Файл: Учебное пособие для студентов специальности Менеджмент организации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 341
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа 2.
Разработка и применение шаблонов.
Цель: закрепить навыки разработки, создания, редактирования, применения шаблонов при помощи текстового редактора Microsoft Word.
-
Разработайте шаблон для подготовки документов в форме бланка-заказа следующего содержания (рис. 2.1), оставляя незаполненными выделенные серым цветом поля текста. -
Сохраните шаблон в своей папке. -
Используя разработанный шаблон бланка-заказа в качестве формы, установите на поле формы следующие поля и заполните несколько документов, используя разработанную форму:
-
Текущая дата, в параметрах необходимо указать тип поля – текущая дата и выбрать формат даты; -
Дата оплаты, в параметрах необходимо указать тип поля – дата и выбрать формат даты; -
Наименование товара, тип поля – обычный текст;
-
Количество единиц, закладкам необходимо присвоить имя kol_1 и т.д. (в дальнейшем их можно будет использовать при разработке макроса, обслуживающего разрабатываемый шаблон), тип поля – числовой и указать формат числа; -
Цена за единицу, закладкам необходимо присвоить имя price_1 и т.д., тип поля – числовой и указать формат числа; -
Сумма, закладке присвоить имя sum_1 и т.д., а также вставить формулу для подсчета суммы и указать тип числа; -
Товарная сумма заказа, закладке присвоить имя subtotal, а также вставить формулу для подсчета товарной суммы заказа и указать формат числа; -
Сумма за доставку, закладке присвоить имя sumdost и указать формат числа; -
Итого к оплате, закладке присвоить имя total, вставить формулу для подсчета итоговой суммы и указать формат числа; -
НДС, закладке присвоить имя nds и указать формат числа; -
Условия доставки, вставить поле со списком, который должен содержать следующие элементы: самовывоз, ж\д транспорт, автотранспорт; -
Тип оплаты, необходимо вставить поле со списком, должен содержать следующие элементы: наличный, безналичный; -
Особые условия, тип поля - обычный текст; -
Остальные поля, закрашенные серым цветом, - текстовые поля формы с ограниченной длиной текста.
Н
С
А
Телефон, факс Оплата:
ДОГОВОР ПОСТАВКИ (СЧЕТ-ЗАКАЗ) № (номер) (текущая дата) |
Счет следует оплатить и сообщить номер платежного поручения до (дата)
П
П
Наименование товара | Кол-во единиц | Цена за единицу | Сумма |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Товарная сумма заказа | | ||
Сумма за доставку | | ||
Итого к оплате | | ||
НДС | |
Тип оплаты:
Особые условия:
Рис. 2.1 Форма бланка-заказа
Практическая работа 3.
Обработка экономической информации на основе электронной таблицы Microsoft Excel.
Цель: овладеть навыками обработки информации, представленной в виде таблиц с помощью универсальной системы обработки данных Microsoft Excel. Организация рабочих страниц, формирование вычисляемых ячеек таблиц, построение диаграмм, ввод текстового сопровождения, применение метода автоформатирования, автоввода, автозаполнения, использование функций и др.
Краткие теоретические сведения.
Для подготовки и обработки аналитической информации чаще всего используют табличную форму представления данных. Это обусловлено тем, что результаты деятельности организации концентрируются в их числовом представлении, а упорядоченность представления этих данных в таблицах позволяет достаточно наглядно отразить тенденции в развитии самой организации, показать изменения на рынке и т.п.
Электронные таблицы (SuperCalc, Excel, Lotus, Quattro Pro, SDSS Spreadsheet, VistaCalc, GS-Calc и др.) - специализированные программы, с помощью которых можно проектировать различные формы таблиц и выполнять всевозможные операции с табличными данными.
Представление информации в виде таблиц существенно упрощает анализ информации, повышает точность, быстроту и эффективность расчетов.
Рис. 3.1. Преимущества использования электронных таблиц при решении задач
Рис. 3.2. Основные возможности табличных процессоров
Microsoft Excel
Программа MS Excel входит в пакет Microsoft Office и предназначена для проектирования и обработки электронных таблиц под управлением операционной системы Windows.
Microsoft Excel обеспечивает анализ данных и подготовку решений на основе экономико-математических моделей.
агрегирование и своды исходных данных в виде списков (базы данных) Microsoft Excel и др.
