ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание №1
Предложите разные способы словесного выражения следующих идей:
1. Необходимо защищать природу.
Природа нуждается в защите, а значит, нужно её охранять и беречь.
Человек тесно связан с природой, и если человек наносит вред природе, то наносит вред себе. Для нас природа как друг, нужно оберегать её и любить.
2.С курением нужно бороться.
Борьбе с курением есть место быть, необходимо помогать зависимым людям.
Нужно повысить налоги и цены на табак, запретить рекламу табачных изделий, дабы человек меньше поддавался искушению.
3. Книга мне понравилась.
Эта книга мне очень понравилась тем, что в ней описана настоящая любовь, когда люди не думая о себе, помогают и доверяют друг другу. Главные герои счастливы не смотря ни на что.
4. Вы мне очень помогли.
Спасибо что поддержали и помогли мне в трудное время. Для меня было бесценно ваше внимание и помощь, приятно знать, что есть такие добрые люди как вы.
- Максимально расширьте следующие фразы. Смоделируйте речевые ситуации, в которых может быть использован расширенный вариант.
1. Магазин закрыт.
В нашем районе в это время магазин уже закрыт, поэтому ждём до завтра.
2.В городе вчера был праздник.
В нашем городе праздник, хотя празднование началось ещё вчера.
3. Жизнь прекрасна
Тем, кто не видит, что жизнь прекрасна, просто нужно выше подпрыгнуть.
4. На крыльце сидела кошка
На деревянном крыльце сидела кошка, тёплые лучи согрели её. Она заснула тихо мурлыкав.
5. На улице дождь.
На улице дождь и слякоть, а им всё равно, идут они вместе с лишь одним зонтиком, идут из кино.
Задание 2.
В одну колонку выпишите одушевленные существительные, в другую
неодушевленные. Укажите, в чем проявляется связь категории одушевлённости
неодушевленности с категорией рода.
Одушевлённый | Неодушевлённый |
судья | кукла |
мать | толпа |
дитя | липа |
комар | студенчество |
ворона | камень |
животное | быстрота |
староста | стая |
| испуг |
Категория одушевленности и неодушевленности - лексико-грамматическая категория, выражающая формами винительного падежа противопоставление грамматически одушевленных и неодушевленных имен существительных. У одушевленных существительных винительного падежа. совпадает с родительным, у неодушевленных - с формами именительного падежа.
В единственном числе категория одушевленности грамматически свойственна только именам мужского рода; во множественном числе она присуща существительным всех трех родов.
В единственном числе категория одушевленности грамматически свойственна только именам м. р.; во множественном числе она присуща существительным всех трех родов.
| Им. п. мн. ч. | Род. п. мн. ч. | Вин. п. мн. ч. |
Неодушевленные | Топоры Стены | Топоров Стен□ | Топоры Стены |
Одушевленные | Мужчины Женщины | Мужчин□ Женщин□ | Мужчин□ Женщин□ |
Задание 3.
Образуйте, если возможно, от существительных мужского рода существительные женского рода. Сделайте вывод об особенностях значения рода в названиях лиц по профессии, должности, социальному положению.
врач - врачиха
пловец - пловчиха
художник - художница
доцент - доцентка
педагог - педагог
журналист - журналистка
певец - певица
филолог - филологиня
руководитель - руководительница
аспирант - аспирантка
адвокат - адвокат
сотрудник - сотрудница
профессор - профессор
Задание 4.
Образуйте, если возможно, от существительных женского рода
существительные мужского рода.
банщица - банщик
балерина - балерун
баскетболистка - баскетболист
массажистка - массажист
маникюрша
санитарка - санитар
свинарка - свинарь
сиделка
ткачиха - ткач
чемпионка - чемпион
Задание 5.
Установите, какие из приведенных ниже отвлеченных и вещественных имен существительных имеют формы множественного числа. Отметьте семантико-стилистические различия в употреблении единственного и множественного числа.
беспорядок - беспорядки
бумага - бумаги
вино - вина
виноград - винограды
глина - глины
груша - груши
глупость - глупости
золото - золото
земляника - земляники
лук - лука
масло - масла
мороз - морозы
пух - пух
рис - риса
свет - света
сотрудничество - сотрудничества
ширина - ширины
шум - шумы
Существительные единственного числа могут употребляться в собирательном значении, и тогда эта грамматическая форма указывает на нерасчлененное множество предметов: Всякого зверя и в степях и в лесах было невероятное количество. Формы множественного числа имен существительных также могут становиться стилистически активными в определенных контекстах: Вы тут обедали, а нас по милициям водили - речь идет об одном отделении милиции.
Задание 6.
Раскройте скобки, запишите словосочетания.
Уборка чая. Налей чая. Стакан охлажденного чая. Выпить чайку. Купить сахар. Производство сахара. Ложка меда. Свойства меда. Много шума. Много народу. Гроздья винограда. Возделывание винограда. Килограмм сыра. Вкус сыра. Килограмм костромского сыра.
Задание 7.
Поставьте существительные в именительный падеж множественного числа.
Укажите возможные варианты.
адрес - адреса
архитектор - архитекторы
бок - бока
бухгалтер - бухгалтеры
вахтёр - вахтёры
веер - веера
волос - волосы
директор - директора
договор - договоры
доктор - доктора
инженер – инжинеры
катер - катера
корпус - корпусы
паспорт - паспорта
отпуск - отпуска
лектор - лекторы
профессор - профессора
рукав - рукава
токарь - токари
сорт - сорта
торт - торты
трактор - тракторы
холод - холода
шелк - шелка
цех - цеха
крем - крема