Файл: Технология проблемного обучения на уроках математики в основной школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)
КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Технология проблемного обучения на уроках математики в основной школе»


Выполнила:
Щиплецова Алина

Максимовна

Студентка группы

ПМОз-20

Научный руководитель:

Вазыхова Наталья Анатольевна
Чита – 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы технологии проблемного обучения 4

1.1.История зарождения технологии проблемного обучения 4

1.2.Основные понятия проблемного обучения 6

1.3.Методы и особенности проблемного обучения 10

Глава 2. Особенности использования проблемного обучения на уроках математики в основной школе 16

2.1.Рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроке 16

2.2.Психологические основы, которые нужно знать при использовании технологии проблемного обучения 18

2.3.Приемы создания проблемных ситуаций на уроках математики в основной школе 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30


ВВЕДЕНИЕ
Жизнь постоянно ставит перед нами сложные задачи и проблемы. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём более новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

В настоящее время учителям современной школы предоставляется огромный выбор программ образования. Однако школьная практика даёт понять, что изменение содержания без изменения технологии обучения, без внедрения в практику инновационных технологий, не даёт позитивных результатов обучения.

Успех проблемного обучения школьника достигается главным образом на уроке через познавательные универсальные учебные действия, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе и уровень их знаний.


Цель курсовой работы – раскрыть теоретические положения и особенности организации проблемного обучения на уроках математики в основной школе.

В курсовой работе нами были определены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать суть проблемного обучения;

  2. Рассмотреть методы проблемного обучения;

  3. Выявить способы организации проблемных ситуаций на уроках математики;


Объект исследования – процесс обучения математике в основной школе .

Предмет исследования – технология проблемного обучения.

Практическая значимость – результаты могут быть использованы в практике преподавания.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

    1. История развития проблемного обучения

Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути как преобразовать процесс обучения в более радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся.

В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение при поиске ответа на них, известна еще по беседам Сократа. История проблемного обучения, как педагогической технологии, начинается с разработки исследовательского метода в 60-х годах прошлого столетия канадским ученым Джоном Дьюи. Он предлагал заменить все виды и формы обучения школьников самостоятельным путем решения предоставленных учителем практических проблем с содержанием учебного материала. Джон Дьюи противопоставляет традиционному обучению активную самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем.

Существенная роль в развитии теории проблемного обучения принадлежит американскому психологу Дж. Брунеру. В основе его концепции лежат две идеи:

1) структурирование учебного материала создает психологическую основу усвоения новой информации

2) роль интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний является доминирующей

Во второй половине 50-х годов XX века в отечественной педагогической литературе становятся актуальными идеи проблемного обучения. Отечественные ученые М.А. Данилов и В.П. Есипов формулируют правила активного обучения, суть которых отражает принципы организации проблемного обучения:

− вести учащихся к обобщению признаков новых понятий и формулировке их определений;

− знакомить учащихся с методами научного познания и учить их применять для формулировки собственных выводов

;

− развивать с помощью творческих заданий самостоятельность мышления учащихся.

С начала 60-х гг. в литературе, поднимается вопрос о принципах организации проблемного обучения. Перед учителем ставится совершенно новая задача: постепенно развивать самостоятельность мышления у учащихся. Для этого нужно так преподносить знания, чтобы ученик без труда их мог усвоить, а преподавать так, чтобы не просто заставить ученика видеть развитие новых знаний, но еще и заинтересовать его самим процессом обчения. Большое значение для становления теории проблемного обучения имели работы наших отечественных психологов, развивших положения о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий. Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая и другие. Опыт применения элементов проблемного обучения в школе описан М.И. Махмутовым, И.Я. Лернером, которые положили в основу организации проблемного обучения принципы теории деятельности (С.А. Рубинштейн, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев). Проблемность в обучении рассматривалась как ведущая закономерность умственной деятельности учащихся. Когда на занятиях учащийся сталкивается с противоречием, то затрагивается его внутренний мир, возникает личная заинтересованность в решении задач и ответе на вопросы.