Рис. 3.3. Стандартные технологии анализа данных, реализуемые в Ms Excel
В среде Microsoft Excel можно создавать комплексные ИТ для поддержки и принятия решений, основанные на компонентной архитектуре (COM – Component Object Model). В отдельном приложении интегрируются функции обработки различных программ в виде дополнительных пользовательских команд или специальных настроек, между компонентами поддерживаются стандартные интерфейсы. Информационная технология OLE (Object Linking and Embedded) позволяет включать в приложение Microsoft Excel объекты других приложений Microsoft Office.
Анализ данных требует применения эффективных ИТ подготовки исходных данных. Для больших и регулярно формируемых исходных данных разрабатываются технологии автоматизированного ввода данных в приложения Microsoft Excel путем конвертирования данных, создания запросов к внешним данным на базе Microsoft Query.
Рассмотрим, как можно использовать электронные таблицы Microsoft Excel при проведении многомерного факторного анализа.
Одной из составляющих успеха фирмы является объем продаж. Он зависит от множества факторов. Одной из важнейших областей в концепции маркетинга является анализ факторов, влияющих на сбыт продукции. В основе лежат три группы факторов: сам товар, положение предприятия, рынок.
Факторы товара, влияющие на сбыт:
-
Отличие цены данного товара от цен конкурентных товаров; -
Его взаимозаменяемость (уровень возможной замены) другими товарами; -
Зависимость от необходимого для производства оборудования, возможность быстро переключаться на производство других товаров; -
Косвенная польза товара для покупателя; -
Зависимость эксплуатации изделия от правил пользования; -
Уровень платежеспособного спроса на товар.
Факторы положения предприятия, влияющие на сбыт:
-
Общее положение предприятия на рынке; -
Давление конкуренции; -
Престиж предприятия; -
Финансовые средства, которыми предприятие располагает для проведения сбытовых мероприятий; -
Общая структура номенклатуры продукции; -
Гибкость производственной и сбытовой программы (возможности по быстрому выпуску новой продукции).
Факторы рынка, влияющие на сбыт:
-
Общая емкость рынка; -
Соотношение сил предприятия и его конкурентов; -
Эластичность спроса; -
Роль оптовой торговли; -
Распределение рынка между конкурентами.
ИТ могут помочь менеджеру по маркетингу:
-
Определить влияющие факторы; -
Определить степень влияния каждого фактора и ранжировать факторы по степени влияния; -
Уменьшить число изучаемых факторов, отбросив малозначащие и обобщив некоторые из показателей в новую интегральную характеристику; -
Используя методы имитационного моделирования, прогнозировать развитие ситуации при изменении значений каждого влияющего показателя.
Пример 1.
Предприятию необходимо спрогнозировать объем продаж по своему товару (услуге). При этом на рынке нет предприятий-монополистов, поведение которых диктовало бы рыночную ситуацию. На рынке присутствует много мелких и средних предприятий. Требуется спрогнозировать объем продаж фирмы для планирования объема производства и оценить риск принятия решения.
Методические указания.
1. Отбор факторов, вероятно определяющих количественное изменение объема продаж.
Прогнозирование начнем с подбора факторов, которые вероятно определяют количественное изменение объема продаж. То есть мы создаем гипотезу в отношении возможных факторов, влияющих на поведение кривой продаж. Подбор факторов производится экспертным путем: эксперт по соответствующему рынку предполагает возможные параметры, которые могут быть оценены численно.
Число выбираемых факторов не ограничено, чем больше их будет на первом этапе, тем лучше. Это позволит определить более точный результат в прогнозировании.
Выберем три фактора, которые обозначим F1, F2, F3 (см. табл. 3.1).
F1 - емкость потребительского сегмента;
F2 - курс валюты;
F3 - удовлетворенность сегмента товарами на рынке
В случае затруднения в выборе факторов рекомендуется выбрать «макро-факторы» внешней и внутренней среды для конкретного рынка и конкретной фирмы, например некоторые возможные из них.
Внешние факторы:
-
Курс валют; -
Емкость потребительского сегмента; -
Суммарные продажи на сегменте; -
Динамика численности конкурентов; -
Удовлетворенность сегмента товарами на рынке.
Внутренние факторы:
-
Наличие товарного запаса; -
Эффективность работы штата менеджмента фирмы; -
Затраты на рекламу или тип рекламного сообщения; -
Изменение способа позиционирования товара; -
Изменение количества дистрибьютеров.
Таблица 3.1
Объемы продаж и факторы, которые могут влиять на объем сбыта
Период, недели | Объем продаж, тыс.руб | F1 | F2 | F3 |
1 | 120 | 11 | 25,41 | 2223 |
2 | 133 | 25 | 25,41 | 2456 |
3 | 156 | 34 | 25,41 | 2556 |
4 | 134 | 48 | 25,38 | 2456 |
5 | 125 | 67 | 25,42 | 2567 |
6 | 136 | 87 | 25,33 | 2560 |
7 | 147 | 102 | 25,39 | 2334 |
8 | 148 | 111 | 25,42 | 2456 |
9 | 156 | 122 | 25,35 | 2678 |
2. Выделение влияющих факторов.
