Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования чайковская государственная академия физической культуры и спорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.1. Допинг как глобальная проблема современного спорта.

Определение допинга. Суть антидопинговых правил как инструмента регламентации честной спортивной борьбы. Исторические предпосылки допинга. 10 антидопинговых правил (Всемирный антидопинговый кодекс). Принципы «фейр плей». Виды нарушений антидопинговых правил. Этические аспекты проблемы допинга. Стереотипные суждения о «глобальном» распространении допинга и «субъективности» процедуры анализа допинг-проб.

Задания для самостоятельной работы: анализ статистической информации о наказаниях спортсменов за нарушения антидопинговых правил за последний год (по материалам официальных сайтов Российского антидопингового агентства РУСАДА, Всемирного антидопингового агентства ВАДА).

4.2. Допинг и зависимое поведение.

Суть явления зависимости. Признаки зависимости. Химические и нехимические зависимости. Определение понятия «наркотик», психологическая и нейрофизиологическая специфика наркотической зависимости. Физиологические и психологические последствия зависимости. Сходство проблемы зависимости и допинга в спорте. Потенциал ряда запрещенных в спорте субстанций в плане формирования зависимости. Ресурсы спорта в профилактике зависимостей; невозможность их реализации в случае допинга.

Задания для самостоятельной работы: поиск иллюстративных материалов, направленных на профилактику зависимого поведения (плакаты социальной рекламы и т. п.). Подготовка плана беседы с подростками, направленной на профилактику какой-либо формы зависимого поведения (табакокурение, употребление алкоголя, наркозависимости, «гаджетозависимость» и т. д.).
4.3. Социальные аспекты проблемы допинга.

Допинг и отношение к спорту, спортсменам в обществе. Допинг и воспитательный потенциал спорта, транслируемые через него ценности. Причины интереса к допингу в общественном сознании. «Допинговые скандалы» и их влияние на ценностно-мотивационную сферу молодежи. Проблема злоупотребления фармакологическими субстанциями за пределами спорта (стероидные субстанции, биологически активные добавки (БАДы), антидепрессанты, психостимуляторы, успокоительные препараты).

Задания для самостоятельной работы: анализ «лент новостей» (с использованием интернета) за последние 3 – 6 месяцев с целью найти новейшие публикации по проблеме «допинговых скандалов». Поиск рекламных и информационных материалов, популяризирующих БАДы, препараты «для успокоения нервов» и т. п. Критический анализ найденной информации.










  1. Методические рекомендации к организации и проведению занятий.

Занятия проводятся в стандартной учебной аудитории, оборудованной техникой для мультимедиапрезентаций. Предусмотрено использование иллюстративных материалов. Домашние задания даются в устной форме, с записью в рабочую тетрадь. На первом занятии преподавателю следует озвучить общую структуру курса и критерии получения зачета, а также распространить список рекомендованной литературы. Если дисциплина предусмотрена как курс по выбору, студенты подписывают заявление с выражением желания ее пройти; в иных случаях какие-либо формальности не требуются.

  1. Рекомендуемая литература

Основная:

1. Без наркотиков и допинга: методические рекомендации для молодежи/А.Г. Грецов. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2016. - 40 с. - ISBN 978-5-9906923-8-1.

2. Всемирный антидопинговый кодекс в редакции, действующей с 1.01.2015 г. (утвержден 15.11.2013 г. на Всемирной конференции по борьбе с допингом в спорте, проходившей в г. Йоханнесбурге).

3. Деятельность медицинского персонала спортсмена в рамках противодействия применению допинга в спорте и борьбе с ним/Анцелиович А.А., Ваганова Н.В., Выходец И.Т., Голобородько Е.В., Камаев Н.О., Мирошникова Ю.В., Рогова К.В., Самойлов А.С., Середа А.П., Хорькин П.И. - М.: Российское антидопинговое агентство РУСАДА, 2015. - 85 с.

