ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Присяжная Татьяна Викторовна
Воспитатель МДОУ «Ясли-сад №327 г.Донецка»
ЛЕГО ПРЕДМЕТНО ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Аннотация. В статье представлен способ создания предметной среды с использованием ЛЕГО конструктора при интеграции ЛЕГО технологии в систему работы дошкольного учреждения. Создание ЛЕГО центров и площадок способствует социально-личностному развитию ребенка в современном образовании.
Ключевые слова: ЛЕГО технологии, ЛЕГО развивающая среда.
Проблема создания условий для реализации развития детей имеет большую актуальность. Для того чтобы дошкольник эффективно развивался
необходимо создание предметно-пространственной организации его жизни-это потенциал развивающих игрушек, которые будут формировать его психику и служить источником социального опыта и знаний.
Система условий, обеспечивающая комплексное развитие ребенка - это предметное окружение, которое включает в себя базовые компоненты для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Такая система условий предоставляет ребенку возможность для творческого развития. Создавая предметную среду, с опорой на принципы обогащенности и наукоемкости, при которых возможна разнообразная деятельность. С помощью среды мотивируется личностное развитие, которое стимулирует личные способности.
Под развивающей предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом [2]. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в группе, а главное объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс [1].
О.А. Артамонова, Т.М. Бабунова, М.П. Полякова [3] в своих работах, раскрыли педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды. С.Л. Новоселова [6] в методических рекомендациях, отмечала, что при создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
С.Л. Новоселова [6] также подчеркнула значение единства стилевого решения всех помещений с учетом их функционального взаимодействия и наполнения.
Создавая развивающую среду с использованием ЛЕГО технологии, мы предполагаем развитие современного образовательного пространства, а именно как определяет Государственный образовательный стандарт - формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности [1]. Ребенок может играть с поделками из конструктора, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры. Используя конструктор ЛЕГО, у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает психическое состояние успеха. А вот рисунок, аппликация или поделка из пластилина могут «не получиться», так как рисование, лепка или аппликация являются более сложными видами работы. Конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу. Конструктор безопасен - нет риска порезаться, попасть в глаз карандашом или проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро. Элементы конструктора будут использоваться во всех видах деятельности ребенка. Воспитателю при организации ЛЕГО среды следует обратить внимание на объяснение важности и преимущества командной работы, заинтересовывать и мотивировать на дополнения моделей и усложнение, а не спешить давать готовые ответы, решения. Поддерживать ребенка в его стремлении создать необычную модель, никогда не осуждать неудавшуюся постройку.
Целью статьи является возможность показать, что созданная предметная среда с использованием ЛЕГО конструктора, а так же интеграция ЛЕГО технологии в систему работы дошкольного учреждения удачно раскрывают цели и задачи дошкольного воспитания и является фактором социально-личностного развития дошкольника. А именно:
- формирования у детей активности и участия в создании своего предметного окружения;
- стабильность – динамичность, которая предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями;
- эстетическая организация среды, которая сочетает привычные и неординарные элементы;
- открытость – закрытость, тем самым готовность среды к изменению, корректировке, развитию.
Можно создать ЛЕГО-центр, как отдельное помещение, а можно организовать ЛЕГО-площадку в группе детского сада. Современные конструкторы ЛЕГО обладают большим разнообразием: есть варианты и для самых маленьких, и для старших дошкольников. Для каждого возраста разработаны удобные по размеру детали (крупные - для малышей, более мелкие - для детей постарше). Возможна постройка домов, конструирование различной техники. В наборах обычно есть дополнительные детали в виде окон, колес и т.п. Сделанная из такого конструктора машинка будет легко катиться по столу или полу, а построенный дом не развалится. Блочные конструкторы также могут быть тематическими и содержать фигурки людей и животных. Малыш может играть, а из деталей конструктора по необходимости создавать новое пространство для игры. Характерной особенностью таких конструкторов является совместимость деталей с любыми аналогичными наборами данной фирмы. Это позволяет значительно расширить игровые и строительные возможности конструктора.
В работе с ЛЕГО конструктором, используются тематические наборы «Ферма», «Пожарная станция», «Цирк», «Железная дорога», «Стройка», и другие.
Важным условием является доступность к наборам конструктора, использование в любых видах деятельности (занятия, игры, оформление группы), игровое пространство.
При организации ЛЕГО среды можно обозначить для работы с конструктором площадки, которые делятся на четыре маркера:
Первый-маркер для хранения конструктора. Как правило - это открытый шкаф, с полками, на которых свободно размещены контейнеры с конструктором.
