Файл: Главные ценности эпохи Просвещения Глава Особенности Просвещения в странах Европы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Главные ценности эпохи Просвещения…………………………4

Глава 2. Особенности Просвещения  в странах Европы………………...7

2.1 Просвещение в Англии…………………………………………...........7

2.2 Французское Просвещение………………………………………......10

2.3 Просвещение в Германии…………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………..15  Список использованной литературы…………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение

 

Эпоха Просвещения – одна из замечательных страниц в истории западноевропейских культур. Просветителями называют идеологов XVII- XVIII веков, философов и писателей, которые выступили с критикой феодальных порядков. Просветители были убеждены в том, что именно ум, идеи, знания правят миром. Они осуждали деспотизм и высмеивали предрассудки общества. Вера в интеллект человека, в его способность перестроить мир на умных началах побуждала их к распространению научно-естественных знаний и отказа от религиозного толкования явлений. Просветители мечтали о будущем царстве ума и справедливости, которое казалось им совсем близким. Философы, писатели, ученые считали, что несут людям свет новой истины. Вот почему их называли просветителями, а всю эпоху – Просвещением. Зародилась идеология Просвещения в Англии, получившая в дальнейшем широкое распространение во Франции, Германии, несколько позже в Северной Америке, странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в России. Данная тема вызывает у меня огромный интерес, ведь это время когда жили люди, которые писали прекрасные книги и художники, которые писали замечательные картины.

Эта тема очень актуальна в наши дни. Её актуальность в том, что данная эпоха оказала огромное влияние на современную мировую культуру, многие авторы, создавая свои произведения сегодня, опираются на идеи и ценности эпохи Просвещения.

Цель работы: выявление характерных особенностей эпохи Просвещения и ее просветительской литературы.

В процессе работы были поставлены следующие задачи:

1. Дать характеристику эпохе Просвещения.

2. Оценить значение эпохи Просвещения в мировой художественной культуре.

3. Проанализировать развитие стиля «классицизма» в странах Европы.

Глава 1. Главные ценности эпохи Просвещения


 

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых – в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства, как перед Богом, так и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством – первый характерный признак эпохи Просвещения.

Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века.

В статье «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» И. Кант писал: «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им».[1, с.245]

Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума – второй характерный признак эпохи.

Третий характерный признак эпохи Просвещения – исторический оптимизм.

Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая, политические и социальные устои. Ориентиром для создателей утопий XVII-XVIII в.в. служило «естественное» или «природное» состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «по искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.

Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей – проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества.



Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVII- XVIII веков.

Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. – года последней революции в Англии начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной – в Англии, политической – во Франции, философской и эстетической – в Германии. За сто лет – от 1689 до 1789 гг. – мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.[4, с.318]

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма (признающего разум основой познания и поведения людей), в науке – развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. Не случайно, что и сам период Просвещения в некоторых странах называли именами философов. Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, в Германии – веком Канта.

В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы: Как появилось государство? Когда и почему возникло неравенство? Что такое прогресс? И на эти вопросы находились столь же рациональные ответы, как и в тех случаях, когда речь шла о «механизме» мироздания.

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания.

В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни – освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Эпохе впервые пришлось решать в столь острых формах давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах деятельности он трансформировался по-разному, но неизбежно приводил к принципиально новым, новаторским по своей сути открытиям.


Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав, политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.[2, с.146]

Глава 2. Особенности Просвещения в странах Европы

 

2.1 Просвещение в Англии

Различными средствами просветители старались достичь едва ли не главной для эпохи цели – осуждения феодального прошлого (как «неразумного» и «противоестественного») и утверждения будущего. Просветители искренне верили, что их усилиями, путём воспитания, убеждения и путём непрерывных реформ можно создать, наконец, «царство разума».

Движение Просвещения получило своё начало в Англии. Здесь после буржуазной революции зародились многие из тех идей, которые наиболее характерны для всего века Просвещения. Джон Локк (1632-1704 гг.) – один из первых мыслителей английского просвещения, говорил о своей убежденности в доброй и разумной основе человеческой природы, и считал целью всякого общества сохранность и защиту личной свободы. В работах Локка формулируются естественные права человека на жизнь, свободу и собственность, являющуюся результатом труда человека. [2, с.137]

Из Англии идеи Локка попали во Францию, где встретили восторженный приём, потому что открывали дорогу к формированию таких черт культуры, как прагматизм, предприимчивость и изобретательность.

Типичным примером просветительской культуры в литературном творчестве может служить творчество Сэмуэля Ричардсона (1689-1761 гг.), оказавшего значительное влияние и на последующие культурные эпохи. Его романы, особенно «История сэра Чарльза Грандисона», демонстрируют примеры положительных ценностей: служение обществу, защита бедных и несчастных, приоритет разумного выбора над эмоциональным.

Принципиально новым явлением в литературе английского Просвещения стал Даниель Дефо (1660-1731 гг.). Его роман «Робинзон Крузо»  роман большого социального и философского смысла. В «Робинзоне Крузо» нашли своё отражение взгляды просветителей о независимости человека от общества, представления о естественной природе человека. [1, с.140]


Современник Дефо, публицист и сатирик Джонатан Свифт (1667-1745 гг.) в своём знаменитом романе «Путешествия Гулливера» рисует в беспощадно резком свете испорченность современной ему цивилизации.

Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась, прежде всего, в том, что она была его родиной и во многих отношениях первопроходцем. В Англии в XVII-XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение. Все это делало Англию своего рода образцом общественного прогресса. Не случайно в XVII-XVIII в.в. все основные течения английской общественной мысли находили свое продолжение и развитие в других европейских странах.

В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704). Основное его сочинение – «Опыт о человеческом разумении» (1690) – содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность.

На английских просветителей наложили отпечаток и взгляды философа XVII в. Томаса Гоббса (1588-1679), который считал, что люди равны от природы. Но в процессе развития возникает неравенство, а из-за неравенства проистекает взаимное недоверие. Из-за взаимного недоверия – война. При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех, убыточная для всех. Поэтому люди путем договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту и возможность гуманной жизни.

В XVIII в. этику себялюбия, или разумного эгоизма развили английский писатель Бернард Мандевиль (1670-1733) и философ Иеремия Бентам (1748- 1832). Мандевиль прославился своей сатирической «Басней о пчелах» (1714), в которой, не колеблясь, представляет эгоизм движущей силой всей нравственной и культурной жизни. Бентам считал, что с помощью морали, а также законодательства можно регулировать человеческие поступки таким образом, чтобы они приносили как можно больше счастья. Согласно Бентаму высшая цель человеческой жизни  наивысшее счастье наибольшего числа людей.