, манере речи, интонации голоса и т. д. Умело вы- полненное, оно позволяет установить контакт с собесед- ником.
Приемы доступа — модели поведения, которые воз- действуют на работу нашей нервной системы таким об-
разом, что мы получаем к какой-то одной системе пред- ставлений более быстрый и легкий доступ, чем к дру- гим. Например, замедление ритма дыхания или скорости речи может облегчить переход в кинестетический режим, а наклон головы, как если бы мы держали у уха телефонную трубку, может направить нас в слуховой режим и т. д.
Пристроиться (идти в ногу) — установление и под- держание контакта в течение некоторого промежутка времени в процессе взаимодействия с собеседником.
Можно «идти в ногу» как в области веры или идей, так и моделей поведения.
Синтаксис — взаимосвязанная и упорядоченная сис- тема; способ организации, последовательность, в которой события (внутренние или внешние) могут быть соединены вместе. В языке это понятие порядка, в котором слова образуют грамматически правильные предложения.
Системы представлений — порядок кодирования чувственной информации в нашем сознании. Включают визуальную, аудитивную и кинестетическую системы, обоняние и вкус. Они позволяют нам воспринимать и запоминать, а также сортировать и использовать информацию. Различия, которые мы делаем между раз- ными людьми (внутренние и внешние), приходят к нам через эти системы.
Состояние — сумма всех нервных процессов, проис- ходящих в человеке в определенный момент времени.
Состояние является своеобразным фильтром, влияю- щим на итоговый результат нашего представления лю- бого опыта, который мы имеем на тот момент.
Пристроиться (идти в ногу) — установление и под- держание контакта в течение некоторого промежутка времени в процессе взаимодействия с собеседником.
Можно «идти в ногу» как в области веры или идей, так и моделей поведения.
Синтаксис — взаимосвязанная и упорядоченная сис- тема; способ организации, последовательность, в которой события (внутренние или внешние) могут быть соединены вместе. В языке это понятие порядка, в котором слова образуют грамматически правильные предложения.
Системы представлений — порядок кодирования чувственной информации в нашем сознании. Включают визуальную, аудитивную и кинестетическую системы, обоняние и вкус. Они позволяют нам воспринимать и запоминать, а также сортировать и использовать информацию. Различия, которые мы делаем между раз- ными людьми (внутренние и внешние), приходят к нам через эти системы.
Состояние — сумма всех нервных процессов, проис- ходящих в человеке в определенный момент времени.
Состояние является своеобразным фильтром, влияю- щим на итоговый результат нашего представления лю- бого опыта, который мы имеем на тот момент.
Стирание — удаление из памяти чего-то оставшегося от прошлого опыта. Один из процессов познания, который защищает нас от переизбытка чувственной ин- формации. Но некоторые вещи, которые мы считаем важ- ными и полезными для дальнейшего использования, со- храняются.
Стратегия — укоренившаяся последовательность представлений, которые мы используем для руководства собственным поведением. Стратегия обычно включает каждую из систем чувственного представления (визу- альную, аудитивную, кинестетическую) в определенном порядке. Мы можем обнаружить ее в себе и в других, когда прислушиваемся к словам, которые выбираем, когда наблюдаем за моделями поведения глаз и задаем вопросы о форме и последовательности внутренних пред- ставлений.
Чувственная острота — процесс совершенствования нашей способности делать различия между визуальной, аудитивной, кинестетической системами, обонянием и вкусом. Это дает нам более полное, более богатое чувст- венное представление об опыте и способность создавать детальные, основанные на чувствах описания, являю- щиеся результатом взаимодействия с внешним миром.
Экология — обеспокоенность по поводу единения или модели взаимоотношений между живым сущест- вом и окружающей его средой. В НЛП мы также ис- пользуем этот термин в отношении внутренней экологии
— модели соотношения ценностей, стратегий и поведения, которую человек использует в отношениях с самим собой.