Файл: План конспект проведения занятий по аср с личным составом дежурного караула 4 20 псч тема Проведение аварийноспасательных работ при дорожно транспортных происшествиях Вид занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Утверждаю

Начальник 20 ПСЧ

майор внутренней службы

____________М.М. Мицаев

«____» ____________2023

ПЛАН - КОНСПЕКТ

проведения занятий по АСР с личным составом

дежурного караула №4 20 ПСЧ


Тема: Проведение аварийно-спасательных работ при дорожно - транспортных происшествиях

Вид занятия: классно- групповое Отводимое время: 45 (мин)




Цель занятий: Подготовка личного состава к умелым и слаженным

действиям в составе караула при тушении пожаров



Литература:

Организационно методическое указание по тактической подготовке 2011г приказ МЧС России №444 от 16.10.2017г

Развернутый план занятия

№, п/п

Время (мин.)

Содержание учебного вопроса

1

5

Построить личный состав караула, проверить внешний вид, объявить тему и цель занятия

2

75

При пожаре, другой ЧС на железнодорожном транспорте возможно:

  • наличие большого количества подвижного состава и транспортных единиц с пассажирами и различными грузами;

  • наличие развитой сети железнодорожных путей занятых составами, затрудняющих подъезд пожарной и аварийно-спасательной техники и прокладку рукавных линий к горящему составу;

  • быстрое распространение огня внутри пассажирских и грузовых вагонов, переход огня на соседние поезда, здания и сооружения;

  • наличие узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;

  • взрывы и интенсивное горение железнодорожных цистерн с ЛВЖ, ГЖ, СУГ;

  • растекание легковоспламеняющихся, горючих, ядовитых и токсичных жидкостей из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;

  • наличие угрозы людям, находящихся в вагонах горящего и соседних поездов, персоналу и населению станции, возникновение паники;

  • непрекращающееся движение поездов и локомотивов;

  • сложность выяснения вида горящих и находящихся в соседних вагонах (цистернах) веществ, материалов;

  • отсутствие или удаленность водоисточников, недостаточное противопожарное водоснабжение;

  • наличие электроконтактных сетей, находящихся под высоким напряжением

на подвижном составе и станциях метрополитена:

  • разрушение тоннельной отделки в начале развитой стадии пожара;

  • интенсивное задымление объема станции метрополитена происходит в течение 7-12 мин;

  • быстрый рост объемной температуры на противоположной платформе и у входа на эскалатор (достигает опасных величин через 10-25 мин развития пожара);

  • время достижения опасных концентраций окиси углерода у входа на эскалатор зависит от режима вентиляции и составляет 6-17 мин;

  • в служебных помещениях при их вскрытии горение интенсифицируется, задымление прилегающих помещений происходит за 1-5 мин;

  • к моменту обнаружения очагов в под платформенных помещениях и коммуникациях они бывают полностью задымлены;

  • быстрое распространение горения по кабельным коллекторам станций со скоростью 0,2-0,3 м/мин, что приводит к отключению питания части эскалаторов, освещения, вентиляции, устройств управления движением поездов, осложняя процесс спасения и поиска очага пожара;

  • высокая линейная скорость распространения огня по эскалаторному тоннелю (4-6 м/мин);

  • высокая среднеобъемная температура (80-930оС) создается через 6-7 мин после возникновения пожара;

  • при пожаре в подфундаментном кабельном коллекторе эскалатора задымления эскалаторного тоннеля не происходит;

  • обрушение армоцементного водозащитного зонта, деформация металлоконструкций и обрыв тяговых цепей полотна эскалатора в случае продолжительного пожара эскалатора;

  • высокая линейная скорость распространения огня в кабельном коллекторе подземной электроподстанции (0,2-0,3 м/мин), высокая среднеобъемная температура (280-580 оС);

  • в случае развившихся пожаров возможно отключение электрической тяги и остановка поездов в тоннелях, отключение рабочего и аварийного освещения, эскалаторов, части тоннельной вентиляции, устройств обеспечения безопасности движения и связи.

