Файл: Оглавление Введение Глава Общая характеристика государственной службы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Равный доступ граждан к государственной службе. Важные последствия для организации государственной службы вытекают из принципа равного доступа граждан к ней в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. В отличие от применявшихся ранее сословного и классового подходов, принцип равного доступа означает, что на государственную службу принимаются граждане, независимо от социального происхождения, пола, классовой или национальной принадлежности, партийности, вероисповедания и т.д. В то же время кандидаты на государственную должность должны обладать способностями и профессиональной подготовкой, соответствующими должности. Для осуществления принципа равного доступа необходима большая работа по диагностике профессиональных и личностных качеств претендентов, проведению конкурсов, заключению контрактов, установлению, в случае необходимости, квот для отдельных категорий граждан (женщин, ветеранов, национальных меньшинств и т.д.).

Конкурс на замещение должности гражданской службы является важнейшей формой обеспечения права граждан на равный доступ к государственной службе. Однако установлен и достаточно большой перечень случаев, когда конкурс может не проводиться1. В итоге конкурс, декларированный Законом о государственной гражданской службе в качестве основной формы комплектования кадров, на деле может превратиться в способ поступления на гражданскую службу, который будет применяться крайне редко, а в практике назначения на руководящие должности вообще неприменим ввиду того, что такие должности могут быть прямо отнесены к категориям должностей, замещаемых не по конкурсу2.

5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации ориентирует гражданскую службу на безусловное следование высшим законодательным актам. Исходя из этой задачи, регулируется прием на государственную службу и ее прохождение, информационные процессы, контроль исполнения и т. д.

С другой стороны, четкая организация является непременным условием реализации общих принципов. Соблюдение принципа единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов требует организации правовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, налаживания информации работников аппарата и всего населения о принимаемых законах, практике соблюдения законов должностными лицами, начиная с правящей элиты страны и др. Кроме того, этот принцип предполагает организационное решение вопросов, связанных с переходом служащих из одного уровня государственной власти в другой. В частности, единый подход при подобных переходах, перемещениях по службе необходим для сохранения имеющегося у работника аппарата чина, звания, разряда, ранга, стажа, гарантий, льгот, предусмотренных на предыдущем месте работы, права на получение жилья и др.


6. Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы. Данный принцип изложении в ст. 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации»1. Муниципальная служба проходит в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления»2.

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

7) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. Данный принцип опирается на Конституцию РФ (ч. 3 ст. 15), в которой сказано, что все законы, а, следовательно, и законы о государственной службе, подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Поэтому граждане вправе знать положения о государственной службе. В средствах массовой информации должно освещаться практика деятельности этой государственной структуры, ее успехи и недостатка, материальное и другое обеспечение и т.д.

8. Профессионализм и компетентность государственных служащих. Особое значение для становления и функционирования государственной службы имеет принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Его значение усиливается в связи с превращением государственной службы в особую разновидность профессионального труда, необходимостью более полного соответствия знаний, умений и навыков служащих требованиям должностей государственной службы. Причем процесс ее профессионализма охватывает ряд социальных институтов, прежде всего профессиональную ориентацию, профессиональный отбор, управление персоналом, систему профессионального образования и др.



Реализация принципа профессионализма требует организационных условий профессионального развития кадрового корпуса государственной службы, прежде всего, ее прохождение с помощью конкурсов, аттестации, квалификационных экзаменов, которые призваны укреплять связь продвижения по службе с уровнем профессионального образования.

В сочетании с требованиями к должностям организационные предпосылки способствуют формированию государственного заказа образовательным учреждениям. Не менее важно создание и укрепление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Эта система должна отвечать потребностям государственной службы в высококвалифицированных кадрах. Подобная система развивается в настоящее время на базе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В основе принципа профессионализма и компетентности лежит качество знаний служащих и их структура, которые оценивают следующими индикаторам: знания - через соотношение разных отраслей науки, глубину и системность их освоения, способность применить эти знания при оценке проблемной ситуации; умения и навыки - через способность технологизировать знания для выполнения служебных функций; личностные качества, имеющие значение выполнения служебных обязанностей - через оценку интеллектуальных способностей, ценностных ориентации, управленческих и организаторских способностей и др.

