Файл: Зачатки врачевания возникли на самых ранних стадиях существования человека "Медицинская деятельность ровесница первого человека", писал И. П. Павлов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вильгельма Завоевателя, лечившемуся в Салерно в 1101 г. гласит «Правителю англов пишет вся Салернская школа» (лат. Anglorum regi scribit schola tota Salerni).

В начале XIII века здесь был составлен труд «Flos medicinae» («Цвет врачебного искусства»), в котором освещались самые различные вопросы, в том числе и взгляды на то, каким должен быть врач, назначение медицины, теория заражения и многое другое.

К Салернской школе принадлежали врачи из духовного и светского звания, а также женщины, которые заведовали больницами, сопровождали в походах армии и состояли при королях и принцах. Немало женщин бало и среди прославленных профессоров школы. Так, в XI веке здесь преподавала Абелла, написавшая трактаты «De atra bile» («О чёрной желчи») и «De natura seminis humani» («О природе человеческого семени»). Среди ученых женщин, преподавателей школы около 1059 г. была Тротула — «nobilis matrona». Из еë трудов до нашего времени дошли «De passionibus mulierum» («О женских болезнях») и «De compositione medicamentorum» («О составлении лекарств»). Её труды неоднократно цитировались многими авторами в XI—XII веках.

Сохранилось ещё много медицинских трактатов, написанных женщинами в Салернской школе. Так, Ребекка Гуарна написала трактаты «О лихорадках», «О моче», «О зародыше» и другие.

В 1480 году вышел в свет знаменитый труд «Салернский кодекс здоровья», принадлежавший Арнольду из Виллановы.

Салернская врачебная школа на протяжении ряда столетий являлась хранительницей античной медицины. Её называли «civitas Hippocratica» (Гиппократовое общение).

Гравюра, изображающая врачей и их пациентов Салернской врачебной школы XI - XII век.

3. "Салернский кодекс здоровья"

С IX столетия Салерно, расположенный в глубине Пестанского залива (Кампания), был долгое время римской колонией и находился на пересечении многих торговых путей Востока.

Уже в IX столетии в Салерно существовала корпорация врачей, не только осуществлявшая лечение больных, но и обучавшая врачебному искусству. Возникшая медицинская школа сложилась как школа практических врачей. Салернская врачебная школа являлась хранительницей античной медицины. Ее называли «civitas Hippocratica» (Гиппократовое общение). Уже в IX–XI веках в Салерно были созданы труды практической медицины, такие, как «Антидотарий» – включавший в себя 60 рецептов, и «Пассионарий» – практическое руководство по диагностике различных заболеваний. В XII веке в Салерно был создан фундаментальный трактат «De aegritudinum curatione» («О лечении заболеваний»), в котором шла речь о лечении всех известных в то время болезней «с головы до пят». Оригинальным и новым по своему характеру было сочинение «De adventu medici ad aegrotum» (О приходе врача к больному»), пользовавшееся широкой популярностью. Лучшим списком произведений Салернской школы является Бреславльский кодекс, составленный в середине XII века. XII век был временем наивысшего расцвета Салерно. Император Фридрих II (1212 – 1250) дал Салернской школе, единственной в империи, исключительное право присваивать звание врача и воспретил заниматься медицинской практикой без соответствующей лицензии этой школы. Обучение продолжалось пять лет, после чего в течение одного года следовала обязательная практическая работа. Обучению предшествовал трехлетний подготовительный курс. Салерно сделался знаменитым медицинским центром всей Европы.


В начале XIII века был составлен труд, написанный по обычаю того времени в стихах, – «Flos medicinae», буквально: «Цвет врачебного искусства». Самые различные вопросы, в том числе и взгляды на то, каким должен быть врач, назначение медицины, теория заражения и многое другое нашли здесь свое отражение.

Дидактическая поэзия – один из древнейших жанров античной литературы. Ее истоки восходят к Гесиоду (VIII–VII в. до н.э.), автору поэмы «Труды и дни», в которой приводятся советы о сохранении здоровья. Медицинская дидактика не случайно обрела поэтическую форму. Это не только дань древней традиции. Благодаря поэзии, чисто ме- дицинские советы становятся доступнее и лучше запоминаются. «Радуют душу стихи и, немногие, много вмещают» – сказал один из врачей XVI века. Интересно отметить, что среди прославленных профессоров школы было немало женщин. Так, в XI веке преподавала Абелла, написавшая трактаты «De atra bile» («О черной желчи») и «De natura seminis humani» («О природе человеческого семени»).

