2
| 75
| При пожаре, другой ЧС на железнодорожном транспорте возможно:
-
наличие большого количества подвижного состава и транспортных единиц с пассажирами и различными грузами;
-
наличие развитой сети железнодорожных путей занятых составами, затрудняющих подъезд пожарной и аварийно-спасательной техники и прокладку рукавных линий к горящему составу;
-
быстрое распространение огня внутри пассажирских и грузовых вагонов, переход огня на соседние поезда, здания и сооружения;
-
наличие узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;
-
взрывы и интенсивное горение железнодорожных цистерн с ЛВЖ, ГЖ, СУГ;
-
растекание легковоспламеняющихся, горючих, ядовитых и токсичных жидкостей из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;
-
наличие угрозы людям, находящихся в вагонах горящего и соседних поездов, персоналу и населению станции, возникновение паники;
-
непрекращающееся движение поездов и локомотивов;
-
сложность выяснения вида горящих и находящихся в соседних вагонах (цистернах) веществ, материалов;
-
отсутствие или удаленность водоисточников, недостаточное противопожарное водоснабжение;
-
наличие электроконтактных сетей, находящихся под высоким напряжением
на подвижном составе и станциях метрополитена:
-
разрушение тоннельной отделки в начале развитой стадии пожара;
-
интенсивное задымление объема станции метрополитена происходит в течение 7-12 мин;
-
быстрый рост объемной температуры на противоположной платформе и у входа на эскалатор (достигает опасных величин через 10-25 мин развития пожара);
-
время достижения опасных концентраций окиси углерода у входа на эскалатор зависит от режима вентиляции и составляет 6-17 мин;
-
в служебных помещениях при их вскрытии горение интенсифицируется, задымление прилегающих помещений происходит за 1-5 мин;
-
к моменту обнаружения очагов в под платформенных помещениях и коммуникациях они бывают полностью задымлены;
-
быстрое распространение горения по кабельным коллекторам станций со скоростью 0,2-0,3 м/мин, что приводит к отключению питания части эскалаторов, освещения, вентиляции, устройств управления движением поездов, осложняя процесс спасения и поиска очага пожара;
-
высокая линейная скорость распространения огня по эскалаторному тоннелю (4-6 м/мин);
-
высокая среднеобъемная температура (80-930оС) создается через 6-7 мин после возникновения пожара;
-
при пожаре в подфундаментном кабельном коллекторе эскалатора задымления эскалаторного тоннеля не происходит;
-
обрушение армоцементного водозащитного зонта, деформация металлоконструкций и обрыв тяговых цепей полотна эскалатора в случае продолжительного пожара эскалатора;
-
высокая линейная скорость распространения огня в кабельном коллекторе подземной электроподстанции (0,2-0,3 м/мин), высокая среднеобъемная температура (280-580 оС);
-
в случае развившихся пожаров возможно отключение электрической тяги и остановка поездов в тоннелях, отключение рабочего и аварийного освещения, эскалаторов, части тоннельной вентиляции, устройств обеспечения безопасности движения и связи.
-
при загорании подвагонного оборудования или аппаратного отсека (при нахождении вагона в тоннеле) распространения горения по салону вагона начинается через 5-15 мин с момента возникновения, а на весь вагон - за 10-15 мин. Скорость распространения пламени по салону зависит от скорости вентиляционного потока в тоннеле и достигает 1,5 м/мин;
-
быстрое распространение горения по электрическим кабелям, проложенным по стенам тоннеля;
-
после распространения горения на 1-2 вагона развитие пожара регулируется поступлением в тоннель вентиляционного воздуха. Горение поезда может продолжаться от 3 до 7 часов;
-
доступ к очагу пожара возможен только со стороны свежей вентиляционной струи, при скорости потока не менее 0,75 м/мин. При скорости вентиляционного потока 1,5 м/мин, продукты горения распространяются в попутном потоке;
-
высокие температуры в зоне за очагом пожара по ходу вентиляционной струи могут привести к снижению скорости подаваемого воздуха, а в определенных условиях - к “опрокидыванию” воздушного потока в тоннеле;
-
продолжение движения поездов по соседнему пути способствует распространению задымления на значительном участке трассы;
-
неприспособленность тоннеля для вынужденной эвакуации большого количества пассажиров и значительная протяженность маршрута эвакуации;
-
выход из строя технических средств обеспечения эвакуации (аварийного освещения, вентиляции и др.);
-
удаленность очага пожара от открытого участка трассы;
-
ограниченность пространства, задымление и высокая температура в зоне действий пожарных (пожарно-спасательных) подразделений;
-
трудность доступа к месту проведения работ из-за возможных завалов внутри тоннеля;
-
наличие оборудования и кабельных сетей, находящихся под напряжением;
-
наличие большого количества людей на станциях метро, переходах, в вагонах электропоездов, ограниченное количество выходов на поверхность и возникновение паники;
-
быстрое распространение огня и нагретых до высокой температуры продуктов горения в направлении движения газовых потоков;
-
трудность доступа к очагу горения и сложность подачи огнетушащих веществ, потеря ориентации и связи в задымленных помещениях и сооружениях;
-
ограниченность зоны действия в тоннелях и числа ствольщиков на УТП;
При тушении пожаров и проведении АСР необходимо:
-
установить у диспетчера местонахождение горящего или аварийного подвижного состава;
-
приступать к тушению пожара и проведению АСР только после установления вида и количества перевозимого груза, а в отдельных случаях при получении разрешения санэпидемнадзора наличие подъездов к нему, номер его аварийной карточки по транспортным документам;
-
принять все меры по спасанию и эвакуации людей из опасной зоны пожара, поражения отравляющими и взрывчатыми веществами;
-
потребовать у энергодиспетчера до начала тушения пожара и проведения АСР выдачи письменного подтверждения или объявления по радиосвязи с указанием номера приказа и времени снятия напряжения в районе прохождения контактной электросети и заземлении;
-
установить время отправки к месту пожара (аварии) бригады для снятия остаточного напряжения, аварийно-спасательных формирований и ремонтно-восстановительных поездов;
-
выяснить принятые меры по расцепке и эвакуации горящих или соседних вагонов (цистерн, платформ), поездов;
-
установить возможность перевода горящего вагона (вагонов) на крайние пути;
-
установить уклон местности, состояние ливневой канализации, куда попадают стоки, какие меры необходимо предпринять для предотвращения попадания ЛВЖ, ГЖ, СДЯВ в городскую канализацию или в водоемы.
