ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вызывает сложности образование сравнительной и превосходной степеней: нельзя говорить – самый ближайший, более лучше.
Часто используют неправильные формы местоимения: правильно - я думаю о вас, скучаю по вас, скучают по нас, иду к вам, их выбор (а не ихний).
Большое количество ошибок связано с употреблением составных форм имен числительных.
-
Правила склонения этой части речи просты – при склонении составных количественных числительных изменяются все входящие в него слова, при склонении составных порядковых числительных – только последнее слово: «Течение реки достигает 120 (ста двадцати) – 400 (четырехсот) метров в минуту»; «В ночь на 26 (двадцать шестое) июня шел дождь». -
При образовании словосочетаний «числительное + существительное, имеющее только форму множественного числа (сутки, сани, ножницы, брюки, очки)», используются собирательные (до 5) или количественные (с 5) числительные: «двое (трое, четверо) суток» - «пять (шесть, семь и т.д.) суток». Если необходимо показать количество предметов, обозначенных существительными только во множественном числе, от 22 до 24 использовать собирательное числительное нельзя и нужно прибегнуть к лексической замене: нельзя сказать «двадцать двое (трое, четверо) ножниц», но можно «двадцать ножниц и еще пара», «двадцать две штуки ножниц». -
Часто встречается в речи неверное употребление собирательного числительного «оба (обе)». Если оно определяет количество существительных мужского и среднего рода, то выступает в следующих падежных формах: «оба брата (дерева)» - именительный; «обоих братьев (деревьев)» - родительный; «к обоим братьям (деревьям)» — дательный; «обоих братьев (оба дерева)» — винительный; «обоими братьями (деревьями)» — творительный; «об обоих братьях (деревьях)» — предложный. Определяя количественно существительные женского рода, собирательное числительное принимает такие формы: «обе сестры (руки)» — именительный; «обеих сестер (рук)» — родительный; «к обеим сестрам (рукам)» — дательный; «обеих сестер (обе руки)» — винительный; «обеими сестрами (руками)» — творительный; «об обеих сестрах (руках)» — предложный. -
От родовой принадлежности существительного зависит склонение числительного «полтора». Числительное полтора – в именительном падеже имеет две формы: полтора – для мужского и среднего рода и полторы – для женского рода. Во всех остальных падежах это числительное имеет форму полутора.
Нарушение грамматических норм нередко связано с употреблением в речи предлогов. Так, не всегда учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между синонимическими конструкциями с предлогами из-заи благодаря.Предлог благодарясохраняет свое первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить, поэтому он употребляется для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря с указанием отрицательной причины употребление этого предлога нежелательно: не пришел на работу благодаря болезни. В данном случае правильно сказать – из-за болезни.
Заключение
Без опоры на грамматику повышение устной и письменной речи невозможно. Грамматическая правильность речи складывается из соблюдения норм морфологии и синтаксиса современного литературного языка и состоит в правильном выборе морфологических форм слова и верном построении словосочетаний и предложений.
Морфология, как известно, самый устойчивый, глубинный ярус языковой системы. Она строго организована, обладает понятиями и категориями, развивающимися по внутренним законам. В морфологии заложена национальная специфика языка. Это каркас, основа, на которой располагаются другие звенья языковой системы. Поэтому изучение морфологических норм имеет большое общеобразовательное и практическое значение. Общеобразовательная ценность заключается в том, что это часть общих знаний о природе языка и предмет, помогающий осознанию этих фактов. Практическое же значение состоит в том, что изучение этих норм обеспечивает овладение нормами литературного языка, способствует обогащению речи.
Список использованных источников
-
Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен» / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003. – 288 с. -
Дмитриева О.И., Орлова Н.М. Русский язык и культура речи. Практикум: Учебное пособие – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2002. – 152 с. -
Русский язык и культура речи: Курс лекций / Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160 с. -
Саримова Р.Р. Морфологические нормы как фактор повышения культуры устной и письменной речи студентов // Вестник Казанского технологического университета. 2013. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/morfologicheskie-normy-kak-faktor-povysheniya-kultury-ustnoy-i-pismennoy-rechi-studentov.
Санкт-Петербург
2021 г.