ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По поддержке развития педагога: технологии профессионального развития педагогов, технологии коучинга и менторства, технологии самообразования, технологии наставничества и другие технологии.
По взаимодействию с родителями и обществом: технологии сотрудничества с родителями, технологии вовлечения общества в образовательный процесс, технологии взаимодействия с образовательными и научными организациями, технологии взаимодействия с бизнес-сообществом и другими технологиями.
По индивидуализации образования: технологии дифференцированного обучения, технологии адаптивного обучения, технологии индивидуального планирования и контроля образовательного процесса, технологии индивидуального выбора учебных материалов и другие технологии.
По инновационности и актуальности: технологии с использованием последних научных и технических достижений, технологии, ориентированные на решение современных социально-экономических и экологических проблем, технологии развития критического мышления и творческих навыков, технологии формирования цифровой грамотности, технологии развития межкультурной компетенции, технологии обучения устойчивому развитию и другие инновационные и актуальные технологии.
По оценке и контролю успеваемости: технологии формативного оценивания, технологии самооценивания и взаимооценивания, технологии использования информационных технологий для оценки и контроля успеваемости, технологии анализа данных и мониторинга прогресса учащихся, технологии разработки индивидуальных планов развития и другие технологии.
По развитию метапредметных компетенций: технологии развития коммуникативных навыков, технологии развития информационно-коммуникационной компетенции, технологии развития критического мышления, технологии развития проектной деятельности, технологии развития творческих способностей, технологии развития саморегуляции и другие технологии.
По развитию социально-эмоциональных компетенций: технологии развития эмоционального интеллекта, технологии развития межличностных отношений, технологии развития коммуникативных навыков, технологии развития культуры общения, технологии развития лидерских качеств и другие технологии.
По поддержке развития творческого потенциала: технологии развития креативности, технологии стимулирования творческой активности, технологии развития творческого мышления, технологии развития творческой самореализации, технологии развития творческого процесса и другие технологии.
Это лишь некоторые из множества технологий, применяемых в образовательных процессах на разных уровнях образования.
Новое направление в технологии образовательного процесса - витагенное, придуманное и разработанное великим академиком и доктором педагогических наук А.С. Белкиным, звучит как настоящая эпохальная революция в области образования. Витагенное обучение — это истинное воплощение сотрудничества и партнерства между преподавателем и учащимся, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности в образовательных целях.
Суть витагенного образования не ограничивается простым передачей знаний, оно пропитано эмоциями, действиями и активной деятельностью, объединенными в неразделимое целое. Главная цель витагенного обучения - формирование уникальной социальной картины мира каждого человека, создание неповторимой личности, воплощающей индивидуальность в самом широком смысле этого слова.
А.С. Белкин выделяет несколько потрясающих технологий витагенного метода в преподавании, которые просто завораживают:
Прием ретроспективного анализа жизненного опыта, который позволяет разоблачить связи между витагенными и образовательными знаниями в образовательном процессе. Задача настоящего педагога заключается в том, чтобы диагностировать степень расхождения, противоречия и неприятия между этими знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, раскрыть настоящую образовательную ценность жизненного опыта каждого учащегося.
Прием опережающей проекции преподавания, который требует особого мастерства и инструментов, чтобы наложить образовательную проекцию на витагенную. Вместо простого заявления "Скоро вы узнаете что-то новое", преподаватель конкретизирует: "В следующий раз я расскажу вам о том-то, а вы представьте, что вы знаете, слышали об этом и сталкивались с этим в жизни".прием интегративного анализа, который заключается в объединении различных аспектов жизненного опыта учащихся и их интеллектуально-психологического потенциала в единое целое. Преподаватель стремится установить связи между разными областями знания, вовлекая студентов в активное обсуждение и анализ с различных точек зрения;
Прием интеграции внешнего и внутреннего опыта, который направлен на осознание личностью собственных эмоций, переживаний и рефлексии на основе внешнего опыта. Преподаватель способствует тому, чтобы учащиеся могли оценить свои эмоции, осознать свои внутренние реакции на происходящее в процессе обучения;
прием психологической проекции, который заключается в умении преподавателя воспринимать и анализировать психологические особенности учащихся, исходя из их жизненного опыта. Преподаватель стремится понять, какой опыт оказывает влияние на ученика, какие эмоции и мотивы могут возникать у него в процессе обучения;
прием сотрудничества, который основан на взаимодействии и взаимодействии преподавателя и учащихся. Витагенное обучение предполагает создание атмосферы доверия, взаимопонимания и уважения, где учащиеся активно вовлекаются в образовательный процесс, высказывают свои мнения и идеи, сотрудничают с преподавателем и друг с другом.
