Файл: Справочник спасателя книга 8 надводные и подводные спасательные работы москва внии гочс 2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 368

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ное устройство и смесь, образующая густой дым оранжевого цве(
та. Перед тем как бросить шашку в воду, отвинчивают головку с ее корпуса, соединяют концы шплинта и выдергивают их наружу.
Через 2–3 с после того как из центрального отверстия в корпусе покажется дым, шашку бросают в воду. Примерно через 30 с на(
чинается образование густого оранжевого дыма, который выде(
ляется в течение не менее 3 мин, если шашка находится на пла(
ву в тихой воде. Дым продолжает выделяться при погружении шашки на 10 с в воду на глубину 10 см.
Пиротехнические средства хранят в специальных водонепро(
ницаемых металлических шкафах и ящиках с ячейками. В усло(
виях судна пиротехнические средства размещают на палубе хо(
дового мостика или в специальных шкафах, встроенных в пере(
борки помещений ходового мостика, с дверцей, выходящей на открытую палубу. Ящики и шкафы с пиротехническими средства(
ми должны быть всегда закрыты на замок. Пиротехнические средства спасательных шлюпок и плотов хранят в них уложенны(
ми в футляры.
Семафорные флажки используют для связи в пределах види(
мости между судами или между судном и берегом. Связь осу(
ществляется посредством условных знаков семафорной азбуки,
суть которой в том, что каждой букве русского алфавита, каждой цифре и знаку соответствует определенное положение или дви(
жение рук сигнальщика с флажками. На судах морского флота семафорная азбука применяется редко. Чаще пользуются Меж(
дународным сводом сигналов (МСС).
МСС предназначен для ведения переговоров по обеспечению безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море посредством одно(, двух( и трехфлажных сигналов. Однофлажные сигналы используются для передачи кратких, очень срочных и важных или часто употребляемых сообщений. Двух(флажные сигн(
алы служат для переговоров, связанных с безопас(ностью морепл(
авания, а трехфлажные – для передачи медицинс(ких сообщений.
Каждый сигнал МСС имеет определенное смысловое значе(
ние, которое при необходимости может быть расширено цифро(
выми дополнениями. Сообщения могут быть переданы любыми судовыми средствами связи, в том числе радиотелефонной и ра(
диотелеграфной. Для набора сигнала надо сначала в передавае(
мой фразе опознать слово(определитель, а затем по начальной букве этого слова, пользуясь алфавитным указателем, найти сло(
во или фразу, связанную со словом(определителем. Напротив этой фразы указана страница книги МСС, открыв которую можно отыскать подлежащую передаче фразу и ее обозначение двух(
или трехфлажным сигналом.
24
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 24


Для ведения переговоров по МСС флагами используют 26 буквен(
ных флагов и 14 вымпелов (один вымпел свода, 10 цифровых и 3 за(
меняющих). Каждый буквенный флаг и цифровой вымпел имеют наз(
вания, отличающиеся одно от другого по звучанию, что исключает ве(
роятность ошибки при передаче их по радиотелефону. Заменяющие вымпелы служат для повторения букв в сигнальном сочетании: пер(
вый заменяет (повторяет) первую букву сочетания, второй – вторую,
третий – третью.
Каждому судну и станции присвоен позывной сигнал из четырех букв(флагов. Если в пределах видимости находится несколько судов,
а сообщение надо передать только одному из них, то одновременно с подъемом до половины вымпела МСС и смыслового сигнала на от(
дельном фале поднимают позывной судна(адресата. Последнее,
заметив поднятые на судне свои позывные и смысловой сигнал, по(
днимает до половины вымпел МСС. Прочитав смысловой сигнал,
адресат поднимает вымпел МСС до штатного места. Если смысл сигнала не понят адресатом, то он продолжает держать вымпел МСС
поднятым до половины и поднимает сигнал “Зулу. Кэбэк”, означающ(
ий “Ваш сигнал, по(видимому, закодирован неправильно. Вы должны проверить и повторить весь сигнал”, или “Зулу. Лима”, означающий “(
Ваш сигнал принят, но не понят”.
При наличии в пределах видимости одного судна(адресата подъ(
ем его позывного необязателен. При наличии в пределах видимости нескольких судов сигнал, поднятый на одном из них без позывных ка(
кого(либо судна, касается всех судов.
Об окончании переговоров передающее судно извещает подъем вымпела МСС до штатного места. Судно(адресат повторяет сигнал.
Если оно не видит поднятого сигнала и, следовательно, не поднима(
ет до половины вымпела МСС, то передающее судно может обратить его внимание на это звуковым или световым сигналом.
Флаги МСС хранят в ячейках шкафов, установленных в рулевой или штурманской рубке.
Сигнальные фигуры – это шары, цилиндры, конусы и ромбы опре(
деленных размеров черной окраски. Их применяют в соответствии с требованиями МППСС(72 на судах, на береговых сигнальных станци(
ях и постах, в портах и на каналах для регулирования движения су(
дов, а также передачи информации о штормах приливах и отливах,
высоте воды.
Звуковые средства связи и сигнализации предназначены для по(
дачи сигналов согласно МППСС(72, для связи между судами, идущи(
ми в караване при плавании во льдах и т. д.
Свисток (тифон) – основное средство для подачи звуковых сигна(
лов, предписанных МППСС(72. Подают эти сигналы из ходовой руб(
ки и крыльев мостика. При плавании в условиях плохой видимости
25
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 25

