Файл: Обзор аналитической литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Обзор аналитической литературы
Черви, паразитирующие на различных органах и тканях человеческого организма, не являются безразличными. Выделения, выделяемые червями, их метаболиты, их рацион, изменения в развитии паразитов и способы их внедрения, несомненно, оказывают то или иное влияние на организм хозяина.

О негативном влиянии червей на организм человека известно давно: такие выражения, как "пожирание тела" и "грызение внутренних органов" по отношению к червям были найдены в медицинских манускриптах XVII века. Они также указывают на слабость, вызванную глистами: "Человек, страдающий такой болезнью, становится худым и слабым, и даже если он много пьет и ест, он не получает силы от внутренней пищи, и пока есть глисты, у него нет силы" (из Н. А. Богоявленского, 1947).

П. С. Паллас (1781) также отмечал патогенное воздействие глистов на организм человека, приводящее к "рыхлости", несварению желудка и нервным расстройствам.

Военный врач Ф. А. Прохорович (1817) сообщал, что больные глистами, которых он посещал, "жаловались мне на утреннюю тошноту, угрюмость, слюнотечение и повышенный аппетит, чувствовали головокружение и всегда имели бледное лицо". После приема препарата "появилось большое количество круглых червей, после чего все приступы исчезли, и больной совершенно выздоровел" (по С.В. Ботвиннику, 1949).

Морской врач И.Т. Спасский, написавший в 1824 году первую в России докторскую диссертацию по гельминтологии, как и другие русские врачи, считал серьезным патологическое воздействие круглых червей на организм и указывал на возможность перфорации кишечника, вызванной круглыми червями.

Кроме того, ряд других работ русских врачей показывают, что они считали роль глистов в патологии человеческого организма очень важной.

Индивидуальные различия организма хозяина, степень сопротивляемости и процессы жизнедеятельности влияют на глистов, замедляя их рост, способствуя половому созреванию и изменяя условия паразитизма. Влияние хозяина на гельминтов изменяется при повторных инвазиях в результате выработки антител в ответ на заражение гельминтами. Например, трихинеллез не является рецидивирующим заболеванием. Развитие иммунитета к трихинеллезу происходит при участии антител в сыворотке крови, которые обездвиживают паразита, и местных аллергических реакций в сенсибилизированных участках кишечной стенки.


П.П. Шихобалова (1940) продемонстрировала существование иммунитета против гиперпроникновения к трихоцефалезу у белых мышей, на что указывало появление меньшего количества паразитов и меньшая продолжительность паразитизма по сравнению с первоначальным заражением.

Таким образом, инвазию гельминтами следует рассматривать как сложный процесс взаимодействия хозяина и червя.

Акад. Е. Н. Павловский (1937) обратил внимание на необходимость изучения "отношений хозяин-паразит", а также изучения паразитов хозяина, последнее - для понимания сложности зоонозов и бактерий, живущих в хозяине. "Ключ к правильному пониманию этиологии паразитарных болезней и, кроме того, к рациональному лечению паразитизма и его эффективной профилактике, лежит в этом аспекте проблемы".

В.Г.Черви, паразитирующие на различных органах и тканях человеческого организма, не являются безразличными. Выделения, выделяемые червями, их метаболиты, их рацион, изменения в развитии паразитов и способы их внедрения, несомненно, оказывают то или иное влияние на организм хозяина.

О негативном влиянии червей на организм человека известно давно: такие выражения, как "пожирание тела" и "грызение внутренних органов" по отношению к червям были найдены в медицинских манускриптах XVII века. Они также указывают на слабость, вызванную глистами: "Человек, страдающий такой болезнью, становится худым и слабым, и даже если он много пьет и ест, он не получает силы от внутренней пищи, и пока есть глисты, у него нет силы" (из Н. А. Богоявленского, 1947).

Человек может быть хозяином почти 270 видов гельминтов. В Беларуси выявлена или предполагается циркуляция около 20 видов гельминтов, которые ежегодно поражают более 200 тыс. чел. Регистрируемые на территории респуб­лики гельминтозы распространены неодинаково (рисунок 1).   



