Файл: 139Серия Гуманитарные науки 9 сентябрь 2020 г. Педагогикацели и задачи инклюзивной практики в китае.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

139
Серия: Гуманитарные науки №9 сентябрь 2020 г.
ПЕДАГОГИКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ В КИТАЕ
(НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕЗРЯЧИМИ)
Чжан Тяньсюй
Аспирант, ФГБОУ ВО «Московский государственный
университет имени М.В. Ломоносова», г. Москва
galaxydreamland@163.com
Гасанова Рената Рауфовна
К.псх.н., старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Московский
государственный университет имени М.В. Ломоносова»,
г. Москва.
renata_g@bk.ru
Аннотация: В статье рассмотрены цели и задачи инклюзивной практики профессионального образования в Китае. Несмотря на то, что быстро меня- ется социокультурная среда и, в целом, мировая образовательная система, на данный момент остаются неразрешенными проблемы инклюзии инклю- зивного образования в Китае. Такие проблемы как: правовая база защи- щенности для инвалидов; недостаточная подготовленность специалистов к осуществлению инклюзивного образования в коммуникативной среде, информационно-цифровой культуре, на теоретико-методическом, органи- зационно-образовательном, социально-экономическом, личностно-психо- логическом и профессионально-идеологическом уровнях; не хватает опыта преподавания и управления в инклюзивном классе; нет программ и синхро- низации дисциплин нацеленных на облегчение адаптации лиц с ООП; весь- ма слабая система психолого-педагогической поддержки; даже отсутствует осведомленность об инклюзивном (вузовском) образовании и пр. Решение этих задач позволит обеспечить замысел реализации инклюзивного образо- вания, заложенный в человеческой гуманности.
Ключевые слова: адаптация, инклюзия, инклюзивное образование, инклю- зивная школа, инклюзивная практика, интеграция, интегрированное обуче- ние, образование, образовательная система, обучающийся.
GOALS AND OBJECTIVES OF INCLUSIVE
PRACTICE IN CHINA (FOR EXAMPLE,
WORKING WITH THE BLIND)
T. Zhang
R. Gasanova
Summary: The article considers the goals and objectives of inclusive professional education practice in China. Despite the fact that the socio- cultural environment and, in General, the world educational system are changing rapidly, the problems of inclusion (inclusive education) in China remain unresolved at the moment. Issues such as: the legal framework for protection for the disabled; insufficient training of specialists to implement inclusive education in the communicative environment, information and digital culture, at the theoretical and methodological, organizational and educational, socio-economic, personal-psychological and professional-ideological levels; lack of experience in teaching and management in an inclusive classroom; no programs and synchronization of disciplines aimed at facilitating the adaptation of people with OOP; a very weak system of psychological and pedagogical support; even lack of awareness of inclusive (University) education, etc. The Solution of all these problems will ensure the idea of implementing inclusive education, embedded in human humanity.
Keywords: adaptation, inclusion, inclusive education, inclusive school, inclusive practice, integration, integrated learning, education, the world educational system, student.
Р
азвитие инклюзивного образования стало запро- сом времени и жизненной необходимостью, т.к. смысловое понимание инклюзии пронизано ду- ховным и психологическим содержанием образования и связано с аксиологическими (гуманистическими, цен- ностными, культурными) аспектами жизни [3, 4].
Инклюзивное (включенное) образование – это обе- спечение равного доступа к образованию для всех об- учающихся с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Это по- нятие, широко транслируемое для описания процессов и результатов обучения и воспитания людей с особыми потребностями (инвалидов) в массовых учебных заведе- ниях. Это образование направленно на поиски решения проблем и предотвращения барьеров в получении до- ступного качественного комфортного образования каж- дого обучающегося с особенностями развития, лежащее в сфере духовно-нравственных дилемм всех цивилиза- ций и, что особо значимо, – для многотысячелетней ду- ховной практики и морали китайского народа.