Среди ученых женщин, читавших около 1059 г. лекции в Салерно, была Тротула – «nobilis matrona». Из ее трудов до нас дошли следующие: «De passionibus mulierum» («О женских болезнях») и «De compositione medicamentorum» («О составлении лекарств»). Тротулу неоднократно цитируют многие авторы XI и XII веков. Сохранилось еще много медицинских трактатов, написанных женщинами в Салернской школе.

Так, Ребекка Гуарна написала трактаты «О лихорадках», «О моче», «О зародыше» и другие. В 1480 году вышел в свет знаменитый труд «Салернский кодекс здоровья», принадлежавший Арнольду из Виллановы. Салернская медицинская школа просуществовала до середины XIX века, но «Салернский кодекс здоровья» остался лучшим ее памятником. В первых главах даются диэтетико–гигиенические навыки, подробно рассматриваются свойства различных пищевых продуктов, плодов, растений и их лечебное действие. Вот некоторые из этих советов:

«Тягость забот отгони и считай недостойным сердиться,

Скромно обедай, о винах забудь, не сочти бесполезным

Бодрствовать после еды, полуденного сна избегая,

Долго мочу не держи, не насилуй потугами стула;

Будешь за этим следить, – проживешь ты долго на свете.

Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими

Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.

Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,

В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя

Члены свои, причешись ты и зубы почисти. Все это



Ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.

Ванну прими, а поев, походи иль постой; охлажденья

Бойся. Источников гладь и трава – глазам утешенье;

Утром на горы свой взор обрати, а под вечер – на воды.

Кратким пусть будет полуденный сон, иль вовсе не будет.

Боль головную, катар, лихорадку и сильную слабость –

Все за полуденный сон ты получишь себе непременно.

От накопленья ветров возникают четыре недуга:

Колики, спазмы, водянка, а также головокруженье».

Достаточно много рекомендаций касается пищевых рационов:

«Ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков.

Чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо.

Ты за еду никогда не садись, не узнав, что желудок

Пуст и свободен от пищи, какую ты съел перед этим,

Сам по желанию есть, ты получишь к тому подтвержденье:

А указанием будет слюны пробежавшая струйка.

Персики, яблоки, груши, сыры, молоко, солонина,

Мясо оленье и козье, и заячье мясо и бычье:

Все это черную желчь возбуждает и вредно болящим.

Свежие яйца, багряные вина, супы пожирнее,

Хлеб из тончайшей муки – доставляют телесную крепость.

Сыр молодой, молоко и пшеница полнят и питают,

Бычьи тестикулы также, свинина и мозг всевозможный,

Спелые смоквы и свежие гроздья от лоз виноградных».

Даются и характеристики вин, используемых по рекомендации салернских врачей:
«Ценятся вина по вкусу, по запаху, блеску и цвету.

Доброго хочешь вина – непременны пять признаков эти:

Крепость, краса, аромат, охлажденность и свежесть, конечно.

Сладкие белые вина гораздо питательней прочих.

Красного если вина ты когда–нибудь выпьешь не в меру,

То закрепится живот и испортится голоса звонкость».

Приведенные примеры из «Салернского кодекса здоровья» сви- детельствуют о неустаревающих рекомендациях медиков средних веков. Признанием больших и бесспорных заслуг Салернской школы явился тот факт, что XIV Международный конгресс историков медицины в 1954 г. заседал в Риме и Салерно, и «civitas Hippocratica» стала международным форумом ученых многих стран мира. Арнольду из Виллановы, автору «Салернского кодекса здоровья», принадлежит еще один трактат с интересным названием «О сохранении молодости и отдалении старости». Данный трактат – страница истории геронтологии и гериатрии. По мнению автора, старение лишает живые существа жизненной силы, радости бытия и, наконец, самой жизни. До сих пор до конца не выявлены причины старения и еще нет ответа на вопрос, каковы первичные и существенные элементы старческой инволюции. Гиппократ объясняет старение потерей «природного тепла». Аристотель в сочинении «О молодости и старости» также полагает, что старение вызывается постепенным расходованием «природного тепла», которым располагает каждое живое существо с момента появления на свет. Поэтому старики по природе «холодные». Византийский поэт Лев Философ (IX–X вв.) писал: «Ты, старость, холодна, и от природы смесь Моя полна мокроты...».