4. Международный стандарт по тестированию и расследованию в редакции, действующей с 01.01.2015 г. (утвержден 15.11.2013 г. на Всемирной конференции по борьбе с допингом в спорте, проходившей в г. Йоханнесбурге).

5. Международный стандарт по терапевтическому использованию в редакции, действующей с 01.01.2016 г. (утвержден Исполнительным комитетом ВАДА 18.11.2015 г.

6. Общероссийские антидопинговые правила от 09.08.2016, утвержденные Минспортом России.

7. Допинг и проблемы с ним связанные: антидопинговое пособие. - FISU. - 2015. - 113 с. URL: http:/sport.urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/sport/docs/pages/Anti-Doping_Textbook_-_Russian_-_2015.pdf

Дополнительная:

8. Допинг в спорте и проблемы фармакологического обеспечения подготовки спортсменов/В.Н. Платонов, С.А. Олейник, Л.М. Гунина. - М.: Советский спорт, 2010. - 308 с.


9. Допинг и здоровье: методическое пособие/О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2011. - 60 с. - ISBN 978-5-91014-035-0.

10. Конвенция о борьбе с допингом в спорте (ЮНЕСКО). 19.10.2005//Ратифицирована: Федеральный закон от 27 декабря 2006 г. N 240-ФЗ; НГР: Р0603643.

11. Основы психолого-педагогической превенции использования допинга в спорте (профилактика потребления допинга юными спортсменами): учебно-методическое пособие/О.А. Никулина. - СПб: ФГУ СПбНИИФК, 2010. - 160 с. - ISBN 978-5-94125-193-3.

12. Первичная профилактика применения допинга в современном спорте. Образовательная программа для учащихся учебно-тренировочных групп учреждений дополнительного физкультурного образования и 10 - 11 спортивных классов общеобразовательных школ: методические рекомендации к образовательной программе для тренеров ДЮСШ и СДЮШОР, УОР, учителей физической культуры/К.А. Бадрак; ФГБУ СПбНИИФК. - СПб: Издательство ООО "АртЭго", 2011. - 64 с. - ISBN 978-5-91014-030-5.

13. Психолого-педагогические основы разработки и реализации антидопинговых обучающих программ для подростков и молодежи: научно-методическое пособие/А.Г. Грецов; под ред. О.М. Шелкова. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2013. - 33 с. - УДК 796.015.

14. Физическая культура и спорт в решении социально-психологических проблем молодежи: Монография/А.Г. Грецов. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2016. - 88 с. - ISBN 978-5-9908946-4-8.
Рекомендованные интернет-ресурсы:

15. Российское антидопинговое агентство РУСАДА (официальный сайт). - URL: http://www.rusada.ru/

16. Всемирное антидопинговое агентство (официальный сайт). - URL: https://www.wada-ama.org/en/



  1. Оценочные средства.

Для контроля усвоения материала используется опрос обучающихся в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта на занятиях по изученным темам по желанию обучающихся и выборочно.

Примерный перечень контрольных вопросов.

  1. Что такое допинг?

  2. Какие организации полномочны, проводить тестирование спортсменов на допинг?

  3. Какие типы тестирования выделяет Кодекс ВАДА?

  4. Что такое система антидопингового администрирования и менеджмента (АДАМС)?

  5. Кто подлежит тестированию на допинг?

  6. Какие процедуры включает в себя уведомление спортсменов?

  7. Стадии и процессы допинг контроля?

  8. Какие процедуры включает в себя планирование тестирования (план отбора проб)?

  9. Какие типы проб выделяет Кодекс ВАДА?

  10. Какие категории спортсменов выделяет Кодекс ВАДА?
















Список использованной литературы.

  1. Без наркотиков и допинга: методические рекомендации для молодежи/А. Г. Грецов. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2016. – 40 с. – ISB№ 978-5-9906923-8-1.

