Файл: Основные отличия учебных и научных проблем, решаемых обучающимися.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С началом нового тысячелетия становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой. Такого рода навыки сегодня необходимые каждому человеку. Одним из основных путей формирования познавательной активности и самостоятельности обучаемых является использование в системе методов учебно–исследовательской и научно – исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность часто сохраняет все признаки учебной деятельности, поэтому проблемы, решаемые в процессе этой деятельности, чаще всего являются не строго научными, а скорее учебными. По времени исполнения исследовательская деятельность может быть: краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная. Нами используются все типы исследовательской деятельности. Попытаемся выявить отличия научных и учебных проблем.
Основные отличия учебных и научных проблем, решаемых обучающимися
Признаки сравнения | Учебная проблема | Научная проблема |
Новизна | Предполагает открытие знаний, не известных только обучающемуся или группе обучающихся | Предполагает открытие знаний, не известных до настоящего времени науке |
Наличие противоречия | Противоречия между имеющимися и необходимыми для решения учебной проблемы знаниями | Противоречие между известными науке теориями, законами и новыми фактами, не укладывающимися в рамки данных теорий, принципов и законов науки |
Результаты проверки гипотезы | Получение результата, его осмысление и включение в существующую систему знаний обучающихся | Получение объективно достоверного знания, соотнесение его с существующими научными теориями, принципами и законами. |
Перейдем к характеристике понятий «учебно – исследовательская» и «научно – исследовательская деятельность». Под учебно – исследовательской деятельностью обучающихся мы понимаем организованную педагогом деятельность, направленную на поиск, объяснения и доказательства закономерных связей анализируемых фактов, явлений или процессов, характеризующуюся постановкой учебной проблемы, выдвижением гипотезы для ее разрешения, ознакомлением с литературой по данной проблеме, овладением методикой исследования, сбором собственного материала, его анализом, обобщением, написанием итоговой работы и ее представлением перед сокурсниками и преподавателями. В учебно–исследовательской деятельности помимо этапа осознания и формулирования проблемы можно выделить такие этапы, как формулировка целей исследования, исследовательских задач, выдвижение гипотезы, поиск путей проверки и сама проверка гипотезы, обсуждение полученных результатов и получение одобрение товарищей и педагогов. Научно-исследовательская деятельность (в отличие от учебно - исследовательской) направлена на выявление объективно существующих закономерностей явлений и процессов, происходящих в социоприродной среде. В научно – исследовательской деятельности обучающихся можно выделить следующие этапы: мотивация научно- исследовательской работы; выбор направления исследования; выдвижение гипотезы и постановка задач; фиксирование и предварительная обработка данных; обсуждение результатов исследования, выдвижение и проверка гипотез; оформление результатов работы; представление исследовательской работы. Таким образом, этапы учебно – исследовательской и научно – исследовательской деятельности в основном совпадают. Но, как уже было сказано выше, эти два вида деятельности имеют целый ряд отличий.
Отличия учебно – исследовательской от научно – исследовательской деятельности
Анализируемые признаки | Учебно - исследовательская деятельность | Научно–исследовательская деятельность |
Степень самостоятельности | Выдвижение гипотезы, планирование путей достижения задачи либо с помощью педагога | Самостоятельно могут выявить проблему, сформулировать задачу, выдвинуть гипотезу, спланировать пути достижения поставленной задачи, накопить исследовательский материал и сделать выводы и оценить результаты работы |
Формы представления результатов (внешнее выражение продукта исследовательской деятельности) | Реферативная работа с элементами исследований, тезисы, письменный доклад, выступление на ученической конференции | Научно – исследовательская работа, проект, научная статья, тезисы, выступление на научно – практической конференции |
Значение полученных результатов для развития личности | Способствует развитию личности, формированию мировоззрения, решению индивидуальных образовательный и исследовательских задач |
Источник: [1, c. 85; 5, c. 458; 3; c. 59; 2, c. 126; 4, c. 33]
К научно – исследовательским работам обучающихся предъявляются более высокие требования, нежели к работам, выполненным по результатам учебно- исследовательской деятельности. При рассмотрении научно – исследовательских работ особое внимание обращается на соответствие формулировки темы работы ее содержанию, на наличие или отсутствие контрольной группы, на статистическую обработку полученных данных и на соответствие выводов и результатов исследования.
-
Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2021. – С. 80-88. 2. Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах. Том I. Теория и методика: Сборник статей/ Под ред. А.С. Обухова. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2019. – 701 с., С. 262-268. 3. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2019. – 480 с. 4. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2018. с.33-37 5. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2020. 612 с.