ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
П. 4.1 Тема практического занятия: Особенности взаимодействия и оказания помощи лицам, имеющим комплексные нарушения в развитии
Аннотация: в рамках практического занятия слушатели знакомятся с основными понятиями, касающимися взаимодействия и оказания помощи лицам с комплексными нарушениями , знакомятся с психическим своеобразием представленной нозологической группы, а также со способами взаимодействия и оказания помощи в различных жизненных ситуациях. .
План практического занятия:
-
Понятие о сложных, осложненных и множественных нарушениях. -
Особенности психического и социального развития лиц с ТМНР. -
Способы коммуникации с лицами с ТМНР. -
Специфика сопровождение и ухода за лицами с ТМНР.
Основное содержание темы:
На данный момент в инклюзивной практике отмечается увеличение численности лиц с комплексными нарушениями в развитии, психическое и социальное развитие которых отмечается качественным своеобразием. При этом специалисты, работающие с заявленной категорией, разграничивают понятия «сложное нарушение», «осложненное нарушение» и «множественное/комплексное нарушение».
По определению М.Г. Блюминой к сложным нарушениям следует относить особенности развития, характеризующиеся наличием двумя или более первичными нарушениями, каждый из которых существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами.
В.Н. Чулков, характеризуя осложненное нарушение развития, выделяет в его структуре одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития, например, лица умственной отсталостью и небольшим снижением слуха. По мнению этого же автора, множественные нарушения характеризуются тремя или более нарушениями (первичными).
Для лиц с ТМНР характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых людей выявляются
текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их сопровождение.
Таким образом, совокупность нескольких дефектов в структуре нарушения приводит к сложной, качественно новой картине психического развития. Так, у данной категории отмечаются специфические особенности памяти, внимания, мышления, речи, воображения, которые затрудняют овладение любыми видами деятельности (предметной, игровой, бытовой и пр.). В связи с этим человек с комплексными нарушениями требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
На первый план среди перечисленных особенностей выступают особенности коммуникации и способы установления контакта при тяжелых и множественных нарушениях развития. Большая часть лиц с комплексными нарушениями владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос отдельными словами, словосочетаниями или фразой. Другая часть, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, вокализаций, графических изображений, отдельных слогов и стереотипного набора слов.
В процессе сопровождения лиц с ТМНР необходимо руководствоваться правилами этикета при общении с лицами, имеющими комплексные нарушения, а также рекомендациями по сопровождению данной категории лиц в общественном транспорте, открытом и закрытом помещении, открытом пространстве и пр.
В процессе ухода за лицами с комплексными нарушениями следует руководствоваться общими принципами развивающего ухода в целях преодоления последствий депривации (сенсорной, двигательной, эмоциональной и пр.) и расширении их социального опыта.
Развивающий уход за лицами с комплексными нарушениями предполагает реализацию повседневной двигательной активности (в том числе профилактику вторичных нарушений у лиц, которые не могут самостоятельно менять положение тела), кормление, одевание и гигиенический уход, а также организацию занятости (чтение, выполнение доступных социально-бытовых действий и др.).
Список литературы:
-
Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития: информационно-методический сборник для специалистов / Под ред. А.Л. Битовой, О.С.Бояршиновой. – М., 2017. -
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст]: [программно-методические материалы] / Бгажнокова И.М. [и др.]. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 239 с. -
Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития [Текст]: пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. - М.: Просвещение, 2008. - 14 с.
Вопросы и задания:
-
Внимательно изучите материалы для подготовки к практическому занятию. -
Ответьте на вопросы:
- Что определяет дифференциацию между сложным, осложненным и комплексным нарушениями?
- Какие способы коммуникации можно применять в процессе сопровождения лица с ТМНР, не владеющего устной речью?
Самостоятельная работа:
1. Подготовьте памятку по специфике сопровождения лица с ТМНР в открытом пространстве.
2. Заполните таблицу «Особенности постурального ухода за лицами с двигательными нарушениями»
Позиционирование | Рекомендации |
Положение на спине | |
Положение на животе | |
Положение на боку | |
Положение сидя | |
Положение стоя | |
Вопросы для теста с ответом:
1. Человек с ДЦП с небольшим снижением слуха относится к следующей категории нарушений:
а) сложное нарушение;
б) осложненное нарушение;
в) множественное нарушение.
2. Основной задачей волонтерского сопровождения лица с ТМНР является:
а) решение вопроса изоляции его от окружающего мира;
б) включение его в процесс образования;
в) культурное и социальное развитие;
г) овладение ребенка языком.
3. Одним из базовых аспектов деятельности волонтера в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ТМНР, имеющего двигательные нарушения, является:
а) правильное позиционирование;
б) установление зрительного контакта;
в) сенсорное насыщение ребенка.
4.1 Особенности взаимодействия и оказания помощи лицам, имеющим комплексные нарушения в развитии:
На данный момент на территории России отмечается увеличение численности лиц с комплексными нарушениями, психическое и социальное развитие которых отмечается качественным своеобразием. При этом специалисты, работающие с заявленной категорией, разграничивают понятия «сложное нарушение», «осложненное нарушение» и «комплексное нарушение».
По мнению В.Н.Чулкова, множественные нарушения характеризуются тремя или более нарушениями (первичными).
Для лиц с комплексными нарушениями характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых людей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их сопровождение. Таким образом, совокупность нескольких дефектов в структуре нарушения приводит к сложной, качественно новой картине психического развития.
В процессе сопровождения лиц с комплексными нарушениями необходимо руководствоваться правилами этикета при общении с данной категорией лиц, а также рекомендациями по их сопровождению в общественном транспорте, открытом и закрытом помещении, открытом пространстве и пр.
В процессе ухода за лицами с комплексными нарушениями следует руководствоваться общими принципами развивающего ухода в целях преодоления последствий депривации (сенсорной, двигательной, эмоциональной и пр.) и расширении их социального опыта. Развивающий уход за данной группой лиц предполагает реализацию повседневной двигательной активности (в том числе профилактику вторичных нарушений у лиц, которые не могут самостоятельно менять положение тела), кормление, одевание и гигиенический уход, а также организацию занятости (чтение, выполнение доступных социально-бытовых действий и др.).
Список литературы:
-
Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития: информационно-методический сборник для специалистов / Под ред. А.Л. Битовой, О.С.Бояршиновой. – М., 2017. -
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст]: [программно-методические материалы] / Бгажнокова И.М. [и др.]. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 239 с. -
Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития [Текст]: пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. - М.: Просвещение, 2008. - 14 с.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ВТОРИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ – возникают опосредованно в процессе задержанного, искаженного или нарушенного развития ребенка. Являются основным объектом психолого-педагогического изучения и коррекции.
ДЕПРИВАЦИЯ – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека, а в особенности ребенка, в удовлетворении его насущных биологических и социальных потребностей.
КОМПЛЕКСНЫЕ НАРУШЕНИЯ – сочетание у одного ребёнка трёх и более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии.
«ОСЛОЖНЁННЫЙ» ДЕФЕКТ – сочетание у ребёнка одного существенного психофизического нарушения, выраженной в слабой степени, но заметно отягощающего ход развития.
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ – нарушение, непосредственно вытекающее из биологического характера болезни (нарушение зрения или слуха при поражении анализаторов).
СЛОЖНОЕ НАРУШЕНИЕ РАЗВИТИЯ – сочетание двух психофизических нарушений у одного ребёнка.