В Китае на сегодня приобретает актуальность, интен- сивно развиваясь, система инклюзивного образования как важная составляющая всей стратегии сферы обра- зования. Оглядываясь на успехи развития инклюзии в соседних странах в первую очередь и, перенимая миро- вой опыт образования, китайское правительство вносит огромный вклад в его направление. К примеру, в России инклюзивное образование стало развиваться быстрыми темпами благодаря реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Рос- сийской Федерации», создании ресурсных учебно-ме- тодических центров, базовых профессиональных орга- низаций с финансированием на конкурсной основе и различных некоммерческих учреждений.
Ссылаясь на научный анализ Д.З. Ахметовой, эффек-
DOI 10.37882/2223-2982.2020.09.36


140
Серия: Гуманитарные науки №9 сентябрь 2020 г.
ПЕДАГОГИКА
тивность инклюзивного образования зависима от пяти основных организационно-педагогических условий:
наличия доступной среды и гуманных взаимоот-
ношений со всеми участниками образовательного процесса;
научно-обоснованной системы интеграции де-
тей в смешанные (инклюзивные) группы;
высокого профессионализма педагогов и руково- дителей;
принятия каждого и вовлечённости, организаци- онной культуры и духа взаимопонимания;
интеграции инклюзивной образовательной орга-
низации с социальными институтами [1, с. 24-25].
По поводу интеграции детей, ещё советский ученый
Л.С. Выготский (1896-1934) писал, обосновывая, как ему фактически столетие назад представлялась, значимость интегрированного обучения. Он указывал на необходи- мость создания системы включения ребенка-инвалида в общество с нормальным развитием детей. Лев Семёно- вич писал, что любая коррекционная школа, «замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школь- ного коллектива, создаёт замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребёнка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит в настоящую жизнь» [2]. Здесь можно упомянуть и австрийского пси- хиатра К. Кёнигома (1902-1966), который в 1940 г. близ города Абердина в Шотландии создал первое кэмпхилл- ское сообщество. Кэмпхиллская педагогика, основанная на принципах антропософии Р. Штейнера и использу- емая наработки Вальдорфской школы, ставила целью воспитания детей в соответствии с их потенциальными возможностями, что являло собой историческую веху инклюзивного образования. К.Кёниг писал, что жизнь вместе с «инвалидизированными» людьми полезна
«нормальным» людям, т.к. помогает им развивать ком- муникативные навыки и преодолевать эгоизм. Он считал
«тремя большими ошибками» современности: агности- цизм, дарвиновское понятие «естественного отбора» и психологическую теорию «измеряемого интеллекта».
Во Франции инклюзивное образование получило развитие с принятием Закона об образовательной ори- ентации, установившего принцип школьной интеграции обучающихся с инвалидностью в 1989 г., а также приня- тием в 2005 г. Закона о равных правах и возможностях, участии и гражданстве лиц с инвалидностью. С этого времени у них предусмотрено несколько форм органи- зации образования:
1. Обучение в общеобразовательном (инклюзив- ном) классе, при необходимости с индивидуаль- ным или групповым сопровождением.
2. Обучение в коррекционном классе общеобразо- вательной школы под руководством специально- го педагога, с участием в общешкольных меро- приятиях.
3. Дистанционное обучение для обучающихся, кото- рые физически не могут посещать образователь- ные организации.
4. Обучение в медико-социальном учреждении, в т.ч. с частичной инклюзией в общеобразователь- ную школу [7, с. 56-57].
Мы уже сейчас наблюдаем конструктивные решения и меры, предпринимаемые правительствами многих стран, в отечественной и зарубежном образовании для реализации принципов инклюзии. Эти действия форми- руют важнейшие компетенции XXI в. – академические и социальные, способность к кооперации в команде, коммуникативные взаимоотношения и пр., что, в конеч- ном итоге – развивает инклюзивное общество. Ведущим принципом инклюзивной образовательной деятельно- сти является готовность приспосабливаться к индиви- дуальным потребностям различных категорий обучаю- щихся за счет модернизации образовательной системы, т.е. в её структурных, содержательных и технологиче- ских звеньях. В связи с чем, практическая реализация и теоретическая научная база инклюзивного образования постоянно пополняется новыми сведениями, интенсив- но развивается во всех направлениях, являясь одной из важнейших инновационных стратегий в процессах и до- стижений человека и общества.