-
определить возможность вывода подвижного состава из тоннеля;
-
определить направление движения продуктов горения, границы зоны задымления.
-
поддерживать постоянную связь с поездным диспетчером отделения дороги, привлекая его для выяснения обстановки и консультации по вопросам эвакуации подвижного состава и передвижения поездов;
-
организовать разведку водоисточников для организации подачи воды в перекачку, путем подвоза или затребовать подачу железнодорожных цистерн с водой;
-
использовать пути и способы прокладки рукавных линий с учетом движения поездов, в подземных пешеходных переходах, по пешеходным и автомобильным мостам, под рельсами или вдоль путей, в разрывах между вагонами. В исключительных случаях допускается прокладка магистральных рукавных линий под путями (за исключением главных);
-
подавать огнетушащее вещество только после выяснения вида груза и обеспечения личного состава пожарно-спасательных подразделений СИЗОД, защитной одеждой;
-
взаимодействовать с местным железнодорожным техническим персоналом, пожарным и аварийно-спасательными формированиями;
-
организовать при необходимости защиту и отвод не горящих вагонов состава и со смежных путей из опасной зоны, в первую очередь вагонов со взрывчатыми, радиоактивными и отравляющими грузами, цистерн с ЛВЖ, ГЖ и СУГ;
-
вагоны (цистерны) со взрывоопасными грузами не допускается проводить через зону пожара (аварии), при невозможности эвакуации организовать непрерывное охлаждение с двух сторон;
-
принимать неотложные меры по эвакуации цистерн с СУГ при горении их на железнодорожной станции под прикрытием 3-4 порожних платформ, не прерывая их охлаждения;
-
производить тушение грузов в контейнерах через вскрытые механизированным инструментом отверстия, проемы;
-
производить тушение хлопковой продукции распыленными струями с добавками ПАВ, подачу стволов производить через верхние и боковые люки, а в цельнометаллических вагонах необходимо открывать дверные проемы;
-
организовать устройство обвалования или лотков для стока в безопасное место при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из поврежденных цистерн, а также запретить их эвакуацию;
-
организовывать при горении разлитых на железнодорожных путях жидкостей и других материалов охлаждение ходовой части подвижного состава и рельсов для предотвращения их деформации;
-
назначить ответственных за обеспечение правил охраны труда из должностных лиц станции.
На железнодорожном транспорте в пути следования на перегоне (в тоннеле):
-
потребовать у соответствующих служб железной дороги отправки к месту пожара (аварии) маневровых локомотивов, пожарных и восстановительных поездов, платформ для погрузки пожарной техники, доставки ее и цистерн с водой к месту пожара, обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения с контактных проводов в выше указанном порядке;
-
осуществить проникновение к зоне горения со стороны свежего вентиляционного потока, со стороны параллельного тоннеля через сбойки;
-
производить проникновение к зоне пожара в теплозащитных костюмах и под защитой водяных распыленных струй;
-
выбирать решающее направление основных (главных) действий в средней части тоннеля следует со стороны свежего вентиляционного потока, для невентилируемых тоннелей - со стороны портала с нижней высотной отметкой;
-
организовать, по возможности вывод подвижного состава, вагонов, железнодорожных цистерн из тоннеля.
К осуществлению всех мероприятий, связанных с ликвидацией горения или эвакуации вагонов с опасными (разрядными) или нерасшифрованными грузами, должны привлекаться в обязательном порядке лица их сопровождающие.