Арнольд в данном трактате на основе гуморальной теории объясняет, как в старости наступает плохое пищеварение, потеря аппетита, истощение, дряблость и морщинистость кожи, ослабление зрения, слуха, памяти. Болезни, сопутствующие старости, – это результат непропорционального соотношения влаг организма. Для здоровья надо удалить избыток той или иной влаги. Развитие и образование первичной смеси субстанций происходит с помощью врожденной теплоты тела. Так как процесс образования природного тепла в старости замедляется, то и процесс выздоровления, естественно, происходит медленнее. Конституция больного играет при этом важную роль.

Всем делам должно сопутствовать хорошее, бодрое настроение, во всем надо соблюдать умеренность, пища должна быть легкой, питательной: нежирное мясо, рыба, сладкие вина. Секрет долголетия заключается в рациональном режиме: умеренная еда, отказ от злоупотребления вином, разумное пользование воздухом, сном и бодрствованием, движением и покоем и, наконец, воздержание от излишних страстей – вот главнейшие правила такого режима. Соблюдая его, человек может прожить столько лет, сколько предназначено ему природой, то есть гораздо больше, чем он живет на самом деле. Но люди не понимают этого, а потому стареют и умирают раньше срока.

Основным тезисом, выдвинутым им для продления молодости, был:

«Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими

Трое: веселый характер, покой и умеренность в жизни».

Арнольд в своих представлениях придерживался средневековых позиций. Так, астрология, сопутствовавшая человеку с момента его рождения и проникшая в медицину еще в древности, утверждала, что существует связь между органами тела и планетами: между Солнцем и сердцем, Луной и мозгом, Юпитером и печенью, а также связь между планетами и металлами: Солнцем и золотом, Луной и серебром, Марсом и железом, Меркурием и ртутью.

В эту эпоху многие занимались поисками вещества, которое должно было превращать в золото не только серебро, но и неблагородные металлы (свинец, ртуть и т.п.). Оно носило название философского камня, красного льва, звалось панацеей или элексиром жизни. Этому средству предписывалась могучая сила, оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством, раствор его, так называемый «золотой напиток», принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и делать жизнь более продолжительной.


Арнольд действительно считал золото самым совершенным и ни с чем не сравнимым веществом, находящимся под влиянием созвездий, благодаря которому оно отличается неизменяемостью и нерастворимостью и обладает чудесным целебным действием. Но эти качества свойственны только чистому золоту, и поэтому он предостерегает от применения в медицине «искусственного золота», в котором всегда есть примесь посторонних веществ.

Таким образом, Салернская школа являлась образцом средневековой медицины.


Заключение
Таким образом, мы видим, что медленное, но неуклонное развитие медицинских знаний начинается в Западной Европе в XII-XIII вв.

Особенности развития медицины в средние века характеризовались господством теологического мировоззрения и схоластического мышления.

В те времена господствовало убеждение, что все знания, необходимые человеку, даны в трудах общепризнанных церковных "авторитетов". В эпоху раннего средневековья медицинская помощь оказывалась в монастырях, при которых чаще всего устраивали больницы. В монастырях постепенно накапливался опыт лечения болезней и изготовления лекарств, но, связывая медицину с церковью, с соблюдением обрядов, молитвами, покаяниями, а излечение с «чудесами святых» монахи тормозили развитие научной медицины.

Центрами средневековой медицины были университеты. В XIII-XIV веках в университетах Западной Европы развивалась схоластическая медицина с ее отвлеченными построениями, умозрительными заключениями и спорами.

Число учащихся на медицинских факультетах не превышало 10 человек. Выпускники средневековых университетов, врачи-интернисты (терапевты) диагностировали заболевания на основе исследования пульса, по внешнему виду мочи, причем иногда ставили диагноз и назначали лечение заочно, без осмотра пациента. Ведущее место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включавший 70 и больше составных частей (основная составная часть – змеиное мясо), а также «митридат» (опал).

Среди средневековых университетов Западной Европы Салернский играл прогрессивную роль и менее других испытывал влияние схоластики.

Салернская медицинская школа сложилась как школа практических врачей. Салернская врачебная школа являлась хранительницей античной медицины. Авторитет Салернской школы был непререкаем, что поддерживалось многочисленными трактатами, составлявшимися врачами из Салерно и распространявшимися по всей Европе. Сочинения этой школы были приняты, как образцовые, в других училищах. Одним из таких сочинений является "Салернский кодекс здоровья" - памятник средневековой медицины и фармации. В первых главах подробно рассматриваются свойства различных пищевых продуктов, плодов, растений и их лечебное действие.