Но, несмотря на то, что быстро меняется картина мира, её социокультурная среда и, в целом, вся образо- вательная система, на данный момент остаются неразре- шенными желаемые проблемы, цели и задачи инклюзии
(инклюзивного образования) в Китае, такие как:
— недостаточная подготовленность специали-
стов: психологов, педагогов и управленцев к осу- ществлению инклюзивного образования;
трудности, возникающие в коммуникацион- ной, информационно-цифровой культуре, на теоретико-методическом, организационно-об- разовательном, социально-экономическом, лич- ностно-психологическом и профессионально- идеологическом уровнях;
опыт преподавания и управления инклюзивным образованием находится на начальном этапе ис- следований и практики;
нет программ, нацеленных на облегчение адап- тации лиц с особыми образовательными по- требностями, которая увеличит возможность сплочения людей и социальную стабильность в обществе;
— слабая система психолого-педагогической под-
держки, тьюторского сопровождения; отсутствуют технологии организационного вовлечения роди- телей в социально-образовательный процесс и пр.;
декларация равенства людей, их прав и обязан- ностей зачастую противоречат реализации в жиз- ни;


141
Серия: Гуманитарные науки №9 сентябрь 2020 г.
ПЕДАГОГИКА
— до сих пор не сформирована национальная право-
вая база для инвалидов, людей с особыми обра- зовательными потребностями как полноценных свободных граждан;
нет в обществе системной практики толе-
рантности, которая поможет разрешить задачи социальной активности, снятия негативного от- ношения и преодоления изоляции людей с осо- быми потребностями;
— наблюдается недостаточное формирование
образовательных и реабилитационных инфра-
структур вводящих в процесс интегрированно- го обучения; скорее по-прежнему используются индивидуальная и интернированная формы об- учения;
— обществом не до конца осознанны нравственно-
психологические корни инвалидизации как не- продуктивных действий самой семьи и личност- ного выбора человека в отношении лечения, обучения и развития в социуме, интенсивного общественного стресса;
— до сих пор, к примеру, не все слабовидящие (не- зрячие) молодые люди осведомлены об инклю-
зивном (вузовском) образовании и, в связи с этим, они не могут сами положительно реагировать и принимать во время интегрированное образо- вание, порой даже из-за банального стеснения своих физических недостатков;
извлекаемые уроки из мирового опыта слишком
незначительны и люди с особыми образова- тельными потребностями (инвалиды) сами огра- ничивают свою способность к общению, к пони- манию и познанию окружающего мира;
определяется большой разрыв в методах обуче-
ния и преподавания дисциплин; обучающие курсы
не синхронизированы под требуемые нужды лиц с особыми образовательными потребностями, что приводит к некачественному восприятию ими знаний;
— в образовательных учреждениях на всех уровнях
недостаточно оснащения ресурсным оборудова-
нием, а ведь в информационно-технологическом
(цифровом) обществе владение и развитие циф- ровой культурой становится крайне важным и перспективным направлением для лиц с особы- ми образовательными потребностями.
В связи со сказанным необходимо, чтобы практиче- ски осуществлялись цели и задачи:
Дополнить законодательство. Формулировка
«Закона о специальном (инклюзивном) образо- вании» и совершенствование законодательства о механизме правовой защиты являются эффек- тивными способами стимулирования развития инклюзивного образования. Только совершен- ствуя правовую систему и уточняя положения, мы можем защищать интересы людей с особыми потребностями. Существующие правовые поло- жения должны быть детализированы, а юриди- ческие формы уточнены и эффективны. И форму- лировать законы об инклюзивном образовании нужно с учетом опыта специалистов в данной об- ласти, т.к. это позволит, сделать законы более дей- ственными.