включают автомат, который подает туманные сигналы через опреде(
ленные промежутки времени.
Судовой колокол устанавливают в носовой части судна вблизи брашпиля. Его используют для передачи сигналов на мостик при пос(
тановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигна(
лов, а также дополнительного сигнала к сигналу общесудовой трево(
ги при пожаре на судне во время стоянки его в порту и других целей.
Туманный горн является запасным средством туманной сигнали(
зации при неисправности судового свистка или тифона. Дальность слышимости горна – до 1 мили.
Гонг применяют для подачи туманных сигналов, предписанных
МППСС(72 для судов длиной более 100 м.
Оперативная радиотелефонная связь судов с диспетчерским апп(
аратом порта, различными береговыми службами и другими абонен(
тами, а также связь между судами осуществляются ультракоротково(
лновыми (УКВ) радиостанциями. Их достоинство в том, что они обе(
спечивают связь судов с абонентами без посредников, что повышает ее оперативность (например, многоканальные УКВ(радиостанции типа “Рейд(1”, “КАМА” и др.). Пульт или панель управления станцией находится обычно в рулевой рубке. Дежурный прием ведется кругло(
суточно на 16(м международном канале вызова и безопасности.
Для связи главного командного пункта с командирами аварийных объектов и спасательных шлюпок, а также для связи между шлюпка(
ми при судовых тревогах и учениях и в других случаях используют но(
симые УКВ(радиостанции, например, четырехканальную безнастро(
ечную радиостанцию “Причал”. Эта радиостанция проста в эксплуата(
ции, дальность ее действия 6 миль.
К судовым радиотехническим средствам подачи сигналов бедствия относятся судовая радиостанция, автоподатчики сигналов тревоги и бедствия (АПСТБ), а также переносная радиостанция типа
“Призыв”. Для автоматической подачи сигналов бедствия широко применяют аварийные передатчики в комплекте с автоподатчиком сигналов, а для приема – приемники, настроенные на аварийные час(
тоты.
Основные обозначения по средствам связи даны в Приложениях:
7, 8 – зрительные сигналы бедствия, 9 – азбука Морзе, 10 – русская семафорная азбука, 11 – международная, 12 и 13 – флаги военно(
морского и международного свода сигналов.
3.3. Поиск аварийных объектов
с использованием спутниковой системы связи
Для обнаружения на больших расстояниях терпящих бедствие объектов служит Глобальная морская система связи при бедствии и обеспечения безопасности (ГМССББ). Важнейшими элементами
26
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 26

