Файл: Как появился первый человек.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Раздел




ФИО педагога




Дата




Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Как появился первый человек

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


5.1.1.1 – объяснять происхождение человека на основе различных теорий;

5.1.1.2 – объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия

Цель урока

Все учащиеся смогут:

учащиеся смогут объяснять, как произошел человек

учащиеся смогут объяснять и различать первичные формы объединения людей Большинство учащихся будут уметь:

Знает виды исторических источников

Некоторые учащиеся смогут:

описывать результаты наблюдений,

самостоятельно выполнять наблюдение за информациями

Критерии успеха

 Умеют находить и использовать нужную информацию.

Знает как анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Будут уметь работать над идей произведений

решения проблемных ситуаций

-потребности в творческой деятельности

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

  1. Организационный момент.

Создание благоприятной атмосферы в классе, эмоциональный настрой.

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.

Ребята, вам нравится история? Что вы вспоминаете в связи с этим словом?

Ассоциация к слову


История


Работа с кластерами

История

Первыми использовали греки и арабы

Геродот и СымаЦянь

Запад Восток

Учащимся предлагается посмотреть на иллюстрации и определить, что между ними общего. Учащиеся высказывают свои предположения.

Далее учитель демонстрирует видеоролик, показывающий споры о происхождении человека. Попросите учащихся определить наиболее вероятную теорию.

Учащимся предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошёл…,так как…»

Задание №1

Назови места расселения первобытных людей.

Дескрипторы:

- питекантроп

- ФО - прием

Задания №2

Верные и неверные утверждения.

Верно ли, что питекантроп, жил в эпоху раннего палеолита?

Верно ли, синантроп найден на острове Ява?

Верно ли, краманьонец был человек умелый?

Верно ли, питекантроп жил в 2,5 млн лет до н.э-140 тыс лет до н.э?

Верно ли, что питекантроп и синантроп относяться к человеку прямоходящему?

Дескрипторы

1.верно отвечают на 5 вопросов

Формирования цели урока совместно.

Д емонстрация слайдов изображающих занятие древних людей в эпоху палеолита



- Определить тему урока;

- Что можно сделать, чтоб достичь цели урока.


Учащиеся называют ассоциации к слову «Киевская Русь», «Древняя Русь» «Муром» и т.д. (учитель может выбрать любой другой город Древней Руси)

Дифференциация: более сильные учащиеся проводят параллель с историей

Вместе с учителем формулируют цели урока, определяют ожидаемые результаты.

Интерактивное обучение

видеоролик

Картинки-пазлы


Изучение нового материала

По методу «Поп -корн» осуществляет усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися.





:

Австралопитеки – южные обезьяны. Первые их останки были найдены в пустыне Калахари в Южной Африке.

Жили в степи и лесостепи, где особую роль играли глаза и умение стоять прямо, чтобы вовремя заметить хищника. Процесс становления человека проходил в эпоху резких климатических изменений, когда в корне менялась вся окружающая среда. Отступление лесов и наступление степей вынуждало чаще все чаще прибегать к ходьбе на двух ногах, приучало к выпрямленному положению тела.

Челюсти у них были гораздо массивнее, чем у человека, лицевой отдел черепа-небольшой, а тяжелые надбровья нависали над глазницами. Обороняясь от хищников,они использовали камни, палки, которые находили на земле. Сами изготавливать орудия труда не умели.

Человек умелый – вероятно, жил одновременно с австралопитековой обезьяной, которая являлась для него такой же добычей, как и другие животные. Ученые считают, что они жили бок о бок в течение примерно 2-х миллионов лет.

Человек умелый имел рост 140 см и средний вес 40 – 50 кг.

Большой палец руки еще не был противопоставлен остальным пальцам, т.к. был достаточно коротким.

Древнейшие люди - к ним относится питекантроп, или обезьяночеловек, его рост составлял 175 см, т.е. он был гораздо выше человека умелого. Также выделяют важного представителя питекантропа – синантропа. Его рост был примерно 150 см, он имел крупную голову с развитым надглазничным валиком.

Питекантропы и синантропы относятся к человеку прямоходящему.

Ученые установили, что жили они в коллективах из 3-6 взрослых мужчин, 6-10 женщин и 15-20 детей разного возраста. Жизнь такого сообщества невозможна без общения, поэтому у них была примитивная речь из небольшого набора сигналов – понятий. Хотя голосовой аппарат их не был таким мощным и гибким как у современного человека, но он позволял издавать более сложные звуки (речь похожая на лепет), чем просто бормотание и визги современных обезьян. Важную роль играли мимика и жесты.

Человек не являлся большим и мощным хищником, способным охотиться в одиночку, поэтому охота на добычу проходила коллективно и требовала хитрости и слаженности в действиях. Человек прямоходящий научился сам изготавливать орудия. Также он научился замечать сезонные миграции животных и сам перемещался вслед за ними, поэтому он уже мог запоминать ориентиры и, уйдя далеко от стоянки, находил путь обратно.

Особую роль сыграло использование огня, который сделал человека независимым от климата и позволил расселиться по поверхности Земли. Однако, он не умел сам добывать огонь, он научился только поддерживать его..