  • при загорании подвагонного оборудования или аппаратного отсека (при нахождении вагона в тоннеле) распространения горения по салону вагона начинается через 5-15 мин с момента возникновения, а на весь вагон - за 10-15 мин. Скорость распространения пламени по салону зависит от скорости вентиляционного потока в тоннеле и достигает 1,5 м/мин;

  • быстрое распространение горения по электрическим кабелям, проложенным по стенам тоннеля;

  • после распространения горения на 1-2 вагона развитие пожара регулируется поступлением в тоннель вентиляционного воздуха. Горение поезда может продолжаться от 3 до 7 часов;

  • доступ к очагу пожара возможен только со стороны свежей вентиляционной струи, при скорости потока не менее 0,75 м/мин. При скорости вентиляционного потока 1,5 м/мин, продукты горения распространяются в попутном потоке;

  • высокие температуры в зоне за очагом пожара по ходу вентиляционной струи могут привести к снижению скорости подаваемого воздуха, а в определенных условиях - к “опрокидыванию” воздушного потока в тоннеле;

  • продолжение движения поездов по соседнему пути способствует распространению задымления на значительном участке трассы;

  • неприспособленность тоннеля для вынужденной эвакуации большого количества пассажиров и значительная протяженность маршрута эвакуации;

  • выход из строя технических средств обеспечения эвакуации (аварийного освещения, вентиляции и др.);

  • удаленность очага пожара от открытого участка трассы;

  • ограниченность пространства, задымление и высокая температура в зоне действий пожарных (пожарно-спасательных) подразделений;

  • трудность доступа к месту проведения работ из-за возможных завалов внутри тоннеля;

  • наличие оборудования и кабельных сетей, находящихся под напряжением;

  • наличие большого количества людей на станциях метро, переходах, в вагонах электропоездов, ограниченное количество выходов на поверхность и возникновение паники;

  • быстрое распространение огня и нагретых до высокой температуры продуктов горения в направлении движения газовых потоков;

  • трудность доступа к очагу горения и сложность подачи огнетушащих веществ, потеря ориентации и связи в задымленных помещениях и сооружениях;

  • ограниченность зоны действия в тоннелях и числа ствольщиков на УТП;

При тушении пожаров и проведении АСР необходимо:

  • установить у диспетчера местонахождение горящего или аварийного подвижного состава;

  • приступать к тушению пожара и проведению АСР только после установления вида и количества перевозимого груза, а в отдельных случаях при получении разрешения санэпидемнадзора наличие подъездов к нему, номер его аварийной карточки по транспортным документам;

  • принять все меры по спасанию и эвакуации людей из опасной зоны пожара, поражения отравляющими и взрывчатыми веществами;

  • потребовать у энергодиспетчера до начала тушения пожара и проведения АСР выдачи письменного подтверждения или объявления по радиосвязи с указанием номера приказа и времени снятия напряжения в районе прохождения контактной электросети и заземлении;

  • установить время отправки к месту пожара (аварии) бригады для снятия остаточного напряжения, аварийно-спасательных формирований и ремонтно-восстановительных поездов;

  • выяснить принятые меры по расцепке и эвакуации горящих или соседних вагонов (цистерн, платформ), поездов;

  • установить возможность перевода горящего вагона (вагонов) на крайние пути;

  • установить уклон местности, состояние ливневой канализации, куда попадают стоки, какие меры необходимо предпринять для предотвращения попадания ЛВЖ, ГЖ, СДЯВ в городскую канализацию или в водоемы.

  • определить возможность вывода подвижного состава из тоннеля;

  • определить направление движения продуктов горения, границы зоны задымления.

