Файл: Оглавление Введение Глава Общая характеристика государственной службы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для правовой характеристики государственной службы важнейшее значение имеют нормы Конституции РФ. В ч. 4 ст. 32 закрепляется право граждан России на равный доступ к государственной службе. Это конституционное право реализуется ими при поступлении на государственную службу и ее прохождении в соответствии с действующим законодательством. Складывающиеся при этом отношения (связи) государственных служащих с государством (субъектом РФ) в лице соответствующих органов или должностных лиц, а также между самими государственными служащими при исполнении ими должностных обязанностей именуются государственно-служебными отношениями.
Вместе с тем процесс формирования современной системы государственной службы продолжает сегодня характеризоваться известной парадоксальностью. С одной стороны, эта служба как система социально-правовых институтов уже сформировалась, а с другой - еще нет. Многие структурные подразделения еще не функционируют и находятся в стадии организационного, правового и финансово-экономического становления. Например, действующим законодательством предусмотрено соответствующее проведение конкурсов, служебных аттестаций, квалификационных экзаменов для служащих и т.д. Однако в правоприменительной деятельности эти основные формы, к сожалению, не реализуются1
Состояния государственной службы продолжают оставаться характерными: правовая и кадровая автаркизация вследствие существующего нормотворчества субъектов РФ; неразработанность государственной кадровой политики и, как результат, отсутствие единой нормативной правовой базы для реализации кадровых технологий, стабильности функционирования гражданского персонала, его социальной защищенности, блокирующих механизмов для кадрового волюнтаризма и правового нигилизма; слабая научно-методическая обеспеченность, недостаточное использование соответствующих информационных технологий в организации управления государственной службой2.
Для современной организации государственной службы характерна ее принципиально новая система с видовой классификацией, установленная Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации». Если ранее государственная служба подразделялась только по уровням - на федеральную и субъектов Федерации, то теперь она подразделяется также и на три вида - гражданскую, военную и правоохранительную. При этом только государственная гражданская служба подразделяется на два уровня - на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Федерации. Военная и правоохранительная службы наряду с государственной гражданской службой считаются видами федеральной государственной службы. В Законе даны понятия каждого вида службы.
В соответствии с установленным делением государственной службы принимаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации о видах государственной службы, а также законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации о государственной гражданской службе этих субъектов.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» является базовым, поскольку устанавливает общие (единые) правовые и организационные основы для всех ее видов, различающиеся между собой по функционально-целевой направленности профессиональной служебной деятельности государственных служащих этих видов службы - гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы. Федеральными законами о видах государственной службы и многими иными нормативными правовыми актами Российской Федерации регулируются особенности каждого из этих видов службы, определяется специальный административно-правовой статус государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы.
Государственная гражданская служба регулируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г.; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента; постановлениями Правительства; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Государственная гражданская служба субъектов Федерации в значительной степени регулируется региональным законодательством исходя из общих (единых) правовых и организационных основ, установленных федеральным законодательством.
Военная служба регулируется Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.1, «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.2, другими федеральными законами и актами Президента, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. Соответствующими нормативными правовыми актами регулируются и особенности правоохранительной службы.
Для военной и правоохранительной службы характерно и то, что многие вопросы службы регулируются уставами, положениями о конкретных органах и их структурных подразделениях, предназначенных для выполнения специфических задач и функций.
В целом современная система государственной службы с ее видовой классификацией учитывает не только федеративное устройство страны, но и специфику условий гражданской, военной и правоохранительной службы.
Значение государственной службы определяется тем, что среди всех вопросов, решаемых государством, стержневым является вопрос о кадрах, в первую очередь руководителей. Именно государственный аппарат призван претворять в жизнь реформы, новые идеи и законоположения. Основная масса недостатков связана с неумением, а порой и неприятием реформаторских программ со стороны некоторой части «аппаратчиков». Эффективное использование кадрового потенциала государства - приоритетная общенациональная задача. Машина государственного управления должна при всех обстоятельствах работать безупречно.
1.2. Принципы государственной службы
Комплексный конституционно-правовой анализ позволяет сделать вывод о том, что государственная служба признается важнейшим институтом в деле формирования и развития российского государства. Конституционные принципы конкретизуются в законодательных актах, так как Конституция не устанавливает в полной мере и детально важнейшие положения о государственной службе. Однако она включает себя множество установлений в той или иной степени регламентирующих основы государственной службы. В Основном законе отражены только четыре таких конституционных принципа: принцип федерализма; законности; принцип приоритетности прав и свобод человека, принцип равного доступа к государственной службе.