Современные люди – некоторые ученые считают, что они произошли одновременно в разных концах Земного шара, другие ( и это предпочтительная версия) – что в одном месте и постепенно заселили Землю. Ископаемые были названы кроманьонцами.

У них была прямая походка, рука приобрела возможность совершать точные и ловкие движения, изготавливать сложные орудия труда и с их помощью строить жилье.

Человек научился не просто носить шкуры животных, но шить из них одежду, защищаясь от холода и мошки.

К этому виду людей относимся и мы с вами, и наше видовое название Homo sapiens.

В течение всего этапа становления человека как вида существенно менялся такой важный параметр в строении как объем мозга (а не его масса), который свидетельствует о прогрессивном развитии интеллектуальных способностей человека.

В заключение важно сказать, что внешний облик человека изменился очень сильно за 1 млн. лет, тогда как культура изменялась не так сильно, а вот последние 40 тыс. лет внешний облик почти не изменился, зато культура шагнула от каменных орудий до настоящей цивилизации.

Человек развивался, занимал всю планету и в конечном итоге в дальнейшем сам стал на нее влиять.

Учащиеся в группах исследуют одну из теорий происхождения человека, используя различные ресурсы (вебсайты, материалы, заранее подготовленные учителем).

Учащиеся разрабатывают мини-проект на постере по данным вопросам.

Анализ и обсуждение.

Защита мини-проектов (постеров)

Ответы на проблемные вопросы.

Критерии оценивания:

  • Учащиеся объясняют происхождение человека на основе различных теорий

Дескрипторы:

  1. Группа изучила одну теорию.

  2. Использовали различные ресурсы.

  3. Подготовили мини-проект.

  4. Провели защиту мини проекта.

Ответили на проблемные вопросы

(прием «Нахождение отличий» - направлена на выявление таких свойств вни­мания, как устойчивость и распределение)



Объясняет понятие «антропология»

Дети записывают термин в словарь

Через прием «Кинометафора» учитель знакомит учащихся с антропологическими особенностями древних людей.

Деление на группы: рассчитываются на 1, 2

Задание: На ленте времени указать время существования питекантропа, неандертальца, кроманьонца



Заполнение диаграммы Венна:

Каждая пара записывает на стикерах сходств и различий питекан­тропа и неандертальца от кроманьонца, прикрепля­ет на диаграмму. Учащиеся должны написать не менее 3х сходств и различий.



По приему «Большого пальца» учитель оценивает готовность пары.

Взаимопроверка. Обсуждают, делают выводы по теме,

(дает обратную связь

  1. Физминутка для преодоления усталости, активизации всего класса, помогает учащимся расслабиться психически и физически.

6. Закрепление.

Учитель дает задание на закрепление

Критерий оценивания:

Описывает эволюционное развитие первобытного человека.





Задание 2.

Используя ключевые слова «труд», «мышление», «речь», «естественный отбор – борьба за существование» дайте развернутый ответ на вопрос «Что движет эволюцией человека?»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дескриптор:

- правильно определяет последовательность эволюционного развития человека;

- раскрывает антропологические особенности человека на каждом этапе развития;

-объясняет факторы, повлиявшие на становление человека.


Вопросы:

1.Когда люди сформировались большую первобытную общину?

2.Правильно ли я понял, что первобытном обществе обладали личным имуществом?

3.Что изменилось бы, если у них другие виды орудия охоты ?

4. Почему мужчины охотились, а женщины занимались собирательством?

5. Чем ожизнь древнего человека от современой?

6. Как вы относитесь к тому ,что дети помогали взрослым?

Вывод: ответ па проблемный вопрос? Как жили древние люди?

Дескритпоры:

1. Смогут правильно ответить на 6 типов вопросов

2.Умеют формулировать основные выводы.

Работа с учебником

Задание №1.Обсудите в парах и заполнить таблицу:

Виды охоты

Описаниеспособа

Преимущетва

Недостатки

Облавная охота


Группа людей атаковала подгодившим на близкое расстояние животным и неожиданно брасались на них

Отсечь слабых животных,детенышей и ранненых.
.

Не могли догнать взрослых животных.


Яма –западня


Использовали природные овраги,которые маскировали под травянистой растительностью


Позволял на боллее длительный период обеспечивать пищей


Не решал главные задачи


Поджоги

В открытой местности поджог степной травы и части леса

Останки животных и птиц и крупных насекомых погибших в огне

Раститетельный покров долго не востанавливался животные уходили с этих мест

Дескриптор

1. Верно, определяет виды охоты;

2. Верно, указывает на недостатки видов охоты.

3.

(Уч-сяпроизводят взаимооценивание в парах и дают обратную связь)

Прием ФО -?

Оценивание по стратегии «Письменные комментарии»

Учащиеся делятся на три группы, каждая группа решает, кого изобразить, а затем показывают ее противоположной группе.

Учащиеся в малых группах составляют ассоциативную карту.

Затем спикеры группы проходят по группам и защищают работы.

Взаимооценивание по стратегии «Три М» (одноклассники называют три положительных момента вступления одноклассника)

Словесная оценка учителя

. « Светофор»

Взаимооценивание

Стратегия «Стикер»

ИКТ

Учебник, маркеры, флипчарт, стикеры