ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел | | ||||||||||||||||||||||||
ФИО педагога | | ||||||||||||||||||||||||
Дата | | ||||||||||||||||||||||||
Класс | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||||||||||||||||||||
Тема урока | Как появился первый человек | ||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 5.1.1.1 – объяснять происхождение человека на основе различных теорий; 5.1.1.2 – объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия | ||||||||||||||||||||||||
Цель урока | Все учащиеся смогут: учащиеся смогут объяснять, как произошел человек учащиеся смогут объяснять и различать первичные формы объединения людей Большинство учащихся будут уметь: Знает виды исторических источников Некоторые учащиеся смогут: описывать результаты наблюдений, самостоятельно выполнять наблюдение за информациями | ||||||||||||||||||||||||
Критерии успеха | Умеют находить и использовать нужную информацию. Знает как анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Будут уметь работать над идей произведений решения проблемных ситуаций -потребности в творческой деятельности | ||||||||||||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | |||||||||||||||||||||
Организационный этап |
Создание благоприятной атмосферы в классе, эмоциональный настрой. Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. Ребята, вам нравится история? Что вы вспоминаете в связи с этим словом? Ассоциация к слову История Работа с кластерами История Первыми использовали греки и арабы Геродот и СымаЦянь Запад Восток Учащимся предлагается посмотреть на иллюстрации и определить, что между ними общего. Учащиеся высказывают свои предположения. Далее учитель демонстрирует видеоролик, показывающий споры о происхождении человека. Попросите учащихся определить наиболее вероятную теорию. Учащимся предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошёл…,так как…» Задание №1 Назови места расселения первобытных людей. Дескрипторы: - питекантроп - ФО - прием Задания №2 Верные и неверные утверждения. Верно ли, что питекантроп, жил в эпоху раннего палеолита? Верно ли, синантроп найден на острове Ява? Верно ли, краманьонец был человек умелый? Верно ли, питекантроп жил в 2,5 млн лет до н.э-140 тыс лет до н.э? Верно ли, что питекантроп и синантроп относяться к человеку прямоходящему? Дескрипторы 1.верно отвечают на 5 вопросов Формирования цели урока совместно. Д емонстрация слайдов изображающих занятие древних людей в эпоху палеолита - Определить тему урока; - Что можно сделать, чтоб достичь цели урока. | Учащиеся называют ассоциации к слову «Киевская Русь», «Древняя Русь» «Муром» и т.д. (учитель может выбрать любой другой город Древней Руси) Дифференциация: более сильные учащиеся проводят параллель с историей Вместе с учителем формулируют цели урока, определяют ожидаемые результаты. | Интерактивное обучение | видеоролик Картинки-пазлы | |||||||||||||||||||||
Изучение нового материала | По методу «Поп -корн» осуществляет усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися. : Австралопитеки – южные обезьяны. Первые их останки были найдены в пустыне Калахари в Южной Африке. Жили в степи и лесостепи, где особую роль играли глаза и умение стоять прямо, чтобы вовремя заметить хищника. Процесс становления человека проходил в эпоху резких климатических изменений, когда в корне менялась вся окружающая среда. Отступление лесов и наступление степей вынуждало чаще все чаще прибегать к ходьбе на двух ногах, приучало к выпрямленному положению тела. Челюсти у них были гораздо массивнее, чем у человека, лицевой отдел черепа-небольшой, а тяжелые надбровья нависали над глазницами. Обороняясь от хищников,они использовали камни, палки, которые находили на земле. Сами изготавливать орудия труда не умели. Человек умелый – вероятно, жил одновременно с австралопитековой обезьяной, которая являлась для него такой же добычей, как и другие животные. Ученые считают, что они жили бок о бок в течение примерно 2-х миллионов лет. Человек умелый имел рост 140 см и средний вес 40 – 50 кг. Большой палец руки еще не был противопоставлен остальным пальцам, т.к. был достаточно коротким. Древнейшие люди - к ним относится питекантроп, или обезьяночеловек, его рост составлял 175 см, т.