Файл: Методические рекомендации по учебной дисциплине История 35. 01. 01 Мастер по лесному хозяйству.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 379

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Постановление 1990 г. «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».

В стране усилились инфляционные процессы, вызванные дефицитом бюджета.

Новое руководство РСФСР (Председатель Верховного совета – Б. Н. Ельцин) разработало программу «500 дней», предполагавшую децентрализацию и приватизацию государственного сектора экономики.

Политика гласности, о которой впервые было заявлено на ХХVI съезде КПСС в феврале 1986 г., предполагала:

1) смягчение цензуры над средствами массовой информации;

2) публикацию запрещенных прежде книг и документов;

3) массовую реабилитацию жертв политических репрессий, в том числе крупнейших деятелей советской власти 1920—1930-х гг.

В стране в кратчайшие сроки появились СМИ, свободные от идеологических установок. В политической сфере был взят курс на создание постоянного парламента и социалистического правового государства. В 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР, и был создан съезд народных депутатов. Формируются партии со следующими направлении:

1) либерально-демократическая;

2) коммунистическая партии.

В самой КПСС явно обозначились три течения:

1) социал-демократическое;

2) центристское;

3) ортодоксально-традиционалистическое.

Задание: составление характеристики (политического портрета) М.С. Горбачева (с привлечением дополнительной литературы).

Задание 2. Заполните третий раздел «СССР во второй половине 80-х – начале 1990-х гг. XX века» в таблице «Развитие СССР с 1953 по 1991 гг.».

 Развитие СССР с 1953 по 1991 гг.».

Критерии сравнения

СССР в 50-х – начале 60-х гг. XX в.

СССР во второй половине 60-х – начале 80-х гг. XX в.

СССР во второй половине 80-х – начале 1990-х гг.

Период правления Н.С. Хрущева – «Оттепель»

Период правления

Л.И. Брежнева – «Застой»

Правление Ю.В. Андропова

Правление К.У. Черненко

Период правления

М.С. Горбачева – «Перестройка»

Внутренняя политика
















Внешняя политика
















Положительные стороны
















Отрицательные стороны
















Словарь терминов

Оттепель.

Развитой социализм.

Застой.

Диссидент.







Перестройка.

Гласность.


Задание 3. Сделайте вывод об основных причинах распада СССР.

Практическая работа №56


Тема: «Ликвидация СССР и образование СНГ»

Цель: определить особенности идеолог, политики и экономики государства в 90-е гг;

охарактеризовать причины распада СССР; определить каковы последствия распада СССР и образования СНГ.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, документальная кинохроника «Вести от 22 августа 1991 года. Часть 1»; документальная кинохроника «Обращение М.С. Горбачева 22 августа 1991 года».

Задание 1. Работаем с источниками, выполняем задания.

1.История современной России ведет отсчет с распада СССР, финал которого приходиться на декабрь 1991г. Предложите свою периодизацию (несколько этапов) этого исторического отрезка и дайте характеристику каждого их этапов с точки зрения целей, задач, мероприятий, результатов.

2.Продолжите мысль.

После распада СССР новой России предстояло решить следующие стратегические задачи:…

3.Сравните два подхода к проведению реформ и сделайте вывод о характере предлагаемых изменений и возможных последствий. Выберите наиболее подходящий вариант и аргументируйте выбор. Представьте свой вариант развития.

Л.А. Пономарев, сопредседатель общественно-политического движения «Демократическая Россия»: «В революционном темпе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торговле…. Действовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да, ряд его указов, принятых в этой критической обстановке, носит антиконституционный характер. Но я назвал бы их гениальными. Они абсолютно отвечали политической потребности».

А.И. Вольский, президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «…Предлагаемый курс по реформированию управления экономическим развитием – в замене практически почившей административно-командной системы на государственно регулируемую экономическую систему с плавным переходом к рыночному саморегулированию. На слово «плавный» я просил бы обратить внимание».

4.Проанализируйте и охарактеризуйте мероприятия с экономической точки зрения. Сделайте вывод об их объективных результатах и последствиях. Сформулируйте причины их неудач.

Из указа Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». 3 декабря 1991г.

