Файл: Контрольная работа по учебной дисциплине огсэ. 01 Основы философии Вариант 1 студент группы ЗаоПДз2012.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Лучше совсем не стрелять в тигра, чем только ранить его» Если тигра не трогать, то можно благополучно избежать нападения, а если только ранить, то разозлённый тигр обязательно нападёт. Это значит и в отношениях людей, лучше не трогать человека, особенно будучи неуверенным в своих физических и моральных возможностях. Потому что потом сам же и пострадаешь от такого человека.
Чтобы увидеть истину в жизни, нужно сесть в лужу.
Не давай книжным червям ни единого шанса - топи их в луже вместе с книгой.
Задание 4
Заполните таблицу «Основные этапы развития русской философии»
Ответ:
Основные этапы русской философии | Временные рамки | Актуальные проблемы |
1) Философия средневековой Руси | (Х – ХVII вв.). | Важнейшими событиями, определившими формирование философски на Руси, стали создание славянской азбуки, христианизация Руси и влияние византийской духовной культуры. После принятия христианства в Киевской Руси начали распространяться произведения греческих авторов, сочинения византийских богословов - отцов церкви. |
2) Философия эпохи Просвещения . | (ХVIII – первая четв. ХIХ вв.). | ХVIII век в России – это время глубочайших преобразований в экономике и политике, стремительного развития науки и художественной культуры, формирования системы народного образования. Россия активно воспринимает западную культуру, в том числе и философскую. Наиболее существенное влияние на развитие философии в этот период оказало творчество представителей «Ученой дружины Петра I» Ф. Прокоповича, В. Татищева, А. Кантемира (научный кружок), взгляды А.Н. Радищева и М.В. Ломоносова. Представители «Ученой дружины» разрабатывают философские проблемы на основе освоения идей западной философии Возрождения и Нового времени. В центре их внимания следующие философские вопросы: разделения философии и теологии как разных форм познания действительности, вопрос о роли чувственного познания, идеи дуализма и деизма |
3) Классическая русская философия . | (ХIХ – нач. ХХ вв.). | В середине ХIХ века в России сложились определенные предпосылки формирования философии как самостоятельного явления. Первой из них стала необходимость синтеза высказанных в течение веков идей, претворения их в целостную систему |
4) Русская философия | ХХ века. | Этот период можно подразделить на 3 этапа: - философия «серебряного века» русской культуры, - философия русского зарубежья (большинство религиозных мыслителей завершили свой творческий путь в эмиграции), - философия советского периода. |
Задание 5
Заполните таблицу «Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ вв.»
Ответ:
Философия | Основные направления | Ведущие представители | Обсуждаемые проблемы |
Западноевро-пейская | Феноменология – это философское направление, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания – рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить изначальные основы познания человеческого существования и культуры. Родоначальником этого направления является немецкий философ Э.Гуссерль (1859-1938). Он понимал феноменологию как новую, строгую научную философию о феноменах сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах, дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания во всей его частной конкретике. Позитивизм – это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующее на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX века. Его основателем был французский философ О.Конт (1798-1857). Уделом науки, по Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопросы: «Почему?», она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать на вопрос: «Как?». Лишь в этом случае наука может стать позитивной. Это должно касаться как частных наук, так и философии. Задача положительной философии состоит в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук. Вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм – возникла на рубеже XIX – XX веков. Его ведущими представителями выступили австрийский физик Э.Мах (1838-1916) и швейцарский философ Р.Авенариус (1843-1896). В отличие от «первого позитивизма», который в лице Конта рассматривал философию как науку синтезирующую, «второй позитивизм» сводил ее к теории познания и стремился построить теоретическую модель процесса познания. Эмпириокритицизм означал «критику опыта» и предполагал «очищение» опыта от всех положений, которые имеют метафизическую природу. Опыт, по Маху, состоит из ощущений, которые у него фактически являются «элементами мира». Третьей исторической формой позитивизма является неопозитивизм – направление в философии XX века, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки: роли знаково-символических средств научного мышления, отношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания. Неопозитивизм зародился почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы XIX века. Его основными представителями являются: М.Шлик, Р.Карнап, Г.Рейхенбах, Л.