Файл: Занятие 10. Журналистский текст как продукт социальной и творческой деятельности План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Помимо классического понятия «жанра», в современном теоретическом литературоведении бытует и другое – «Антижанр», или жанровая модификация. Такова к примеру, модификация утопии – антиутопия. Антижанр является старой формой в новой функции. Художественная структура антижанра, в значительной мере определяющая особенностями формы «породившего» его классического жанра, наполняется, по сравнению с исходным жанром, содержанием с противоположной идейной направленностью, так как Антижанр ставит под сомнение ценность идей, воплощаемых, как правило, в произведениях исходного литературного жанра. При этом Антижанр является модификацией не жанровой формы, содержание которой неопределенно (роман, повести, рассказа, поэмы), а такой, которая обладает достаточно определенным содержанием – молитвы, утопии, апокрифа, христианской притчи, жития и тп.
Феномен жанровой модификации виден на примере Чеховского «Ваньки» (1886), написанного в традиции рождественского рассказа, Герой пишет письмо дедушке в ночь под Рождество, поэтому читатель ожидает чуда характерного для рождественской истории. Однако жанровое ожидание не сбывается, и развязка произведения не оставляет ни малейшей надежды на избавление Ваньки от его горькой участи. Ак в традиционной для рождественского рассказа форме выражена идея бытия без Бога, где не места гармонии и чуду.
Жанровые модификации целесообразно сравнить с пародией. Ю.Н. Тынянов, разграничивая пародию и близкие ей формы с точки зрения направленности против и на, включил в состав пародии, существовавшей с античности, пограничные литературные формы – перепев, или вариацию и подражание а также стилизацию. Ученый утверждал, что между подражанием и пародией нет четкой грани и что «пародийность вовсе не непременно связана с комизмом»
Содержание близких пародии форм – стилизации, перепева и подражания – не противоположное по отношению к содержанию произведения исходного жанра, а принципиально иное. Поэтому их целесообразно называть вариациями.
По определению Новикова Вл. И., структурной основой пародии всегда является «комический образ произведения» Но в отличие от пародии, Антижанр не всегда обладает комической функцией. В этой связи в равной мере примечательно и загадочно суждение Тынянова о трагедии как пародии на комедию.
Источники:
https://studfile.net/preview/7868778/page:2/
https://studfile.net/preview/5021408/page:5/
https://studfile.net/preview/9051110/page:12/