Государственная служба организуется и функционирует на определенных принципах. Они сформированы в законодательстве. Категория принцип государственной службы отражает степень познания социальных и правовых явлений в сфере государственно-служебных отношений, представлений, составляющих основу доктрины государственной службы. Принцип представляет собой исходное положение, основополагающую идею, объективную закономерность развития государственной службы, направление реализации ее целей и функций1.
Значимость принципов состоит в том, что в них выражаются сущность, основное содержание, характерные свойства государственной службы, ее место и роль в системе государственной власти, государственного управления и в жизни общества.
Принципы государственной службы закреплены в Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента России, постановлениях Правительства страны, конституциях, уставах, законодательных и иных нормативных актах субъектов Российской Федерации.
Термином принцип обозначают основное исходное положение какой-либо теории, учения. Принципы гражданской службы – это основополагающие требования, которыми руководствуются гражданские служащие в процессе профессиональной деятельности. В них выдержаны основания функционирования государственного аппаратного управления. Они устанавливают основные правила этой деятельности1.
Принципы государственной службы определены в ст. 3 в Федерального закона «О системе государственной службы»:
1. Федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы).
Россия является федеративным государством. Поэтому государственная власть осуществляется не только федеральными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов Федерации. Поэтому между государственными органами РФ и органами, входящими в нее субъектов предусматривается разграничение компетенции.
В Конституции РФ согласно ч. 3 ст. 11 это разграничение между органами государственной власти РФ и ее субъектов устанавливается, во-первых, Конституцией РФ, во-вторых, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В Конституции данное разграничение закреплено в статьях 71, 72 и 73. Применительно к институту государственной гражданской службы именно наличие органов государственной власти субъектов Российской Федерации предопределяет и необходимость существования государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации2.
Государственные служащие решают задачи и осуществляют полномочия только тех государственных органов и только в тех пределах, которые устанавливаются Конституцией РФ.
В соответствии со ст. 77 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в России.
Формальное единство исполнительной власти в определенной мере обусловлено целостностью экономического пространства России, т.е. свободным перемещением товаром, услуг, и финансовых средств, рыночной, конкуренции, свободной экономической деятельности, на всей территории страны (ст. 8 Конституции РФ), и определяются вышеназванными статьями 71 - 73, предусматривающими компетенцию России и ее субъектов.
Вместе с тем, государственная служба в двух одноименных федеральных законах лишена такого компонента как единство. В какой-то мере процессуальное единство сохраняется в судебной ветви власти. Что же касается исполнительной и законодательной ветви власти, то здесь этого единства нет.
В настоящий момент во многих положениях о федеральных органах исполнительной власти неясно прописаны нормы об их взаимоотношениях по «горизонтали» и «вертикали». В итоге затруднены четкие связи однородных федеральных и региональных органов и, следовательно, эффективное и оперативное решение экономических и социальных вопросов. Целесообразно, чтобы были подготовлены рекомендации по корректировке положений об органах исполнительной власти1.
2. Законность. В части 2 ст. 19 Конституции РФ прямо сказано: «Все равны перед законом и судом. Данный принцип имеет расширительной толкование и состоит из двух компонентов. Первый из них – равенство всех перед законом; второй – перед судом. При этом равенство перед законом имеет более широкое значение, так как содержание закона определяет равенство всех перед судом. Содержание данного принципа заключается в том, что государственный орган и деятельности государственных служащих регулируется правовыми нормами и осуществляется в целях реализации предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан, прав и законных интересов всех участников управленческих отношений.
3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина отражает основные цели государственной службы, требования Всемирная декларация прав и свобод человека.
Конституция РФ исходит из того, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (статья 2). Это положение составляет одну из основ конституционного строя. В той же статье обязанностью государства провозглашены признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Конституция определила также, что государственная защита указанных прав и свобод гарантируется (статья 45). В целом все звенья государственного механизма наделены обязанностью защищать права и свободы человека и гражданина.
Государственные служащие руководствуются этими положениями в своей деятельности: учитывают интересы граждан, удовлетворяют их законные требования; признают, соблюдают и защищают права и свободы в полном объеме, установленном законодательством, создавая условия для активного участия граждан в государственном управлении. Принципы оказывают значительное влияние на всю систему гражданской службы, в том числе на ее организацию.