Файл: Возникновение и развитие эпохи Возрождения в Испании Испания в xvxvi веках.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
умение вести беседу - то совсем просто, а то витиевато, в пышном восточном вкусе, в зависимости от того, с кем говорит и какую цель преследует старая сводня.[18, 324]
Автор создает довольно сложный и выпуклый характер. Из всех персонажей трагикомедии запоминается больше всего именно Селестина. Недаром "Трагикомедию о Калисто и Мелибее" называют обычно ее именем, ставшим в Испании нарицательным. В Селестине отразились некоторые характерные черты той противоречивой переходной эпохи. Поэтому она то отталкивает, то привлекает, это сама жизнь. Да и трагикомедия в целом является своего рода зеркалом испанской жизни на рубеже XV и XVI вв. "Селестина" оказала заметное влияние на последующее развитие испанской литературы. Это влияние чувствуется в драматургии и, особенно в плутовском романе, где широко изображена жизнь городских низов. До появления "Дон Кихота" Сервантеса "Селестина" несомненно, была самым значительным произведением испанской литературы эпохи Возрождения.
В 1554 году увидел свет первый испанский плутовской роман "Жизнь Ласарильо с Тормеса и его удачи и несчастья", написанный, видимо, в 30-х годах XVI в. неизвестным автором. Возможно, что роман создан кем-либо из вольнодумцев - последователей Эразма Роттердамского, критически относившихся к католической церкви. Такие вольнодумцы встречались в Испании во времена Карла V. Во всяком случае, в "Жизни Ласарильо" очень заметна, хотя и несколько приглушенная антиклерикальная тенденция.
Испания была страной кричащих контрастов. Это очень заметно не только в социальной жизни, но и в литературе.
Заключение
Испанская литература эпохи Возрождения в IV – VI веках, в отличие от других европейских стран этого времени, развивалась в очень специфических условиях. В стране еще сохранились пережитки средних веков, города не получили современного значения, дворянство, которое приходило в упадок не утратило своих привилегий, и, наконец, церкви еще принадлежала огромная власть.
В литературе Испанского Возрождения огромное внимание уделялось человеку, его чувствам. Следует отметить, что в испанской литературе эпохи Возрождения собственно буржуазный элемент выражен гораздо слабее, чем в литературе ряда других европейских стран с более интенсивным буржуазным развитием. Буржуазный индивидуализм не пустил глубоких корней на испанской почве. Гуманистические идеалы подчас облекались здесь в традиционные формы. Не ускользали от писателей и темные стороны испанской жизни, порожденные уродливым развитием страны:
трагические социальные противоречия, раздиравшие Испанию, массовая нищета и обусловленный ею рост преступности, бродяжничества и т.п. Нечто трагическое было и в судьбе самого испанского гуманизма, на который все время падали багровые отблески костров инквизиции. В Испании не было и не могло быть своего Боккаччо не только потому, что там свирепствовала инквизиция, но и потому, что его бурный сенсуализм был внутренне чужд испанским гуманистам, тяготевшим к более строгим нравственным концепциям. Католический ригоризм нередко теснил гуманистическое жизнелюбие и даже брал над ним верх. Это в значительной мере определяло тот внутренний драматизм, который присущ испанской культуре XVI в. Но величие испанской литературы эпохи Возрождения в том, что она не только не отшатнулась от гуманизма, но и обрела глубочайшее человеческое содержание. Испанские писатели проявили замечательную духовную энергию. Достаточно только вспомнить Сервантеса, чтобы понять это. Испанское Возрождение находится на скрещении двух путей. Оно, с одной стороны, ориентировалось на итальянское, а с другой - на “христианский гуманизм” Эразма и североевропейскую мистику. И оно смогло совместить в себе эти оба начала, присоединив их к своему собственному национально-культурному доренессансному опыту.
