Файл: Контрольная работа по учебной дисциплине огсэ. 01 Основы философии Вариант 1 студент группы ЗаоПДз2012.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Лучше совсем не стрелять в тигра, чем только ранить его» Если тигра не трогать, то можно благополучно избежать нападения, а если только ранить, то разозлённый тигр обязательно нападёт. Это значит и в отношениях людей, лучше не трогать человека, особенно будучи неуверенным в своих физических и моральных возможностях. Потому что потом сам же и пострадаешь от такого человека.

Чтобы увидеть истину в жизни, нужно сесть в лужу.

Не давай книжным червям ни единого шанса - топи их в луже вместе с книгой.

Задание 4

Заполните таблицу «Основные этапы развития русской философии»

Ответ:


Основные этапы русской философии


Временные рамки



Актуальные проблемы


1) Философия средневековой Руси


(Х – ХVII вв.).

Важнейшими событиями, определившими формирование философски на Руси, стали создание славянской азбуки, христианизация Руси и влияние византийской духовной культуры. После принятия христианства в Киевской Руси начали распространяться произведения греческих авторов, сочинения византийских богословов - отцов церкви.

2) Философия эпохи Просвещения

.


(ХVIII – первая четв. ХIХ вв.).

ХVIII век в России – это время глубочайших преобразований в экономике и политике, стремительного развития науки и художественной культуры, формирования системы народного образования. Россия активно воспринимает западную культуру, в том числе и философскую. Наиболее существенное влияние на развитие философии в этот период оказало творчество представителей «Ученой дружины Петра I» Ф. Прокоповича, В. Татищева, А. Кантемира (научный кружок), взгляды А.Н. Радищева и М.В. Ломоносова.

Представители «Ученой дружины» разрабатывают философские проблемы на основе освоения идей западной философии Возрождения и Нового времени. В центре их внимания следующие философские вопросы: разделения философии и теологии как разных форм познания действительности, вопрос о роли чувственного познания, идеи дуализма и деизма

3) Классическая русская философия

.


(ХIХ – нач. ХХ вв.).

В середине ХIХ века в России сложились определенные предпосылки формирования философии как самостоятельного явления.

Первой из них стала необходимость синтеза высказанных в течение веков идей, претворения их в целостную систему

4) Русская философия


ХХ века.

Этот период можно подразделить на 3 этапа:

- философия «серебряного века» русской культуры,

- философия русского зарубежья (большинство религиозных мыслителей завершили свой творческий путь в эмиграции),

- философия советского периода.


Задание 5

Заполните таблицу «Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ вв.»

Ответ:

Философия

Основные направления

Ведущие представители

Обсуждаемые проблемы

Западноевро-пейская

Феноменология – это философское направление, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания – рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить изначальные основы познания человеческого существования и культуры.

Родоначальником этого направления является немецкий философ Э.Гуссерль (1859-1938). Он понимал феноменологию как новую, строгую научную философию о феноменах сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах, дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания во всей его частной конкретике.

Позитивизм – это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующее на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX века. Его основателем был французский философ О.Конт (1798-1857). Уделом науки, по Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопросы: «Почему?», она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать на вопрос: «Как?». Лишь в этом случае наука может стать позитивной. Это должно касаться как частных наук, так и философии. Задача положительной философии состоит в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.

Вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм – возникла на рубеже XIX – XX веков. Его ведущими представителями выступили австрийский физик Э.Мах (1838-1916) и швейцарский философ Р.Авенариус (1843-1896). В отличие от «первого позитивизма», который в лице Конта рассматривал философию как науку синтезирующую, «второй позитивизм» сводил ее к теории познания и стремился построить теоретическую модель процесса познания. Эмпириокритицизм означал «критику опыта» и предполагал «очищение» опыта от всех положений, которые имеют метафизическую природу. Опыт, по Маху, состоит из ощущений, которые у него фактически являются «элементами мира».

Третьей исторической формой позитивизма является неопозитивизм – направление в философии XX века, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки: роли знаково-символических средств научного мышления, отношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания. Неопозитивизм зародился почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы XIX века. Его основными представителями являются: М.Шлик, Р.Карнап, Г.Рейхенбах, Л.Витгенштейн.

Представители «третьего позитивизма» утверждают, что философия не является ни наукой о какой-то реальности, ни теорией познания. Она – особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Поэтому первый вариант неопозитивизма получил название логического позитивизма.

Прагматизм – это течение в современной философии, представители которого считают практическую полезность знания источником опасности и подчеркивают, что философия есть способ решения человеческих проблем.

Основными представителями этого направления являются американские философы Ч.Пирс (1839-1914), Ч.Джемс (1862-1910), Дж. Дьюи (1859-1952).

Принципы прагматизма оказали существенное влияние на общий стиль американского мышления и практики, в том числе и политики.

С конца 50 – начала 60-х годов ЧЧ века неопозитивизм как философское направление в исследовании науки стал терять свое влияние. Ему на смену пришел «четвертый позитивизм», или постпозитивизм, который пересмотрел проблематику философии, ее роль в науке и обществе, методы научного исследования. К числу его виднейших представителей относятся К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, Дж.Агацци.

немецкий философ Э.Гуссерль (1859-1938).

французский философ О.Конт (1798-1857).

австрийский физик Э.Мах (1838-1916) и швейцарский философ Р.Авенариус (1843-1896).

представителями являются: М.Шлик, Р.Карнап, Г.Рейхенбах, Л.Витгенштейн

виднейших представителей относятся К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, Дж.Агацци. американские философы Ч.Пирс (1839-1914), Ч.Джемс (1862-1910), Дж. Дьюи (1859-1952).

Главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания.

  проблема существования человека в мире

 

                    *экзистенциализм К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889=1976), Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960);

 

                    *прагматизм Ч. Пирс (1839-1914), У. Джемс (1842-1910), Дж. Дьюи (1859-1952);

 

                    *персонализм Х. У. Керр (1857-1931), В. Штерн (1871-1938), Р. Т. Флюэллинг (1871- 1960), Э.Ш. Брайтмен (1884-1953).

 

                    - проблема языка, смысла терминов, специфики философии

 

                    *неопозитивизм Р. Карнап (1891-1970);

 

                    *философия лингвистического анализа Витгенштейн (1889-1951);

 

                    - проблемы развития науки

 

                    *критический рационализм К. Поппер (1902-1994)

 

                    *постпозитивизм И. Лакатос (1922-1974), Т. Кун (род. 1922), П. Фейерабенд ( род. 1924);

 

                    - проблемы развития истории

 

                    *теории постиндустриального общества, общества всеобщего благоденствия Д. Белл (р.1919), А. Тоффлер (р. 1928), У. Ростоу ;

 

                    *теории круговорота локально замкнутых цивилизаций О. Шпенглер (1880-1936), А. Тойнби (1889-1975);

 

                    - проблемы понимания

 

                    *герменевтика сознания Ф. Шлейермахер ((1868-1934), В. Дильтей (1833-1911)

 

                    *феноменология, герменевтика бытия Э. Гуссерль (1859-1938), Х. Г. Гадамер.


Русская идеалистичес-кая

Религиозно-философ ский идеализм.

М. Ю. Лермонтов, А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Н. И. Лобачевский, Д. И. Менделеев, С. А. Лебедев, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, П. И. Чайковский, М. И. Глинка, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов и другие.

1.В учении славянофилов главным становится вопрос об истинном духовном содержании христианства. Согласно А.С. Хомякову, церковь является местом духовного единения человека и Бога. Мыслитель подчеркивает, что все порывы и действия человека, его нравственные убеждения только тогда имеют смысл, когда они обоснованы религиозно. Но признание и подчинение человеческой жизни церкви должны быть свободным выбором. Все способности, которыми обладает человек, а это разум, воля, чувства, являются следствием его веры в Бога.
2.Русская идеалистическая философия связана с религиозным подходом к проблеме сущности и происхождения человека. Он рассматривается как субъект, в котором совмещены два начала – добро и зло, дьявольское и божественное (по Ф.М. Достоевскому). В. Соловьев указывает на односторонность трактовки человека, предложенной материализмом и рационализмом. По его мнению, человек – абсолютно уникальное существо, неразрывно связанное с Богом. Предназначение человека в том, чтобы установить связь с ним посредством религиозного чувства. Таким образом, человек представляется, одновременно, и как божественное, и как ничтожное. С точки зрения Н.А. Бердяева, человек – это пересечение двух миров – высшего и низшего. Он создан по образу и подобию Бога. Физически человек вовлечен в круговорот общественных событий, а духовно связан с Богом. Следовательно, в религиозном направлении проблема человека решается в определении его связи с Богом.

3.С позиции материалистов (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.) человек есть высшее произведение природы, его деятельность подчиняется разуму, руководствуется им. Чем больше соответствие между разумом и практической деятельность, тем больше человек чувствует себя свободным. Развитие личности человека связано с развитием общества. Изменения в обществе, новые направления деятельности социальных групп влияют на развитие личности (А. И. Герцен).
4.Философия общего дела переосмысливает предназначение человека. Человек смертен, порабощен силой смерти, цель человека – бессмертие, воскрешение поколения отцов. В этом состоит общечеловеческая задача. Н.Ф. Федоров предполагал возможность регуляции естественных природных процессов при помощи средств науки и техники. Личное бессмертие Федоров не признал, подчеркивая безнравственность этой идеи


Задание 6 Заполните таблицу «Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.»

Ответ:

Представитель

Философская концепция, идея

Основные категории произведения

Одним из первых философов-западников был А. Радищев(1749–1802).

Одним из ярких представителей русской философии был П. Чаадаев (1794-1856),

Революционные демократы – В. Белинский (1811– 1845), А.Герцен (1812–1870), Н.Чернышевский (1828–1889) 

Одним из оригинальных мыслителей того времени считается П.  Юркевич (1826–1874),

Одним из философов, который рассуждал о «грамотном» обращении с государственным устройством был К. Леонтьев (1831 –1891).  Русский философ Н. Федоров (1829–1903) осуждал преклонение не только перед теоретическим разумом, но и перед природой. Он считал природу врагом человека и призывал людей управлять ею. Федоров много рассуждал о смерти и эгоистическом отношении людей к умершим. Учение Федорова считается русской утопией, в которой он стремился соединить идеи спасения с реальностью жизни.

Писатель и русский философ И. Ильин (1883–1954)  

У истоков "духовного возрождения"  стоял философ В. Соловьев (1853–1900


Он опирался на принципы равенства всех людей, признание естественных прав и свобод личности. Радищев критиковал российскую государственность, считался одним из основателей российского социализма. Его философские положения соединяют  в себе рационализм, материализм, пантеизм и гуманизм, утверждают приоритет материальных вещей и чувственного познания.

Критиковал Россию за ее «отлученность» от достижения цивилизации. Он описал отличительные черты русской культуры от западной. Чадаева нельзя отнести с славянофилам или западникам, он одинаково признавал влияние духовности и рациональности, зависимости человека от Бога, социальной среды и материальной независимости, свободы.


Писали свои труды под влиянием философии Гегеля и Фейербаха, они внесли неоценимый вклад в развитие русской философской мысли. Религиозные философы второй половины XIX века сумели критично переосмыслить весь предыдущий философский и идеологический опыт, объединиться в мыслях о самобытности русского народа и о необходимости заимствования европейского опыта. Помимо этого, критика новых русских философов распространялась на любые формы материалистических идеологий, лишенных иррациональности – они скептически относились к явлениям демократии и зарождающемуся социализму и обращались к более интимным сферам человеческой жизни – творчеству и религии, мистике и экзистенциальной сущности человека. 

Автор «философии сердца», в которой он отстаивал приоритет сердца над разумом. Он выступал против западного реализма, материалистических взглядов Чернышевского.

В1850 ых- гг. для молодежи было характерно рациональное мышление, эпоха позитивизма и социализма принесла новые воззрения, характеризующиеся сочетанием утилитаризма и аскетизма, науки и морализаторства, позитивизма и внутренней религиозности.

Он отрицал оптимистически-гуманистическое понимание человека, идеология которого строилась на допущении разумности и наличия доброй воли. Вера в "земного человека" представлялась Леонтьеву "соблазном, который привел к загниванию культуры". Философ считал, что индивидуализм и автономность человека отрицательно сказываются на почитании Бога.Леонтьев был противников "морализации", которой не должно быть места при оценке истории, и инициатором развития программы "эстетики истории". В противоположность декадентской эстетике упадка он выступает защитником государства, идеи его одухотворения.

В своей работе "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" пытался по-новому интерпретировать систему философских идей немецкого  мыслителя.
Ильин отстаивал идею  существования самостоятельного философского опыта, который состоит в систематическом созерцании предмета. Предмет философии, по мнению Ильина,есть Бог. Философия находится выше религии, потому что «раскрывает  Бога не в образах, а в понятиях». Ильин в своих работах много рассуждал о зле и проблеме ответственности человека, критиковал Толстого за его идеи "непротивления", рассматривая эту идею как "потакание злу". Однако в более поздних работах, узнав о всех аспектах понятия фашизма, Ильин призывает не к активному сопротивлению злу, а к "уходу от дел мирских". Философ был патриотом и верил в возрождение России.

Заложил теоретический базис для последующих философских систем  России и объединил научную, религиозную, оптологическую, социально-историческую и ценностно-практическую парадигмы. Его "философия единства" поднимала вопросы человека и его места в мире, отношения человека и Бога. Соловьев призывал к соучастию и сотрудничеству человека и мира, человека и Бога, обосновывал необходимость исполнения в жизни сверхмировых ценностей, причастность к абсолютному и нравственную солидарность всего сущего.

В этом ее большое значение как для философского познания, так и для общекультурного развития. Важное значение имеет приобщение к ней с точки зрения формирования индивидуального самосознания, чувства причастности к отечественной истории и культуре и чувства ответственности за их судьбу. Без осознания каждым человеком и целым народом своего духовного стержня, без чувства причастности к национальной идее, трудно говорить о духовном возрождении России. Важнейшим условием и способом этого осознания является изучение русской философии.