ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Деепричастие ̶ это особая, неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженным глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Как и все глаголы, деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида.
Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида и отвечают на вопрос что делая? Они обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с главным действием, выраженным глаголом-сказуемым:
Цветок увядает, наклоняясь и засыхая.
То есть цветок увядает и в то же время наклоняется и засыхает.
Деепричастия совершенного вида образуются от глаголов совершенного вида и отвечают на вопрос что сделав? Они преимущественно обозначают законченное действие, которое завершилось раньше главного действия, выраженного глаголом-сказуемым:
Написав контрольную работу, мы вышли из аудитории.
То есть сначала мы написали контрольную работу, а затем вышли из аудитории.
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
Деепричастия несовершенного вида
Инфинитив и основа | Суффиксы деепричастий | Деепричастия |
болеть болеют | - я - | болея |
рисовать рисуют | рисуя | |
кричать | | |
кричат | крича | |
держать | | держа |
держат | -а- | |
Деепричастия совершенного вида
Основа прошедшего времени | Суффиксы деепричастий | Деепричастия совершенного вида |
прочита-л заболе-л | -в (-вши) | прочитав (прочитавши) заболев (заболевши) |
научи-лся | -вши- | научившись |
принес отвез | -ши- | принесши отвезши |
Суффикс -а- употребляется только после шипящих. От некоторых глаголов эта форма не образуется. Например, от глаголов бежать, бить, ждать, петь, писать, пить, мочь, казаться, беречь и др.
Суффиксы -в и -вши употребляются после гласного. Перед -ся употребляется только -вши. Суффикс -ши употребляется после согласного.
Деепричастный оборот
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.
Деепричастия и деепричастные обороты всегда на письме выделяются запятыми: Дождь лил уже целые три дня, не прекращаясь ни на минуту.
Не выделяются запятыми:
-
Деепричастия, перешедшие в наречия (стоя, сидя, молча, шутя, лёжа):
Она стояла молча.
-
Фразеологические обороты с деепричастием:
Сломя голову я летел на встречу.
Задание 1. Образуйте от следующих глаголов деепричастия: а) несовершенного вида; б) совершенного вида.
а) Контролировать, записывать, анализировать, рассматривать, реагировать, учитывать, проходить, держать, молчать,
б)Прослушать, записать, получить, научиться, увидеть, решить, проанализировать, окончить, рассмотреть, изучать, исследовать..
Задание 2.Ответьте на вопросы утвердительно, заменив придаточное предложение времени деепричастным оборотом совершенного или несовершенного вида.
Образец:
- Когда студент получил диплом, он стал работать инженером?
- Да, получив диплом, студент стал работать инженером.
-
Когда Д.И. Менделеев изучил свойства химических элементов, он создал свою периодическую систему? -
Когда вода закипает, она превращается в пар? -
Когда твердое вещество нагревается до определенной температуры, оно начинает плавиться? -
Когда профессор закончил читать лекцию, он начал задавать вопросы? -
Когда вы читаете книги на французском языке, вы пользуетесь словарём? -
Когда вы получите диплом об окончании университета, вы собираетесь работать по специальности?
Задание 3.Заменить придаточное предложение деепричастным оборотом. Почему в некоторых предложениях замена невозможна?
1. Киты, после того как набирают в себя воду, выбрасывают ее фонтаном вверх. 2. Когда я окончил школу, все советовали мне пойти поработать на предприятие. 3. До той минуты, пока путешественники не оказались на равнине, их не покидало чувство тревоги. 4. Пока сотрудники патруля готовились к инспектированию, они изучали правила проведения проверки.
Задание 4. Замените придаточные предложения с союзом когда деепричастием с зависимыми от него словами.
1. Когда мы слушаем информацию, мы всегда записываем ее в тетрадь. 2. Когда мы прослушали информацию, мы стали задавать вопросы лектору. 3. Когда преподаватель объяснял новую тему, он приводил много примеров. 4. Когда преподаватель объяснил тему, он дал студентам практическое задание. 5. Когда противоположно заряженные ионы встречаются друг с другом, они образуют нейтральную молекулу. 6. Когда противоположно заряженные ионы встретились, они образовали нейтральную молекулу. 7. Когда политик высказывает свою точку зрения, он аргументирует свое мнение. 8. Когда политик высказал свою точку зрения, он аргументировал свое мнение.
Задание 5. Трансформируйте сложные предложения в простые, заменив придаточное предложение времени деепричастным оборотом.
1. Когда все немного успокоились, хватились Михея Зотыча, но его и след простыл (Д. Мамин-Сибиряк).
2. Солнце медленно сползает с неба на край степи, и когда оно почти коснется земли, то становится багровым (М Горький).
3. Когда Антон Пафнутьич встал из-за стола, он начал вертеться около молодого француза.
4. Когда подхожу я к своему крыльцу, дверь распахивается и меня встречает мой старый сослуживец, тезка швейцар Николай (А. Чехов).
5. Я смотрел на него и думал, что ему, лет за сорок и жизнь для него была не шуткой (А. Горький).
6. Он проснулся, когда послышались шаги на веранде и скрипнула дверь (Ч. Айтматов).
7. Она почувствовала, что в голове у нее все спуталось и она не может понять как нужно говорить с этим человеком (М Горький).
Задание 6. Спишите предложения, заменяя деепричастные обороты придаточными предложениями причины.
1.Опаздывая в театр, он вынужден был ехать на такси. 2. Хорошо отдохнув летом, она чувствовала теперь себя здоровой и бодрой. 3. Брат испортил себе зрение, читая лёжа. 4. Он прошел мимо, видимо, не заметив нас. 5. Не считая себя компетентным в этом вопросе, я не считаю себя вправе давать советы. 6. Инженер может рассчитать скорость превращения ручья в большой поток, зная напор воды и плотность грунта.
Задание 7. Замените деепричастные обороты придаточными предложениями.
1. Хорошо зная язык, они с трудом переводили терминологическую лексику.
2. Редко разговаривая по телефону с другом, я был уверен, что у него все в порядке.
3. Проделав большой анализ научной литературы, в своем библиографическом списке я использовал не все наименования работ.
4. Проведя исследование, ученый понял, что многие поднятые им проблемы требуют дальнейшей разработки.
5. Прочитав сборник статей, он не обнаружил для себя много нового.
6. Звезда, вспыхнув и быстро погаснув, оставила этот мгновенный немой свет.
7. Проживая в гостинице на набережной, нам приходилось вставать раньше и добираться до причала, чтобы успеть на паром.
Задание 8. Произведите замену причастных и деепричастных оборотов придаточными предложениями. Запишите полученные сложноподчиненные предложения.
-
Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, поросшую густым лесом. 2. Большое дерево, лежащее на земле, загородило путь. 3. Вступая в лес, тянущийся на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости. 4. Сильно устав, путешественники всё же упорно шли вперед. 5. Отдохнув и утолив жажду, они двинулись дальше. 6. Приближаясь к морю, мы ещё издали услышали его глухой шум. 7. Охотники вздрогнули и оглянулись, услышав в кустах какой-то шорох.