  2. Всемирный антидопинговый кодекс» в редакции, действующей с 1.01.2015 г. (утвержден 15.11.2013 г. на Всемирной конференции по борьбе с допингом в спорте, проходившей в г. Йоханнесбурге).

  3. Допинг и проблемы с ним связанные: антидопинговое пособие. – FISU. – 2015. – 113 с. URL: http://sport.urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/sport/docs/pages/Anti-Doping_Textbook_-_Russian_-.2015.pdf

  4. Методика антидопинговой работы с молодыми спортсменами: методические рекомендации/А. Г. Грецов. – СПб: ФГУ СПбНИИФК, 2010, – 48 с. – ISB№ 978-594125-192-6.

  5. Основы психолого-педагогической превенции использования допинга в спорте (профилактика потребления допинга юными спортсменами): учебно-методическое пособие/О. А. Никулина. – СПб: ФГУ СПбНИИФК, 2010. – 160 с. – ISB№ 978-5-94125-193-3.

  6. Первичная профилактика наркомании и применения допинга в спорте: образовательная программа для учащихся ДЮСШ, СДЮШОР. Колледжей и училищ олимпийского резерва, спортивных классов общеобразовательных школ/В. А. Антипов; под общ. ред. д-ра пед. наук. проф. С. П. Евсеева и д-ра мед. наук Д. В. Черкашина. – СПб: Издательство ООО «Турусел», 2012. – 32 с.

  7. Первичная профилактика применения допинга в современном спорте. Образовательная программа для учащихся учебно-тренировочных групп учреждений дополнительного физкультурного образования и 10 – 11 спортивных классов общеобразовательных школ: методические рекомендации к образовательной программе для тренеров ДЮСШ и СДЮШОР, УОР, учителей физической культуры/К. А. Бадрак; ФГБУ СПбНИИФК. – СПб: Издательство ООО «АртЭго», 2011. – 64 с. ISB№ 978-5-91014-030-5.

  8. Профилактика применения допингов в спорте: учебно-методический комплекс. – Часть I: Учебные материалы/авт. -сост. Е. А. Митин, С. О. Филиппова, А. Е. Митин, О. Э. Евсеева, О. М. Шелков; под ред. О. М. Шелкова. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2011. – 284 с. – УДК 796.06; ББК 75.09.

  9. Профилактика применения допингов в спорте: учебно-методический комплекс. – Часть II: Методические материалы для преподавателя/авт. -сост. Е. А. Митин, С. О. Филиппова, А. Е. Митин, О. Э. Евсеева, О. М. Шелков; под ред. О. М. Шелкова. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2011. – 87 с. – УДК 796.06; ББК 75.09.

  10. Спорт без допинга. Вопросы и ответы: научно-методическое пособие для тренеров и спортсменов/А. Г. Грецов; ФГБУ СПбНИИФК; науч. ред. О. М. Шелков. – СПб: Галеяпринт, 2012. – 60 с. – УДК 796.011.01.

  11. Спорт в предотвращении отклоняющегося поведения подростков: методические рекомендации для специалистов/А. Г. Грецов. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2016. – 52 с. – ISB№ 978-5-9906923-9-8.

  12. Физическая культура и спорт в решении социально-психологических проблем молодежи: Монография/А. Г. Грецов. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2016. – 88 с. – ISB№ 978-5-9908946-4-8.

  13. Формирование интереса к спорту у подростков и молодежи: методические рекомендации/А. Г. Грецов. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2015. – 24 с. – ISB№ 978-5-9906922-7-5.


Рекомендованные интернет-ресурсы:

  1. Play true magazine (Журнал честная игра) – World anti-doping agency. URL: https://www.wada ama.org/en/resources/search?f[0]=field_resource_collections%3A12

  2. Всемирное антидопинговое агентство (официальный сайт). – URL: https://www.wada-ama.org/en/

  3. Российское антидопинговое агентство РУСАДА (официальный сайт). – URL: http://www.rusada.ru/