Файл: Сборник дидактических игр и упражнений направленных на формирование элементарных.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сборник дидактических игр и упражнений
направленных на формирование элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Составитель: Логинова О.А. воспитатель МБДОУ № 116
«Детский сад комбинированного вида»
Кемерово, 2019 г
В сборнике предлагаются различные игровые упражнения для формирования элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста, которые представлены в 6 разделах: количество и счёт, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, развитие логического мышления.
Данным сборником могут пользоваться, воспитатели, родители, студенты-практиканты и другие работники образовательной организации.
Введение
Сравнение математических фигур
и величин служит материалом
для игр и обучения мудрости.
(И. Г. Песталоцци)
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.
Как известно, особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. В истории развития методики обучения детей математике накоплено довольно много подобного материала, часть его доступна и дошкольникам.
В пособии имеются задачи, игры, головоломки для работы с детьми 5-7 лет.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах.
Во вне учебное время занимательные математические игры наряду с другими воспитатель использует для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе.
Формы организации ребят разнообразны: игры проводятся со всем коллективом воспитанников, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрение самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.
Смекалки, головоломки, занимательные игры у ребят вызывают большой интерес. Дети могут подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа хорошо активизирует мыслительную деятельность ребёнка.
Все полученные знания и умения в дошкольном возрасте подготавливают к усвоению детьми на следующей ступени развития более сложных математических задач.
Раздел 1. Ориентировка в пространстве.
Упражнение «Укажи направление»
Цель: Закреплять навыки ориентировки в пространстве (вверх, вниз, вправо, влево), развивать произвольно-зрительное восприятие, внимание.
Ход: Необходимо расположить предмет в указанном положении (соответственно направлению стрелок).
1 вариант: Ребёнку предложены картинки с изображением предметов, подходящих к выбранной карточке.
2 вариант: Ребёнку предложены картинки с изображением предметов, из которых он должен выбрать только те, которые подходят к данной карточке.
Направление
Предмет
«Выложи узор».
Цель:
Развитие ориентации в пространстве.
Закрепление умения составлять узор из разноцветных кругов на плоскости по образцу. Развитие логического мышления, комбинаторных способностей, смекалку.
Ход игры: Выложить изображение из разноцветных фигур строго по образцу, используя весь комплект целиком.
Кубики Никитина «Сложи узор».
Цель игры: Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, формирование сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей.
Ход игры: Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4- цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
Сначала дети учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.
Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют.
И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
«Графический диктант».
Цель:
Развитие ориентации в пространстве на листе бумаги, умения внимательно слушать и точно выполнять указания педагога.
Задачи: Учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении; развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого; работать над развитием правильной, четкой и связной речью; активизировать слуховое восприятие и память.
Ход игры:
1 вариант: Ребёнок самостоятельно повторяет изображение на листе бумаги в клетку по образцу.
2 вариант: Воспитатель диктует детям направление и необходимое количество клеток для получения изображения.
«Ну – ка повтори».
Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивать внимание, мыслительные операции, воображение.
Ход: Ребёнку предлагаются карточки с изображением точек на листе бумаги в клетку, необходимо повторить изображение.
«Лабиринт».
Цель: Развитие внимания, логического и пространственного мышления, целеустремлённости, вариативности;
Ход: Ребёнку предлагаются карточки с изображением лабиринта.Степень трудности продвижения в них определяется длиной пути и количеством тупиков и выходов.
Раздел 2. Цвет, геометрические фигуры.
«Разноцветные фигуры».
Цель: Формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.
Ход: Необходимо расположить геометрические фигуры в соответствии с заданными цветами.
1 вариант: Ребёнку предложены геометрические фигуры, подходящие к выбранной карточке по форме и цвету.
2 вариант: Ребёнку предложены геометрические фигуры, подходящие к выбранной карточке только по форме (или цвету).
3 вариант: Ребёнку предложены различные геометрические фигуры, из которых он должен выбрать только те, которые подходят к данной карточке по форме и цвету.
Фигура
Цвет
"Почини одеяло".
Цель игры: Закрепление геометрических фигур и составление геометрических фигур из данных.
Ход игры: Детям раздаются наборы геометрические фигур и листы цветной бумаги
("одеяло") с обозначенными на нем "дырками".
Игра проводится в виде рассказа: "Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры.
