Файл: П. 1 Тема практического занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П. 4.1 Тема практического занятия: Особенности взаимодействия и оказания помощи лицам, имеющим комплексные нарушения в развитии
Аннотация: в рамках практического занятия слушатели знакомятся с основными понятиями, касающимися взаимодействия и оказания помощи лицам с комплексными нарушениями , знакомятся с психическим своеобразием представленной нозологической группы, а также со способами взаимодействия и оказания помощи в различных жизненных ситуациях. .

План практического занятия:

  1. Понятие о сложных, осложненных и множественных нарушениях.

  2. Особенности психического и социального развития лиц с ТМНР.

  3. Способы коммуникации с лицами с ТМНР.

  4. Специфика сопровождение и ухода за лицами с ТМНР.


Основное содержание темы:

На данный момент в инклюзивной практике отмечается увеличение численности лиц с комплексными нарушениями в развитии, психическое и социальное развитие которых отмечается качественным своеобразием. При этом специалисты, работающие с заявленной категорией, разграничивают понятия «сложное нарушение», «осложненное нарушение» и «множественное/комплексное нарушение».

По определению М.Г. Блюминой к сложным нарушениям следует относить особенности развития, характеризующиеся наличием двумя или более первичными нарушениями, каждый из которых существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами.

В.Н. Чулков, характеризуя осложненное нарушение развития, выделяет в его структуре одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития, например, лица умственной отсталостью и небольшим снижением слуха. По мнению этого же автора, множественные нарушения характеризуются тремя или более нарушениями (первичными).

Для лиц с ТМНР характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых людей выявляются
текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их сопровождение.

Таким образом, совокупность нескольких дефектов в структуре нарушения приводит к сложной, качественно новой картине психического развития. Так, у данной категории отмечаются специфические особенности памяти, внимания, мышления, речи, воображения, которые затрудняют овладение любыми видами деятельности (предметной, игровой, бытовой и пр.). В связи с этим человек с комплексными нарушениями требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

На первый план среди перечисленных особенностей выступают особенности коммуникации и способы установления контакта при тяжелых и множественных нарушениях развития. Большая часть лиц с комплексными нарушениями владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос отдельными словами, словосочетаниями или фразой. Другая часть, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, вокализаций, графических изображений, отдельных слогов и стереотипного набора слов.

В процессе сопровождения лиц с ТМНР необходимо руководствоваться правилами этикета при общении с лицами, имеющими комплексные нарушения, а также рекомендациями по сопровождению данной категории лиц в общественном транспорте, открытом и закрытом помещении, открытом пространстве и пр.

В процессе ухода за лицами с комплексными нарушениями следует руководствоваться общими принципами развивающего ухода в целях преодоления последствий депривации (сенсорной, двигательной, эмоциональной и пр.) и расширении их социального опыта.

Развивающий уход за лицами с комплексными нарушениями предполагает реализацию повседневной двигательной активности (в том числе профилактику вторичных нарушений у лиц, которые не могут самостоятельно менять положение тела), кормление, одевание и гигиенический уход, а также организацию занятости (чтение, выполнение доступных социально-бытовых действий и др.).



Список литературы:

  1. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития: информационно-методический сборник для специалистов / Под ред. А.Л. Битовой, О.С.Бояршиновой. – М., 2017.

  2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст]: [программно-методические материалы] / Бгажнокова И.М. [и др.]. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 239 с.

  3. Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития [Текст]: пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. - М.: Просвещение, 2008. - 14 с.

Вопросы и задания:

  1. Внимательно изучите материалы для подготовки к практическому занятию.

  2. Ответьте на вопросы:

- Что определяет дифференциацию между сложным, осложненным и комплексным нарушениями?

- Какие способы коммуникации можно применять в процессе сопровождения лица с ТМНР, не владеющего устной речью?
Самостоятельная работа:

1. Подготовьте памятку по специфике сопровождения лица с ТМНР в открытом пространстве.

2. Заполните таблицу «Особенности постурального ухода за лицами с двигательными нарушениями»


Позиционирование

Рекомендации

Положение на спине




Положение на животе




Положение на боку




Положение сидя




Положение стоя




Вопросы для теста с ответом:

1. Человек с ДЦП с небольшим снижением слуха относится к следующей категории нарушений:

а) сложное нарушение;

б) осложненное нарушение;

в) множественное нарушение.

2. Основной задачей волонтерского сопровождения лица с ТМНР является:

а) решение вопроса изоляции его от окружающего мира;

б) включение его в процесс образования;

в) культурное и социальное развитие;

г) овладение ребенка языком.

3. Одним из базовых аспектов деятельности волонтера в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ТМНР, имеющего двигательные нарушения, является:

а) правильное позиционирование;

б) установление зрительного контакта;


в) сенсорное насыщение ребенка.

4.1 Особенности взаимодействия и оказания помощи лицам, имеющим комплексные нарушения в развитии:

На данный момент на территории России отмечается увеличение численности лиц с комплексными нарушениями, психическое и социальное развитие которых отмечается качественным своеобразием. При этом специалисты, работающие с заявленной категорией, разграничивают понятия «сложное нарушение», «осложненное нарушение» и «комплексное нарушение».

По мнению В.Н.Чулкова, множественные нарушения характеризуются тремя или более нарушениями (первичными).

Для лиц с комплексными нарушениями характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых людей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их сопровождение. Таким образом, совокупность нескольких дефектов в структуре нарушения приводит к сложной, качественно новой картине психического развития.

В процессе сопровождения лиц с комплексными нарушениями необходимо руководствоваться правилами этикета при общении с данной категорией лиц, а также рекомендациями по их сопровождению в общественном транспорте, открытом и закрытом помещении, открытом пространстве и пр.

В процессе ухода за лицами с комплексными нарушениями следует руководствоваться общими принципами развивающего ухода в целях преодоления последствий депривации (сенсорной, двигательной, эмоциональной и пр.) и расширении их социального опыта. Развивающий уход за данной группой лиц предполагает реализацию повседневной двигательной активности (в том числе профилактику вторичных нарушений у лиц, которые не могут самостоятельно менять положение тела), кормление, одевание и гигиенический уход, а также организацию занятости (чтение, выполнение доступных социально-бытовых действий и др.).


Список литературы:

  1. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития: информационно-методический сборник для специалистов / Под ред. А.Л. Битовой, О.С.Бояршиновой. – М., 2017.

  2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст]: [программно-методические материалы] / Бгажнокова И.М. [и др.]. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 239 с.

  3. Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития [Текст]: пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. - М.: Просвещение, 2008. - 14 с.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ВТОРИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ – возникают опосредованно в процессе задержанного, искаженного или нарушенного развития ребенка. Являются основным объектом психолого-педагогического изучения и коррекции.

ДЕПРИВАЦИЯ – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека, а в особенности ребенка, в удовлетворении его насущных биологических и социальных потребностей.

КОМПЛЕКСНЫЕ НАРУШЕНИЯ – сочетание у одного ребёнка трёх и более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии.

«ОСЛОЖНЁННЫЙ» ДЕФЕКТ – сочетание у ребёнка одного существенного психофизического нарушения, выраженной в слабой степени, но заметно отягощающего ход развития.

ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ – нарушение, непосредственно вытекающее из биологического характера болезни (нарушение зрения или слуха при поражении анализаторов).

СЛОЖНОЕ НАРУШЕНИЕ РАЗВИТИЯ – сочетание двух психофизических нарушений у одного ребёнка.