Теперь необходимо выяснить: какие из выбранных факторов действительно оказывают влияние на изменение объема продаж, а какие нужно исключить из рассмотрения. Критерием такого соответствия, безусловно, можно считать коэффициент корреляции, который показывает, насколько близки тенденции двух факторов (в данном случае – насколько связано распределение во времени факторов F1 - F3 с объемом продаж).
На рисунке (рис. 3.1), приведенном ниже, показан расчет коэффициента корреляции между объемом продаж и факторами F1, F2, F3.
Коэффициент корреляции рассчитан с помощью статистической функции КОРРЕЛ программного пакета MS Excel.
=КОРРЕЛ(B5:B13;C5:C13)
Рис. 3.4. Коэффициенты корреляции. Отбор существенных факторов
Из расчета видно, что по коэффициенту корреляции в данном примере «факторами влияния» будут F1 и F3, а фактор F2 можно отбросить из рассмотрения. Удалим столбец D (фактор F2).
3. Линейное прогнозирование «факторов влияния».
Теперь мы имеем динамику «факторов влияния» и объема сбыта на период с первой по девятую недели. Соответственно, мы прогнозируем по времени поведение каждого из «факторов влияния» (линейный тренд для факторов, рассматриваемых в примере, представлен в таблице).
Для предсказания фактора F1 в диапазон ячеек C14:C17 введемформулу массива (рис. 3.5):
{=ТЕНДЕНЦИЯ (C5:C13; A5:A13; A14:A17)}
=ТЕНДЕНЦИЯ (C5:C13;A5:A13;A14:A17)
Рис. 3.5. Прогноз изменения факторов влияния
4. Построение прогноза функции продаж.
Аналогично можно построить тенденцию для самой функции продаж, но более точный результат обычно дает оценка прогнозируемой функции по аппроксимированным факторам. Соответствующий результат приведен на рис. 4.3.3.
Рис. 3.6. Прогноз объема продаж
В диапазон ячеек B14:B17 введена формула массива
{=ТЕНДЕНЦИЯ(B5:B13;C5:D13;C14:D17)}.
5. Построение диаграммы.
По данным таблицы, изображенной на рис. 3.6., построим диаграмму.
На рис. 3.7 показана итоговая диаграмма, отображающая исходные значения объема продаж по неделям и прогнозируемый объем продаж.
Рис. 3.7. Объем продаж и прогноз сбыта по неделям
6. Оценка риска прогнозирования.
При оценке полученных результатов необходимо учитывать, что прогнозирование ведется с целым рядом допущений, которые могут сильно повлиять на результат:
-
при выборе факторов мы могли не учесть фактор, оказывающий серьезное влияние на объем продаж; -
используется линейное прогнозирование, а тенденция может оказаться значительно сложнее; -
коэффициенты корреляции далеки от единицы, значит зависимость объема продаж от выбранных факторов F1 и F3 не очень сильная.
Также следует учитывать известное из математики свойство линейного тренда давать удовлетворительные результаты только на небольшом участке прогнозирования.
7. Сверьте результаты, полученные вами в процессе выполнения работы, с таблицами и диаграммой, изображенными на рисунках. Сохраните файл в вашей папке и представьте для отчета преподавателю.
Практическая работа 4
Решение задач оптимизации средствами электронных таблиц MS Excel
Цель: овладеть навыками решения задач оптимизации средствами электронных таблиц MS Excel.
Рассмотрим решение задач оптимизации на примере транспортной задачи.
Целью решения транспортной задачи является минимизация транспортных издержек (или максимизация прибыли) при снабжении грузом нескольких потребителей, при том, что данный груз хранится на удаленных складах.
Постановка задачи.
Пусть требуется развести груз, хранящийся на m складах А1 , А2 , … Аm в количествах а1 , а2 , … аm соответственно по пунктам назначения B1 , В2 , … Вn, подавшим заявки на b1 , b2 , … bn единиц груза. Пусть запас груза на всех складах равен суммарной заявке, то есть:
m n
Σ аi = Σ bj .
i=1 j=1
Известно, что стоимость перевозки единицы груза от i-го склада к j-му потребителю равна cij. Требуется составить такой план перевозок, чтобы все заявки были выполнены, а стоимость всех перевозок была минимальна.
