Файл: Оглавление Введение Глава Общая характеристика государственной службы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение……………….……………….……………….……………….……………….……3
Глава 1. Общая характеристика государственной службы……………….……………5
1.1. Понятие и правовая основа государственной службы……………………………...5
1.2. Принципы государственной службы……………….…………………………………11
Глава 2. Понятие и виды государственной службы……………….…………………….20
2.1. Должности и должностные лица государственной службы……………….……….20
2.2. Государственная гражданская служба……………….……………….……………….26
2.3. Взаимосвязь государственной гражданской службы и других видов государственной службы……………….………………………….…………………………29
Заключение……………….………………………….………………………….……………..34
Список использованных источников и литературы……………….…………………….36
Введение
Непременным атрибутом формирования российской государственности является становление и развитие института государственной гражданской службы, занимающего приоритетное место в реализации задач и функций государственной власти. Данный институт присутствует во всех ветвях и на всех уровнях власти: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе военных и правоохранительных, реализующих от имени государства специальные цели и задачи с применением военной силы и мер государственного принуждения. Особый характер государственной службы определен в Конституции РФ1, в соответствии с ч. 4 ст. 32 которой «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе», то есть это политическое право граждан.
В современной России формирование института государственной службы началась с принятия Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе»2 (утратил силу). Спустя два года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 1995 г. 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»3 законодательно оформивший данный институт. Основные направления реформы государственной службы определила Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации
4. В целях ее реализации 19 ноября 2002 г. Указом Президента РФ № 1336 была утверждена Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)»5, срок действия которой был продлен на два последующих года.
В результате реформ были приняты Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г.6 № 58-ФЗ и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ7. Данными актами устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы и государственной гражданской службы Российской Федерации соответственно.
Стабильность и динамизм развития России все в большой степени зависит от эффективности систем управления и состояния государственной службы. Назначение денного института видится, во-первых, в службе государству, обеспечении исполнения полномочий его органов, проведение в жизнь законов, принятых парламентом, и политики, провозглашенной исполнительной властью. И, во-вторых, государственная служба стоит на страже интересов общества, вносит порядок и рациональную организацию в социальное пространство, обеспечивает права и свободы человека, повышает качество жизни населения1.
Вместе с тем, с одной стороны, серьезной социальной проблемой становятся сегодня вопросы взаимоотношений государственных органов с институтами гражданского общества. Прежде всего это распространение в деятельности госаппарата некоторых антисоциальных явлений - волокиты, бюрократизма, отчуждения власти от народа, сращивания отдельных чиновников с криминальными элементами, коррупции2. С другой стороны, незначительное количество теоретических разработок о проблемах государственной службы, что требует проведения дальнейших научных исследований по данной тематике.
В науке под службой понимается – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий3.
Государственная служба - профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации4.
Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления
5.
Объект исследования - государственная служба.
Предмет исследования – виды государственной службы.
Цель работы – провести комплексный анализ правовых основ государственной службы Российской Федерации.
Раскрытие данной цели определили постановку следующих задач:
1) исследовать правовые и теоретические основы государственной службы; охарактеризовать ее принципы.
2) охарактеризовать должности и должностные лица государственной службы;
3) раскрыть содержание государственной гражданской службы и ее взаимосвязь с другими видами службы.
Правовой основой исследования являются: Конституция РФ1993г., Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и т.д.
Теоретической основой исследования являются труды следующих представителей науки: Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова, Э.В., Туманова, Ю.А. Щербакова и т.д.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Общая характеристика государственной службы
1.1. Понятие и правовая основа государственной службы
Государственным служащим как субъектам административного права принадлежит важнейшая роль в управлении в социально-экономической и административно-политической сферах, укреплении российской государственности и реформировании общества на основах демократии и права.
В течение 1992 - 2002 гг. в России сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.
В Федеральной программе о реформировании государственной службы Российской Федерации, утвержденной Указом Президента от 19 ноября 2002 г. (2003 – 2005 гг.) был предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых и методических основ государственной службы. Реформа государственной службы является составной частью общей административной реформы, которая проводится в настоящее время.
К числу современных проблем государственной службы относятся: снижение ее престижа по сравнению с работой в бизнес-структурах; снижение профессионализма госслужащих из-за оттока наиболее квалифицированных кадров из государственного аппарата в негосударственный сектор экономики, где уровень материального вознаграждения за труд существенно выше; непоследовательность кадровой политики, закрытость системы государственной службы и слабые механизмы для профилактики коррупции в рядах чиновничества, а также борьбы с ней
1.
В связи с этим целью реализации мероприятий, которые были предусмотрены названной Программой, являлись кардинальное повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, устранение имеющихся недостатков в регулировании государственно-служебных отношений, оптимизация затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы. Планировалось иметь ответственного высококвалифицированного и высокооплачиваемого государственного служащего на всех уровнях власти, максимально открытого в своих действиях в интересах развития гражданского общества и укрепления государства.
Программой реформирования государственной службы было предусмотрено принятие ряда новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов, состыкованных с финансовыми возможностями государства.
Первым из реформаторских актов стал Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», принятый 27 мая 2003 г. В нем определены единые правовые и организационные основы системы государственной службы, в том числе управления ею, также закреплены общие правила государственной службы России, которые должны применяться при правовом регулировании всех видов и уровней службы. Этот Закон содержит много административно-правовых категорий и понятий, правильное понимание и толкование которых имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Прежде всего это касается понятия «государственная служба», которое относится к основным административно-правовым понятиям. Впервые оно было нормативно закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ныне утратившем силу), где под государственной службой понималась профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Федерации.
Критериями государственной службы являются следующие: должность устанавливается государством; она имеет обязанности и наделена правами, вытекающими из места должности в структуре государственного органа; заключает в себе часть компетенции органа, или обладает соответствующей частью компетенции государственного органа; представляет часть его организационной структуры и образуется в целях реализации задач органа1
.
В ст. 1 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» уточнен круг субъектов, для обеспечения исполнения полномочий которых предназначена государственная служба. Государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Федерации; органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов субъектов Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов.
Указом Президента РФ от 11 января 1995 г.2 был утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами. Сюда относятся такие должности, как: Президент и Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты, министры, судьи и некоторые др.
Лица, замещающие эти должности и не являющиеся государственными служащими, осуществляют общегосударственные функции и на них в соответствии с их компетенцией возлагается ответственность за положение дел в стране, нормальное функционирование государственного аппарата. Обеспечение выполнения ими своих конституционных полномочий осуществляется подчиненными им аппаратами, основную часть которых составляют государственные служащие.
Конечно, формулировка «обеспечение исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации» может вызвать понимание государственной службы как службы «при» высших государственных должностных лицах, а не у общества и государства. В действительности же, государственная служба представляет собой вид общественно полезной профессиональной служебной деятельности, которая хотя и носит обслуживающий (обеспечивающий) характер, в конечном итоге заключается в содействии по реализации задач и функций того государственного органа или учреждения, в котором государственный служащий проходит службу. Иначе говоря, профессиональная служебная деятельность государственного служащего направлена на осуществление государственных задач и функций, являясь выражением публичной власти, а не власти лиц, замещающих «конституционные» должности. При этом, разумеется, объем полномочий государственного служащего меньше, чем у лиц, замещающих «конституционные» должности.