ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9 класс Сложноподчиненные предложения.
Карточка№1. Выписать из предложений СПП с придаточным определительным, выделить грамматическую основу, составить схему.
1. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)
2. Туча, то белея, то чернея, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)
3. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
4. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)
5.Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)
6. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)
7. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)
Карточка№2. Найдите соответствия предложений к данным схемам, укажите вид придаточного предложения.
1) Свое выступление докладчик начал с того, что задал нам несколько вопросов и предложил на них ответить.
2) Должность – это трудовой пост, который занимает человек в организации.
3) В наши дни нет ни одной государственной или коммерческой структуры, где бы не работали юристы.
4) Если человек не знает своего жизненного пути, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)
5) Работа почтальона требует от человека выносливости, так как ему приходится в любую погоду разносить корреспонденцию по домам.
А. […сущ.], (который…).
Б. […сущ.], (где…).
В. […гл. + ук. сл.], (союз что…).
Г.(Если…), [----- и -----].
Д. [ ], (союз так как).
Е. (Если…), [ …].
Карточка№3. Списать, расставить пропущенные знаки препинания, определить вид придаточной части.
1.В птич(?)ем ряду Кольку как в весе(н,нн)ем лесу оглушили щелк. . нье чирик. . нье свист. (Г. Березко).
3. Волны звучат так ласково точно просят пустить их погрет(?)ся к костру. (М. Горький).
5. Ему очень пр. . ятно на нас см. . треть точно он в. . рнулся домой после длит. . льной команд. . ровки. (Ф. Кнорре).
7. Невский так широк что дома по об. . им его сторонам кажутся ниже чем на самом деле. (С. Маршак).
8. И цепью русские п. . латки как на н. . члеге журавли белеют смутно уж (в) дали. (М. Лермонтов).
9. Озеро было так густо засып. . но палыми листьями что даже в кабину прон. . кал их сладк. . ватый запах. (К. Паустовский).
10. Этот свежий осе(н, нн)Ий ветер умеет нежно разговар. . вать с охотником как сами охотники часто болтают между собой от избытка радо. . ных ожиданий. (М. Пришвин).
Карточка№4. Выделите главное и придаточное предложения. Обратите внимание на знаки препинания.
1.Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2. Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3. Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь о мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6. Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький).