Файл: Самостоятельная работа модуль достижения современной педагогической науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа
МОДУЛЬ «ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»
_______________________________________________________________________________
ТЕМА 1.1.
СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКААЯ НАУКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
А. Педагогическая диагностика
Познакомьтесь с двумя электронными УМК по педагогической диагностике, разработанными ГБОУ школа № 197 Центрального района Санкт-Петербурга (научный руководитель: к.п.н., доцент института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена – И.Ю. Гутник) | |
Диагностическая школа http://дш.школа-197.рф/p1aa1.html | Рефлексивная школа http://reflekschool.ru/ |
| |
Опишите 5 проблемных ситуаций, с которыми вы сталкивались в профессиональной деятельности или которые наблюдали. Это могли быть ситуации, которые возникали между учителем и учениками, учителем и учеником, между самими учениками, а затем подберите методики педагогической диагностики для первичного поиска причин их возникновения. | |
Заполните таблицу 1. |
Таблица 1 для самостоятельной работы
Проблемы | Методики педагогической диагностики | Почему выбрали именно их? |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
Шкала критериев для самооценки выполнения задания
№ п/п | Критерии оценки выполнения задания | Баллы |
1 | Выбрано больше одной методики для поиска причин | 0-1 балл |
2 | Предложены реальные, актуальные для практики проблемы | 0-2 балла |
3 | Проблемы затрагивают проблемы из различных сфер деятельности педагога | 0-1 балл |
4 | Отобраны методики из двух УМК | 0-1 балл |
Всего баллов | 0-5 баллов |
Б. Парадоксы педагогической науки
Предлагаем самостоятельно поработать со статьей Члена-корреспондента РАО, профессора, доктора педагогических наук, Заслуженного деятеля науки РФ, лауреата Премии Правительства России в области образования Владислава Владиславовича Серикова «Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества» / В.В. Сериков // Образование и наука. – 2015. – № 7(126). – С. 4-23. https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/14581/1/edscience_2015_7_126_002.pdf |
В статье рассказывается о парадоксах познания педагогических явлений, которые обусловливают объективную сложность образования как изучаемого феномена. Предположим, что эти парадоксы в некоторой степени могут стать помехой к получению нового научного знания. Выделите парадоксы, заполнив таблицу 2. |
Постарайтесь оценить свою работу по следующим критериям: - полнота информации. Насколько внимательно вы прочли статью? Все ли выделено, внесено в таблицу? - научная корректность. Понятна ли мысль автора статьи в вашем изложении? Сохранился ли смысл, точно ли использованы основные термины? - практическая польза. Отражены ли практические ситуации, в которых этот парадокс ярко проявляется? Оцените свою работу по критериям от 1 до 5 (1- нет, 2 - частично, 3 – недостаточно полно, 4 - достаточно полно, 5 – в полной мере) |
Таблица 2 для самостоятельной работы
Парадокс педагогической науки | Суть | Отражение в педагогической практике |
| | |
| | |
| | |
В. Педагогическая поддержка: инструментарий осуществления
Выделяют две группы педагогической поддержки, способствующие самостоятельному выбору в процессе самоопределения и также оказанию помощи в преодолении препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности1. Первая группа средств обеспечивает внутреннюю педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества – внимательное отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение. Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, воспитанности, выявление личных проблем школьников, отслеживание процессов развития каждого подростка, совместное с ребенком проектирование индивидуального маршрута в образовании, рефлексию как способ и средство самопознания, детско-взрослую экспертизу как особый способ выявления ценностных и смысловых доминант пространства совместной жизнедеятельности взрослых и детей. Общими для обеих групп средств поддержки являются следующие особенности: - диалогичность и деятельностно-творческий характер взаимодействия; - создание комфортной среды для принятия самостоятельных решений. |
Подумайте о средствах педагогической поддержки, которые вы используете в собственной профессиональной деятельности и/или ориентированы к использованию при необходимости. Заполните таблицу 3. |
Таблица 3 для самостоятельной работы
Ситуации и инструментарий, обеспечивающий внутреннюю педагогическую поддержку всех учащихся | Ситуации и инструментарий, обеспечивающий индивидуально-личностную поддержку ученику | ||
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Шкала критериев для самооценки выполнения задания
№ п/п | Критерии оценки выполнения задания | Баллы |
1 | Приведены примеры ситуаций, требующих педагогической поддержки по двум группам | 0-2 балл |
2 | Обозначен вариативный инструментарий педагогической поддержки по каждой ситуации | 0-2 балла |
3 | Инструментарий педагогической поддержки задействует ресурсы цифровой образовательной среды | 0-1 балл |
Всего баллов | 0-5 баллов |
Г. Проявления отчуждения учащихся от учебы
В основе текста задания материал исследования закономерностей преодоления отчуждения школьников от учебы средствами активизации образовательной деятельности, проведенного в 2014 году. Познакомьтесь с результатами исследования и поразмышляйте, что изменилось сегодня. Размышления запишите в таблицу 4. |
Таблица 4 для самостоятельной работы
Выводы по итогам анализа ответов анкеты (2014 год) | Оценка современного состояния проявления «отчуждения», выберите степень проявления: распространено/ частично распространено/ не распространено | Аргументация изменений |
излишний пессимизм учителей, считающих, что значимость получения образования для учеников мала | | |
позиции учителей и учеников относительно продолжения образования существенно расходятся, что можно расценивать как незнание учителями жизненных планов своих учеников | | |
организация работы ученика на уроке довольно часто не соответствует ожиданиям школьников, не предусматривает обсуждения причин учебных успехов и неудач | | |
ученики заинтересованы во взаимодействии с учителями, однако вне урока это взаимодействие непродолжительно по времени и эпизодично | | |
Новые проявления «отчуждения школьников от учебы» сегодня: … | … | … |
Шкала критериев для самооценки выполнения задания
№ п/п | Критерии оценки выполнения задания | Баллы |
1 | Все предложенные проявления оценены | 0-1 балл |
2 | Дана аргументация проявлениям «отчуждения» с приведением результатов исследований | 0-2 балла |
3 | Дополнены современные проявления «отчуждения» | 0-1 балл |
4 | Новые проявления «отчуждения» аргументированы | 0-1 балл |
Всего баллов | 0-5 баллов |
1 Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий. М., Ростов н-Д, 2000. С. 120-127.