ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа 3 «Государство: доверие»
Внеурочное мероприятие на тему: «День Конституции РФ»
Цель проведения: Формирование у детей представлений о понятиях: «Конституция», «Право», «Обязанность»
Формируемые ценности: патриотизм, любовь к Родине, самореализация, развитие.
Планируемые результаты:
Личностные:
- воспитывать любовь к Родине;
- формирование гражданской идентичности;
- формирование уважительного и ответственного отношения к законам России;
-формировать чувство гордости за свою страну
Предметные:
-формирование основ знаний младших школьников о Конституции, как главном законе России;
- научить классифицировать конституционные права и обязанности граждан
Метапредметные:
-развивать умение рассуждать и высказывать свое мнение;
- развивать творческие способности учащихся;
- формирование умения работать с новой информацией по теме
Форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование презентации, включает в себя анализ информации, работу в парах, групповую работу, творческую работу.
Комплект материалов:
- сценарий
- методические рекомендации
-презентация
Содержательные блоки занятия
Часть1. Мотивационная.
Урок начинается с работы с пословицами о Родине; чтения стихотворения о Родине; отгадывания кроссворда, решение которого подводит к теме занятия.
Часть2. Основная.
Знакомство с понятием «Конституция», «право», «обязанности», беседа о государственном празднике РФ «День Конституции», работа с презентацией, использование игр для закрепления материала.
Часть 3. Заключительная.
Подведение итогов занятия.
Сценарий занятия:
Часть 1. Мотивационная (10 минут)
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня речь пойдет о государственном празднике России. Наша Родина- Россия, или Российская Федерация. На нашей планете много стран. Есть большие по площади, есть и совсем крошечные. Каждый человек, являясь гражданином того или иного государства, гордится свой Родиной, любит ее, старается сделать все возможное, чтобы она была еще богаче и прекрасней. И хотя вы еще дети, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому - Россия.
2. Работа с пословицами.
Работа в парах
-Соберите пословицу из слов - «Мать, человек, одна, Родина, у, одна, и»
«Одна у человека мать, одна и Родина»
-Как вы ее понимаете?
-Какие еще пословицы о Родине знаете? «Нет в мире краше Родины нашей». «На чужой сторонушке рад своей воронушке». «Своя сторона-мать, чужая – мачеха».
-Что такое для вас понятие «Родина»? (Ответы детей)
3. Чтение стихотворения.
-Давайте послушаем стихотворение о Родине (А. Прокофьев «Родимая сторона»):
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше
Дорогие края.
Лучше родины нашей
Нет на свете, друзья!
Россия…Как из песни слово…
Березок юная листва,
Гуденье цеха заводского,
Любимый город наш - Москва.
4. Работа с кроссвордом. Обобщение знаний о государственных символах
-Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои символы? Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн).
- Сейчас мы отгадаем кроссворд о символике и узнаем название нашего занятия.
(Работа в группах)
1) Цвет нижней полоски на флаге. (Красный)
2) Птица, изображенная на гербе. (Орел)
3) Торжественная государственная песня. ( Гимн)
4) Цвет средней полоски на флаге. (Синий)
5) Жезл-символ власти. (Скипетр)
6) Имя воина, изображенного на гербе России и г. Москвы.(Георгий)
7) Царь-отец российского флага, который утвердил его, как торговый. (Петр)
8) У орла две головы, значит, он…(Двуглавый)
9) Наше государство-Российская…(Федерация)
10) Георгий, воин на коне-это…(всадник)
- Прочитайте ключевое слово по вертикали: Конституция. Что такое Конституция?(Ответы детей)
Часть 2. Основная.(30 минут)
1. Знакомство с понятием «Конституция»
- А сейчас послушайте, пожалуйста, легенду!
«Давным – давно было два государства: Можно и Нельзя.
Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь оскорблять – оскорбляй. Можно все.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, нельзя грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, убивать, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государства Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали жить счастливо.»
