ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
"Гуманитарно-педагогический"
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 "Дошкольная педагогика, прикладная психология"
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
37.03.01 Психология
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Психология
(направленность (профиль) / специализация)
практическое задание № 3
по учебному курсу: Информационные технологии в психологии
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Проверяемое задание 3
Тема 3. Информационные ресурсы сети Интернет: информационно-аналитические порталы, специализированные сайты, виртуальные библиотеки, электронные психологические журналы, психологические базы и справочники.
Компьютерные развивающие игры.
Так как в дошкольном возрасте основной деятельностью ребенка является игровая, наиболее актуальным в этом возрасте является применение правильно подобранных образовательных и развивающих компьютерных программ (игр). Эти программы - игры обычно называются «развивающими играми» и представлены в настоящее время обширным выбором различных игровых видов - серий разной степени сложности, известности и апробированности. Они созданы для вовлечения детей в интерактивную деятельность в процессе решения различных игровых заданий, уровень сложности данных заданий постепенно растёт. При верном решении задания ребёнок радуется не только тому, что сделал всё правильно, но и переходу на новый уровень, более сложный, прежде недоступный уровень игры или просто похвалу, яркие изображения и звуковые эффекты. Детям всегда необходимо подтверждение их успеха, которое очень усиливает их удовольствие от развивающей игры и подталкивает к продолжению начатого.
Наглядность подаваемого материала напрямую зависит от интерфейса игры, звукового и графического оформления. Подача материала в нужной последовательности, без каких либо отвлекающих, раздражающих деталей, способствует лучшей концентрации внимания ребенка и, в последующем, более успешному решению им предлагаемых заданий.
Не мало важны системы интерактивной графики и анимации, широко применяемые в развивающих компьютерных играх, они позволяют в процессе анализа изображений управлять содержимым, изменять форму, размер, цвет. Самостоятельно управляя своим занятием, по своему желанию, ребенок учится использовать такие полезные качества, как интуиция и образное мышление. С помощью самостоятельного оформления игровых программ ребенок получает ощущение самостоятельности, что очень хорошо влияет на его активность.
С повышением развития новых информационных технологий в сфере педагогики образуется все больше споров на счёт целесообразности использования компьютерных программ в процессе образования. Необходимо выделить, что с каждым годом абсолютных возражений против их применения становится гораздо меньше, вопросы меняются в направлении от «использовать или не использовать» в более широкую сферу «как именно использовать и что выбрать». Компьютерные технологии попадают в официальную программу образовательных учреждений, но более глобальное распространение они получили в набирающем свои обороты дополнительном образовании, отличающемся меньшей консервативностью по отношению к официальной образовательной программе. Тут мы можем увидеть широкие горизонты для экспериментов с разнообразными новыми программами и методиками. Присутствует очень большая вероятность, что в ближайшем будущем эти самые информационные технологии станут неотъемлемой частью любого педагогического процесса и в разы упростят работу как преподавателей, так и обучаемых.
Выбор игровых развивающих ресурсов для дошкольников
В наше время выбор развивающих игр, предназначенных для детей достаточно обширен, и сейчас он доступен для любой возрастной категории. Многие серии развивающих игр содержат различные варианты, от игр для самых маленьких, до игр для детей более старшего возраста. Возрастная категория обычно указывается в аннотации к игре, однако, когда выбираете программу не забывайте учитывать индивидуальный уровень развития ребенка, его интересы, желания и предпочтения. Необходимо помнить о том, какой цели вы хотите добиться от компьютерной программы в образовательном процессе, является ли она тем самым основным инструментом развития того или иного навыка и умения, или же используется как часть комплексного подхода в изучаемой области.
Когда мы выбираем программы необходимо отдавать предпочтение качественным продуктам профессиональных, хорошо зарекомендовавших себя компаний, ведь образовательный процесс оказывает большое влияние на развитие личности, и здесь, как нигде, важен принцип «не навреди». Неправильно оформленные программы с озвучкой низкого качественной или плохим переводом, а порой и с ошибками в заданиях, дадут ребенку неправильные знания, это приведет к трудностям с дальнейшим обучением и придётся всё переучивать. В связи с эти необходимо заблаговременно позаботиться о том, чтобы данные программы были составлены грамотно, с учетом рекомендаций детских педагогов и психологов. Также не помешает ознакомиться с отзывами пользователей, которые на своём опыте ознакомились с программой и темами и насколько эффективно она действует.
Нынешний рынок развивающих игр для детей предоставляет нам широкий выбор программ с подобными целями и возрастными рекомендациями. Когда мы выбираем среди нескольких схожих игр с нужными параметрами, необходимо учитывать желания и предпочтения ребёнка. В любом случае, ему будет интереснее выполнять задания под «руководством» излюбленного им мультяшного либо киношного персонажа и участвовать вместе с ним в заданиях, отвечающих его интересам. Однако игру нельзя выбирать только лишь по оформлению, необходимо брать в расчёт нужные вам критерии.