е. он был гораздо выше человека умелого. Также выделяют важного представителя питекантропа – синантропа. Его рост был примерно 150 см, он имел крупную голову с развитым надглазничным валиком. Питекантропы и синантропы относятся к человеку прямоходящему. Ученые установили, что жили они в коллективах из 3-6 взрослых мужчин, 6-10 женщин и 15-20 детей разного возраста. Жизнь такого сообщества невозможна без общения, поэтому у них была примитивная речь из небольшого набора сигналов – понятий. Хотя голосовой аппарат их не был таким мощным и гибким как у современного человека, но он позволял издавать более сложные звуки (речь похожая на лепет), чем просто бормотание и визги современных обезьян. Важную роль играли мимика и жесты. Человек не являлся большим и мощным хищником, способным охотиться в одиночку, поэтому охота на добычу проходила коллективно и требовала хитрости и слаженности в действиях. Человек прямоходящий научился сам изготавливать орудия. Также он научился замечать сезонные миграции животных и сам перемещался вслед за ними, поэтому он уже мог запоминать ориентиры и, уйдя далеко от стоянки, находил путь обратно. Особую роль сыграло использование огня, который сделал человека независимым от климата и позволил расселиться по поверхности Земли. Однако, он не умел сам добывать огонь, он научился только поддерживать его.. Современные люди – некоторые ученые считают, что они произошли одновременно в разных концах Земного шара, другие ( и это предпочтительная версия) – что в одном месте и постепенно заселили Землю. Ископаемые были названы кроманьонцами. У них была прямая походка, рука приобрела возможность совершать точные и ловкие движения, изготавливать сложные орудия труда и с их помощью строить жилье. Человек научился не просто носить шкуры животных, но шить из них одежду, защищаясь от холода и мошки. К этому виду людей относимся и мы с вами, и наше видовое название Homo sapiens. В течение всего этапа становления человека как вида существенно менялся такой важный параметр в строении как объем мозга (а не его масса), который свидетельствует о прогрессивном развитии интеллектуальных способностей человека. В заключение важно сказать, что внешний облик человека изменился очень сильно за 1 млн. лет, тогда как культура изменялась не так сильно, а вот последние 40 тыс. лет внешний облик почти не изменился, зато культура шагнула от каменных орудий до настоящей цивилизации. Человек развивался, занимал всю планету и в конечном итоге в дальнейшем сам стал на нее влиять. Учащиеся в группах исследуют одну из теорий происхождения человека, используя различные ресурсы (вебсайты, материалы, заранее подготовленные учителем). Учащиеся разрабатывают мини-проект на постере по данным вопросам. Анализ и обсуждение. Защита мини-проектов (постеров) Ответы на проблемные вопросы. Критерии оценивания:
Дескрипторы:
Ответили на проблемные вопросы (прием «Нахождение отличий» - направлена на выявление таких свойств внимания, как устойчивость и распределение) Объясняет понятие «антропология» Дети записывают термин в словарь Через прием «Кинометафора» учитель знакомит учащихся с антропологическими особенностями древних людей. Деление на группы: рассчитываются на 1, 2 Задание: На ленте времени указать время существования питекантропа, неандертальца, кроманьонца Заполнение диаграммы Венна: Каждая пара записывает на стикерах сходств и различий питекантропа и неандертальца от кроманьонца, прикрепляет на диаграмму. Учащиеся должны написать не менее 3х сходств и различий. По приему «Большого пальца» учитель оценивает готовность пары. Взаимопроверка. Обсуждают, делают выводы по теме, (дает обратную связь
6. Закрепление. Учитель дает задание на закрепление Критерий оценивания: Описывает эволюционное развитие первобытного человека. Задание 2. Используя ключевые слова «труд», «мышление», «речь», «естественный отбор – борьба за существование» дайте развернутый ответ на вопрос «Что движет эволюцией человека?» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дескриптор:
Вопросы: 1.Когда люди сформировались большую первобытную общину? 2.Правильно ли я понял, что первобытном обществе обладали личным имуществом? 3.Что изменилось бы, если у них другие виды орудия охоты ? 4. Почему мужчины охотились, а женщины занимались собирательством? 5. Чем ожизнь древнего человека от современой? 6. Как вы относитесь к тому ,что дети помогали взрослым? Вывод: ответ па проблемный вопрос? Как жили древние люди? Дескритпоры: 1. Смогут правильно ответить на 6 типов вопросов 2.Умеют формулировать основные выводы. Работа с учебником Задание №1.Обсудите в парах и заполнить таблицу:
Дескриптор 1. Верно, определяет виды охоты; 2. Верно, указывает на недостатки видов охоты. 3. (Уч-сяпроизводят взаимооценивание в парах и дают обратную связь) Прием ФО -? | Оценивание по стратегии «Письменные комментарии» Учащиеся делятся на три группы, каждая группа решает, кого изобразить, а затем показывают ее противоположной группе. Учащиеся в малых группах составляют ассоциативную карту. Затем спикеры группы проходят по группам и защищают работы. Взаимооценивание по стратегии «Три М» (одноклассники называют три положительных момента вступления одноклассника) | Словесная оценка учителя . « Светофор» Взаимооценивание Стратегия «Стикер» | ИКТ Учебник, маркеры, флипчарт, стикеры |