Файл: Контрольной работы, посвященной образовательному процессу в дошкольном учреждении, является актуальной в настоящее время по ряду причин.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
титульный лист
Содержание
Введение…………………………………………………………………. | 3 |
1 Сущность педагогического процесса……………………….. | 4 |
2 Характеристика педагогического процесса………………………… | 6 |
3 Планирование воспитательно-образовательной работы с дошкольниками………………………………………………………. | 10 |
Заключение……………………………………………………………… | 13 |
Список использованной литературы………………………………. | 14 |
Приложения……………………………………………………………… | 15 |
Введение
Тема контрольной работы, посвященной образовательному процессу в дошкольном учреждении, является актуальной в настоящее время по ряду причин.
Характер образовательного процесса в детских дошкольных учреждениях обусловлен современными тенденциями развития педагогической науки и практики дошкольного образования. Современная философия образования, тенденции развития детской психологии и дошкольной педагогики позволяют рассматривать детский сад, как уникальное пространство накопления ребенком опыта взаимодействия с миром – опыта познания и проникновения в культуру, знакомства и приобщения к человеческим отношениям.
Актуальность темы усиливается, таким образом, важной ролью дошкольного периода в развитии человека; в этот период закладывается базис, как физического здоровья ребенка, так и интеллектуального и нравственного развития личности.
Цель контрольной работы – раскрыть понятие, структуру и особенности образовательного процесса в детских дошкольных учреждениях.
Целью обусловлены поставленные задачи:
-
проанализировать сущность педагогического процесса; -
дать характеристику педагогического процесса; -
раскрыть основные особенности планирования воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.
В процессе изучения темы использовались учебные пособия по дошкольной педагогике таких авторов, как: А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. Также были использованы сборники передового опыта педагогов ДОУ, в которых собран разносторонний практический материал, связанный с жизнедеятельностью дошкольного учреждения. Среди авторов: Н.В. Елжова, М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова.
1 Сущность педагогического процесса
В современной педагогической науке существует несколько разнообразных точек зрения на понимание сущности педагогического процесса (Ю.К. Бабабинский, Б.П. Битинас, З.И. Васильева, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина и др.).
Приведем одно из определений: «педагогический процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения» (А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева) [1, с. 120].
Неотъемлемой составляющей педагогического процесса является воспитание. Воспитательный процесс – сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (И.Ф. Харламов) [цит. по: 1, с 121].
С позиции концепции гуманизации образования воспитание определяется, как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении (Е.В. Бондаревская) [цит. по: 1, с 121].
Особенности воспитания в дошкольном возрасте заключаются в следующем. Дошкольное детство – уникальный этап в развитии, качественно отличающийся от последующих жизненных периодов, что проявляется в особенностях био- и социогенеза, способах познания и мышления, в деятельности и отношении ребенка с предметным и социальным миром, в самосознании. Воспитание дошкольников ориентируется как на общие закономерности воспитательного процесса, так и на своеобразие развития ребенка в период дошкольного детства.
Цель воспитания – ввести дошкольника в мир культуры, способствовать разностороннему развитию его способностей, психическому и физическому здоровью, стимулировать и сохранять индивидуальность.
Воспитание в дошкольном возрасте направлено на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Остановимся на сущности обучения в целостном педагогическом процессе. Обучение – это способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования. Обучение – это общение педагога и детей, в процессе которого происходит управляемое познание, освоение социокультурного опыта, овладение конкретными видами деятельности, которые лежат в основе формирования личности, освоения системы ценностей [1, с. 125].
Процесс обучения – это развитие обучения во времени, пространстве, последовательность его циклов, сменяющих друг друга в педагогическом процессе.
Обучение является составной частью педагогического процесса, поэтому структура процесса обучения отражает структуру педагогического процесса детского сада. Процесс обучения представляет собой взаимодействие двух процессов: учения (деятельности обучающегося) и преподавания (деятельности обучающего), которое осуществляется на основе содержания образования.
Содержание образования обеспечивает вхождение ребенка в современный мир через взаимодействие с различными сферами культуры: родным языком и детской литературой, изобразительным искусством и музыкой, экологией, математикой, трудовой деятельностью. Происходит формирование разнообразных знаний, специальных (в рамках одного вида деятельности, например, изобразительной, математической и т.д.) и общих умений (познавательные, речевые, учебные и т.д.). В процессе обучения происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, формируются основы здорового образа жизни [4, с. 105].
