Файл: Контрольная работа по дисциплине Конституционное право Задание 1. Опишите основные этапы развития парламентаризма в нашей стране (Российская империя, ссср, Российская Федерация).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 665

Скачиваний: 43

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине

«Конституционное право»
Задание №1.

Опишите основные этапы развития парламентаризма в нашей стране (Российская империя, СССР, Российская Федерация)

Парламентаризм – государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству-парламенту.

Парламент – высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан.

В общественно-политической жизни России деятельность законодательных и представительных учреждений занимает важное место. Исторически исполнительная власть в нашей стране преимущественно доминировала над законодательной властью, еще со времен вечевых собраний те или иные правители вынуждены были считаться с народным мнением.

В своем развитии парламентаризм прошел три крупных этапа.

Первый этап свое начало берет с XVΙΙΙ века.

На данном этапе возникают более и менее проработанные проекты, в которых ограничение роли монарха связано с наличием законосовещательного органа.

Отправным моментом парламентаризации страны стало подписание Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка».

В марте 1917 года встал вопрос об установлении нового государственного строя в России.

В октябре 1917 года Временное Правительство создало особую комиссию по составлению временного проекта Основных законов во главе с ученым государствоведом Н.И. Лазаревским. Россия к осени 1917 года мыслилась как республика по американскому типу.

Но в том же сентябре 1917 года первому этапу российского парламентаризма был положен конец.

Второй этап. На этом этапе происходит нарушение принципа разделения властей. Место разделения властей занимает единство законодательной и исполнительно-контрольной деятельности; место партийно-политической ответственности - ординарная подотчетность и т.д.

Эти установки получили закрепление в первой советской Конституции, принятой 10 июля 1918 года.

Власть объявлялась принадлежностью всех трудящихся.

Законодательные функции находились у Политбюро ЦК ВКП (б) и его Генерального секретаря.

Конституционно-правовые реформы 1988-1990 гг. проходившие в СССР и РСФСР заложили основы современного парламентаризма.

12 декабря 1993 года на всенародном голосовании была принята новая Конституция РФ, в этот же день прошли и выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации.


С этого момента наступит третий этап.

В результате, страна получила и новую Конституцию, и новый Парламент - Федеральное Собрание РФ. Согласно Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению. Согласно Конституции обе палаты могут собираться вместе лишь для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств.

Становление правовой государственности в России связано с государственно-властными институтами, функционирующими на принципах парламентаризма.

Парламентаризм постепенно становится центром приоритетных ценностей представительной демократии, способом ее организации, инструментом функционирования - в сочетании с ценностями, формами и методами демократии непосредственной, прямой.
Задание №2.

Дайте конституционно-правовую характеристику Правительству Российской Федерации. Проанализируйте его конституционные полномочия (в сравнении с иными органами), обозначите его место в системе органов власти, порядок формирования. Охарактеризуйте систему иных федеральных органов исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, который обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обладает следующими признаками:

- его создание, формирование, компетенция предусмотрены Конституцией Российской Федерации;

- оно возглавляет систему органов исполнительной власти Российской Федерации;

- оно является органом общей компетенции, т.е. ее полномочия затрагивают все сферы общественной жизни;

- оно вправе издавать нормативные акты от своего имени;

- это коллегиальный орган;

- работой правительства руководит Президент Российской Федерации.

В пределах компетенции Правительства РФ, определенной Конституцией РФ и федеральными законами оно также осуществляет руководство системой исполнительной власти, самостоятельно решает отнесение к его ведению вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Статья 110 Конституции РФ

1 устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Правительство осуществляет руководство министерствами службами и агентствами, действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурных сферах.

В то же время Президент непосредственно руководит государственной администрацией, осуществляющей управление в таких сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий. Правительство вправе лишь координировать деятельность этих органов.

Такое разграничение руководящих полномочий Президента и Правительства заложены в ст. ст. 80, 83, 86, 87, 88 Конституции РФ.

В России существует дуализм (двойственность) в руководстве исполнительной властью, которое осуществляют как Президент, так и Правительство. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Исполнительная власть - важнейший элемент системы разделения властей. На высшей ступеньке этой системы стоит правительство, возглавляемое главой государства или премьер-министром. Структура исполнительной власти в России замыкается на Президенте Российской Федерации. Президент как глава государства призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России.

В своей деятельности Правительство РФ руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Правовое положение Правительства Российской Федерации Регламентом Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (
редакция от 25.01.2022).
В регламенте рассматриваются с необходимой детализацией вопросы формирования плана заседаний Правительства Российской Федерации, порядок внесения документов для их рассмотрения на заседаниях, порядок оформления принимаемых решений. Правительство информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по этим вопросам решениях. В главе 6 Конституции Российской Федерации «Правительство Российской Федерации» устанавливается: исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров и другие вопросы.

Формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя. Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства.

В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ.

По поводу назначения главы Правительства между Президентом РФ и Государственной Думой могут возникать разногласия. Их преодоление определено в Конституции. Так, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

После назначения Председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает.

Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.


На сегодняшний день следует различать политическую ответственность правительства перед парламентом или главой государства (ответственность за политику) и юридическую ответственность за правонарушения.

Политическое и правовое значение правительства отчетливо проявляется в его взаимоотношениях с парламентом. Парламент утверждает бюджет и акты о налогообложении. В результате деятельности правительства заключаются договоры с иностранными государствами, которые затем утверждает (ратифицирует) парламент. Акты, изданные правительством или министерствами, могут утратить силу, если парламент издаст закон, устанавливающий новые правила по тому же предмету правового регулирования.

Встречаются две основные формы парламентского недоверия - вотум недоверия и резолюция порицания. Обе имеют одинаковые последствия - правительство уходит в отставку либо глава государства распускает парламент, назначает выборы, и вновь избранные депутаты решают вопрос о доверии министрам. Наконец, возможны одновременно и отставка правительства, и роспуск парламента.

Вотум доверия либо недоверия выносится по инициативе самого правительства, которое обращается к парламенту за поддержкой. Запрашивая доверие, кабинет министров предлагает депутатам одобрить правительственную политику, проект бюджета или какой-либо законопроект, имеющий принципиальное значение. Если правительству не удается получить большинство голосов в свою поддержку, то считается, что ему вынесен вотум недоверия.

Резолюцию порицания парламент принимает по инициативе депутатов, которые не согласны с программой правительства, недовольны проводимой политикой. Для того чтобы резолюция была принята и правительство ушло в отставку, за нее должно проголосовать большинство депутатов. В каждом из названных случаев требуется набрать большинство в пользу той стороны, которая ставит вопрос о доверии.

Недоверие может быть выражено не только всему составу правительства, правительственной программе, но и отдельным, скомпрометировавшим себя министрам. Политическая ответственность перед главой государства имеет место обычно в виде смещения правительства или министра.

Основанием правовой ответственности является юридически установленный факт правонарушения. В современной Российской юридической практике известны случаи отставки Правительства РФ. В соответствии со статьей 117 Конституции РФ в 2004 году В.В. Путиным было принято решение об отставке Правительства М. Касьянова, которое не было связано с оценкой деятельности прежнего Правительства РФ, а в связи с выходом России на новый курс развития.