Файл: Объединение германии. Конституция 1871 г..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пруссия имела огромную долю власти в верхней палате империи. Председателем палаты, как уже было сказано, был канцлер – прусский министр, назначаемый по воле прусского короля. Одно это давало Пруссии заметное преобладание в бундесрате. Для отклонения законопроекта об изменении конституции требовалось всего 14 голосов: “Изменения конституции считаются отклоненными, если имеют против себя 14 голосов в союзном совете” (ст.78), между тем Пруссия была представлена в верхней палате первоначально 17-ю депутатами, затем их стало 22. От Пруссии зависело отклонение любого законопроекта. Мелкие государства нередко даже отказывались являться в бундесрат.

Нижняя палата парламента сохранила название рейхстага. Он избирался сначала на 3 года, затем (с1887 г.) на пять: “Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов” (ст. 20). Фактическая власть рейхстага была небольшой. Его неоднократные попытки установить хотя бы минимальный контроль над исполнительной властью неизменно завершались поражением.

Статья 20 конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательного права, хотя сам Бисмарк относился к всеобщему голосованию как институту вредному и опасному.

Всеобщее избирательное право было продиктовано чисто политическими, точнее внешнеполитическими, обстоятельствами: необходимо было лишить аргументов те европейские державы, которые усматривали в насильственном объединении Германии нарушение исконной воли объединенных народов.

Досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней – бундесрата, и это не единожды делалось.

Итак, как уже было сказано выше, имперское правительство было представлено в единственном лице – лице канцлера. Кабинета министров не существовало. Министры, ведавшие определенным кругом дел, находились в подчинении канцлера. Бисмарк писал: “Действительную ответственность в делах большой политики может нести только один единственный руководящий министр, а не анонимная комиссия с мажоритарным голосованием”.

Функции имперского правительства были весьма широкими. “Надзору со стороны империи и ее законодательству подлежат следующие предметы:

1. Определения, касающиеся свободы переселения
, отношений к месту рождения и к месту жительства, права гражданства, паспортов, полиции, иностранцев, а также касающиеся ремесла и страхования, сверх того определения о колонизации и о переселении в иностранные, негерманские земли.

2. Законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых для нужд империи.

3. Определение системы мер, весов и монет, а также основные положения о выпуске бумажных денег, гарантированных движимыми или недвижимыми ценностями.

4. Общие определения в банках.

5. Патенты на изобретения.

6. Охрана авторской собственности.

7. Организация общей защиты германской торговли за границей, германского мореплавания и распределение общего консульского представительства, установленного на счет империи.

8. Железные дороги и пути сообщения, водные и сухопутные, установленные в интересах защиты страны и всеобщего оборота.

9. Почта и телеграф

13. Общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство.

14. Армия и военный флот в империи.

На долю же местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов, получавших преимущества перед законами областническими.

Итак, по своему социально-политическому содержанию конституция 1871 г. была выражением компромисса, установившегося в ходе развития страны, между феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германским капиталом.

В создавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще полуфеодального землевладения и некоторых иных пережитков феодализма вообще, включая городскую промышленность и ремесло.

  1. Заключение.

Завершая работу, необходимо подвести итоги, сделать основные выводы.

Несмотря на то, что многие попытки объединения Германии, такие как Рейнский союз (1806 - 1813 гг.), образованный Наполеоном I, и Германский союз, просуществовавший с 1815 по 1866 г., были не очень удачными, ее воссоединение в единую Германскую империю все-таки состоялось. Огромную роль в этом объединении сыграл в то время первый министр Пруссии, а в последствии канцлер Германской империи, Отто фон Бисмарк. Итак, в 1871 году Германия была объединена “железом и кровью”.

Сам факт объединения, несмотря антидемократичность его пути, был прогрессивным, так как устранял препятствия к экономическому развитию страны.



Конституция Германии 1871 года – реакционная и абсолютистская по своему духу и заложенным в нее идеям – была полна юридических нелепостей и несообразностей. Император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он же был волен назначать и смещать по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король, он был волен приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный ему закон, касающийся конституции, финансов и военного дела.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задача №5.

Раб Стих был захвачен с поличным за кражу плодов из сада Тиция. Какое наказание ожидает его по законам XII Таблиц?

Ответ:

По Закону ХII таблиц (согласно таблицы VIII, пункт 14) раб, пойманный на краже, должент быть наказан кнутом и сброшен со скалы.

Пункт 14:

(Авл Геллий, Аттические ночи, XI, 18, 8: Децемвиры предписывали свободных людей, пойманных в краже с поличным, подвергать телесному наказанию и выдавать [головой] тому, у кого совершена кража, рабов же наказывать кнутом и сбрасывать со скалы; но [в отношении несовершеннолетних] было постановлено или подвергать их по усмотрению претора телесному наказанию, или взыскивать с них возмещение убытков).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Законы XII таблиц [Электронный ресурс]: http://ancientrome.ru/ius/i.htm?a=1446588975

2. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция": в 2 томах / [О. Л. Лысенко [и др.] ; отв. ред. Н. А. Крашенинникова и О. А. Жидков. Т. 1 : Древний мир и Средние века. - Москва : Норма: ИНФРА-М, 2020. - 720 с. http://znanium.com/go.php?id=1041586

3. Без автора. Т 1 : Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в 2 томах : Том 1: Древний мир и Средние века#205: / Без автора, Н. А. Крашенинникова, О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. - Москва : ООО "Юридическое издательство Норма", 2020. - 816 с. http://znanium.com/go.php?id=1041585

4. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" : в 2 томах . Т. 2 : Современная эпоха / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. - Москва : Норма: ИНФРА-М, 2019. - 816 с. http://znanium.com/go.php?id=982416