Итак, можно сделать вывод, что технология проблемного обучения не является новой, ее разработка началась в ХХ веке и впервые описана в трудах американских ученых. Российские педагоги и психологи обосновали систему проблемного обучения как способ развития самостоятельности и активности учащихся в поисково-познавательной деятельности. Ученые определили проблемное обучение как вид поискового обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная исследовательская деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки и способов их получения.


    1. Основные понятия проблемного обучения.

Проблемное обучение является одним из способов организации учебной деятельности. Высокая активность на проблемных уроках достигается за счет того, что ученик в ходе поиска ответа на вопрос получает новую информацию самостоятельно, осваивая не только знания, но и способы их достижения. В ходе поиска ответа на вопросы, являющиеся содержанием нового, ученик находит новое применение уже имеющимся знаниям.


К основным понятиям проблемного обучения относятся: «проблемная ситуация», «проблемная задача», «проблема», «проблемность», «проблематизация».

На сегодняшний день известно несколько определений понятия «проблемное обучение». Общим критерием при объяснении данного термина является то, что все они представляют проблемное обучение как тип обучения, которое ориентируется на развитие самостоятельности у учащихся. По мнению Д.Л. Матухина проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, а затем их разрешение в процессе совместной деятельности учащихся и учителя, направляющего деятельность обучающегося. Данное определение может быть дополнено мнением В. Оконя, изложенного в книге «Основы проблемного обучения». Автор отмечает, что успешность достигаемых результатов в обучении напрямую связана со стремлением учащихся к открытию нового.

По определению А.А.Вербицкого, проблемная ситуация представляет собой интеллектуальное затруднение, возникающие при невозможности объяснить некоторое явление [2]. Проблемные ситуации активизируют творческую и мыслительную деятельность людей. Главным составляющим компонентом проблемной ситуации является неизвестное.

Проблемная ситуация возникает у человека, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым.

Проблемные ситуации дифференцируются по трем критериям:

  1. Структуры действий, которые должны быть выполнены при решении проблемы;

  2. Уровня развития этих действий у человека, решающего проблему;

  3. Интеллектуальных возможностей учащегося.

И. Я. Лернер выделяет дидактические цели проблемных ситуаций:

  1. Привлечь внимание учащегося к вопросу, задаче, новому материалу, пробудить познавательный интерес;

  2. Поставить учащегося перед познавательным затруднением, завершение которого невозможно без активной мыслительной деятельности;

  3. Выделить в познавательной задаче проблему и составить план поиска выхода из затруднения;

  4. определить границы знания и незнания для ученика, найти наиболее рациональные пути выхода из ситуации затруднения на основе имеющихся и приобретенных знаний [16].


М. И. Махмутов называет десять способов создания проблемных ситуаций:

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа сами формулируют проблему.

3. Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах. Разрезание торта сначала на 4 равные части, потом каждой части ещё на две равные части, с помощью каких дробей можно описать?

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Проблемная ситуация выявляет свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.

8. Ознакомление учащихся с фактами, имеющими в пределах доступных детям знаний необъяснимый характер, и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Эти факты противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.

9. Предъявление интегрированного материала, который по-разному объясняется на разных предметах. Загадка: на уроке изобразительного искусства его можно нарисовать с помощью семейства взаимно симметричных линий разной кривизны, на уроке естествознания его полную поверхность можно увидеть на карте. Что это на уроке математики? (Шар) 10. Варьированные задачи, переформулировка вопроса. Бабушка привязала козу 10-метровой веревкой к колышку. Коза вытоптала некоторый участок земли, площадь которого требуется найти. Назовите на математическом языке веревку, форму участка земли.

Проблема – это вопрос, который, с одной стороны, вытекает из имеющихся у учащихся знаний, опирается на них, а с другой – свидетельствует об их неполноте и необходимости дальнейшего поиска для создания представления об объекте изучения. Вопрос без опоры на жизненный опыт ученика и накопленные им знания об исследуемом явлении не может стать проблемой для ученика. Проблемный вопрос всегда должен быть связан с преодолением определённых противоречий, которые ставятся основой для создания проблемной ситуации и постановки проблемы.