Файл: Сборник дидактических игр и упражнений направленных на формирование элементарных.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Сравни числа».
Цель: Упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого
Ход выполнения: Детям раздаются карточки, на которых необходимо сравнить два числа между собой и поставить соответствующий знак< , > или =.
"Математический маджонг".
Цель: закрепление навыков счетных операций, состава числа; развитие зрительного восприятия, логического мышления.
Ход игры: На игровом поле в разном порядке выкладываются карточки.
Суть игры - искать и удалять с игрового поля соответствующие друг другу пары, необходимо очистить все игровое поле.
«Математическое домино».
Цель:
Совершенствовать знания о составе изученных чисел. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе игры домино).
Ход: В пустые ячейки домино дорисуйте такое количество точек, чтобы в сумме получить число, которое выбрало животное сверху.
«Математический кроссворд».
Цель: С
пособствовать развитию логического мышления, памяти; закреплять знания о составе числа.
Ход: Ребёнку даётся кроссворд с примерами, с пропущенным числом или знаком, необходимо догадаться и подставить подходящее число или математический знак в соответствующие клеточки.
Раздел 5. Ориентировка во времени.
Упражнение «Когда это бывает?».
Цель: Уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Варианты заданий:
1.Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день- ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы:
Что нарисовано на картинке?
Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка:« Когда это бывает, днём или ночью?»)
Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день)?
Что вы делаете ночью (днём)?
Какое сейчас время суток?
2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь). Педагог задает вопросы:
Что нарисовано на картинке?
Когда это бывает? Что вы делаете утром? А днём?
Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день (ночь)?
Какое время суток вам больше нравится? Почему?
3. Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).
4. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.
Игра «Вчера, сегодня, завтра».
Цель: познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».
Материал: разноцветные полоски, подборка стихотворений.
Ход игры: Педагог объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).
День, который наступил – называется сегодня.
День, который уже закончился – вчера.
А день, который ещё только будет – завтра.
Обозначаем цветом (полоски): сегодня – синий, вчера-голубой, завтра-фиолетовый.
Сначала закрепляем цветовое обозначение: педагог называет понятия, дети показывают соответствующую полоску.
Затем педагог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.
Упражнение «Домик дней».
Цель: закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия
«вчера», «сегодня», «завтра»).
Материал: домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений.
Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть домик и говорит, что это «домик дней».
Задания:
- Как называется день, который уже прошел? (вчера) Он поселился в нижнем окошке.
(вставляем голубую полоску в нижний кармашек)
- Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня). Он занял среднее окошко (вставляем синюю полоску)
- Как называются день, который скоро наступит? (завтра) Он поселился в верхнем окне
(вставляем фиолетовую полоску).
Педагог читает детям стихотворение и предлагает детям «поселить стихотворение» в соответствующее окно.
«Разноцветная неделька».
Цель: Закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.
Материал: разноцветные круги, цифры от 1 до 7.
Ход игры: Педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру.
Вариант. Педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели.
«Часы и время»
Цель:
- Учить детей определять время на часах.
- Научить детей ориентироваться вовремени.
- Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате.
- Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.
- Уточнять и развивать у детей временные представления.
Оборудование: карточки с заданиями, часы.
Задания:
«Что мы делаем сейчас?». Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Поставь стрелки на часах, обозначив нужное время.
«Весёлые часики».
Цель: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.
1вариант игры
В игре могут принимать участие от 4 до 6 детей.
Перед началом игры дети берут себе циферблаты и стрелочки.
Ведущий, смешав маленькие карточки со временем, укладывает их стопкой на стол изображением вниз. Далее он открывает одну карточку и называет время- дети должны правильно и быстро установить нужное время у себя на циферблате. Кто выполнил первым – получает фишку. В конце игры определяется победитель.
2вариант игры
В игре могут играть от 2 до 4 детей.
На столе разложены карточки со временем.
У каждого игрока по 3-4 игровых циферблата с обозначенным временем.
Воспитатель предлагает определить время на циферблате и выбрать правильные карточки на общем поле.
Кто сделал правильно и быстро- победитель!
3 вариант
В игре могут принять участие от 5 до 10 детей.
Игроки сидят за столами с чистыми циферблатами и стрелочками.
Ведущий показывает карточку и предлагает поставить время, которое наступило
(наступит) на час или полчаса раньше (позже) обозначенного на карточке.
Выигрывает и получает фишку тот, кто выставил правильное время.
Раздел 6. Величина.
«Три квадрата».
Цель: Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Оборудование: Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.
Ход игры: Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот – поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь – самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу, вверх, сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах» – говорит воспитатель.
«Что шире, что уже».
Цель: Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.
Материал. По 7 полосок разной длины и ширины.
Ход: Воспитатель предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из
оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?
«Посадим елочки в ряд».
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
Материалы: фигурки елочек с нарастающей величиной.
Ход: Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду.
Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.
«Где чей дом?».
Цель: Развитие комбинаторных способностей.
Ход: Воспитатель раздает детям рабочие листы, на которых изображены контуры недостроенных домиков: высоких, низких, узких, широких. Дети дорисовывают домики и определяют, кто из зверей будет в них жить: устанавливают соответствие по величине
(используются силуэты зверей).
«Красивые узоры».
Цель: Продолжать соотносить объекты по величине и учитывать ее в своих действиях; развивать внимание; учить действовать последовательно, раскладывая предметы слева направо; закреплять знание слов «большой», «маленький»; учить ритмичному чередованию величин.
Оборудование: Большие и маленькие круги (квадраты, овалы, треугольники и др.); круги
(квадраты, треугольники и др.) трех величин; полоски бумаги с контурным узором
(чередование больших и маленьких кружков, не более трех повторений; такое же чередование треугольников и других форм; чередование другого типа: большой кружок – маленький, маленький – большой, маленький– маленький и др.); чистые полоски бумаги; крупные образцы форм для наборного полотна (образец с готовым орнаментом).
Ход игры: Педагог выставляет на доске образец, рассматривает его с детьми, обращая внимание на ритмичность чередования форм и на то, какой красивый получился узор.
Показывает указкой на первый кружок и говорит: «Большой. (Плавно переносит указку на следующие.) Маленький–-большой–маленький», стараясь подчеркнуть ритм характером движения и голосом. Затем просит детей повторять за ним сочетание этих слов. Потом педагог объясняет, что дети сами могут сделать такие же красивые узоры. Раздает полоски бумаги с контурным узором и яркие геометрические формы, показывает, как накладывать формы слева направо, не пропуская ни одного контура. Дети раскладывают кружки, а педагог следит за ходом работы. По окончании педагог хвалит детей, снова обращает их внимание на ритмичность чередования форм, еще раз напоминает их последовательность: большой – маленький, большой – маленький...
Список литературы:
1. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / Анник
Габийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499c.
2. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1 / Н.Б. Истомина. -
М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 451 c.
3. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. -
М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 929 c.
4. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.
5. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. -
665 c.
6. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.:
Детство-Пресс, 2015. - 574c.
7. Помораева,
И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина. -
М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.