  • поддерживать постоянную связь с поездным диспетчером отделения дороги, привлекая его для выяснения обстановки и консультации по вопросам эвакуации подвижного состава и передвижения поездов;

  • организовать разведку водоисточников для организации подачи воды в перекачку, путем подвоза или затребовать подачу железнодорожных цистерн с водой;

  • использовать пути и способы прокладки рукавных линий с учетом движения поездов, в подземных пешеходных переходах, по пешеходным и автомобильным мостам, под рельсами или вдоль путей, в разрывах между вагонами. В исключительных случаях допускается прокладка магистральных рукавных линий под путями (за исключением главных);

  • подавать огнетушащее вещество только после выяснения вида груза и обеспечения личного состава пожарно-спасательных подразделений СИЗОД, защитной одеждой;

  • взаимодействовать с местным железнодорожным техническим персоналом, пожарным и аварийно-спасательными формированиями;

  • организовать при необходимости защиту и отвод не горящих вагонов состава и со смежных путей из опасной зоны, в первую очередь вагонов со взрывчатыми, радиоактивными и отравляющими грузами, цистерн с ЛВЖ, ГЖ и СУГ;

  • вагоны (цистерны) со взрывоопасными грузами не допускается проводить через зону пожара (аварии), при невозможности эвакуации организовать непрерывное охлаждение с двух сторон;

  • принимать неотложные меры по эвакуации цистерн с СУГ при горении их на железнодорожной станции под прикрытием 3-4 порожних платформ, не прерывая их охлаждения;

  • производить тушение грузов в контейнерах через вскрытые механизированным инструментом отверстия, проемы;

  • производить тушение хлопковой продукции распыленными струями с добавками ПАВ, подачу стволов производить через верхние и боковые люки, а в цельнометаллических вагонах необходимо открывать дверные проемы;

  • организовать устройство обвалования или лотков для стока в безопасное место при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из поврежденных цистерн, а также запретить их эвакуацию;

  • организовывать при горении разлитых на железнодорожных путях жидкостей и других материалов охлаждение ходовой части подвижного состава и рельсов для предотвращения их деформации;

  • назначить ответственных за обеспечение правил охраны труда из должностных лиц станции.

На железнодорожном транспорте в пути следования на перегоне (в тоннеле):

  • потребовать у соответствующих служб железной дороги отправки к месту пожара (аварии) маневровых локомотивов, пожарных и восстановительных поездов, платформ для погрузки пожарной техники, доставки ее и цистерн с водой к месту пожара, обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения с контактных проводов в выше указанном порядке;

  • осуществить проникновение к зоне горения со стороны свежего вентиляционного потока, со стороны параллельного тоннеля через сбойки;

  • производить проникновение к зоне пожара в теплозащитных костюмах и под защитой водяных распыленных струй;

  • выбирать решающее направление основных (главных) действий в средней части тоннеля следует со стороны свежего вентиляционного потока, для невентилируемых тоннелей - со стороны портала с нижней высотной отметкой;

  • организовать, по возможности вывод подвижного состава, вагонов, железнодорожных цистерн из тоннеля.

К осуществлению всех мероприятий, связанных с ликвидацией горения или эвакуации вагонов с опасными (разрядными) или нерасшифрованными грузами, должны привлекаться в обязательном порядке лица их сопровождающие.

В подземных сооружениях метрополитена:

  • немедленно связаться с ответственным дежурным по объекту или представителем администрации метрополитена, получить данные о развитии аварийной ситуации, письменное разрешение (допуск) на проведение работ потушению и спасанию. Согласовывать с дежурным персоналом или администрацией объекта действия по тушению и спасанию людей. Участвовать в работе штаба АСР, которым руководит представитель администрации метрополитена.

  • проводить разведку одновременно несколькими звеньями ГДЗС, как со стороны аварийной станции, так и со стороны соседних (смежных) станций в составе не менее пяти человек, под руководством опытного начальствующего состава, использовать СИЗОД с большим временем защитного действия;

  • выставлять на посту безопасности одно звено ГДЗС в полной готовности для оказания экстренной помощи личному составу, находящемуся в непригодной для дыхания среде;

  • создать КПП (посты безопасности), резерв сил и средств ГДЗС;

  • установить место нахождения подвижного состава и наличие в нем людей, степень угрозы, способы и первоочередность эвакуации и спасания;

  • организовать освещение на путях эвакуации и спасания, а также вещание с помощью громкоговорящих средств;

  • организовать эвакуацию и спасение людей, используя для этого путевые, эскалаторные, вентиляционные и переходные тоннели, в первую очередь расположенные ниже уровня (отметки) помещений, где происходит горение;

  • установить возможность обрушения несущих конструкций тоннеля;

  • определить наличие угрозы выхода огня из подземных сооружений метрополитена в наземные;

  • определить возможность использования внутреннего противопожарного водопровода, специальных устройств и систем вентиляции для предотвращения распространения огня и продуктов горения.