этой системы являются морские аварийные радиобуи (АРБ).
В 1982 г. запущен на околоземную орбиту искусственный спутник
Земли “Космос 1383”, оснащенный аппаратурой для приема сигналов бедствия, и начала действовать спутниковая система поиска аварий(
ных судов и самолетов (КОСПАС). КОСПАС совместима с аналогичн(
ой американо(франко(канадской спутниковой системой помощи и спасения (САРСАТ). Благодаря четкому согласованию технических параметров эти две системы образуют единую Международную космическую систему определения местоположения судов и самоле(
тов, терпящих бедствие (КОСПАС(САРСАТ).
В состав системы КОСПАС(САРСАТ входят:
– аварийные радиобуи, устанавливаемые на судах (самолетах) и предназначенные для передачи в эфир аварийной радиоинфор(
мации;
– искусственные спутники Земли (ИСЗ), обеспечивающие прием и обработку сигналов АРБ и передачу аварийной информации на береговые станции;
– береговые станции приема информации (СПИ), принимающие сообщения с ИСЗ и определяющие координаты места бедствия объекта;
– координационные навигационные центры (КНЦ) обрабатываю(
щие информацию, которая поступает от СПИ, и обеспечиваю(
щие взаимодействие с поисково(спасательными службами
(рис. 3.1).
К аварийным радиобуям системы КОСПАС(САРСАТ предъявля(
ются жесткие требования. Радиобуй в герметичном корпусе имеет положительную плавучесть, что позволяет ему работать с открытой части судна, шлюпки или спасательного плота и с водной поверхнос(
ти. При необходимости АРБ можно легко вручную сбросить в воду с высоты до 20 м без повреждений, а при всплытии они автоматически включаются в передачу аварийной информации. Этим требованиям в полной мере отвечают отечественные радиобуи морской конструк(
ции КОСПАС(АРБ(МК.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Рис. 3.1. Схема системы КОСПАСCСАРСАТ
27
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 27

Для передачи аварийной информации, включающей в себя порядковый номер буя в системе КОСПАС(САРСАТ и код страны регистрации судна, в корпус радиобуя встроен радиопередатчик,
работающий на частоте 406 МГц. Второй радиопередатчик, вы(
полняющий роль радиомаяка, работает на частоте 121,5 МГц. Он предназначен для обеспечения привода на объект бедствия судов и самолетов, оборудованных ультракоротковолновыми радиопе(
ленгаторами. Источники питания обеспечивают работу радио(
передатчика сигналов бедствия в течение 24 ч, работу радио(
маяка – в течение не менее 48 ч.
Искусственные спутники Земли располагаются на полярных орбитах высотой 800–1000 км от поверхности земли, что позволя(
ет им принимать аварийные сигналы АРБ из района, ограничен(
ного окружностью диаметром более 5000 км.
Станции приема информации (СПИ) созданы в нашей стране.
США, Канаде, Франции и Норвегии. Каждая СПИ обслуживает определенный район радиусом около 2500 км. Если береговая
СПИ и АРБ находятся в зоне видимости спутника, сигнал может быть принят и обработан станцией в реальном масштабе време(
ни. В противном случае передаваемая АРБ аварийная информа(
ция поступает в запоминающее устройство спутника для после(
дующей передачи при вхождении спутника в зону СПИ. Спутник способен хранить в памяти координаты 200 АРБ.
Среднее время доставки информации зависит от взаимного расположения АРБ, СПИ и ИСЗ, от широты, на которой находят(
ся АРБ и наземная сеть связи, и составляет 30 мин при одновре(
менном нахождении АРБ и СПИ в зоне видимости спутника и уве(
личивается в режиме запоминания.
3.4. Средства обозначения аварийных надводных объектов
Сигнал бедствия от аварийных объектов может быть получен по радио, визуальным, звуковым или другим способом близко на(
ходящимся судном, береговой службой, спасательной службой и т.д. Во всех случаях он передается затем в региональный спаса(
тельный центр или штаб.
В донесении о бедствии содержится следующая информация:
– отличительный сигнал бедствия;
– позывной или название объекта, терпящего бедствие;
– сведения о месте объекта;
– сведения о характере бедствия и требующейся помощи;
– некоторые другие сведения, которые могут облегчить поиск и оказание помощи.
Место объекта передается координатами (широта и долгота в градусах и минутах в виде цифр с указанием соответствующего
28
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 28