Файл: Лекция 46. Советское государство, общество и культура в 19201930 гг..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 46. «Советское государство, общество и культура в 1920-1930 гг.»
Задание: прочитайте лекцию, составьте конспект в тетради.
Политическая жизнь в СССР в 1920-1930-е гг.

В 1920-1930-е гг. в СССР формируется тоталитарный политический режим. Тоталитарный режим или тоталитаризм - режим, при котором государство стремится к полному контролю над обществом, мелочной регламентации всех сторон общественной жизни, включая и частную жизнь людей. Следует подчеркнуть, что советский тоталитаризм не был уникальным явлением. В 1920-1930-е гг. тоталитарные режимы разной идейной направленности возникли и в других странах: в Германии, Италии, Испании, Португалии и др. И даже в традиционно либеральных странах - США, Великобритании, Франции - после мирового экономического кризиса 1929 г. наблюдалось усиление роли государства в общественной жизни. Таким образом, формирование советского тоталитаризма отражало общемировую тенденцию.

Можно выделить следующие предпосылки возникновения тоталитарного режима в СССР:

1) Исторические традиции страны. В течение нескольких столетий Россия развивалась как абсолютная монархия с сильной единоличной властью царя или императора. Население привыкло воспринимать верховную власть именно как власть единоличную и деспотичную.

2) В начале ХХ века в стране начались глобальные социальные изменения, вызванные индустриализацией и урбанизацией (урбанизация - рост городов и увеличение городского населения). Во время первой мировой и Гражданской войн миллионы людей сменили привычный образ жизни. Этот процесс продолжился и в Советское время. В результате значительные группы населения оказались в новых социально- экономических условиях; из крестьян и сельских жителей они превратились в горожан и промышленных рабочих. Резкая смена образа жизни привела к утрате привычных нравственных ориентиров. И поэтому люди стали легко восприимчивы к пропаганде, нуждались в реальной или мнимой опеке со стороны государства и авторитарного вождя.


3) Большое влияние на формирование тоталитарного режима оказал технический прогресс. Развитие средств коммуникаций, прежде всего радио, позволило проводить массовые пропагандистские кампании, а совершенствование технических средств полицейского контроля обеспечило властям возможность жесткого надзора за общественными настроениями.

4) Заметную роль в становлении советского тоталитарного режима сыграла внешняя опасность. На протяжении 1920-1930-х гг. СССР находился в окружении враждебных государств. Тоталитаризм позволил сосредоточить ресурсы власти для подготовки обороны, мобилизовать средства для модернизации армии и военной промышленности.

Советский тоталитаризм обладал рядом характерных черт:

1) В СССР формируется партийно-государственная система с единственной правящей партией (ВКП (б)), монополизировавшей политическую власть. Фактически, однопартийная система возникла в июле 1918 г., после левоэсеровского мятежа и запрета партии левых эсеров. Официально власть в СССР принадлежала выборным органам власти - Советам. Но на протяжении 1920-х гг. происходит сращивание партийных и государственных органов. Советы оказываются под партийным контролем. В итоге все важнейшие решения стали приниматься в партийных комитетах различных уровней. Первыми лицами стали руководители партийных комитетов: на уровне районов - секретари райкомов, на уровне областей и краев - секретари обкомов и крайкомов, в республиках - первые секретари ЦК республиканских компартий, на высшем уровне - Генеральный секретарь ЦК ВКП(б).

2) В 1920-1930-e годы оформляется режим личной власти И.В.Сталина. Сталин добился верховной власти в стране в ходе ожесточенной борьбы. Она началась уже в начале 1920-х гг. ещё при жизни В.И.Ленина. Основными противниками Сталина на разных этапах в 1920-е гг. выступали Л. Д. Троцкий, затем Л. Б. Каменев, Г. Е, Зиновьев, Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и др. Эта борьба велась в форме партийных дискуссий о путях развития страны. Сталин проявил себя мастером политической интриги, умело блокировавшимся с одними оппонентами против других. Кроме того, он с 1922 г. занимал пост Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии и в силу этого контролировал все кадровые назначения в партии и государстве. К концу 1920-х гг. Сталин сформировал группу преданных соратников, в которую вошли В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, Л. М. Каганович и др.


Причины внутрипартийной борьбы в СССР в 1920-е гг.:

- Борьба за политическое лидерство;

- Расхождение во взглядах на пути развития СССР;

- Личные взаимоотношения вождей;

- Отсутствие легальной оппозиции.

К 1930 г., одержав победу над своими конкурентами, Сталин становится полновластным хозяином страны. Становление режима личной власти сопровождалось формированием культа личности вождя. В прессе и литературе превозносились заслуги Сталина, в массовое сознание внедрялась мысль о его непогрешимости.

3) Гипертрофированное развитие репрессивного аппарата. Первое репрессивное ведомство - Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) - возникло еще в декабре 1917 г. под руководством Ф. Э. Дзержинского. В 1922 г. ВЧК была преобразована в ГПУ (Государственное политическое управление), а затем - в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ). С 1934 г. обеспечением безопасности стал заниматься НКВД (Народный комиссариат внутренних дел). Он представлял собой огромное ведомство, которое объединяло в себе разведку, контрразведку, уголовный розыск, пограничные и внутренние войска, систему исполнения наказаний и т.д. Особенность советских спецслужб того периода в том, что они обладали не только розыскными и следственными, но и судебными полномочиями. Так, при НКВД существовало т.н. Особое Совещание, которое могло осудить любого человека в обход суда. В составе НКВД формируется лагерная система, которой руководило Главное управление тюрем и лагерей - ГУЛАГ НКВД. Лагеря стали не только частью репрессивного аппарата, но и мощным элементом экономики. Заключенных использовали в качестве дешевой рабочей силы на стройках, рудниках и др. тяжелых работах. К 1941 г. общее число заключенных достигло 2,2 млн. человек.