2 Характеристика педагогического процесса
Приведенное ранее общее определение педагогического процесса, данное А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой [1, с. 120], дает возможность выделить ведущие характеристики и особенности педагогического процесса детского сада. Как видно из определения, ведущими характеристиками педагогического процесса являются:
-
целенаправленность; -
целостность; -
наличие связей между участниками; -
системность и процессуальность (деятельностный характер).
Остановимся на целенаправленности педагогического процесса. Характер целей педагогического процесса в детском саду обусловлен современными тенденциями развития педагогической науки и практики дошкольного образования.
Современная философия образования, тенденции развития детской психологии и дошкольной педагогики позволяют рассматривать детский сад, как уникальное пространство накопления ребенком опыта взаимодействия с миром – опыта познания и проникновения в культуру знакомства и приобщения к человеческим отношениям. В дошкольном возрасте происходят процессы, которые позволяют детям открывать мир для себя и, одновременно, раскрывать себя миру. Поэтому цели педагогического процесса детского сада, в первую очередь, связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия. В связи с этим собственно педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.
Цели педагогического процесса образуются путем соединения в единой точке четырех составляющих:
-
ценностная позиция педагога; -
целевые установки образовательной организации; -
учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей; -
учет социальных запросов родителей [1, с. 123].
Перейдем к целостности педагогического процесса. Она является одной из ведущих характеристик педагогического процесса. Целостность характерная черта педагогического процесса в детском саду. В отличие от системы школьного образования, в педагогическом процессе детского сада нет четкой границы в формах организации процессов воспитания и обучения ребенка. Целостность педагогического процесса понимается как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранение природы ребенка и ее развития в культуре, обогащения индивидуального культурного опыта в процессе включения в социокультурный опыт, единства развития и образования.
Целостный педагогический процесс в детском саду – это процесс, в котором обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка. Возрастные особенности дошкольника, гибкость подвижность и сензитивность в развитии соматики, физиологии, психики требуют особого рода сопровождения малыша в педагогическом процессе. Использование системы медико-психолого-педагогического сопровождения в педагогическом процессе превращает его на этапе практической реализации в индивидуальный образовательно-развивающий маршрут дошкольника.
В педагогическом процессе обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач. В детском саду с детьми взаимодействует большое количество педагогов. Реализация здоровьесберегающей функции педагогического процесса в современных условиях связана с нахождением способов интеграции разных видов деятельности детей, организации образовательного процесса, синтезирующего работу разных спецталистов [4, с. 106].
В педагогическом процессе обеспечивается целостность в процессе взаимодействия ребенка с миром взрослых. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет выстраивать единые стратегические линии становления целостности личности, раскрытия ее внутреннего потенциала.
В педагогическом процессе обеспечивается целостность образовательного пространства. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга.
Остановимся на характере связей между участниками педагогического процесса. Наиболее распространенным видом связей между педагогом и детьми является взаимодействие, как особый вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения [4, с. 110].
Организация взаимодействия, как процесса содействия, присуща личностно-ориентированному подходу и предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников педагогического процесса, то есть субъект-субъектные отношения педагога и детей. При таком типе взаимодействия педагогом предлагаются способы и формы, учитывающие индивидуальные интересы, отношения, склонности детей и предлагающие широкую палитру ролевых взаимоотношений и сотрудничества.
Отметим системность и процессуальность (деятельностный характер) педагогического процесса. Педагогический процесс в детском саду представляет собой пример системного объекта – совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.
Структура педагогического процесса детского сада, как системы, представлена в приложении 1 [1, с. 127].
В реальной практике организации педагогического процесса можно отметить такую важную характеристику педагогического процесса, как процессуальность, или протяженность во времени. В данном контексте педагогический процесс представляет собой последовательность сменяющих друг друга и требующих решения разнообразных и разноплановых задач.
В ходе организации педагогического процесса педагог решает разные по содержанию, уровню сложности, масштабности результатов задачи. Это и задачи, которые проектируются по результатам развития ребенка, и задачи, которые возникают ситуативно в ежедневной жизнедеятельности детей.
В организации педагогического процесса можно выделить ряд этапов:
-
Этап анализа ситуации, определения педагогической задачи, проектирования вариантов решения и выбора оптимальных условий реализации; -
Этап осуществления плана решения задачи на практике, предусматривающий организацию деятельности и взаимодействия субъектов педагогического процесса; -
Этап анализа результатов решения поставленной задачи [1, с. 128].
Характер и успешность педагогического взаимодействия во многом определяются тем, насколько полно и адекватно учитываются возрастные психологические особенности ребенка.