Возрождение в Испании дает нам возможность оценивать Возрождение как период формирования особой идеи личности, и предвосхитившей новоевропейский индивидуализм как личностный проект, и перечеркнувшей его, сопоставившей его с идеей конкретно - исторически трактованной “соборности”, идеей “на все времена”, которую разглядел в комических похождениях Дон Кихота русский “христианский гуманист” XIX века Достоевский.
Величие испанской литературы эпохи Возрождения в том, что она не только не отшатнулась от гуманизма, но и обрела глубочайшее человеческое содержание.
Используемая литература
Автор создает довольно сложный и выпуклый характер. Из всех персонажей трагикомедии запоминается больше всего именно Селестина. Недаром "Трагикомедию о Калисто и Мелибее" называют обычно ее именем, ставшим в Испании нарицательным. В Селестине отразились некоторые характерные черты той противоречивой переходной эпохи. Поэтому она то отталкивает, то привлекает, это сама жизнь. Да и трагикомедия в целом является своего рода зеркалом испанской жизни на рубеже XV и XVI вв. "Селестина" оказала заметное влияние на последующее развитие испанской литературы. Это влияние чувствуется в драматургии и, особенно в плутовском романе, где широко изображена жизнь городских низов. До появления "Дон Кихота" Сервантеса "Селестина" несомненно, была самым значительным произведением испанской литературы эпохи Возрождения.
В 1554 году увидел свет первый испанский плутовской роман "Жизнь Ласарильо с Тормеса и его удачи и несчастья", написанный, видимо, в 30-х годах XVI в. неизвестным автором. Возможно, что роман создан кем-либо из вольнодумцев - последователей Эразма Роттердамского, критически относившихся к католической церкви. Такие вольнодумцы встречались в Испании во времена Карла V. Во всяком случае, в "Жизни Ласарильо" очень заметна, хотя и несколько приглушенная антиклерикальная тенденция.
Испания была страной кричащих контрастов. Это очень заметно не только в социальной жизни, но и в литературе.
Заключение
Испанская литература эпохи Возрождения в IV – VI веках, в отличие от других европейских стран этого времени, развивалась в очень специфических условиях. В стране еще сохранились пережитки средних веков, города не получили современного значения, дворянство, которое приходило в упадок не утратило своих привилегий, и, наконец, церкви еще принадлежала огромная власть.
В литературе Испанского Возрождения огромное внимание уделялось человеку, его чувствам. Следует отметить, что в испанской литературе эпохи Возрождения собственно буржуазный элемент выражен гораздо слабее, чем в литературе ряда других европейских стран с более интенсивным буржуазным развитием. Буржуазный индивидуализм не пустил глубоких корней на испанской почве. Гуманистические идеалы подчас облекались здесь в традиционные формы. Не ускользали от писателей и темные стороны испанской жизни, порожденные уродливым развитием страны:
трагические социальные противоречия, раздиравшие Испанию, массовая нищета и обусловленный ею рост преступности, бродяжничества и т.п. Нечто трагическое было и в судьбе самого испанского гуманизма, на который все время падали багровые отблески костров инквизиции. В Испании не было и не могло быть своего Боккаччо не только потому, что там свирепствовала инквизиция, но и потому, что его бурный сенсуализм был внутренне чужд испанским гуманистам, тяготевшим к более строгим нравственным концепциям. Католический ригоризм нередко теснил гуманистическое жизнелюбие и даже брал над ним верх. Это в значительной мере определяло тот внутренний драматизм, который присущ испанской культуре XVI в. Но величие испанской литературы эпохи Возрождения в том, что она не только не отшатнулась от гуманизма, но и обрела глубочайшее человеческое содержание. Испанские писатели проявили замечательную духовную энергию. Достаточно только вспомнить Сервантеса, чтобы понять это. Испанское Возрождение находится на скрещении двух путей. Оно, с одной стороны, ориентировалось на итальянское, а с другой - на “христианский гуманизм” Эразма и североевропейскую мистику. И оно смогло совместить в себе эти оба начала, присоединив их к своему собственному национально-культурному доренессансному опыту.