4) Широкое использование политических репрессий. Советский режим использовал политические репрессии с момента своего возникновения. Но в 1920- начале 1930-х гг. репрессии преимущественно были направлены против реальных или потенциальных врагов режима: бывших собственников, либеральной интеллигенции, духовенства, зажиточных крестьян, казачества, старого офицерства. Затем характер политического террора меняется. Его жертвами становятся представители всех групп общества, в первую очередь - партийные, хозяйственные и военные руководители. Поводом к новой волне репрессий стало убийство 1 декабря 1934 г. руководителя Ленинградской парторганизации С. М. Кирова. В организации убийства Кирова Сталин обвинил Л. Б. Каменева и Г. Е. Зиновьева. В 1936-1938 гг. в Москве состоялось несколько открытых судебных процессов, на которых по сфабрикованным обвинениям были осуждены на
смерть бывшие оппоненты Сталина - Каменев, Зиновьев, Рыков, Бухарин и др. Подобным процессам давали громкие названия: «дело террористического троцкистско-зиновьевского центра», «дело антисоветского троцкистского центра», «дело правотроцкистского антисоветского блока» и т.д. С 1937 г. начался разгром военного руководства: так из пяти Маршалов Советского Союза трое: М. Н. Тухачевский, В. К. Блюхер и А. И. Егоров - были репрессированы. Своей кульминации репрессии достигли в 1937-1938 гг. Данный период получил название «ежовщины», по фамилии Н. И. Ежова, наркома внутренних дел. В это время в стране распространяется практика внесудебных расправ. С 1937 г. создаются т.н. «тройки» - внесудебные органы, имевшие право на вынесение смертных приговоров. В состав «тройки», как правило, входил l-й секретарь местного партийного комитета (крайкома или обкома), руководитель регионального управления НКВД и областной или краевой прокурор. «Тройки» рассматривали дела заочно, в отсутствии обвиняемых, чаще приговоры выносились по списку. Всего в 1937-1938 гг. было репрессировано 1 млн. 355 тысяч человек, из них более 600 тысяч расстреляно. Общее количество репрессированных по политическим обвинениям с 1921 г. по начало 1950-х гг. составило 3 млн. 700 тысяч чел. Репрессии создали в стране атмосферу подозрительности и недоверия, мешали работе промышленности и транспорта, снизили обороноспособность.

В современной науке о причинах сталинского террора существует несколько точек зрения, а именно:

- репрессии были спровоцированы личными качествами Сталина, его подозрительностью, и, возможно, психическим заболеванием;

- репрессии были вызваны борьбой группировок в партийном и государственном руководстве. Таким образом, чиновники надеялись свести личные счеты, убрать конкурентов, укрепить свое положение, обеспечить карьеру;

- репрессии были необходимы, чтобы произвести ротацию кадров в партийном и государственном аппарате, убрать «выдвиженцев» периода Гражданской войны, которые не желали добровольно расставаться с властью, заменив их другими, молодыми и более образованными кадрами;


- репрессии - это превентивные (упреждающие) меры против политической оппозиции или заговора;

- репрессии были вызваны угрозой войны и потребовались для устранения потенциальных предателей и коллаборационистов (пособников оккупантов).


Советская культурная революция в 20-30-е гг. ХХ века.

Цели культурной революции в СССР:

- ликвидация безграмотности;

- создание новой государственной системы образования, обеспечение минимизированного образования;

- формирование социалистической интеллигенции;

- превращение литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы, утверждение в них метода социалистического реализма;

- превращение науки в рычаг социалистического строительства; преодоление религиозного сознания.

Осуществление культурной революции и её итоги:

1. В декабре 1919 г. вышел декрет СНК «О ликвидации безграмотности срединаселения РСФСР», согласно которому рабочим сокращали на 2 часа смену с сохранением зарплаты для учебы в кружках ликбеза. В 1920 г. была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. В 1923 г. произошло создание массового общества «Долой неграмотность!» и шефских обществ, которые посылали в деревню грамотных рабочих для обучения крестьян («культпоходы в деревню»). За годы первых двух пятилеток было обучено грамоте 40 млн. человек, уровень грамотности в СССР достиг 81%. К 1939 г. грамотных в РСФСР насчитывалось 89,7%.

2. В 1918 г. вышло «Положение о единой трудовой школе», согласно которому школа делилась на две ступени образования: 1-ая ступень предполагала 5-летнее обучение, а 2-ая - 4-х летнее при сохранении преемственности, начиная с дошкольного воспитания и заканчивая высшим образованием. Предусматривалась связь обучения с производственным трудом. С 1930 г. начался переход к всеобщему начальному образованию, созданию фабрично-заводских училищ (ФЗУ) и школ комсомольской молодежи (ШКМ), которые заложили основы специального профессионально-технического образования в СССР. К концу 1932 г. 98% советских детей были охвачены учебой. Если в 1928 г. расходы на образование в СССР составляли 8 руб. в год на одного человека, то в 1937 г. - уже 113 руб. В 1939 г. XVIII съезд ВКП(б) поставил задачу ввести всеобщее среднее образование в городе и семилетнее - в деревне.