Серия «Маленький искатель»
Серия развивающих игр «Маленький искатель», разработанная компаниями Scholastic Inc. Translation; Scholastic Inc., доступна в России с 1999 года. Серия состоит из шести игр, содержащих большое количество картинок-головоломок. позиционируется разработчиками как средство для развития внимания и словарного запаса у детей от трех до семи лет. На практике, по отзывам родителей, игра подходит для детей более раннего возраста, тогда как игроки старше четырех-пяти лет не проявляют к заданиям особого интереса. Однако до определенного возраста дети с удовольствием рассматривают яркие, запоминающиеся картинки в поисках нужных предметов и персонажей. Задания оформлены в виде театрализованных представлений, которые могут просматриваться в любом порядке.
В дополнение к основным заданиям в программе предоставлены развивающие игры, направленные на классификацию предметов по их свойствам, что развивает логическое и аналитическое мышление ребенка. Кроме того, пользователю предоставляется возможность самостоятельно создать на
экране персонажей кукольного театра, сцену и декорации, а после сохранить их и распечатать, что, в свою очередь, формирует у ребенка творческие способности, воображение и эстетическое восприятие.
По результатам практического применения, игры из серии «Маленький искатель» хорошо зарекомендовали себя в работе некоторых логопедов-дефектологов.
Продолжение серии — «Фантазер» — предназначено для детей более старшего возраста и включает в себя путешествия в подводный мир, на неизвестную планету и в средневековый замок с принцессами и драконами. Переход от простых аналитических заданий к сюжетным играм сохраняет у ребенка интерес к этой игре на протяжении нескольких лет.
Серия детских обучающих игр компании «Руссобит-М» 2008 года выпуска под названием «Гарфилд дошкольникам» предназначена для подготовки детей в возрасте 5-6 лет к школьной программе. В серию входят игры «Основы математики», «Основы грамматики и письма», «Основы лексики и орфографии», а также «Основы чтения».
Каждая игра состоит из двадцати тематических заданий, позволяющих детям в ненавязчивой игровой форме получить необходимые знания. К примеру, «Основы математики» начинается со знакомства с цифрами по порядку, затем ребенок встречается с понятиями «больше-меньше», постепенно переходя к более сложным заданиям, таким как арифметические действия (сложение, вычитание), закрепляет представление о времени и мерах длины, и даже подходит к пониманию дробных чисел.
По аналогичной схеме, от простого к сложному, построена игра «Основы чтения». В ней ребенок начинает с повторения алфавита, после чего переходит к чтению и составлению слов и предложений. Использование компьютерных обучающих игр помогает формировать у детей умение определять место звука в слове, делить слова на слоги, а также тренирует правильное произношение звуков.
Все задания оформлены привлекательной для детей мультипликационной графикой с профессиональной актерской озвучкой, что позволяет привлекать и удерживать внимание детей, делая занятия не только продуктивными, но и интересными.
Меры предосторожности при использовании компьютерных игр
Современные дети начинают пользоваться компьютером в самом раннем возрасте, что является естественным отражением развития общества в целом. Электроник является неотъемлемой частью нашей жизни, и чем раньше ребенок научится с ней обращаться, тем проще ему будет в дальнейшем приспособиться к всё ускоряющемуся развитию технологий. К счастью, дети интуитивно разбираются в интерфейсах различных программ, часто оставляя позади взрослых в этом вопросе. Однако оборотной стороной медали может стать чрезмерное увлечение компьютерными играми, что может оказать негативное влияние на здоровье и развитие малыша.
Соблюдение определенных правил необходимо для обеспечения безопасности ребенка при использовании им компьютерных игр, также как и при любом взаимодействии с электронными устройствами.
В первую очередь, стоит помнить о том, что любые, даже самые качественные компьютерные программы при длительном использовании создают серьезную нагрузку на глаза, что может привести к ухудшению зрения ребенка при несоблюдении норм, соответствующих его возрасту. Это связано с недостаточной сформированностью зрительного аппарата ребенка. Дополнительную зрительную нагрузку создают блики на неправильно расположенном мониторе, слишком близкое расстояние от монитора до глаз и неправильно подобранные яркость экрана и размер шрифта. Категорически не допускается использование компьютера в неосвещенной комнате.
Второй опасностью слишком долгого пребывания за компьютером является то, что ребенок на протяжении игры остается в статической позе, несвойственной нормальному поведению ребенка в обычной жизни. Отсутствие движения в течение продолжительного времени может привести к нарушению осанки, проблемам с позвоночником, замедлению мозгового кровообращения вследствие затекания шейного отдела позвоночника, головным болям и нарушениям сна. Во избежание подобных осложнений, следует внимательно следить за соблюдением режима занятий и отдыха, а также обеспечить правильное положение ребенка за компьютером. Необходимо, чтобы ребенок занимался за столом, монитор должен быть расположен прямо перед глазами ребенка на расстоянии не менее 50 — 70 см. Стул с твердой спинкой должен соответствовать росту ребенка, а ноги обязательно должны иметь опору. Кроме того, надо следить, чтобы перерывы между занятиями ребенок проводил в активной подвижной игре.
С психологической точки зрения наибольшую опасность представляет социальная дезадаптация ребенка, увлеченного компьютерными играми. Часто такой ребенок предпочитает общество компьютера общению со сверстниками, что негативно сказывается на его социальных и коммуникативных навыках, оказывает разрушительное влияние на формирование характера и эмоционально-волевой сферы. Кроме того, нервно-эмоциональное напряжение в процессе игры вызывает у ребенка психическое переутомление.