Возрождение в Испании дает нам возможность оценивать Возрождение как период формирования особой идеи личности, и предвосхитившей новоевропейский индивидуализм как личностный проект, и перечеркнувшей его, сопоставившей его с идеей конкретно - исторически трактованной “соборности”, идеей “на все времена”, которую разглядел в комических похождениях Дон Кихота русский “христианский гуманист” XIX века Достоевский.
Величие испанской литературы эпохи Возрождения в том, что она не только не отшатнулась от гуманизма, но и обрела глубочайшее человеческое содержание.
Используемая литература
-
Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.С. История зарубежной литературы: Средние века. Возрождение. / М.П. Алексеев., В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.С. Смирнов. – М., 1987. -437с. -
Бахтин М.М. Народная культура Средневековья и Ренессанса./ М.М. Бахтин. – М., 1990. -249с -
Виппер Ю.Б. XVII в мировом литературном развитии./ Ю.Б. Виппер. – М., 1969. - 531с. -
Испанская драматургия 50–70-х гг. и социально - историческое развитие страны. // Iberiaca. Культура народов Пиренейского полуострова в 20 в. Л., 1989, 432с -
Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.— 3-е изд./ А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект, 2002. - 496 с. -
Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. - М.: общество «Знание» России, ЦИНО, 1996, 376с. -
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения./ А.Ф. Лосев. – М., 1978. - 467с. -
Лосев А.Ф. Типология и периодизация культуры Возрождения./ А.Ф. Лосев. – М., 1978. - 453с. -
Лосев А.Ф.Культура эпохи Возрождения./ А.Ф. Лосев. – М., 1986. - 398с. -
Лосев А.Ф. Культура эпохи Возрождения и Реформации./ А.Ф. Лосев. – Л., 1981. -342с. -
Луков В.А. Зарубежная литература от истоков до наших дней. 2-е издание, исправленное./ В.А. Луков. – М., 2005. - 512с. -
Марковой А.Н.. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов./ А.Н. Марковой. - М, 1995. -549с. -
Михальская Н.П.,. Луков В.А, Завьялова А.А.и др. История зарубежной литературы XV века: в 2ч.; Под ред. Н.П. Михальской./ Н.П. Михальская, В.А. Луков, А.А. Завьялова и др – М., 1991. -276с. -
Плавскин З.И. Испанская литература XV в./ З.И. Плавскин. – М., 1982. -544с. -
Плавскин З.И. Испанская литература XVI в./ З.И. Плавскин. – М., 1985. - 487с. -
Плавскин З.И. История зарубежной литературы XVII в./ З.И. Плавскин. -М., 1987. -296с. -
Плеханов Г.В. Искусство и литература./ Г.В.Плеханов. –М, 1976. – 586с. -
Пуришев Б.И. Литература эпохи возрождения. Курс лекций./ Б.И. Пуришев. – М., 1987. -333с. -
Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков: Немецкая, испанская, итальянская, английская, чешская, польская, сербская, болгарская литературы. / Б.И. Пуришев. – М., 1975. -597с. -
Пуришев Б.И. и др... Зарубежная литература: Эпоха Возрождения: Хрестоматия. / Б.И. Пуришев. - М., 1976. -347с. -
Пуришев Б.И.; Пресл. и подготовка изд. В.А. Лукова. Западноевропейская литература XV века: Хрестоматия. / Б.И. Пуришев. – М., 2002. -295с. -
Самарин Р.М. Курс лекций по истории зарубежной литературе XVIIв./ Р.М.Самарин. –М., 1954. -221с. -
Силюнас В. Лопе де Вега и революция в жанре комедии: предпосылки «новой комедии» // Театр во времени и пространстве. М., 2002, 564с -
Узин В.С. Хрестоматия испанской литературы с XII по XVIII вв./ В.С. Узин. - М., 1948. – 311с. -
Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: в 2т./ И.О. Шайтанов. – М., 2001. - 341с.