Повысить популярность инклюзивного образова-
ния. Государство должно использовать различные методы для повышения гласности, повышения ос- ведомленности людей о равенстве прав человека, изменения восприятия детей с особыми потреб- ностями и создания атмосферы понимания и тер- пимости. Предоставление людям возможности правильно понимать инклюзивное образование поможет повысить доверие родителей и учащих- ся с особыми потребностями. Семья является свя- зующим звеном между школой и обществом. Поэ- тому привлечение к образованию семей с детьми с особыми потребностями могут повысить чув- ство сопричастности и улучшить качество обра- зования. Это, в свою очередь, поможет увеличить количество учителей инклюзивного образования и позволить большему количеству людей участво- вать в нем. На практике учеба «в инклюзивном классе» является продуктом особенностей Китая по массовости в рамках тенденции интегриро- ванного образования. В связи с развитием инклю- зивного образования изменяется роль учителя в классе. Требования к его активности и компетент- ности возрастают. Поддержка родителей в обуче-


142
Серия: Гуманитарные науки №9 сентябрь 2020 г.
ПЕДАГОГИКА
нии «в инклюзивном классе» также изменяется.
Родители нормально развивающихся детей от- мечают, что их дети не только получают необхо- димые социальные знания, когда они находятся в инклюзивном классе но, также, учатся заботе о других, терпимости, помощи сокурсникам само- совершенствоваться.
Учебное заведение должно выступать как основ-
ной ответственный орган за внедрение инклю-
зивного образования. Учебное заведение должно нести ответственность за обеспечение безбарьер- ной среды в кампусе для учащихся с особыми об- разовательными потребностями. С этой целью следует проводить работу по следующим направ- лениям:
(1) на уровне управления организацией;
(2) на уровне распределения физических ресурсов;
(3) на уровне культуры общения.
В соответствии с особыми потребностями
незрячих студентов, должна продолжаться
дальнейшая оптимизация преподавательско-
го воздействия и отношений между учителем и
студентом. Учителя являются основным прово- дником инклюзивного образования. Наблюдения показывают что, следует сосредоточить внимание на следующих областях:
(1) на уровне обучении;
(2) на уровне построения отношений учитель-ученик;
3) на уровне учебного коллектива.
Увеличить число преподавателей-профессио-
налов. Отсутствие учителей-профессионалов ограничивает развитие инклюзивного образова- ния. Педагогические колледжи и университеты являются основной силой для подготовки специ- алистов по инклюзии. Однако, количество школ, специализирующихся на инклюзивном обучении, слишком мало, и государство должно поощрять и усиливать поддержку соответствующими меха- низмами. Необходимо повышать академическую квалификацию учителей, предоставлять возмож- ность учиться в развитых странах для приобре- тения опыта и сотрудничества, применять раз- нообразные модели обучения. Цель обучения учителей должна заключаться в развитии от пер- воначальных инклюзивных «знаний» до всеобъ- емлющих. В зарубежных странах часто объединя- ют и пролонгируют обучение до трудоустройства и после трудоустройства: школьное обучение, сетевое обучение, сотрудничество между специ- альными школами и университетами, самосто- ятельные исследования и самообучение. Это те формы, на которых наша специальная (инклюзив- ная) педагогическая подготовка может совершен- ствоваться и практиковаться. Кроме того, для обе- спечения качества преподавательского состава учителей должна быть создана строгая система сертификации, а также могут быть установлены соответствующие системные стандарты для раз- мещения и трудоустройства, чтобы обеспечить их оптимальное распределение.
Увеличить финансовые вложения в инклюзивное
образование. Финансирование образования явля- ется одним из обязательных условий для управле- ния школой, а также важным фактором, влияющим на объем и качество обучения. Поэтому государ- ство должно отдавать предпочтение политике увеличения инвестиций в специальные образо- вательные фонды, расширять каналы источников финансирования, оптимизировать распределе- ние специальных образовательных ресурсов и повышать эффективность использования средств.
При использовании средств мы должны обращать внимание на создание программного обеспече- ния, особенно на разработку нового обучающего контента. Сегодня, продвигая интегрированное образование, мы должны уделять внимание стро- ительству безбарьерных помещений и классных комнат, чтобы студенты могли получать образова- ние в лучших условиях.
Классифицировать и ранжировать формы ин-
валидности. Классификация поспособствует внедрению в образовательный процесс необхо- димый инструментарий стредств, что станет ос- новой для удовлетворения индивидуальных по- требностей учащихся с особыми потребностями.