В подземных сооружениях метрополитена:
-
немедленно связаться с ответственным дежурным по объекту или представителем администрации метрополитена, получить данные о развитии аварийной ситуации, письменное разрешение (допуск) на проведение работ потушению и спасанию. Согласовывать с дежурным персоналом или администрацией объекта действия по тушению и спасанию людей. Участвовать в работе штаба АСР, которым руководит представитель администрации метрополитена.
-
проводить разведку одновременно несколькими звеньями ГДЗС, как со стороны аварийной станции, так и со стороны соседних (смежных) станций в составе не менее пяти человек, под руководством опытного начальствующего состава, использовать СИЗОД с большим временем защитного действия;
-
выставлять на посту безопасности одно звено ГДЗС в полной готовности для оказания экстренной помощи личному составу, находящемуся в непригодной для дыхания среде;
-
создать КПП (посты безопасности), резерв сил и средств ГДЗС;
-
установить место нахождения подвижного состава и наличие в нем людей, степень угрозы, способы и первоочередность эвакуации и спасания;
-
организовать освещение на путях эвакуации и спасания, а также вещание с помощью громкоговорящих средств;
-
организовать эвакуацию и спасение людей, используя для этого путевые, эскалаторные, вентиляционные и переходные тоннели, в первую очередь расположенные ниже уровня (отметки) помещений, где происходит горение;
-
установить возможность обрушения несущих конструкций тоннеля;
-
определить наличие угрозы выхода огня из подземных сооружений метрополитена в наземные;
-
определить возможность использования внутреннего противопожарного водопровода, специальных устройств и систем вентиляции для предотвращения распространения огня и продуктов горения.
-
расположить оперативный штаб пожаротушения у вестибюля станции, ближайшей к месту пожара. Для обеспечения координации всех служб создать группы штаба вспомогательных направлений на смежных (соседних) станциях и назначить их начальников и начальника связи;
-
в качестве средств связи в зависимости от обстановки использовать местную связь и установки громкоговорящего оповещения метрополитена, средства связи, имеющиеся на вооружении пожарных (пожарно-спасательных) подразделений, в том числе и мегафоны;
-
выставить, при необходимости, наблюдателей возле киосков вентиляционных шахт для оценки границ задымления;
-
в исключительных случаях - для проникновения в подземные сооружения, развертывания сил и средств и спасания использовать стволы вентиляционных шахт;
-
использовать для проведения разведки и действий по тушению пожара и ведению АСР в подземных сооружениях (путевых тоннелях, тупиках и т.д.) как правило, изолирующие противогазы со сроком защитного действия 4 часа;
-
изолирующие противогазы со сроком защитного действия 2 часа и дыхательные аппараты на сжатом воздухе могут использоваться в пределах станций и пристанционных сооружениях метрополитена;
-
оснастить разведывательно-спасательные группы помимо средств связи, индивидуальной защиты, освещения, страховки и инструмента, средствами громкоговорящего оповещения (для вещания с целью предупреждения паники) и резервными аппаратами защиты органов дыхания;
-
использовать внутренний противопожарный водопровод. При прокладке магистральных линий организовать участки для подачи воды, для прокладки рабочих линий и работы со стволами;
-
прокладывать магистральные линии по балюстраде или ступеням одного из эскалаторов с закреплением их через 3 - 4 рукава рукавными задержками, используя другие эскалаторы для эвакуации пассажиров и передвижения личного состава;
-
применять рукава повышенной прочности, для предотвращения разрыва рукавов, снижать давление на автонасосе в соответствии с глубиной заложения станции, а также использовать нижней сходной площадки эскалатора один ход разветвления с присоединенным рукавом, работающий на излив в путевой лоток;
-
подать ручные стволы со стороны движения вентиляционного потока под защитой водяных завес;
-
организовать расцепку и отвод не горящих вагонов из опасной зоны;
-
использовать водяные распыленные струи (завесы) для защиты ствольщиков и охлаждения несущих конструкций;
-
применять распыленную воду, пену средней кратности для объемного тушения;
-
использовать при пожаре на станции с одним эскалаторным выходом на поверхность блокированным пожаром, путевые тоннели и стволы вентиляционных шахт для доступа к очагу горения.
В сооружениях эскалаторного комплекса метрополитена:
-
применять для ликвидации пламенного горения компактные струи из стволов с большим расходом;
-
использовать для охлаждения конструкций тоннеля распыленную воду из стволов с большим расходом;
-
использовать распыленную воду рекомендуется также, для охлаждения продуктов горения, на путях эвакуации и ввода огнетушащих веществ;
-
использовать стволы с малым расходом для тушения помещений эскалаторных станций, а также в подбалюстрадном пространстве как наиболее маневренные;
-
использовать пену средней кратности для объемного тушения эскалаторных тоннелей и машинных залов;
-
использовать вход в демонтажную шахту, расположенный с тыльной стороны наземных вестибюлей для подачи пены в машинный зал эскалатора.
-
Генераторы пены должны быть установлены на свежем воздухе или в зоне действия воздушной струи, создаваемой автомобильным или переносным дымососом.
В подвижном составе метрополитена:
|