Файл: Методические рекомендации по учебной дисциплине История 35. 01. 01 Мастер по лесному хозяйству.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 377
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Уральский промышленный техникум»
г. Красновишерска Пермского края
Сборник практических и внеаудиторных самостоятельных работ и методические рекомендации по учебной дисциплине «История»
35.01.01 Мастер по лесному хозяйству
Красновишерск, 2022
Пояснительная записка
Данный сборник практических работ по истории представляет собой учебное пособие к учебнику «История» В.В. Артемова и Ю.Н. Лубченкова (Издательский центр «Академия», Москва, 2012 г.) разработаны дляобучающихся в системе среднего профессионального образования. Практические работы составлены с учетом требований ФГОС, задачами которого является формирование общих компетенций при изучении учебной дисциплины, использование активных и интерактивных методов обучения и современных педагогических технологий в учебном процессе, а также практико-ориентированного подхода при реализации учебной дисциплины «История».
Данные требования образовательного стандарта нашли свое отражение в разработанных практических работах для обучающихся в системе среднего профессионального образования которые:
- формируют знания и умения по специальности;
- формируют общие компетенции.
Цели и задачи:
-
Формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности. -
Формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки. -
Усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе. -
Развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления. -
Формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество. -
Воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.
Практические занятия включают в себя различные типы заданий:
Задания репродуктивного характера. В ответах на такие задания обучающимся следует перечислить причины, последствия, значений событий. Дать определение понятиям. Критерием оценки является правильность и полнота ответа.
Задания на заполнение таблиц. Таблицы заполняются полностью. Критерием оценки является правильность и полнота заполнения граф таблицы.
Задания на составление схем. Схемы составляются на основе текста учебника. Схемы могут быть вертикальными и горизонтальными. Оценка составления схемы зависит от полноты и правильности взаимосвязи между ее элементами.
Задания по работе с источниками, документами. Внимательно прочитав источник, нужно выполнить сформулированное задание. В данном случае оценивается правильность и полнота ответа.
Каждая практическая работа содержит цели, формируемые знания и умения, общие требования к оформлению, инструктивный материал по выполнению предложенных заданий.
Практические работы имеет четко выдержанную структуру содержания.
В пособии содержатся рекомендуемые нормативно-правовые источники, литература, Интернет-ресурсы.
Задания по дисциплине «История» на IV семестр
Уважаемые студенты! После изучения рекомендуемых лекций Вам предстоит выполнить 12 практических работ. Выполняйте и присылайте на указанный электронный адрес https://vk.com/id383242140 или egorova.venera2017@yandex.ru работы выполняйте в предложенных карточках. (Текст пишется шрифтом Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал – 1,5).
Уважаемые обучающиеся!
Перед вами методическое пособие предназначено для выполнения практических работ по истории (учебник «История», В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков М.: ОИЦ «Академия»). Задания, включенные в пособие, соответствует программе по дисциплине «История» для обучающихся 1 и 2 курса. Практические задания расположены в соответствии с изучением тем по дисциплине.
Оценка работы:
-все задания выполнены правильно – «5»;
-выполнено 70% работы - «4»;
-выполнено 50% работы - «3»
-менее 50%; работы - «2»
Правила выполнения практических работ
-
Прежде чем приступить к выполнению задания, прочтите рекомендации по работе с данным пособием. -
Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы. -
Повторите теоретический материал, относящийся к теме работы. -
Закончив выполнение практической работы, Вы должны сдать результат преподавателю. -
Если возникнут затруднения в процессе работы, обратитесь к преподавателю. -
Практические работы выполняются индивидуально каждым студентом. -
Оценка практических работ учитывает полноту ответов на поставленные задания и сроки сдачи работы. -
В случае несвоевременного выполнения практических работ, конечный срок сдачи работы устанавливается предпоследней неделей семестра. В противном случае студент будет не допущен к итоговой аттестации по дисциплине. -
Для выполнения работы можно использовать следующую литературу:
Учебник «История», В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков М.: ОИЦ «Академия»
Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца 17 века
Павленко Н.И., Лященко Л.М., Твардовский В.А. История России с 18-19вв
Алексашкина Л.Н. Всеобщая история
https://history.wikireading.ru/hNhLFDHxrO с параграфа 47 - ссылка на учебник
Интернет-ресурсы.
Практическое занятие № 48.
Тема: Политика «военного коммунизма» и НЭП
Цель: выявление причин и сущности «военного коммунизма» и новой экономической политики большевиков.
Ход работы:
Задание 1. Ознакомьтесь с содержанием материала «Военный коммунизм», «НЭП».
Военный коммунизм
Социально-экономическая политика советской власти также претерпела существенные изменения в связи с необходимостью сконцентрировать все материальные и людские ресурсы для победы над врагами.
Продовольственная диктатура осуществлялась через продкомитеты, комбеды, продовольственные рабочие отряда (продотряды) и продармию (до 80 тыс. человек).
Для предотвращения крестьянского взрыва Совет Народных Комиссаров в конце мая 1918 г. принял постановление о введении в РСФСР военного положения.
Деятельность комбедов до предела накалила обстановку в деревне.
2 декабря 1918 г. был обнародован декрет о роспуске комбедов. Расчеты на то, что комбеды помогут увеличить поставку хлеба, не оправдались. Цена хлеба оказалась неизмеримо высокой – всеобщее возмущение крестьян, вылившееся в серию крестьянских восстаний против большевиков. Необходимо было вернуть доверие прежде всего среднего крестьянства.