Математическая модель.
Пусть xij – количество груза, перевозимое со склада Аi потребителю Bj. Прямоугольную матрицу, составленную из величин xij, будем называть планом перевозок.
Суммарное количество груза, перевозимое с каждого склада потребителям, должно быть равно запасу на данном складе. То есть:
x 11 + x12 + … + x1n = а1
x21 + x22 + … + x2n = а2
……………………….
xm1 + xm2 + … + xmn = аm
Суммарное количество груза, доставляемое каждому потребителю со складов, должно быть равно заявке данного потребителя:
x 11 + x21 + … + xm1 = b1
x12 + x22 + … + xm2 = b
2
……………………….
x1n + x2n + … + xmn = b n
Суммарная стоимость всех перевозок должна быть минимальной
m n
Z =Σ Σcijxij→ min
i=1 j=1
Задача 1.
Пусть имеются n=5 поставщиков и m=3 потребителей. Издержки перевозки единицы груза от i-го поставщика в j-й пункт назначения, запасы поставщиков и заказы потребителей приведены в таблице.
Требуется оптимизировать план перевозок.
Таблица 4.1
Запасы и заказы
| Потребитель 1 | Потребитель 2 | Потребитель 3 | Запасы |
Поставщик 1 | 130 | 70 | 140 | 300 |
Поставщик 2 | 110 | 80 | 120 | 480 |
Поставщик 3 | 60 | 100 | 100 | 200 |
Поставщик 4 | 140 | 80 | 100 | 300 |
Поставщик 4 | 70 | 120 | 90 | 360 |
Заказы | 580 | 640 | 420 | |
Методические рекомендации по выполнению задания.
-
Организуйте данные в MS Excel так, как показано на рис. 4.1.
Рис. 4.1.
2. В ячейках G4 : G8 укажите суммы произведения цены перевозки единицы груза на объем перевозки от i-го поставщика к любому потребителю.
В ячейке G9 – сумму этих сумм, являющуюся целевой функцией, которую нужно минимизировать (=СУММ(G4:G8)).
В ячейки G12 – G16 введите ограничения на количество груза, которое нужно увезти от каждого поставщика (=СУММ(B12:D12)-E12).
В ячейках В18 : D18 = 0 стоят ограничения на количество груза, которое нужно привезти к каждому потребителю
(=СУММ(B12:B16)-B17).
3. Вызовите процедуру Поиск решения из меню Сервис и укажите параметры:
-
Целевая ячейка: G9 (минимум) -
Изменяя ячейки: В12 : D16 -
Ограничения: В12 : D16>=0 (перевозки неотрицательны), -
G12 : G16 =0 (ограничение на количество груза от каждого поставщика), -
В18 : D18 = 0 (ограничение на количество груза для каждого потребителя).
При такой организации данных все перевозки окажутся целыми числами (если целыми являются числа в колонках «Запасы» и в строке «Заказы»).
Проверим, что в полученном решении m+n-1 ненулевых перевозок.
В итоге мы получим минимальную величину издержек, равную 132000 денежным единицам (см. рис. 4.2).
Рис. 4.2
4. Сверьте результаты, полученные вами в процессе выполнения работы, с таблицей, изображенной на рис. 4.2. Сохраните файл в вашей папке и представьте для отчета преподавателю.
Практическая работа 5.
Проектирование функциональной модели с применением
инструментальных возможностей методологии SADT.
Цель: овладеть навыками проектирования функциональных моделей с применением инструментальных возможностей методологии SADT и использованием CASE-средства AllFusion Modeling Suite.
Задача 1.
Построить функциональную модель процесса «Учет поставок материалов от сторонних организаций» с применением инструментальных возможностей методологии SADT(см. теоретический материал по теме «Реализация процессного подхода в менеджменте и реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий» на стр. 97-104 УМК ИТУ»).
ПРОЦЕСС «Учет поставок материалов от сторонних организаций»
Модель «Бюро учета ТМЦ. Учет поставок материалов от сторонних организаций».
Описание процессов, происходящих при поставке материалов от поставщиков. Состоит из следующих операций:
А1. Оприходовать поступивший материал на складе.
Выполняет кладовщик на складе.
На склад поступает материал от поставщика. Вместе с материалом поступает накладная и счет-фактура от поставщика.
Периодичность – по факту поступления материалов на склад.
Кладовщик на складе приходует поступивший материал. При этом кладовщиком выписывается приходный ордер на поступивший материал (несколько экземпляров). Данные о поставленном материале заносятся кладовщиком в карточку материала. Карточки материала постоянно хранятся на складе у кладовщика.