  • расположить оперативный штаб пожаротушения у вестибюля станции, ближайшей к месту пожара. Для обеспечения координации всех служб создать группы штаба вспомогательных направлений на смежных (соседних) станциях и назначить их начальников и начальника связи;

  • в качестве средств связи в зависимости от обстановки использовать местную связь и установки громкоговорящего оповещения метрополитена, средства связи, имеющиеся на вооружении пожарных (пожарно-спасательных) подразделений, в том числе и мегафоны;

  • выставить, при необходимости, наблюдателей возле киосков вентиляционных шахт для оценки границ задымления;

  • в исключительных случаях - для проникновения в подземные сооружения, развертывания сил и средств и спасания использовать стволы вентиляционных шахт;

  • использовать для проведения разведки и действий по тушению пожара и ведению АСР в подземных сооружениях (путевых тоннелях, тупиках и т.д.) как правило, изолирующие противогазы со сроком защитного действия 4 часа;

  • изолирующие противогазы со сроком защитного действия 2 часа и дыхательные аппараты на сжатом воздухе могут использоваться в пределах станций и пристанционных сооружениях метрополитена;

  • оснастить разведывательно-спасательные группы помимо средств связи, индивидуальной защиты, освещения, страховки и инструмента, средствами громкоговорящего оповещения (для вещания с целью предупреждения паники) и резервными аппаратами защиты органов дыхания;

  • использовать внутренний противопожарный водопровод. При прокладке магистральных линий организовать участки для подачи воды, для прокладки рабочих линий и работы со стволами;

  • прокладывать магистральные линии по балюстраде или ступеням одного из эскалаторов с закреплением их через 3 - 4 рукава рукавными задержками, используя другие эскалаторы для эвакуации пассажиров и передвижения личного состава;

  • применять рукава повышенной прочности, для предотвращения разрыва рукавов, снижать давление на автонасосе в соответствии с глубиной заложения станции, а также использовать нижней сходной площадки эскалатора один ход разветвления с присоединенным рукавом, работающий на излив в путевой лоток;

  • подать ручные стволы со стороны движения вентиляционного потока под защитой водяных завес;

  • организовать расцепку и отвод не горящих вагонов из опасной зоны;

  • использовать водяные распыленные струи (завесы) для защиты ствольщиков и охлаждения несущих конструкций;

  • применять распыленную воду, пену средней кратности для объемного тушения;

  • использовать при пожаре на станции с одним эскалаторным выходом на поверхность блокированным пожаром, путевые тоннели и стволы вентиляционных шахт для доступа к очагу горения.

В сооружениях эскалаторного комплекса метрополитена:

  • применять для ликвидации пламенного горения компактные струи из стволов с большим расходом;

  • использовать для охлаждения конструкций тоннеля распыленную воду из стволов с большим расходом;

  • использовать распыленную воду рекомендуется также, для охлаждения продуктов горения, на путях эвакуации и ввода огнетушащих веществ;

  • использовать стволы с малым расходом для тушения помещений эскалаторных станций, а также в подбалюстрадном пространстве как наиболее маневренные;

  • использовать пену средней кратности для объемного тушения эскалаторных тоннелей и машинных залов;

  • использовать вход в демонтажную шахту, расположенный с тыльной стороны наземных вестибюлей для подачи пены в машинный зал эскалатора.

  • Генераторы пены должны быть установлены на свежем воздухе или в зоне действия воздушной струи, создаваемой автомобильным или переносным дымососом.

В подвижном составе метрополитена:




______________________________ ________________

(должность,звание,Ф.И.О) (подпись)
«____» _________2023г