Файл: Самостоятельная работа модуль достижения современной педагогической науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа
МОДУЛЬ «ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»

_______________________________________________________________________________
ТЕМА 1.1.

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКААЯ НАУКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС



А. Педагогическая диагностика

Познакомьтесь с двумя электронными УМК по педагогической диагностике, разработанными ГБОУ школа № 197 Центрального района Санкт-Петербурга (научный руководитель: к.п.н., доцент института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена – И.Ю. Гутник)

Диагностическая школа

http://дш.школа-197.рф/p1aa1.html


Рефлексивная школа

http://reflekschool.ru/







Опишите 5 проблемных ситуаций, с которыми вы сталкивались в профессиональной деятельности или которые наблюдали. Это могли быть ситуации, которые возникали между учителем и учениками, учителем и учеником, между самими учениками, а затем подберите методики педагогической диагностики для первичного поиска причин их возникновения.

Заполните таблицу 1.

Таблица 1 для самостоятельной работы

Проблемы

Методики педагогической диагностики

Почему выбрали именно их?

1







2







3







4







5








Шкала критериев для самооценки выполнения задания


№ п/п

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

1

Выбрано больше одной методики для поиска причин

0-1 балл

2

Предложены реальные, актуальные для практики проблемы

0-2 балла

3

Проблемы затрагивают проблемы из различных сфер деятельности педагога

0-1 балл

4

Отобраны методики из двух УМК

0-1 балл

Всего баллов

0-5 баллов


Б. Парадоксы педагогической науки

Предлагаем самостоятельно поработать со статьей Члена-корреспондента РАО, профессора, доктора педагогических наук, Заслуженного деятеля науки РФ, лауреата Премии Правительства России в области образования Владислава Владиславовича Серикова «Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества» / В.В. Сериков // Образование и наука. – 2015. – № 7(126). – С. 4-23.

https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/14581/1/edscience_2015_7_126_002.pdf

В статье рассказывается о парадоксах познания педагогических явлений, которые обусловливают объективную сложность образования как изучаемого феномена. Предположим, что эти парадоксы в некоторой степени могут стать помехой к получению нового научного знания.

Выделите парадоксы, заполнив таблицу 2.

Постарайтесь оценить свою работу по следующим критериям:

- полнота информации. Насколько внимательно вы прочли статью? Все ли выделено, внесено в таблицу?

- научная корректность. Понятна ли мысль автора статьи в вашем изложении? Сохранился ли смысл, точно ли использованы основные термины?

- практическая польза. Отражены ли практические ситуации, в которых этот парадокс ярко проявляется?

Оцените свою работу по критериям от 1 до 5 (1- нет, 2 - частично, 3 – недостаточно полно, 4 - достаточно полно, 5 – в полной мере)


Таблица 2 для самостоятельной работы



Парадокс педагогической науки

Суть

Отражение в педагогической практике





























В. Педагогическая поддержка: инструментарий осуществления

Выделяют две группы педагогической поддержки, способствующие самостоятельному выбору в процессе самоопределения и также оказанию помощи в преодолении препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности1.

Первая группа средств обеспечивает внутреннюю педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества – внимательное отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение.

Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, воспитанности, выявление личных проблем школьников, отслеживание процессов развития каждого подростка, совместное с ребенком проектирование индивидуального маршрута в образовании, рефлексию как способ и средство самопознания, детско-взрослую экспертизу как особый способ выявления ценностных и смысловых доминант пространства совместной жизнедеятельности взрослых и детей.

Общими для обеих групп средств поддержки являются следующие особенности:

- диалогичность и деятельностно-творческий характер взаимодействия;

- создание комфортной среды для принятия самостоятельных решений.

Подумайте о средствах педагогической поддержки, которые вы используете в собственной профессиональной деятельности и/или ориентированы к использованию при необходимости. Заполните таблицу 3.




Таблица 3 для самостоятельной работы


Ситуации и инструментарий, обеспечивающий внутреннюю педагогическую поддержку всех учащихся

Ситуации и инструментарий, обеспечивающий индивидуально-личностную поддержку ученику


















































Шкала критериев для самооценки выполнения задания

№ п/п

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

1

Приведены примеры ситуаций, требующих педагогической поддержки по двум группам

0-2 балл

2

Обозначен вариативный инструментарий педагогической поддержки по каждой ситуации

0-2 балла

3

Инструментарий педагогической поддержки задействует ресурсы цифровой образовательной среды

0-1 балл

Всего баллов

0-5 баллов


Г. Проявления отчуждения учащихся от учебы

В основе текста задания материал исследования закономерностей преодоления отчуждения школьников от учебы средствами активизации образовательной деятельности, проведенного в 2014 году.

Познакомьтесь с результатами исследования и поразмышляйте, что изменилось сегодня. Размышления запишите в таблицу 4.



Таблица 4 для самостоятельной работы

Выводы по итогам анализа ответов анкеты (2014 год)

Оценка современного состояния проявления «отчуждения», выберите степень проявления: распространено/ частично распространено/ не распространено

Аргументация изменений

излишний пессимизм учителей, считающих, что значимость получения образования для учеников мала







позиции учителей и учеников относительно продолжения образования существенно расходятся, что можно расценивать как незнание учителями жизненных планов своих учеников







организация работы ученика на уроке довольно часто не соответствует ожиданиям школьников, не предусматривает обсуждения причин учебных успехов и неудач







ученики заинтересованы во взаимодействии с учителями, однако вне урока это взаимодействие непродолжительно по времени и эпизодично







Новые проявления «отчуждения школьников от учебы» сегодня: …







Шкала критериев для самооценки выполнения задания


№ п/п

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

1

Все предложенные проявления оценены

0-1 балл

2

Дана аргументация проявлениям «отчуждения» с приведением результатов исследований

0-2 балла

3

Дополнены современные проявления «отчуждения»

0-1 балл

4

Новые проявления «отчуждения» аргументированы

0-1 балл

Всего баллов

0-5 баллов


1 Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий. М., Ростов н-Д, 2000. С. 120-127.