Желательно чтобы элементы конструктора – кубики, части дома, животные, человечки, пластины, хранились в отдельных контейнерах, так как это облегчает работу поставленной задаче с конструктором.
Мелкий конструктор, целесообразно хранить в закрытых контейнерах, особенно в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Второй-маркер выставка. Полка, стол, где выставляются лучшие индивидуальные и коллективные работы детей по заданной теме
, может размещаться как в группе, так и в холле детского сада. Здесь же представлена «Волшебная книга – ЛЕГО фантазии», в которой собраны фотографии лучших поделок и сочиненных детьми загадок к ним. Так же в центре размещены рисунки с тематикой построек, медали победителей конкурсов конструирования. Выставочный центр может быть как тематический, так и ситуационный. Можно выставить постройку настроения, желания или грусти.
Третий-маркер творческое пространство. Конструированием дети занимаются стоя, сидя за столами на ковре. На мольберте подставке находятся схемы и алгоритмы необходимые для занятия, можно использовать проектор или ноутбук. В работе с детьми старшего дошкольного возраста по определенным темам: «Здания», «Мосты», «Транспорт», применяются рисунки, иллюстрации, фотографии, чертежи, схемы. Они используются в качестве образцов. Это чертежи типа «Дострой здание», «Найди ошибку в чертеже»; изображения сложных построек, показывающих ребенку этапы их сооружения; чертежи, дающие лишь схему предмета, и др. Так же на мольбертах дети могут нарисовать здания, машины, мосты, а затем использовать свои рисунки как образцы для конструирования. Для речевой творческой деятельности (сочинения рассказов, сказок, загадок) предусмотрены: планшеты и наборы фломастеров по количеству детей. Во время работы с конструктором желательно ставить коробки с наиболее часто использующимися деталями (кирпичиками, кубиками, пластинами) ближе к месту, где дети конструируют. Расстояние между творческим полем и материалом не должно превышать 1 м, чтобы не тратить время на лишнее хождение - это удобно тем, что коробки со строительным материалом не мешают детям работать, и увеличивается полезная площадь для конструирования, облегчается анализ сооружений, поскольку все они на виду (опустевшие коробки не загораживают постройки).
Четвертый-маркер обыгрывание постройки. Созданные ЛЕГО-постройки дети охотно используют в сюжетно-ролевых играх. Для этого в группе есть мини-городок, который дает детям возможность окунуться в свою придуманную реальность. Кроме этого, для конструктивной деятельности детей необходимы различные дополнительные материалы и игрушки. Учитывая, что при конструировании из строительных материалов значительная часть деталей уходит на изготовление перекрытий, а порой ограниченное их количество не позволяет сооружать перекрытия в соответствии с детским замыслом, можно использовать различные по конфигурации пластины (квадратные, круглые, треугольные, овальные, многоугольные и др.). Делают их из фанеры, оргалита, плотного картона и других материалов. Необходимо только учитывать, чтобы пластины для мелкого строителя умещались в обычный ящик от строительного материала, а пластины для крупного строителя не превышали по длине самую длинную деталь в наборе. Если в строительных наборах не хватает цилиндров (колес), то их делают из плотного картона или пластика. Можно использовать детали, вырезанные из пенопласта и окрашенные в разные цвета (в основном для украшения построек).
Результат созданной ЛЕГО среды – это сплоченный детский коллектив, доброжелательное отношение друг к другу, так как дети учатся совместно решать задачи, умение договариваться при распределении ролей, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Используя ЛЕГО технологию, развиваем у детей не только навыки конструирования (технические навыки), а создаем условия для всестороннего развития ребенка, включая критическое мышление, смелость, уверенность в себе, ответственность, умение работать как самостоятельно, так и в команде. При этом ключевым методом, положенным в основу обучения с помощью ЛЕГО технологии есть игра, а игра - это именно та среда, где ребенок развивается гармонично.
Список литературы
-
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки ДНР №287 от 04.04.2018) (ГОС ДО) https://dnr-online.ru/download/ob-utverzhdenii-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-doshkolnogo-obrazovaniya/ -
Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
http://www.donippo.org/programm/примерные-программы-дошкольного-обр/
-
Артамонова О.В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. – Тольятти: Издательство инф.-тех.центра,1994. – 54 с. -
Козлова С.А., Дошкольная педагогика. /С.А. Козлова, Т.А. Куликова.– М.: 2010. – 256 с. -
Лего-энциклопедия: практическое пособие Губанова Н.В., Пятница И.А., Котова Л.Н. и др. - Донецк: Истоки, 2017. - 98 с. -
Новоселова, С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с. -
Петровский В.А, Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.,1993. – 102 с. -
Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. / Сост. Нищева Н. В. – СПб, Детство-Пресс, 2009. – 128 с.