ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблематика детско-родительских отношений в семье
Анна Владимировна МОЛОЧКОВА
студентка кафедры развития и образования, Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск, Российская Федерация
E-mail: gloomyshampanne@gmail.com
Ключевые понятия: детско-родительские отношения, привязанность,
структура родительских отношений, типы родительских отношений,
причины нарушений семейного воспитания.
Актуальность. Проблема отношений родителей и детей является очень значимой на сегодняшний день в рамках психологической науки и практики. Многие учёные и исследователи (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Л. И. Божович и другие) занимались изучением основных переживаний ребёнка на первом году жизни. Важнейшим преобразованием в данный период формируется доверительное отношение у ребёнка к миру. Семья для человека является институтом первичной социализации. Именно воспитание индивида в семье способно определить дальнейшую жизнь человека, его дальнейшую социализацию. Семья является оплотом, опорой человека с момент его появления на свет. Многие исследователи считают взаимоотношения матери и ребёнка наиболее важным условием формирования доверительного отношения ребёнка к миру. Под отношениями детей и родителей в данном исследовании по примеру А. Я. Варги будет пониматься определённая система разнообразных чувств родителей к своему ребёнку и обратная связь, наличие определённых поведенческих стереотипов, которые практикуются в системе взаимоотношений «родитель-ребёнок», особенности восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков со стороны родителей
особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).
Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.
Проблема исследования данной работы: детско-родительские отношения – анализ исследований показывает нам, что вопрос построения доверительных отношений между детьми и родителями в процессе совместной жизни. Именно поэтому проблема выработки научного подхода к диагностике, прогнозированию и коррекции этих отношений.
Цель исследования: данное экспериментальное исследование было направлено на выявление качества отношений между детьми и родителями.
Задачи:
1. Определить уровень доверия детей к своим родителям;
2. Определить отношение родителей/одного родителя или лиц, их заменяющих к респондентам;
3. Определить уровень взаимоотношений респондентов отдельно с отцом и матерью (при наличии обоих или нет).
Метод опроса: анкетирование.
Участники: подростки от 13-18 и люди старше 18 лет.
Предполагаемые результаты: стабильные и здоровые отношения со своими родителями у большинства респондентов, несмотря на имеющиеся недопонимания с обеих сторон.
Уровень оценки качества отношений подростков с родителями.
Данный социологический опрос предназначен для определения уровня отношений и их качества между родителями и их детьми. В анкете можно выбрать несколько вариантов ответов. Спасибо за участие и Вашу помощь!
1) Анкета позволяет выявить качество отношений детей и родителей. Данная проблема актуальна, будучи такой всегда, потому что недопонимания среди представителей разных поколений – это привычная тема для всех нас, особенно, если представителями другого поколения являются близкие люди. Эта проблема глобальна и охватывает всех, кто участвовал в детскородительском виде отношений. Она повсеместна: вряд ли где можно найти людей, которые не ссорились со своими родителями или детьми. Это совершенно нормально, потому что является неотъемлемой частью межличностных отношений.
Выводы и результаты по анкете представлены в архиве.
Список использованных источников:
1. Авдеева Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 4. – С. 35-46.
2. Боулби Д. Привязанность / Д. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
3. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. – 2-е изд., стереотип. – М.: Когито-Центр, 2012. – 182 с.
4. Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 362 с.
5. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О.Г. Прохорова. – М.: Сфера, 2005. – 223 с.
6. Freud Z. Big book of psychoanalysis: an introduction to psychoanalysis
7. Эйдемиллер Э. Психология и психотерапия семьи: монография / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 4-е изд., перераб. и допол. – СПб.: Питер, 2010. 672 с.
8. Erickson E.G. Childhood and society. / E.G. Erickson