Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования чайковская государственная академия физической культуры и спорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧАЙКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
(ФГБОУ ВО «ЧГАФКиС»)
Кафедра Адаптивной физической культуры и оздоровительных технологий
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АНТИДОПИНГОВАЯ ПРОГРАММА
для СШОР «Звезда» г. Пермь
Разработчик: студент 312 гр.
___________ Бражкин В.В.
Проверил: доцент
____________Ардашев А.Е.
Чайковский, 2022
Оглавление
Введение ……………………........................................................................... | 3 |
1. Пояснительная записка ………………………........................................... | 4 |
2. Тематический план………………………………………………………… | 6 |
3. Содержание тем ……………………………………………………………. | 7 |
4. Задания для самостоятельной работы……………………………………. | 10 |
5. Методические рекомендации к организации и проведению занятий….. | 12 |
6. Рекомендуемая литература……………………………………………….. | 13 |
7. Оценочные средства……………………………………………………….. | 16 |
Список использованных источников………………………….. | 17 |
Введение
Образовательные антидопинговые программы, разработаны в соответствии с примерными "Образовательными антидопинговые программами, разработанных для различных типов образовательных организаций и организаций, осуществляющих спортивную подготовку" утвержденных Минспортом России 23.08.2017 г. [1].
Антидопинговая образовательная программа направлена на формирование нулевой терпимости к допингу у молодежи, спортсменов и иных специалистов в области физической культуры и спорта.
Допинг представляет собой серьезную проблему, значимость которой в настоящее время вышла за рамки спорта и, в частности, оказалась связана с репутационными потерями для страны в целом. Решение данной проблемы не может ограничиваться контрольно-запретительными мерами; не менее важно формирование у спортсменов, а также у будущих специалистов в области физической культуры и спорта (тренеры, преподаватели) установки о нетерпимости к данному явлению на ценностно-мотивационном уровне. Задача предлагаемых программ - не ограничиваясь информированием, подвести занимающихся к убеждению о недопустимости допинга как следствию личностного выбора [1].
Материал предложенной образовательной антидопинговой программ учитывает особенности восприятия новой информации, освоения знаний и формирования умений у слушателей.
Программа включают в себя пояснительную записку, тематический план, содержание тем, задания для самостоятельной работы, методические рекомендации к организации и проведению занятий, рекомендуемую литературу, оценочные средства.
-
Пояснительная записка
Образовательные антидопинговые программы, разработанные для различных типов образовательных организаций и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, подготовлены Министерством спорта Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским антидопинговым агентством «РУСАДА» во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 09.11.2016 № Пр-2179 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 11 октября 2016 г.
Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий их реализации. Антидопинговая образовательная программа направлена на формирование нетерпимости к допингу у обучающихся с целью предотвращения допинга в спортивной среде; ее характеризует акцентирование внимания не только на информирование, но и на ценностно-мотивационную сферу, формирование личностной установки о неприемлемости данного явления. В данном документе программы включают в себя пояснительную записку, тематический план, содержание тем, задания для самостоятельной работы, методические рекомендации к организации и проведению занятий, рекомендуемую литературу; в некоторых программах представлены также оценочные средства.
Образовательные антидопинговые программы предназначены для широкого круга специалистов, осуществляющих свою деятельность в области образования и спортивной подготовки.
Программа ориентирована на студентов ВУЗов, получающих образование, не связанное с физической культурой и спортом. Этой целевой аудитории проблема допинга знакома, по большей части, благодаря стереотипам, транслируемым в СМИ, и осознается преимущественно через призму «допинговых скандалов». Вероятность того, что проблема окажется значимой в личностном плане и молодой человек встанет перед таким выбором, гораздо меньше, чем применительно к студентам физкультурно-спортивных ВУЗов (хотя и не исключена – к сожалению, злоупотребление некоторыми запрещенными субстанциями давно уже вышло за пределы спорта). Отвечая на вопрос, зачем им осваивать антидопинговую образовательную программу, акцентируем внимание на следующих аспектах:
1. Проблема допинга вышла за рамки собственно спорта и так или иначе проявляется в различных сферах общественной жизни: экономической, политической и т. д. В этом плане ее изучение можно рассматривать как элемент общекультурного развития.
2. Для формирования корректного и заинтересованного отношения к спорту важно понимать реальное состояние ситуации с допингом и отказаться от некоторых шаблонов и стереотипов (особенно от взгляда, что слова «спорт» и «допинг» – едва ли не синонимы).
3. Обсуждение проблемы допинга расширяет возможности решения задачи профилактики зависимого поведения в подростково-молодежной среде (в том числе и такие аспекты, как получившее распространение в некоторых молодежных кругах немедицинское употребление стероидных субстанций, стимуляторов и т. п.).
Соответственно, программы имеют следующую специфику:
– Отражение проблемы допинга в областях общественной жизни, напрямую не связанных со спортом.
– Критический анализ распространенных стереотипов о допинге.
– Критический анализ информации о недавних «допинговых скандалах» (актуальные примеры берутся из недавних новостей, опубликованных в СМИ).
– Усиленное акцентирование внимания на параллелях между проблемами допинга и аддиктивного поведения.
В сложившейся образовательной практике отдельные учебные курсы антидопинговой тематики для студентов ВУЗов, не относящихся к физкультурно-спортивным, в большинстве случаев не читаются. Вопрос о целесообразность их внедрения и место в учебном плане (семестр, в котором они читаются, статус обязательной дисциплины либо курса по выбору) должен решаться в каждом случае индивидуально в зависимости от направления подготовки студентов и вероятности того, что они столкнутся с подобными вопросами в будущей профессиональной деятельности. Как правило, целесообразно изучать данную проблему на протяжении 3-го или 4-го семестров, либо предложив в качестве дисциплины по выбору, либо интегрировав как теоретический блок в общий курс физической культуры.