Новый курс получил логическое завершение в продразверстке – обязательной сдаче крестьянами государству по твердым ценам всех излишков хлеба и других продуктов, введенной по всей стране декретом Совнаркома от 11.01.1919 г. Вначале продразверстка распространялась только на хлеб, а к концу 1920 г. охватила почти все сельскохозяйственные продукты.
Согласно этому декрету, государство заранее сообщало точную цифру своих потребностей в зернах. Затем это количество распространялось (разверстывалось) по губерниям, уездам, волостям и крестьянским дворам.
Выполнение плана хлебозаготовок было обязательным. Продразверстка исходила не из возможностей крестьянских хозяйств, а из весьма условных «государственных потребностей», что на деле означало изъятие всех излишков хлеба, а зачастую и необходимых запасов.
В области промышленности был взят курс на ускоренную национализацию все отраслей промышленности.
Введена всеобщая трудовая повинность и трудовая мобилизация населения для выполнения работ общегосударственного значения, появился лозунг «Кто не работает, тот не ест».
Упразднены товарно-денежные отношения, запрещена свободная продажа продовольствия, других товаров широкого потребления. Нелегальная рыночная торговля продолжала существовать.
Созданные при ВСНХ главки (или центры) управляли деятельностью тех или иных отраслей промышленности, ведали их финансированием, материально-техническим снабжением, распределением изготовленной продукции.
Во второй половине 1920 г. был введен бесплатный проезд на транспорте, стали бесплатно пользоваться телефоном, водопроводом, газом, электричеством, жильем, отменена плата за лекарства, предметы широкого потребления, бесплатное питание детей.
Советская власть в государственных масштабах стала проводить политику устрашения населения – «красный террор» (применен к крестьянству на основании декрета от 09.05.1918 г. о представлении чрезвычайных полномочий комиссару продовольствия). В Муроме, Арзамасе, Свияжске были созданы первые концлагеря.
Между фронтом и тылом формируются специальные заградительные отряды, ведущую борьбу с дезертирами.
Итогом политики «военного коммунизма» (внутренней политики советского правительства в условиях гражданской войны, попытки преодоления экономического кризиса диктаторскими методами) стал экономический и политический кризис начала 20-х годов. Недовольство продразверсткой вылилось в войну антибольшевистских восстаний не только в деревне, но и в городе, а также среди солдат и матросов (Кронштадский мятеж в 1921 г.).
Угроза потери власти заставила руководство страны отказаться от идеи продвижения вперед в рамках политики «военного коммунизма» и искать новые пути.
Новая экономическая политика (НЭП)
К более гибкой экономической политике большевиков толкала крайне сложная обстановка в стране. К 1921 г. население России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось больше чем на 10 млн. человек; промышленное производство упало в 7 раз, в упадке транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века, сократились посевные площади, валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня.
Весной и летом 1921 г. в Поволжье разразился страшный голод (у крестьян не осталось зерна для посевов, ни желания засевать и обрабатывать землю). От голода погибло более 5 млн. человек.
Из-за нехватки сырья и топлива закрылись многие предприятия (64 завода в Петрограде – 1921 г., в том числе Путиловский). Многие рабочие уехали в деревню. Упала производительность труда, выросла детская беспризорность (в 1922 г. – 7 млн. беспризорных детей).
Переход к нэпу – новой экономической политике был провозглашен В.И. Лениным в марте 1921 г. на X съезде РКП(б).
Ее сущность заключалась в восстановлении (в ограниченных рамках) рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата; в замене продразверстки продналогом (налог был в 2 раза ниже разверстки и не мог изменяться в течение хозяйственного года, «излишки» с/х продукции оставались в распоряжении крестьян; в разрешении свободной частной торговли, разрешение аренды небольших частных предприятий, найме рабочей силы, отмене карточной системы (в 1922 г.); в переводе государственных предприятий на хозрасчет; в допущении государственного капитализма (аренда, концессии – передача в пользование на определенный срок иностранным государствам, компаниям, частным лицам природных богатств, предприятий и других объектов, принадлежащих государству), кооперации; в переходе от натуральной к денежной оплате труда; создании акционерных предприятий – российских, иностранных, смешанных; в проведении финансовой реформы – червонец превратился в конвертируемую валюту на мировом рынке.
Результаты нэпа:
1. рост валовой продукции государственной промышленности больше чем в два раза (1921 – 1924 гг.);
2. сохранены основные кадры рабочих;
3. восстановился транспорт;
4. рост продукции сельского хозяйства (1922 г.);
Но, НЭП не избавил страну от проблем, масштабы которых возрастали.
Причины кризиса нэпа:
1. кризис сбыта продукции 1923 г., связан с расхождением цен на промышленные и сельскохозяйственные товары, следовательно, ударило по финансовой системе государства, товарообороту государственной промышленности и крестьянского хозяйства.
2. кризис в области торговли 1924 г., связан с преждевременным наступлением на частный капитал, следовательно, расстройство рыночного оборота;
3. диспропорции в развитии города и деревни 1925 – 1926 гг., вызванные непоследовательной практикой кредитования хлебозаготовок, следовательно, товарный голод;
4. ожесточение идейно-политической борьбы в партии в 1923 – 1929 гг. по поводу судеб развития страны, социализма;