Витгенштейн. Представители «третьего позитивизма» утверждают, что философия не является ни наукой о какой-то реальности, ни теорией познания. Она – особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Поэтому первый вариант неопозитивизма получил название логического позитивизма. Прагматизм – это течение в современной философии, представители которого считают практическую полезность знания источником опасности и подчеркивают, что философия есть способ решения человеческих проблем. Основными представителями этого направления являются американские философы Ч.Пирс (1839-1914), Ч.Джемс (1862-1910), Дж. Дьюи (1859-1952). Принципы прагматизма оказали существенное влияние на общий стиль американского мышления и практики, в том числе и политики. С конца 50 – начала 60-х годов ЧЧ века неопозитивизм как философское направление в исследовании науки стал терять свое влияние. Ему на смену пришел «четвертый позитивизм», или постпозитивизм, который пересмотрел проблематику философии, ее роль в науке и обществе, методы научного исследования. К числу его виднейших представителей относятся К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, Дж.Агацци. | немецкий философ Э.Гуссерль (1859-1938). французский философ О.Конт (1798-1857). австрийский физик Э.Мах (1838-1916) и швейцарский философ Р.Авенариус (1843-1896). представителями являются: М.Шлик, Р.Карнап, Г.Рейхенбах, Л.Витгенштейн виднейших представителей относятся К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, Дж.Агацци. американские философы Ч.Пирс (1839-1914), Ч.Джемс (1862-1910), Дж. Дьюи (1859-1952). | Главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания. проблема существования человека в мире *экзистенциализм К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889=1976), Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960); *прагматизм Ч. Пирс (1839-1914), У. Джемс (1842-1910), Дж. Дьюи (1859-1952); *персонализм Х. У. Керр (1857-1931), В. Штерн (1871-1938), Р. Т. Флюэллинг (1871- 1960), Э.Ш. Брайтмен (1884-1953). - проблема языка, смысла терминов, специфики философии *неопозитивизм Р. Карнап (1891-1970); *философия лингвистического анализа Витгенштейн (1889-1951); - проблемы развития науки *критический рационализм К. Поппер (1902-1994) *постпозитивизм И. Лакатос (1922-1974), Т. Кун (род. 1922), П. Фейерабенд ( род. 1924); - проблемы развития истории *теории постиндустриального общества, общества всеобщего благоденствия Д. Белл (р.1919), А. Тоффлер (р. 1928), У. Ростоу ; *теории круговорота локально замкнутых цивилизаций О. Шпенглер (1880-1936), А. Тойнби (1889-1975); - проблемы понимания *герменевтика сознания Ф. Шлейермахер ((1868-1934), В. Дильтей (1833-1911) *феноменология, герменевтика бытия Э. Гуссерль (1859-1938), Х. Г. Гадамер. |
Русская идеалистичес-кая | Религиозно-философ ский идеализм. | М. Ю. Лермонтов, А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Н. И. Лобачевский, Д. И. Менделеев, С. А. Лебедев, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, П. И. Чайковский, М. И. Глинка, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов и другие. | 1.В учении славянофилов главным становится вопрос об истинном духовном содержании христианства. Согласно А.С. Хомякову, церковь является местом духовного единения человека и Бога. Мыслитель подчеркивает, что все порывы и действия человека, его нравственные убеждения только тогда имеют смысл, когда они обоснованы религиозно. Но признание и подчинение человеческой жизни церкви должны быть свободным выбором. Все способности, которыми обладает человек, а это разум, воля, чувства, являются следствием его веры в Бога. 2.Русская идеалистическая философия связана с религиозным подходом к проблеме сущности и происхождения человека. Он рассматривается как субъект, в котором совмещены два начала – добро и зло, дьявольское и божественное (по Ф.М. Достоевскому). В. Соловьев указывает на односторонность трактовки человека, предложенной материализмом и рационализмом. По его мнению, человек – абсолютно уникальное существо, неразрывно связанное с Богом. Предназначение человека в том, чтобы установить связь с ним посредством религиозного чувства. Таким образом, человек представляется, одновременно, и как божественное, и как ничтожное. С точки зрения Н.А. Бердяева, человек – это пересечение двух миров – высшего и низшего. Он создан по образу и подобию Бога. Физически человек вовлечен в круговорот общественных событий, а духовно связан с Богом. Следовательно, в религиозном направлении проблема человека решается в определении его связи с Богом. 3.С позиции материалистов (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.) человек есть высшее произведение природы, его деятельность подчиняется разуму, руководствуется им. Чем больше соответствие между разумом и практической деятельность, тем больше человек чувствует себя свободным. Развитие личности человека связано с развитием общества. Изменения в обществе, новые направления деятельности социальных групп влияют на развитие личности (А. И. Герцен). 4.Философия общего дела переосмысливает предназначение человека. Человек смертен, порабощен силой смерти, цель человека – бессмертие, воскрешение поколения отцов. В этом состоит общечеловеческая задача. Н.Ф. Федоров предполагал возможность регуляции естественных природных процессов при помощи средств науки и техники. Личное бессмертие Федоров не признал, подчеркивая безнравственность этой идеи |
Задание 6 Заполните таблицу «Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.»
Ответ:
Представитель | Философская концепция, идея | Основные категории произведения |
Одним из первых философов-западников был А. Радищев(1749–1802). Одним из ярких представителей русской философии был П. Чаадаев (1794-1856), Революционные демократы – В. Белинский (1811– 1845), А.Герцен (1812–1870), Н.Чернышевский (1828–1889) Одним из оригинальных мыслителей того времени считается П. Юркевич (1826–1874), Одним из философов, который рассуждал о «грамотном» обращении с государственным устройством был К. Леонтьев (1831 –1891). Русский философ Н. Федоров (1829–1903) осуждал преклонение не только перед теоретическим разумом, но и перед природой. Он считал природу врагом человека и призывал людей управлять ею. Федоров много рассуждал о смерти и эгоистическом отношении людей к умершим. Учение Федорова считается русской утопией, в которой он стремился соединить идеи спасения с реальностью жизни. Писатель и русский философ И. Ильин (1883–1954) У истоков "духовного возрождения" стоял философ В. Соловьев (1853–1900 | Он опирался на принципы равенства всех людей, признание естественных прав и свобод личности. Радищев критиковал российскую государственность, считался одним из основателей российского социализма. Его философские положения соединяют в себе рационализм, материализм, пантеизм и гуманизм, утверждают приоритет материальных вещей и чувственного познания. Критиковал Россию за ее «отлученность» от достижения цивилизации. Он описал отличительные черты русской культуры от западной. Чадаева нельзя отнести с славянофилам или западникам, он одинаково признавал влияние духовности и рациональности, зависимости человека от Бога, социальной среды и материальной независимости, свободы. Писали свои труды под влиянием философии Гегеля и Фейербаха, они внесли неоценимый вклад в развитие русской философской мысли. Религиозные философы второй половины XIX века сумели критично переосмыслить весь предыдущий философский и идеологический опыт, объединиться в мыслях о самобытности русского народа и о необходимости заимствования европейского опыта. Помимо этого, критика новых русских философов распространялась на любые формы материалистических идеологий, лишенных иррациональности – они скептически относились к явлениям демократии и зарождающемуся социализму и обращались к более интимным сферам человеческой жизни – творчеству и религии, мистике и экзистенциальной сущности человека. Автор «философии сердца», в которой он отстаивал приоритет сердца над разумом. Он выступал против западного реализма, материалистических взглядов Чернышевского. В1850 ых- гг. для молодежи было характерно рациональное мышление, эпоха позитивизма и социализма принесла новые воззрения, характеризующиеся сочетанием утилитаризма и аскетизма, науки и морализаторства, позитивизма и внутренней религиозности. Он отрицал оптимистически-гуманистическое понимание человека, идеология которого строилась на допущении разумности и наличия доброй воли. Вера в "земного человека" представлялась Леонтьеву "соблазном, который привел к загниванию культуры". Философ считал, что индивидуализм и автономность человека отрицательно сказываются на почитании Бога.Леонтьев был противников "морализации", которой не должно быть места при оценке истории, и инициатором развития программы "эстетики истории". В противоположность декадентской эстетике упадка он выступает защитником государства, идеи его одухотворения. В своей работе "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" пытался по-новому интерпретировать систему философских идей немецкого мыслителя. Ильин отстаивал идею существования самостоятельного философского опыта, который состоит в систематическом созерцании предмета. Предмет философии, по мнению Ильина,есть Бог. Философия находится выше религии, потому что «раскрывает Бога не в образах, а в понятиях». Ильин в своих работах много рассуждал о зле и проблеме ответственности человека, критиковал Толстого за его идеи "непротивления", рассматривая эту идею как "потакание злу". Однако в более поздних работах, узнав о всех аспектах понятия фашизма, Ильин призывает не к активному сопротивлению злу, а к "уходу от дел мирских". Философ был патриотом и верил в возрождение России. Заложил теоретический базис для последующих философских систем России и объединил научную, религиозную, оптологическую, социально-историческую и ценностно-практическую парадигмы. Его "философия единства" поднимала вопросы человека и его места в мире, отношения человека и Бога. Соловьев призывал к соучастию и сотрудничеству человека и мира, человека и Бога, обосновывал необходимость исполнения в жизни сверхмировых ценностей, причастность к абсолютному и нравственную солидарность всего сущего. | В этом ее большое значение как для философского познания, так и для общекультурного развития. Важное значение имеет приобщение к ней с точки зрения формирования индивидуального самосознания, чувства причастности к отечественной истории и культуре и чувства ответственности за их судьбу. Без осознания каждым человеком и целым народом своего духовного стержня, без чувства причастности к национальной идее, трудно говорить о духовном возрождении России. Важнейшим условием и способом этого осознания является изучение русской философии. |