-
Тематический план программы
№ | Наименование темы | Часы | ||
всего | аудиторная работа | самостоятельная работа | ||
1 | Допинг как глобальная проблема современного спорта | 4 | 2 | 2 |
2 | Запрещенные субстанции и методы | 2 | 2 | |
3 | Последствия допинга | 2 | 2 | |
4 | Допинг и зависимое поведение | 4 | 2 | 2 |
5 | Социальные аспекты проблемы допинга | 4 | 2 | 2 |
6 | Предотвращение допинга | 2 | 2 | |
7 | Контроль знаний | 2 | 2 | |
Итого: | 20 | 14 | 6 |
-
Содержание тем.
3.1. Допинг как глобальная проблема современного спорта.
Определение допинга. Суть антидопинговых правил как инструмента регламентации честной спортивной борьбы. Исторические предпосылки допинга. 10 антидопинговых правил (Всемирный антидопинговый кодекс). Принципы «фейр плей». Виды нарушений антидопинговых правил. Этические аспекты проблемы допинга. Стереотипные суждения о «глобальном» распространении допинга и «субъективности» процедуры анализа допинг-проб.
Задания для самостоятельной работы: анализ статистической информации о наказаниях спортсменов за нарушения антидопинговых правил за последний год (по материалам официальных сайтов Российского антидопингового агентства РУСАДА, Всемирного антидопингового агентства ВАДА).
3.2. Запрещенные субстанции и методы.
Запрещенный список ВАДА, основания для включения субстанций в него. Основные группы запрещенных субстанций – анаболические стероиды; гормоны и их аналоги; бета-2-антагонисты; кислородные носители; диуретики; стимуляторы и наркотики; не одобренные субстанции. Возможности нахождения запрещенной субстанции в легально поставляемых лекарственных препаратах и БАДах. Запрещенные методы: манипуляции с кровью и ее компонентами; химические и физические манипуляции; генный допинг. Наличие разрешенных средств фармакологической поддержки спортсменов.
3.3. Последствия допинга
Риски для здоровья, вызываемые применением запрещенных субстанций и методов; отсроченный во времени характер большинства из них. Несовместимость допинга с ценностным отношением к здоровью. Критерии разграничения допинга и возможности спортсмена легально использовать достижения медицины. Психологические последствия допинга – изменения психики под влиянием таких субстанций; последствия для самовосприятия, самоуважения. Экономические аспекты допинга (влияние на финансирование спорта и рациональность его использования, расходы на антидопинговую работу). Имиджевые последствия допинга для атлета, для спорта, для страны в целом.
3.4. Допинг и зависимое поведение.
Суть явления зависимости. Признаки зависимости. Химические и нехимические зависимости. Определение понятия «наркотик», психологическая и нейрофизиологическая специфика наркотической зависимости. Физиологические и психологические последствия зависимости. Сходство проблемы зависимости и допинга в спорте. Потенциал ряда запрещенных в спорте субстанций в плане формирования зависимости. Ресурсы спорта в профилактике зависимостей; невозможность их реализации в случае допинга.
Задания для самостоятельной работы: поиск иллюстративных материалов, направленных на профилактику зависимого поведения (плакаты социальной рекламы и т. п.). Подготовка плана беседы с подростками, направленной на профилактику какой-либо формы зависимого поведения (табакокурение, употребление алкоголя, наркозависимости, «гаджетозависимость» и т. д.).
3.5. Социальные аспекты проблемы допинга.
Допинг и отношение к спорту, спортсменам в обществе. Допинг и воспитательный потенциал спорта, транслируемые через него ценности. Причины интереса к допингу в общественном сознании. «Допинговые скандалы» и их влияние на ценностно-мотивационную сферу молодежи. Проблема злоупотребления фармакологическими субстанциями за пределами спорта (стероидные субстанции, биологически активные добавки (БАДы), антидепрессанты, психостимуляторы, успокоительные препараты).
Задания для самостоятельной работы: анализ «лент новостей» (с использованием интернета) за последние 3 – 6 месяцев с целью найти новейшие публикации по проблеме «допинговых скандалов». Поиск рекламных и информационных материалов, популяризирующих БАДы, препараты «для успокоения нервов» и т. п. Критический анализ найденной информации.
3.6. Предотвращение допинга.
Причины борьбы с допингом. Организации, занимающиеся антидопинговой работой. Нормативно-правовая база антидопинговой работы. Профилактическое направление: виды, организационные формы, методологические подходы к профилактике. Допинг-контроль. Процедуры отбора атлетов для контроля, взятия и анализа проб. Наказания за нарушение антидопинговых правил. Персонификация ответственности спортсменов.
Контрольные вопросы:
1. Определение понятия «допинг»
2. Исторический обзор проблемы допинга
3. Допинг и принципы честной спортивной борьбы
4. Причины борьбы с допингом в спорте
5. Основные группы запрещенных субстанций и методов
6. Медицинские последствия допинга
7. Психологические и имиджевые последствия допинга
8. Зависимое поведение, механизмы его развития
9. Допинг и проблема зависимостей
10. Допинг как социальная проблема
11. Процедура допинг-контроля
12. Профилактическое направление в предотвращении допинга
-
Задания для самостоятельной работы.