1.) Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, товары народного потребления, работы и услуги…


3.) Правительству РСФСР:

  • Определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции производственно-технического назначения, основные потребительские товары и услуги, порядок их регулирования.

  • Ввести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов.

  • Осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверенными государствами – бывшими союзными республиками – переход на расчеты по согласованной межгосударственной номенклатуре поставок товаров и продукции, как правило, по мировым ценам.

5.Изучите данные об основных видах продуктов питания населения в первый год реформ. Самостоятельно найдите и изучите статистику о положении основных слоев российского общества. Учитывайте различные критерии: смертность, безработицу, заработную плату и т.д. Каким категориям населения пришлось труднее всего? Представьте вашу версию причин такого положения. Что бы вы могли предложить для предотвращения подобной ситуации?

Потребление продуктов питания в 1992 г. от уровня 1991г. Мясо – 81% Молоко – 56% Овощи – 84% Рыба – 56%
Практическая работа №57

Тема: «Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.»

Цель: определить особенности идеологи и национальной политики государства в 90-е гг; охарактеризовать причины возникновения национальной нестабильности в странах бывшего СССР; определить каковы последствия национальных конфликтов.

Задание 1: Изучить документ, ответить на вопросы к документу.

Из информационной справки МИД Российской Федерации о положении соотечественников в странах Содружества Независимых Государств.

Декабрь 1994г.

…В Казахстане (население 16464 тыс. чел., из них 6227 тыс. русских) увеличивается поток выезжающих из республики: в 1993 г. – до250 тыс. (оценочные данные Посольства РФ). Одновременно из Монголии и Китая в Казахстан в прошлом году прибыло 105 тыс. этнических казахов, которых расселяют главным образом на севере республики, т.е. в районах преобладания русского населения…

В практическом плане идет активное насаждение госаппарате казахского языка в качестве официального (принята программа перевода на него всей документации); происходит постепенное вытеснение с руководящих постов представителей неказахской национальности; населенным пунктам обоснованным русскими даются казахские названия; разрушаются памятники культуры русского народа. Отвергнуто предложение российской общественности об открытии в Казахстане «Русского университета»


Сложным является положение русских в государствах Средней Азии. В Узбекистане (население 19810 тыс. чел., из них 1653 тыс. русских), Туркменистане (население3522 тыс. чел., из них 333 тыс. русских), Таджикистане (по переписи 1989г.: население 5092 тыс.чел., из них 338 тыс. русских, за последнее время уехало более 220тыс.чел.), Киргизии (население 4430 тыс. чел., из них 815 тыс. составляют этнические россияне) к общим факторам, которые оказывают влияние на положение русской диаспоры в других республиках, добавляется исламский. Исламизация жизни, фактически получившая поддержку на государственном уровне в этих странах, помимо ее негативного психологического воздействии на русских, сопровождается открытыми угрозами в их адрес, дискриминации при рассмотрении жалоб в местных органах власти, многочисленными фактами физического и морального оскорбления достоинства и т.д….

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.)

Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф. Киселева,

Э.М. Шагина М. Гуманит. Изд.центр. ВЛАДОС,1996 с.394.)

Из рабочих материалов Государственной Думы РФ.

Ответьте на вопросы к документам.

-Как и почему изменилось положение русскоязычного населения в бывших союзных республиках?

-Что предпринимало правительство России для защиты прав русскоязычного населения?

-Чем может обернуться для РФ массовое переселение русского населения в Россию? Чем это может обернуться для стран, которые они оставят?

-Что происходит с русскоязычным населением в других странах бывшего СССР?

Задание 2. Выполните задание.

  • Покажите на карте Российской Федерации субъекты: республики, области, края, автономные округа, автономные области, города федерального подчинения.

  • Расставьте в хронологическом порядке:

-начало Чеченской войны

-принятие Конституции РФ

-подписание Хасавюртовских соглашений

-избрание президента Ельцина на второй срок

-подписание Федеративного договора

-самопровозглашение независимости республики Ичкерия.
Практическое занятие № 58.

Тема: Формирование новой российской государственности в 1990-е годы ХХ в.:

этапы и особенности политического процесса

Цель: изучение этапов и особенностей процесса формирования российской государственности в 1990-е годы XX века.