В Китае пока нет инклюзивного закона о специ-


143
Серия: Гуманитарные науки №9 сентябрь 2020 г.
ПЕДАГОГИКА
альном (инклюзивном) образовании, который бы предусматривал правовые нормы для студентов с особенностями развития. Следовательно, сле- дует ускорить разработку и совершенствование закона об инклюзивном образовании с тем, чтобы закон позволял более точно классифицировать студентов инклюзивного образования.
В контексте практической работы с незрячими об- учающимися зрячие студенты внесли следующие пред- ложения:
1. Классный комитет обязан организовать учеников и по очереди заботиться о незрячих учениках, по- могать им с внеклассными занятиями и изучать аз- буку Брайля, а также активно участвовать в жизни незрячих учеников. Проведённый опрос учащих- ся показал, что многие незрячие ученики говорят о том, что: забота сокурсников им крайне важна и приятна.
2. Посредством клубных мероприятий: – необхо- димо оказывать помощь учащимся и, тем самым, снижать их психологические нагрузки; – создавать и совершенствовать способы индивидуального ухода; – укреплять чувство уважения и равенства;
– содействовать инклюзивному культурному ста- новлению образования в области психического здоровья и т.д., чтобы здоровые ученики обраща- ли внимание на чувства и потребности незрячих учеников. (Таким способом, увеличится принятие незрячих учеников окружением. В ходе опроса некоторые незрячие студенты отметили, что раз- нообразие культурных особенностей и традиций в кампусе позволяет им чувствовать, обществен- ную жизнь особенно ярко и насыщенно).
В связи с этим, необходимо понимать особое значение
активного продвижения инклюзивной культуры и рас- ширять пространство для интеграции незрячих студен- тов. Во взаимодействии с незрячими учениками другие обучающиеся также повышают свое знание инклюзив-

144
Серия: Гуманитарные науки №9 сентябрь 2020 г.
ПЕДАГОГИКА
ной культуры. Зрячие студенты научились относиться к незрячим с уважением – особенно к их упорству и трудо- любию. Эти данные помогают понимать и принимать не- зрячих студентов, как равных. Опрос показал, что соседи незрячих студентов по комнате в кампусах считают, что многое изменилось в лучшую сторону. Все они чувству- ют себя более зрелыми, стали терпеливее и терпимее, научились заботиться о других людях.
Решение этих проблем, целей и задач позволит обе- спечить замысел реализации инклюзивного образова- ния, заложенный в человеческой гуманности [5, 6]. У людей с особыми образовательными потребностями появятся больше шансов на признание их существова- ния, подтверждение важности их разных сторон бытия, т.е. быть услышанными и стать полноправными членами общества. Ведь инклюзия – это не форма, а новое образо- вание со своей гуманистической философией возможно- стей и свободного выбора, это необходимая подготовка к жизни и полноценной интеграции каждого в общество.
1. Ахметова Д.З. Региональная модель преемственной системы инклюзивного образования / в сборнике Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность: материалы V Международной научно-практической конференции (Москва, 23-25 октября 2019 г. / гл. ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ,
2019. – 488 с.
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с. (Серия учебников для вузов. Специальная литература).
3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1: Западная Европа. – М.: Печатный двор, 1996. – 182с.
4. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71-78.
5. Чжан Тяньсюй, Гасанова Р.Р. Смысловое понимание инклюзивного образования // Национальное здоровье. – 2019. № 4, с. 146-149.
6. Чжан Тяньсюй. Смысловое становление специального образования // Перспективы науки. – 2018. № 4 (115), с. 124-127.
7. Юдина Т.А. Организация непрерывного инклюзивного образования обучающихся с инвалидностью во Франции / в сборнике Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность: материалы V Международной научно-практической конференции (Москва, 23-25 октября 2019 г. / гл. ред. С.В.
Алехина. – М.: МГППУ, 2019. – 488 с.
ЛИТЕРАТУРА
© Чжан Тяньсюй (galaxydreamland@163.com ), Гасанова Рената Рауфовна (renata_g@bk.ru ).
Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики»
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова