Файл: Проект Ключевое определение Проект .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 784

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Описание элементов проектного управления

(используются учебные материалы СОВНЕТ)

Объекты управления и контекстуальная компетентность

  1. Проект

Ключевое определение

Проект — уникальный комплекс взаимосвязанных работ (мероприятий), направленных на создание продукта или услуги в условиях заданных требований и ограничений.

Проект — ограниченное по времени специально организованное целенаправленное изменение отдельной системы в рамках запланированных ресурсов и установленных требований к качеству его результатов.

Свод знаний

Проект представляет собой деятельность, для выполнения которой людские, материальные и финансовые ресурсы организуются каждый раз новым способом.

Основные характеристики (признаки) проекта:

  • Наличие конкретной цели. Проекты направлены на достижение конкретных целей. В некоторых проектах цели и требования к продукту могут уточняться по мере выполнения проекта.

  • Изменение. Достижение цели проекта всегда приводит к изменению в некоторой системе, элементом которой является проект.

  • Ограниченность во времени. Проект ограничен во времени — имеет определенные даты начала и окончания.

  • Ограниченность требуемых ресурсов. Проекты реализуются в условиях ресурсных, организационных и других видов ограничений.

  • Комплексность. При осуществлении проекта учитывается влияние внешних и внутренних факторов.

» Разграничение. Каждый проект имеет определенные рамки своей предметной области и должен быть разграничен с другими проектами родительской организации.

« Специальная организационная структура проекта. Большинство крупных проектов не может быть выполнено в рамках существующих организационных структур, поэтому часто требуется на время осуществления проекта создать «специальную для проекта организационную структуру».

  • Уникальность. Проекты обладают свойством уникальности. Степень уникальности в них может быть различна: она может быть связана как с целями или продуктом проекта, так и с условиями их достижения. Например, строительство типового объекта также является проектом, а уникальность создаваемого продукта определяется месторасположением, особенностями требований заказчика, особенностями обеспечения проекта ресурсами и т.п.


Многообразие осуществляемых проектов чрезвычайно велико. Они могут отличаться сферой приложения, конфигурацией предметной области, масштабами, длительностью, составом участников, степенью сложности и т.п.

Например, проекты могут быть классифицированы по следующим основаниям:

  • Тип проекта — по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект, выделяют технические, организационные, экономические, социальные и смешанные проекты.

» Вид проекта — по характеру предметной области проекты подразделяются на инвестиционные, инновационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные.

» Масштаб проекта — по объемам работ проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир проекты делят на мелкие, средние, крупные, очень крупные.

® Длительность проекта — по продолжительности периода осуществления проекта они подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

• Сложность проекта — по степени сложности: простые, сложные, очень сложные.

Возможные шаги процесса

  1. Оцените потребность организации в осуществлении проекта и/или проведите анализ инвестиционной привлекательности проекта.

  2. Изучите организацию, ее культуру и процессы, относящиеся к выполнению проектов.

  3. Определите характеристики проекта.

  4. Определите значимость проекта для организации.

  5. Составьте бизнес-план осуществления проекта.

  6. Разработайте устав проекта.

  7. Разработайте стратегию осуществления проекта.

  8. Задокументируйте усвоенные уроки и используйте их в будущих проектах.

Темы для изучения

  • Родительская организация

  • Стратегическое развитие организации

® Проекты и их признаки

  • Разновидности проектов

  • Успешность выполнения проектов

  • Цели и результаты проектов

  • Маркетинговые исследования

  • Мотивация

  • Окружение проекта

Критерии оценки компетентности по уровням

Уровень А. Кандидат имеет опыт инициации сложного проекта в рамках программы. Возглавлял руководство менеджерами проектов и/или программ, осуществлял деятельность, направленную на расширение их знаний и повышение уровня компетентности.

Уровень В. Кандидат имеет опыт инициации сложного проекта. Руководил менеджерами проектов, инициировал/осуществлял деятельность, направленную на расширение их знаний и повышение уровня компетентности.



Уровень С. Кандидат имеет опыт инициации проекта ограниченной сложности.

Уровень D. Кандидат знает и понимает, что такое проект, и что необходимо для его инициации.

Основные связи

  1. Требования, цели и стратегия проекта, 7. Критерии успешности проекта, 11. Заинтересованные стороны проекта, 16. Вовлеченность и мотивация, 18. Уверенность и убедительность, 21. Творческий подход, 30. Разрешение проблем, 35. Проектно-ориентированное управление, 36. Внедрение проектного управления, 43. Управление проектом по временным параметрам, 44. Управление стоимостью и финансированием проекта, 48. Управление коммуникациями в проекте, 49. Управление закупками и контрактами в проекте.




  1. Программа

Ключевое определение

Программа — совокупность взаимосвязанных проектов и различных мероприятий, объединенных общей целью и условиями их выполнения.

Свод знаний

Программа — группа взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами, временем на их выполнение, технологией, организацией и др.

Цели программы направлены на достижение стратегической цели организации и получение ожидаемых выгод.

Осуществление отдельного проекта в составе программы может не давать ощутимого результата, в то время как осуществление всей программы должно обеспечивать ожидаемую выгоду для организации.

Особенности программы как объекта управления:

  • Цели программы соответствуют стратегическим целям организации и корректируются в случае изменения стратегии.

  • Во время запуска программы может быть определена только часть проектов программы. Дополнительные проекты могут быть включены в программу уже в ходе ее осуществления.

® Включение в программу дополнительных проектов зависит от результатов осуществления первоочередных проектов программы.

  • Завершение программы определяется достижением цели, когда полученные результаты передаются соответствующим подразделениям организации.


» Содержание программы может подвергаться значительным изменениям.

Программы могут носить макроэкономический характер и затрагивать интересы значительной части населения (иногда их называют целевыми программами или мегапроектами). Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми и смешанными. Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), региональном, муниципальном и т.д.

По своему содержанию программы могут быть экономическими, социальными, организационными, техническими или смешанными.

Возможные шаги процесса

  1. Оцените потребность организации в осуществлении программы и/или проведите анализ инвестиционной привлекательности программы.

  2. Разработайте бизнес-план, демонстрирующий осуществимость и необходимость программы, а также подтвердите стратегическую ценность результатов программы.

  3. Выполните анализ осуществимости и обоснование программы.

  4. Изучите организацию, ее культуру и процессы, относящиеся к выполнению программы.

  5. Определите ключевые заинтересованные стороны — участников программы, а также определите их ожидания и интересы.

  6. Согласуйте и утвердите устав программы с ключевыми заинтересованными сторонами.

  7. Разработайте план запуска программы.

  8. Задокументируйте усвоенные уроки и используйте их в будущих проектах.

Темы для изучения

® Родительская организация

® Стратегическое развитие организации

  • Программы и их характеристики

® Разновидности программ

® Успешность выполнения программы

  • Определение цели и результатов программы

® Маркетинговые исследования

  • Мотивация

  • Окружение программы

Критерии оценки компетентности по уровням

Уровень А. Кандидат имеет опыт инициации программ. Возглавлял руководство менеджерами проектов и/или программ; осуществлял деятельность, направленную на расширение их знаний и повышение уровня компетентности.

Уровень В. Кандидат имеет опыт инициации сложного проекта в рамках программы. Руководил менеджерами подпроектов; инициировал/осуществлял деятельность, направленную на расширение их знаний и повышение уровня компетентности.


Уровень С. Кандидат имеет опыт инициации проекта ограниченной сложности в рамках программы.

Уровень D. Кандидат знает и понимает, что такое программа и что необходимо для ее инициации.

Основные связи

  1. Требования, цели и стратегия проекта, 7. Критерии успешности проекта, 11. Заинтересованные стороны проекта, 13. Команды проекта, 35. Проектно­ориентированное управление, 36. Внедрение проектного управления.

  1. Портфель проектов и программ

Ключевое определение

Портфель проектов и программ — совокупность проектов и/или программ, которые группируются с целью повышения эффективности управления и достижения стратегических целей организации.

Свод знаний

Портфель проектов включает проекты и программы, которые имеют общие ограничения по ресурсам (например, общий пул ресурсов или финансовые ограничения), однако могут быть не связаны по целям и результатам. В компании может существовать одновременно несколько портфелей проектов, управление которыми осуществляется относительно независимо.

При формировании портфеля необходимо учитывать:

  • Соответствие целей проектов и программ стратегическим целям организации;

  • Сбалансированность портфеля по значимым для организации параметрам;

® Максимизацию ценности портфеля для организации при существующих ограничениях на ресурсы.

Формирование портфеля проектов и/или программ предполагает определение приоритетов проектов и программ внутри организации и оптимизацию состава проектов в портфеле для обеспечения наилучшего соответствия портфеля стратегическим целям компании.

При формировании портфеля проектов и программ используются методы, позволяющие определять приоритеты проектов с учетом утвержденных в организации критериев отбора, включая учет соответствия целей проекта стратегическим целям организации, ограниченность бюджета и ресурсов. Процессы мониторинга портфеля проектов включают как мониторинг хода реализации портфеля, так и мониторинг внешней среды. При изменении окружения, как внешнего, так и внутреннего, портфель проектов может и должен быть пересмотрен.

Возможные шаги процесса

  1. Оцените потребность организации в осуществлении проектов и программ портфеля.

  2. Составьте список проектов и программ по степени их соответствия целям компании.

  3. Выполните анализ осуществимости и обоснование проектов и программ портфеля.

  4. Определите критерии формирования портфеля.

  5. Определите потребность в ресурсах проектов и/или программ портфеля.

  6. Определите очередность выполнения проектов и программ.

  7. Определите ключевые заинтересованные стороны — участников проектов и/или программ портфеля, а также определите их ожидания и интересы.

  8. Задокументируйте усвоенные уроки и используйте их в будущих проектах.