- Как вы думаете, почему государство стало процветающим, счастливы стали его жители, почему они стали чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей)
-Давным-давно, тысячи лет тому назад, на земле появились люди. Одновременно появились главные вопросы:
- Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право, а на что не имеют?
-Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы. Когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.
- Что же такое закон?
Закон - это правила, которые устанавливает государство.
Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Скажем хором: Конституцией.
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? О каком празднике?
(О дне Конституции.)
- Ребята, у нашего народа много праздников и памятных дат. Одной из таких дат является 12 декабря. В этот день вся страна отмечает День Конституции.
-Как называется наша Родина? (Россия)
-Как называют людей, живущих в России? (Россиянами)
-Какой город является столицей нашей Родины? (Москва)
-Хорошо, а может, кто – нибудь знает, что такое Конституция?
( Конституция – это основной закон государства.)
-Конституция РФ – это самый главный закон страны, в котором описаны все права и обязанности граждан нашей страны. Его обязаны соблюдать все: и президент, и взрослые, и дети.
2. Рассказ учителя о Дне Конституции РФ.
- Сегодня 12 декабря. В этот день наша страна отмечает праздник День Конституции. Конституция – это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.
- Для того, чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы.
- Как вы думаете, как и кто придумал конституцию
? (Народ, ученые)
- Сначала Конституцию придумали и записали ученые. Потом состоялся референдум (всенародный опрос, голосование по важному государственному вопросу), где каждый гражданин мог проголосовать. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так была принята наша Конституция.
- Что сказано в нашей Конституции?
- В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, самым главным. Это значит, что государство должно делать все, чтобы жизнь наших людей, нас с вами становилась все лучше и лучше.
- Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин РФ.
-В Конституции РФ записаны наши права, свободы и обязанности.
3. Знакомство с понятиями «право» и «обязанность»
-Ребята, как вы думаете, что такое право и что такое обязанность? В чем их различие? (Ответы детей?)
-В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причем права даются в совокупности со свободами.
4. Анализ понятия «право»
- Право - это правила, по которым живут люди; эти правила охраняются государством.
-Какими же правами обладает гражданин России?
-
Каждый человек имеет право на свободу слова -
Каждый человек имеет право на бесплатное образование -
Каждый человек имеет право на работу -
Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь -
Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность -
Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества
-В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование.»
- Какие же права есть у вас, школьников? (Ответы детей).
-
Право на рождение. -
Право на имя. -
Право на жизнь. -
Право на отдых. -
Право на каникулы. -
Право на занятие в кружках и секциях. -
Право на тайну переписки и т.д.
Учитель: - Права ребёнка надо знать,
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить
4. Игра.
-А теперь, давайте попробуем применить конституцию к сказкам.
Я буду задавать вопросы, а вы попробуете отгадать сказку и героя.
-
В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»). -
В какой сказке, и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас – Барабас). -
Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга). -
Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная Королева). -
Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).
5. Анализ понятия «обязанность»
- В Конституции записаны не только права, но и обязанности.
- Обязанность – это действия, которые граждане обязаны (должны) делать.
-Какие же обязанности есть у каждого гражданина России?
• Обязанность защищать Родину
• Обязанность соблюдать законы
• Обязанность сохранять природу и окружающую среду
•Обязанность платить налоги
- Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.
-
Уважать друг друга. -
Культурно вести себя. -
Ходить опрятным. -
Выполнять устав школы. -
Обязанность хорошо учиться.
- Итак, обязанности школьников: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников), культурно вести себя в классе, школе и за их пределами, ходить опрятными, выполнять устав школы.
6. Игра «Да/нет»
- Россия - наша страна?
- Да!
- Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
- Да!
- Можно ли относиться к человеку жестоко?
- Нет!
- Защищён ли человек законом?
- Да!
- Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
- Да!
-Можно ли без разрешения зайти в жилище человека?
-Нет.
- Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
- Да!
- Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
- Да!
- Может ли человек владеть имуществом?
- Да!
7. Закрепление.
Игра «Запрещается - разрешается».
1) Посмотри на этот знак
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребёнка
- Это разрешается.