На три нозологичес­кие формы, входящие в I группу, приходится 99,94%всех случаев ежегодно выявляемых инвазий гельминтами. Уровень заболеваемости аскаридозом состав­ляет 1119,95 случаев на 100 тыс. населения, трихоцефалезом— 517,97, энтеробиозом — 1442,52. Из заразных болезней чаще гельминтозов встречаются лишь грипп и острые респираторные заболевания.

Частота выявления гельминтозов, отнесенных к II группе, свидетельствует о значительно более благоприятной ситуации по сравнению с I группой. Однако истинное количество больных этими гельминтозами существенно выше реги­стрируемого, поправочные коэффициенты составляют 1,3 — притениаринхозе, 4 — при гименолепидозе, 15 — при описторхозе. На территории Беларуси сформировались природные очаги трихинеллеза, описторхоза и дифиллоботриоза, что значительно затрудняет профилактическую работу. Для трихинеллеза и тениоза (цистицеркоза) характерны тяжелые клинические проявления, а стронгилоидоз может длиться годами и заканчиваться летально.



По гельминтозам III группы и связанной с ними патологии официальной статистики в Беларуси не существует. Однако специальные исследования свиде­тельствуют не только о наличии, но и о широком распространении патологичес­ких состояний, обусловленных малоизвестными гельминтами. Прежде всего это относится к токсокарозу, пораженность которым в отдельных группах населения достигает 9,1 — 28,3% обследованных. Отсутствие в республике лабораторной диагностики этого паразитоза часто ставит клиницистов в очень сложное поло­жение при назначении лечения подозреваемым на токсокароз. Дерматиты церкариозной этиологии в зоне оз. Нарочь выявляются в среднем у 4,2% отдыхающих. Эхинококкоз широко распространен среди домашних свиней и может явиться причиной смерти зараженных людей. В Беларуси ежегодно выявляются десятки тысяч случаев фасциолеза крупного рогатого скота, что создает постоян­ную потенциальную угрозу распространения этой инвазии среди людей. Следовательно, гельминтозы III группы должны рассматриваться как объект пристального внимания научных работников и практических врачей.

Тяжесть проявления того или иного гельминтоза в каждом конкретном случае обусловлена вирулентностью паразита, гено- и фенотипом хозяина и паразита, влия­нием многочисленных факторов окружающей среды. Большое значение имеют количество особей паразита, проникших в организм и осевших в нем, их возрастная стадия, а также особенности их локализации в теле хозяина.

Воздействие гельминтов на организм человека может проявляться местными и общими патологическими ре­акциями. Такое деление условно, и выраженность пато­логических процессов в каждом конкретном случае сле­дует оценивать индивидуально.

Местные проявления гельминтозов. Где бы ни посели­лись гельминты в организме человека, они оказывают механическое воздействие на окружающие органы и ткани. Например, пузырь эхинококка вследствие меха­нического давления вызывает атрофию печеночной па­ренхимы, цистицерки свиного цепня — атрофию мозго­вой ткани, присоски бычьего цепня сдавливают слизис­тую оболочку кишечника.

В местах паразитирования гельминтов нередко на­блюдаются травматические повреждения органов и тка­ней, вызванные прикреплением паразитов посредством крючьев или внедрением гельминта в слизистую оболоч­ку. Особенно выраженные травматические повреждения наблюдаются при миграции личинок гельминтов через паренхиматозные органы.


Гельминты вызывают механическое (часто в комплек­се с химическим) раздражение интерорецепторов, что приводит к рефлекторному (через центральную нервную систему) влиянию на состояние органа, в котором лока­лизуется паразит, и других органов и систем. Известно, что кишечную непроходимость могут вызвать сбившиеся в клубок аскариды, но это может быть и результатом рефлекторной реакции при паразитировании одной-двух аскарид.

В местах паразитирования гельминтов возникают вос­палительные явления, особенно ярко выраженные в начальной стадии заболевания, а также при нетипичной локализации паразитов. Установлено, что у девочек, пораженных острицами, часто (до 80% случаев) развиваются длительно протекающие энтеробиозные вульвовагиниты. Эти состояния поддаются терапии с большим трудом и только после освобождения больных от гель­минтов. Имеются многочисленные наблюдения о связи острого аппендицита и других патологий желудоч­но-кишечного тракта с наличием в организме остриц.