Характерными чертами этого принципа являются также профессиональная честь (лояльность, достоинство, беспристрастность, гордость за хорошо выполненную работу); профессиональная подотчетность (приверженность ценностям, свойственным данной профессии; рассмотрение сослуживцев как коллег, а не политических деятелей и руководителей).

В профессиональных группах государственных служащих складываются свои этические кодексы, практика оценки работы профессионалов профессионалами, особая культура, нормы, ценности, профессиональный статус.

9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность характеризует особенности государственного управления как основного содержания государственной службы. Для государственного управления характерны: иерархичность структуры, разграничение функций и использование методов административного права, основным среди которых является метод «власти-подчинения», то есть «прямого распорядительства». Решения вышестоящих органов и должностных лиц обязательны для исполнения государственными служащими.


Такой подход обеспечивает реализацию на практике конституционных принципов верховенства закона и единства государственной власти, побуждает соблюдать исполнительную дисциплину во всех звеньях государственного управления, добиваться согласованности, упорядоченности их действий, предупреждать безответственность, волокиту, произвол, злоупотребление властью. Вместе с тем, непременным условием обязательности выполнения решений вышестоящих государственных органов служит их законность, принятие решений в соответствии со специальными законами, положениями и инструкциями в пределах компетенции и полномочий данных органов.

Выполняя решение вышестоящих органов и должностных лиц, государственный служащий несет ответственность за соответствие своих действий Конституции и российскому законодательству. В случае сомнений в правомерности полученного для исполнения решения он обязан своевременно информировать об этом в письменной форме непосредственного руководителя, руководителя принявшего решение и вышестоящего руководителя. Если вышестоящий руководитель письменно подтверждает данное решение, государственный служащий обязан его выполнить.

Исключением являются случаи, когда исполнение решения является деянием, наказуемым в уголовном или административном порядке. Ответственность за реализацию неправомерного решения несет руководитель, который подтвердил необходимость его выполнения.

Вместе с тем, наиболее признанными в законодательстве о государственной гражданской в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О государственной гражданкой службе» являются принципы.

1) приоритета прав и свобод человека и гражданина;

2) единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равных условий ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализма и компетентности гражданских служащих;

5) стабильности гражданской службы;

6) доступности информации о гражданской службе
;

7) взаимодействия с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Рассмотрим лишь те из них, которые не были упомянуты ранее. В то же время, следует отметить, что вышеназванные принципы имеет определенную специфику применительно к государственной гражданской службе, обладая более узким характером.

Исключительно важную роль в организации государственной службы играет следование принципу стабильности гражданской службы. Среди опрошенных государственных служащих лишь немногие уверенны, что их положение стабильно, а больше половины не уверены в этом вообще1. В такой обстановке служащему нелегко работать с должностной отдачей, творчески, с перспективой, как это требуют задачи государственной службы. Важно и то, что стабильная государственная служба является основой стабильности государства в условиях многопартийности, политической борьбы за власть, при ее смене, при неудачном руководителе страны и т. д. Разумеется, в следовании принципу стабильности нужна мера. Иначе это может привести к застою кадров, утрате заинтересованности в работе в связи с ограниченностью возможностей их продвижения по службе.

Таким образом, государственная служба представляет собой весьма сложную систему, действующую на основе ряда разного уровня принципов: общих, организационно-технологических и принципов профессионального характера.

В своей совокупности они создают возможность для эффективного функционирования государственной службы.

Принцип доступности информации о гражданской службе связан с организацией контроля государственной службы, анализом, обобщением и опубликованием статистических и иных сведений о количественном и качественном составе государственных служащих, передвижениях по службе, доходах, нарушениях дисциплины, фактах коррупции в государственной службе, мерах по борьбе с ней и т. д. Общество должно знать и о недостатках, и о позитивных результатах работы государственного аппарата.

Государственная гражданская служба не противопоставляется гражданскому обществу, а напротив, тесно взаимодействует с ним, что видно уже из ее названия. На это и направлен принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.

В то же время следует помнить, что государственные гражданские служащие должны быть всегда независимы от политических партий, движений и иных общественных объединений и организаций. При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, политических общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.