Таким образом, витагенное обучение, предложенное академиком А.С. Белкиным, представляет собой новое направление в технологии образовательного процесса, которое основано на актуализации жизненного опыта и интеллектуально-психологического потенциала личности учащихся.
Говоря о новых технологиях, мы имеем в виду не только технические средства, но и новые формы и методы обучения, а также новый подход к процессу обучения. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Необходимо отметить, что при выборе технологии обучения нужно учитывать не только собственные предпочтения, а, прежде всего, следует ориентироваться на возраст, способности, интересы и психологические особенности обучаемых. Ориентируясь на них, педагог может выбрать наиболее приемлемый и результативный метод.
Выбор технологии каждым конкретным учителем основывается на анализе педагогической ситуации. На определение технологии обучения обязательно скажутся, например, количество времени, отведенного на учебный предмет, отдельную тему; уровень подготовленности обучающихся, их возрастные особенности; материальная оснащенность образовательного учреждения; уровень подготовленности самого учителя.
Преподавателям нового поколения рекомендуется уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения дисциплины, способствуют достижению гармоничного развития обучаемых с учётом их индивидуальных особенностей.
Предложения по изменению сценария по схеме:
сделать акцент на уроке использовать на уроке исторические документы
Технология/форма, которую предлагаю использовать: познакомиться с кондициями Анны Иоанновны и ответить на вопросы.
Фрагмент сценария урока с использованием выбранной технологии/формы
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока по истории «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ»
Предмет | История России | |
Класс | 8 | |
Тип урока | комбинированный | |
Технология | урок с использованием ИКТ, метод проблемного обучения | |
Тема | Дворцовые перевороты 1725-1762 гг. | |
Цель | Выявить причины дворцовых переворотов в России; познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов; продолжать формировать умение сравнивать исторические явления; работать с историческими документами | |
Задачи |
| |
Оборудование и материалы | Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), дополнительные материалы, портреты | |
Основные термины, понятия, даты |
| |
Планируемый результат | ||
Предметные образовательные результаты называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников; объяснять причины и последствия дворцовых переворотов; объяснять значение понятий дворцовые перевороты, фаворит, кондиции, гвардия | Метапредметные умения Личностные УУД: - работать в группах; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - составлять план и последовательность действий; - осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: - проводить поиск информации; - проводить анализ учебного материала; - строить логические цепочки рассуждений, доказательств. Коммуникативные УУД: - уметь работать в паре, распределять обязанности для получения общего результата; | |
Дидактические задачи этапов урока | ||
Организационный | Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | |
Актуализация знаний | Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося | |
Постановка проблемы, введение в тему | Создание проблемной ситуации. Обеспечение восприятия, осмысления знаний, связей и отношений в объекте изучения. | |
Изучение нового материала. Организация самостоятельного изучения Первичное усвоение новых знаний. | Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания | |
Первичный контроль и закрепление пройденного | Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление | |
Рефлексия учебной деятельности. Выставление оценок. | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива | |
Домашнее задание | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | ||||||||||