Хроническое механическое раздражение в со­четании с аллергическими реакциями при гельминтозах в ряде случаев приводит к пролифе­рации клеток хозяина — разрастанию соеди­нительной ткани, изменению типа эпителия слизистых оболочек, образованию цист и кап­сул вокруг паразита. Доказано наличие связи между хроническими воспалительными реак­циями при гельминтозах и развитием злокаче­ственных новообразований. У лиц, поражен­ных описторхисами, может возникнуть рак пе­чени, частый исход эхинококкоза — карцино­мы.

Общие проявления гельминтозов. Лихорадочная реак­ция (типичный симптом заразных болезней) при гель­минтозах встречается нечасто. Повышенная температу­ра наблюдается при трихинеллезе, и в зависимости от ее значений определяют степень тяжести клинической кар­тины. Для токсокароза характерна рецидивирующая лихорадка. Температура обычно повышается в полдень или вечером и сопровождается небольшим ознобом; чаще она субфебрильная, реже — фебрильная. Лихора­дочная реакция, как правило, наблюдается в период легочных проявлений токсокароза. Повышение тем­пературы характерно также для заболеваний тропически­ми гельминтозами — филяриидозами, шистосомозами.

Вследствие сложности своего строения и биохимизма ткани и продукты обмена гельминтов могут быть источ­ником большого количества антигенов, которые подраз­деляются на эндогенные и экзогенные. Разнообразие антигенов в значительной мере определяет различные реакции гиперчувствительности, развивающиеся в орга­низме человека при инвазии гельминтами. Наиболее час­тые аллергические состояния при гельминтозах — эозинофилия и тромбоцитопения крови, крапивница, бронхиаль­ная астма, гиперемия, кровоизлияния, тканевые отеки, лихорадка, гипотония, анафилактический шок.


Системные аллергические реакции могут развиваться при эхинококкозе в тех случаях, когда происходит разрыв эхинококковой кисты. При слабо выраженных реакциях появляется только уртикарная сыпь. Если прорыв содер­жимого эхинококковой кисты произойдет в сосудистое русло или во внутренние полости организма больного, возможен анафилактический шок и даже летальный ис­ход. У сотрудников лабораторий, а также работников мясокомбинатов нередко развивается выраженная сен­сибилизация к аскаридам человека или свиней. Работа с этими гельминтами может провоцировать ангионевротический отек и даже астмоидные приступы. При аска­ридозе у человека изменения аллергического характера отмечаются в головном мозге, сердце, печени, легких, почках, надпочечниках, тонкой и толстой кишке, селе­зенке, лимфатических узлах, тимусе и т. д.

Выраженные аллергические реакции различной сте­пени тяжести характерны для трихинеллеза, токсокароза, стронгилоидоза. При шистосоматидных церкариозах ал­лергические реакции часто единственные клинические проявления. Эти заболевания известны также под назва­ниями "зуд купальщиков", "зуд пловцов" и вызываются личинками шистосом многих млекопитающих и птиц. Паразиты проникают в кожу человека при купании в пресноводных или соленых водоемах. Через 10—15 минут отмечается чувство покалывания, затем появляется зудя­щая папулезная и уртикарная сыпь, которая может сохра­няться в течение нескольких дней.

Доказано иммунодепрессирующее действие гельминтозов. Так, например, иммунодепрессия характерна для клинически выраженной и субклинических форм гименолепидоза. Исследования показали, что через 6 мес после лечения от этого заболевания ни у одного из 43 пациентов не произошло полного восстановления пока­зателей иммунитета. Не наблюдали полного восстанов­ления показателей иммунитета у больных описторхозом, в том числе его субклинических форм. Одна из важнейших причин этого явления — очевидно, аутоим­мунные реакции, возникшие вследствие гельминтоза (особенно тканевого), а затем сохраняющиеся на протя­жении всей последующей жизни. Выраженные органные поражения при трихинеллезе, эхинококкозе, цистицеркозе во многом связаны с аутоиммунными процессами, возникновению которых способствует анти­генная близость паразита и хозяина.

Непрерывно присутствуя в человеческой популяции, гельминты создают постоянное давление на иммунную систему и угнетают постпрививочный иммунитет. Исследования, проведенные на территории Брестской области, показывают, что эффективность вакцинации детей, инвазированных нематодами, против кори, диф­терии и столбняка была в 2—3 раза ниже, чем детей, свободных от инвазии.