Детям даются задания:
1. Сосчитать сколько дыр в одеяле.
2. Взять свои фигуры и починить одеяло".
Дети раскладывают имеющиеся у них геометрические фигуры куба, квадрата, треугольника и прямоугольника, а также шара и овала на цветные листы бумаги
("одеяла") с обозначенными "дырами".
«Собери бусы».
Цель: Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам
(цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Ход игры: Ребёнку предложены карточки с нарисованными «бусами» из геометрических фигур, необходимо продолжить составлять «бусы», соблюдая последовательность согласно образцу.
"Распознавание по форме".
Цель: Учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости по определённым признакам (цвет, форма, размер). Развитие внимания, восприятия.
Ход игры: Перемешать геометрические фигуры и предложить ребенку отобрать фигуры определенной формы (например, только круг или только квадрат и т. д.). Далее игру можно усложнить – расположить геометрические фигуры по форме, цвету и размеру.
«Найди себе пару».
Цель: Учить видеть в предметах сходные признаки, уметь объяснить свой выбор, развивать быстроту и внимание.
Ход игры: Детям раздаются геометрические фигуры, разного цвета (по количеству детей). По сигналу воспитателя они должны найти себе пару и аргументировать свой выбор (по каким признакам они искали себе пару: по цвету, по форме, по цвету и форме).
Раздел 3. Развитие логического мышления.
«Танграм».
Цель: Научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.
Задачи: Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.
Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе.
Воспитывать терпение и усидчивость.
Ход игры: Выложить изображение из набора геометрических фигур строго по образцу, используя весь комплект деталей целиком.
«Колумбово яйцо».
Цель: Учить читать схематические изображения, выстраивать образ по схеме.
Задачи: Учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления; развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность; формировать привычку к умственному труду; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.
Ход игры: Выложить изображение из набора геометрических фигур строго по образцу, используя весь комплект деталей целиком.
«Пентамино».
Цель: Развитие у детей образного мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий; воспитание нравственно-волевых качеств: настойчивости, целенаправленности действий, желания думать, искать путь решения и приходить к положительному результату.
Ход игры: Выложить изображение из набора геометрических фигур строго по образцу, используя весь комплект деталей целиком.
Коврик-головоломка "Круги".
Цель: Развитие внимания, памяти, мелкой моторики, пространственного представления, логического мышления, воображения.
Творческие задания для одного игрока:
перечисляем цвета каждой детальки
выстраиваем детальки в ряд таким образом. чтобы, например. все желтые части смотрели вверх.
ищем одинаковые детали
даем ребенку две детальки и просим собрать из них, например, желтый кружочек
просим ребенка собрать из деталей как можно больше, например, желтых кружочков строим пирамидку из деталек
Игры для нескольких игроков:
Раздаем детальки поровну.
играем в домино - выгладываем детальки в одну линию таким образом, чтобы цвета в прикладываемых деталях совпадали
играем в странные "крестики-нолики" - дети поочереди выкладывают детальки по правилам головоломки. Побеждает тот, кто последним выложил деталь.
Для самых продвинутых:
игра "ожившие квадратики" - выкладываем на стол несколько квадратиков. Игроки закрывают глаза, а ведущий крутит из квадратиков по часовой или против часовой стрелки. Задача игроков, определить, какой из квадратиков "ожил".
Дидактические игры со счетными палочками.
Цель:
Учить выкладывать из счетных палочек силуэты геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов; развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;
Ход: Воспитатель предлагает детям различные задания со счётными палочками:
1. Составление заданной фигуры из определенного количества палочек;
2. Изменение заданной фигуры путем удаления определенного количества палочек;
3. Преобразование заданной фигуры путем перекладывания определенного количества палочек.
«Играем, подбираем?».
Цель: Развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышление;
Ход: Детям раздают по одной или несколько карточек с изображением предмета, относящегося к той или иной группе предметов: мебель, одежда, спортивные принадлежности и т.д. выигрывает тот, кто быстрее и правильнее соберет у себя все карточки одной группы.
Раздел 4. Количество и счёт.
«Соотношение числа и количества предметов»
Цель:
Учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов;
закреплять умение считать предметы.
Ход выполнения: Необходимо сосчитать количество отдельной группы предметов и линией
(или стрелочкой) указать соответствующее число.