Организационный | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алина Анатольевна. Я сегодня у вас проведу урок истории.Я надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем, и наше сотрудничество будет, взаимно приятным и полезным. Ребята, рабочий момент, у вас на столах лежат все материалы, которые вам понадобятся для урока. Это рабочие листы и вырезки документов. Сегодня мы с вами поработаем в группах. Для начала определимся, кто у вас будут капитанами команд. | Обучающиеся проверяют готовность к уроку. | ||||||||||
Актуализация знаний | - Ребята, обратите внимание на слайд.(слайд 1) «Тут кротко или строго, Царей не очень много, Царило много лиц.А более цариц ». (А. К. Толстой) - Сегодня, мы с вами разберем весьма интересную тему. Для этого мы с вами посмотрим небольшой видеоролик. (слайд 2) - Итак, ребята, что вы увидели в этом коротеньком видеоролике? - Правильно, Петр 1 на смертном одре. Не понятная ситуация, после его смерти. | 1) Просмотр фильма. 2) Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение: - Смерть Петра 1; - Обсуждение вопроса, кто станет царем после смерти императора Петра 1. | ||||||||||
Постановка проблемы, введение в тему | - Ребята, если мы хотим окончательно погрузится в эту тему, то давайте обратимся к источнику, мнению Платонова. (слайд 3) - Как вы считаете, Платонов пишет о том времени, которое мы изучаем? Если мы с вами обратимся к прошлым событиям истории, то о чем еще мог бы написать Платонов, о каком событии, которое вы уже разбирали в 7 классе. - Как вы считаете, когда подобная ситуация уже происходила в России? -Да, смутное время. Конечно, смутное время нельзя сравнивать с нашей темой, но суть будет примерно та же. - Итак, наша основная задача сегодня ответить на вопрос: (слайд 4) 1) Что произошло с Россией после смерти Петра 1. 2) Что вы хотели бы узнать об этом времени? - Основной вопроснашего урока «Почему так легко и быстро за такой сравнительно короткий промежуток времени сменилось столько правителей?» и будет проблемой нашего урока. (слайд 5) - Я вам предлагаю ознакомиться критериями оценки. По этим критериям вы сами себя оцените в конце урока.(слайд 6) | 1) Читают исторический источник от Платонова. 2) Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение: - Смутное время. Смута 3) Ответы обучающихся: - Кто будет править после Петра? - Какие изменения произошли в экономике страны после смерти Петра? 4)Читают проблему урока на экране. 5) Обучающиеся ознакамливаются с критериями оценки. | ||||||||||
Изучение нового материал. Организация самостоятельного исследования | - Итак, критерии понятны, вопросы понятны. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы должны решить несколько задач. - (слайд 7)Итак, первая задача. Отгадайте, что здесь написано? - Правильно, указ о престолонаследии. В 1722 году Петр 1 издает указ о престолонаследии. (слайд 8) - Ответьте на вопросы. 1) В чем суть этого документа? 2) Что изменилось в престолонаследии? - Верно, теперь монарх сам назначает себе приемника. Человек, упомянутый в завещании становится монархом. - Ребята, сейчас выполним следующее задание. Основная ваша задача –внимательно смотреть на слайды и попытаться запомнить то, что появится на экране. (слайды 9-15) - Итак, Екатерина 1, Петр 2, Анна Иоанновна, Иван 6, Елизавета Петровна, Петр 3, Екатерина 2. (Еще раз перечисляет имена императоров). - Семь императоров. Теперь записываем все, что вы запомнили. - Ребята, снова внимание на экран, просто запоминаем даты. (слайд 16) - Запомнили, записываем в тетрадь. - Молодцы, закончили писать. Капитаны поднимите руки. У вас самая ответственная задача, вы должны сорганизовать вашу группу. После того, как выполните задание, вы должны будетевыступить и представить сделанные выводы. - Следующее задание: изучить, анализировать предложенные документы и заполнить таблицу.
На работу отводится не более 5 минут. Начали. (слайд 17) - Внимание ребята, время истекло. | 1) Ответы обучающихся: - Указ о престолонаследии. 2) Ответы обучающихся: - Престол передавался не от отца к сыну, как это было раньше, а тому кому завещает престол император. 3) Обучающиеся смотрят на экран. 4) Обучающиеся записывают в тетрадь. 5) Обучающиеся изучают документы, исторические источники, заполняют таблицу. |